Боевое применение истребителя Р-51 «Мустанг» во Второй Мировой войне

 

Самолеты Р-51 «Мустанг» в годы Второй Мировой войны применялись на всех театрах военных действий. В Евро­пе и на Средиземном море самолет выс­тупал в роли эскортного истребителя, истребителя-бомбардировщика, штурмо­вика, пикирующего бомбардировщика и разведчика. В Англии «Мустанги» также использовались для перехвата самолетов-ракет «Фау-1». Конец войны не стал кон­цом боевой карьеры истребителя. В ко­рейской войне 1950-53 гг. главная роль уже принадлежала реактивным истреби­телям. Но реактивные самолеты не мог­ли решать весь круг существовавших за­дач. Самолеты с поршневыми двигателя­ми по-прежнему использовались для не­посредственной поддержки сухопутных войск. Корея также стала местом боево­го дебюта самолета Р-82 «Твин-Мустанг» - ночного истребителя дальнего радиуса действия. Лишь после подписания пере­мирия в 1953 году военная карьера само­летов «Мустанг» в основном закончи­лась. Но еще несколько лет самолеты это­го типа применялись в Латинской Аме­рике в ходе локальных войн и для борь­бы с партизанами.

Столь бурную карьеру практически невозможно описать в строгом хроноло­гическом порядке. Мы будем вести свой рассказ для каждого театра военных дей­ствий отдельно.

Первые истребители «Мустанг I» прибыли в опытный центр Королевских ВВС А&АЕЕ в Боском-Даун поздней осе­нью 1941 года. Проведенные испытания показали, что самолет развивает на вы­соте 3965 м скорость 614 км/ч. Это был лучший из американских истребителей, поставлявшихся в то время Великобри­тании. Пилоты отмечали простоту управ­ления самолета и его высокую маневрен­ность. Но у самолета был один серьезный недостаток: двигатель «Аллисон V-1710-39» стремительно терял мощность на вы­сотах более 4000 м. Поэтому самолет не годился на роль дневного истребителя для европейского ТВД. Зато он оказался неплохим тактическим истребителем. Эскадрильи тактической авиации, подчи­нявшиеся командованию взаимодействия с сухопутными войсками (АСС) в то вре­мя были оснащены самолетами «Кертисс Томагавк» и «Вестленд Лисандер». Пер­вой частью Королевских ВВС, получив­шей «Мустанги», стала 26-я эскадрилья, дислоцированная в Гетвике. Самолеты начали прибывать в эскадрилью в феврале 1942 года, а 5 мая 1942 года эскад­рилья совершила первый боевой вылет на новых машинах. Это была разведка вдоль побережья Франции. Кроме того, в апре­ле 1942 года освоила истребители «Мус­танг» и достигла состояния боевой готов­ности 2-я эскадрилья, дислоцированная в Собриджуорте.

Самолеты «Мустанг I» оснастили фотокамерой F-24, установленной за креслом пилота. При этом машины со­хранили стандартное вооружение, поэто­му они могли защитить себя в случае встречи с истребителями противника.

Всего самолеты «Мустанг I» и IA по­ступили в 14 британских эскадрилий вза­имодействия с сухопутными войсками. Это были 2-я, 4-я, 16-я, 26-я. 63-я. 169-я, 239-я, 241-я, 268-я и 613-я эскадрильи Королевских ВВС, 309-я польская эскад­рилья, а также 400-я, 414-я и 430-я канад­ские эскадрильи. В момент наибольшего распространения «Мустанги I» и IA на­ходились на вооружении 21 эскадрильи Королевских ВВС. Позднее число эскад­рилий на «Мустангах» сократилось. Во время подготовки высадки в Европе 29 ноября 1943 года сформировали 2-ю так­тическую воздушную армию (2nd Tactical Air Force). В состав армии вошло 87 ис­требительных и бомбардировочных эс­кадрилий, в задачу которых входила под­держка сухопутных частей, высадивших­ся на материке. В состав 2-й ТВА вошли все эскадрильи АСС, летавшие на «Мустан­гах». 6 июня 1944 года на момент начала высадки десанта в Нормандии две эскад­рильи продолжали летать на «Мустангах IA» и три на «Мустангах I». В конце 1943 года британцы получили пополнение в виде 50 истребителей Р-51А/«Мустанг II». 268-я эскадрилья продолжала летать на «Мустангах II» до мая 1945 года.

По штату британская истребительная эскадрилья располагала 12 самолетами, и разделялась на два звена по шесть ма­шин. Эскадрильи объединялись в крылья. В каждом крыле было от трех до пяти эскадрилий.

Самолеты «Мустанг» с двигателями «Аллисон» в составе 2-й ТВА участвова­ли в операциях «Рейнджер», «Рубарб» и «Попьюлар», действуя в парах или не­большими группами на небольшой высо­те. Операция «Рейнджер» предусматри­вала проведение в бреющем полете атак на шоссейные и железные дороги. Атака проходила как свободная охота в задан­ном районе, без предварительного указа­ния цели, силами одного, двух - до шести - самолетов. Операция «Рубарб» пред­ставляла собой атаку на бреющем поле­те различных промышленных и военных объектов. Такие налеты проводились си­лами от шести до 12 самолетов. В бой истребители не ввязывались и уходили, нанеся удар. Под операцией «Попьюлар» подразумевалась фоторазведка в указан­ном районе.

Задачи, ставящиеся перед «Мустанга­ми», постепенно расширялись. Самолет использовали с эскадрильями обороны побережья для сопровождения бомбарди­ровщиков и торпедоносцев. Отличные летные качества «Мустангов» на неболь­ших высотах позволяли использовать их для перехвата немецких самолетов Fw 190, совершавших налеты на Англию. Немецкие самолеты обычно пересекали Ла-Манш, держась у самой воды, чтобы не попасть на экраны радаров.

В октябре 1944 года 26-я эскадрилья, летавшая к тому времени на «Мустангах» с двигателем «Паккард», снова получи­ла старые «Мустанги I». Эскадрилью планировалось использовать для поиска стартовых площадок «Фау-1» (операция «Ноубол»).

Первую победу истребитель «Мус­танг» одержал 19 августа 1942 года во время рейда канадцев в Дьеппе. Среди эскадрилий, осуществлявших воздушное прикрытие десанта, имелась 414-я канад­ская эскадрилья. Летный офицер Х.Х. Хиллз, ведомый флайт-лейтенанта Клар­ка сбил один Fw 190 в ходе боя, прошед­шего на высоте 300 м. Это была также первая воздушная победа самолетов, вы­пущенных фирмой «Норт Америкен». Сам Хиллз был американским добро­вольцем, служившим в канадской эскад­рилье. Вполне возможно, что настоящим автором победы был кто-то из других пилотов эскадрильи, а на счет Хиллза победу записали в пропагандистских це­лях, так как американский пилот был жителем Пасадены, где находился завод, выпускавший «Мустанги».

Определенную роль в истории истре­бителя стал рейд капитана Яна Левковича из 309-й польской эскадрильи. Тща­тельно изучив расход топлива в зависи­мости от высоты полета и оборотов дви­гателя, Левкович сумел совершить оди­ночный рейд на побережье Норвегии. 27 сентября 1942 года поляк взлетел с аэро­дрома в Шотландии и вместо рутинного патрулирования над Северным морем «посетил» норвежский порт Ставангер. Результаты налета были чисто символи­ческие, так как истребитель нес боеком­плект только для одного пулемета. Лев­кович получил дисциплинарное взыска­ние, но рапорт о его самодеятельности был отправлен вышестоящему началь­ству. Копию документа получил коман­дующий АСС генерал сэр Артур Баррат. По его приказу была составлена специ­альная инструкция, с помощью которой эскадрильи на «Мустангах» получили возможность значительно увеличить дальность полета.

В последнем квартале 1942 года эс­кадрильи «Мустангов» из состава АСС совершали налеты на наземные цели. Главной задачей эскадрилий стало нане­сение ударов по дорогам на оккупирован­ной территории Франции. Радиус дей­ствия «Мустанга» при полете в экономи­ческом режиме позволял самолетам до­летать до линии Дортмунд-Эмс.

Об интенсивности этих полетов сви­детельствует, например, такой факт: 6 декабря 1942 года налет на объекты, рас­положенные на территории Голландии, Франции и Германии совершило 600 ис­требителей и легких бомбардировщиков Королевских ВВС.

Главным противником «Мустангов» была зенитная артиллерия противника. Из десяти «Мустангов», потерянных в июле 1942 года, только один был сбит в ходе воздушного боя. Тем не менее, воз­душные бои не были редкостью. Уже упо­мянутый выше Холлис Хиллз одержал свою пятую победу 11 июня 1943 года. 29 июня два английских пилота командир эскадрильи Дж.А.Ф. Маклахан и его ведомый флайт-лейтенант А.Г. Пейдж одержали на «Мустангах I» довольно крупную победу. Они сопровождали ис­требители «Хоукер Тайфун», летевших на штурмовку целей во Франции. В районе Рамбуйе на высоте 600 метров англичане заметили звено из трех разведывательных самолетов Hs 126. Маклахан сбил два «Хеншеля», третьего сбил Пейдж. «Мус­танги» продолжили полет ив 16 км от места боя перехватили еще один Hs 126, который сбили совместно. В районе Бертиньи пилоты заметили аэродром, на ко­торый заходили два бомбардировщика Ju 88, и сбили оба «Юнкерса».

Первые американские «Мустанги» были разведывательными самолетами F-6А (P-51-2-NA). Эти самолеты несли фо­токамеры и четыре 20-мм пушки. Первой «Мустанги» получила 111-я эскадрилья фоторазведки и 154-я эскадрилья наблю­дения, в мае и апреле 1943 года, соответ­ственно. Обе части входили в состав 68-й группы наблюдения 12-й воздушной ар­мии США, действовавшей на территории французской Северной Африки. 12-я воз­душная армия объединяла в своем соста­ве части тактической авиации, действо­вавшей на Средиземноморском ТВД.

Первый боевой вылет совершил лей­тенант Алфред Шваб из 154-й эскадри­льи. 9 апреля 1943 года он вылетел с аэро­дрома Сбейтла, расположенного в Ма­рокко. Самолет Р-51 (41-37328, бывший английский FD416) совершил разведыва­тельный вылет над Средиземным морем и Тунисом, после чего благополучно вер­нулся на базу. Действовавшие в том же районе британские 225-я и 14-я эскадри­льи неоднократно брали у американцев до восьми F-6A для совершения дальних вылетов, за пределы зоны досягаемости «Спитфайров».

Первую боевую потерю 154-я эскад­рилья понесла 23 апреля. «Мустанг» был сбит огнем американской зенитной ар­тиллерии. Американцы приняли машину за «Мессершмитт». Случаи неверной х идентификации самолета повторялись в дальнейшем, что заставило американцев добавить к камуфляжу самолета элемен­ты быстрой идентификации.

В мае 68-ю группу переименовали в разведывательную, а 111-й и 154-й эскад­рильям присвоили название эскадрилий тактической разведки.

Самолеты тактической разведки F-6A/P-51-2-NA использовались в Север­ной Африке и в качестве обычных такти­ческих истребителей. В их задачу входи­ло патрулирование Средиземного моря, нападение на транспорты противника, борьба с танками и артиллерией. В Ту­нисе самолеты также использовались для непосредственной поддержки сухопут­ных войск. В ноябре 1943 года группа перебазировалась в Италию и вошла в состав 15-й воздушной армии. Эта армия, в отличие от 12-й воздушной армии вклю­чала в себя части стратегической авиации. Поэтому группа получила самоле­ты других типов, хотя 111-я эскадрилья сменила тип самолетов лишь в 1944 году.

12-я воздушная армия получила штурмовой вариант «Мустанга» - само­лет А-36А. Эти самолеты поступили в 27-го легкую бомбардировочную группу и 86-ю группу пикирующих бомбардиров­щиков. 27-я группа объединяла в своем составе три эскадрильи: 522-ю, 523-ю и 524-ю. В октябре 1942 года группа сме­нила свои старые А-20 на новые А-36А. К 6 июня 1943 года все эскадрильи груп­пы достигли состояния боевой готовнос­ти и приступили к налетам на итальянс­кие острова Пантеллерия и Лампедуза. Это была прелюдия к операции «Хаски» - высадке союзников на Сицилии. Дру­гая группа - 86-я - состояла из 525-й, 526-й и 527-й эскадрилий. К боевым вылетам группа приступила в середине июня, ата­куя цели, расположенные на Сицилии. Об напряженности боев свидетельствует тот факт, что за 35 дней с начала своей дея­тельности на Средиземном море, пилоты обеих групп совершили более 1000 бое­вых вылетов. В августе 1943 года обе группы переименовали в истребительно-бомбардировочные.

Главной задачей самолета А-36А было бомбометание в пикировании. Ата­ку проводили в составе звена из четырех машин. На высоте 2440 м самолеты пере­ходили в крутое пикирование, сбрасывая бомбы на высоте от 1200 до 600 м. Само­леты атаковали цель по очереди, один за другим. Такая тактика оборачивалась высокими потерями среди самолетов. Хорошая ПВО немецких войск вела плот­ный огонь по пикирующим самолетам. Только за период с 1 по 18 июня 1943 года обе группы потеряли от зенитного огня 20 машин. Кроме того, выяснилось, что аэродинамические тормоза нарушают устойчивость самолета в пике. Попытки усовершенствовать конструкцию тормо­зов в полевых условиях успехом не увенчались. Было даже официально запреще­но их использовать, хотя пилоты это зап­рещение игнорировали. В результате пришлось менять тактику. Атаку начина­ли теперь с высоты 3000 м, угол пикиро­вания уменьшили, а бомбы сбрасывали на высоте 1200-1500м.

Бомбометание из пике проводилось и при непосредственной поддержке сухо­путных войск. Кроме того, самолеты А-36А совершали разведывательные выле­ты. Несмотря на то, что англичане не за­интересовались самолетами А-36А, они состояли на вооружении 1437-го звена фоторазведки Королевских ВВС, дислоци­рованного сначала в Тунисе, а затем на Мальте. С июня по октябрь 1943 года аме­риканцы передали англичанам шесть само­летов А-36А. С них снимали пулеметы, сто­явшие внутри фюзеляжа, а за кабиной пи­лота устанавливали фотокамеру.

Самолеты получили неформальное на­звание «Инвэйдер» в связи с характером боевых заданий. Название не получило официального утверждения, так как рань­ше оно было закреплено за штурмовиком А-26 фирмы «Дуглас». Поэтому самолету А-36 присвоили название «Апач».

А-36А без бомбового вооружения оказался неплохим истребителем. В ре­зультате самолеты А-36А иногда исполь­зовали в качестве эскортных истребите­лей. Например, 22 и 23 августа самолеты А-36А сопровождали двухмоторные бом­бардировщики В-25 «Митчелл». Бомбарди­ровщики атаковали цели в районе Салерно. Поскольку база союзников в это время находилась в Катании на Сицилии, рассто­яние до цели составляло около 650 км.

Хотя классический воздушный бой не был главной задачей пилотов А-36А, боя штурмовики не избегали и, случалось, одерживали победы. Среди пилотов А-36А только один пилот стал асом. Это был лей­тенант Майкл Дж. Руссо из 27-й группы, сбивший пять самолетов противника.

Обе группы, летавшие на А-36А ак­тивно действовали в Италии. В ходе опе­рации «Аваланш» - высадки под Салерно, начавшейся 9 сентября 1943 года - группы оказывали поддержку высажива­ющимся частям. Над плацдармом союз­ники организовали «зонтик». Постоянно у земли кружило 12 самолетов А-36А, на средней высоте находилось 12 истреби­телей Р-38 и на большой высоте - 12 «Спитфайров». За успешные действия в ходе операции 27-я группа получила бла­годарность в приказе. 86-я группа также получила благодарность 25 мая 1944 года. Удачно разбомбив ключевой транс­портный узел в Катанцаро, группа прак­тически полностью парализовала пере­броску немецких частей, предопределив победу. 14 сентября 1943 года положение американской 5-й армии на Апеннинах стало критическим. Кризис удалось пре­одолеть лишь за счет активных действий самолетов А-36А и Р-38, нанесших серию удачных ударов по сконцентрированным войскам противника, линиям коммуни­каций и мостам. 21 сентября 1943 года 27-я группа перебазировалась на континент (аэродром в районе Пестума). Обе груп­пы удачно действовали в боях до самого конца кампании в Италии.

Кроме 27-й и 86-й групп самолеты А-36А действовали в составе 311-й группе пикирующих бомбардировщиков, объе­динявшей 528-ю, 529-ю и 530-ю эскадри­льи. В сентябре 1943 года группу переиме­новали в истребительно-бомбардировочную, а в мае 1944 года - в истребитель­ную группу. Группа действовала в Юго-Восточной Азии. Кроме А-36А в группе имелись истребители Р-51А. В разных источниках сообщается разная информа­ция. Одни утверждают, что в составе группы две эскадрильи летали на Р-51А, а третья на А-36А, другие говорят прямо противоположное.

Карьера А-36А закончилась в июне 1944 года, когда их сняли с вооружения. К тому времени союзники получили но­вые самолеты: очередные модификации «Мустанга», а также Р-40 и Р-47. Они имели такую же (454 кг) или большую бомбовую нагрузку, при этом отличаясь большим радиусом действия, не имея не­достатков, присущих А-36А. Всего три группы, оснащенные А-36А, совершили 23373 боевых вылета, сбросив 8014 тонн бомб. Было заявлено 84 победы в возду­хе. Еще 17 самолетов противника унич­тожено на земле. Группы потеряли. 177 машин, в основном из-за огня зенитной артиллерии.

Модификацию Р-51А использовали в основном в частях 10-й воздушной армии. Это соединение действовало в Юго-Вос­точной Азии (China-Burma-India Theater). Уже упомянутая 311-я истребительно-бомбардировочная группа достигла состояния боеготовности в сентяб­ре 1943 года. Первой базой группы был аэродром Навади в индийском штате Ассам. Первый боевой вылет состоялся 16 октября 1943 года. В ноябре из Фло­риды в Индию перебросили несколько учебных частей, в том числе 53-ю и 54-ю истребительные группы. На новом месте обе группы объединили в составе 5138-го временного отряда. В том же месяце «Мустанги» приступили к боевым выле­там над территорией Китая. 26 октября 23-я истребительная группа, сформиро­ванная на месте добровольческой группы «Летающие Тигры», получила два зве­на Р-51А (восемь машин). Эти «Мустан­ги» совместно с двумя звеньями Р-38 за­нимались сопровождением бомбарди­ровщиков В-25, атаковавших цели на Формозе. Следом самолеты Р-51А и А-36А получил 1-й авиационный корпус, сформированный на базе 5138-го времен­ного отряда. Соединением командовал полковник Филип Дж. Кочрен. Корпус выполнял специальные задания на Бир­манском фронте. К боевым вылетам кор­пус приступил в марте 1944 года.

Основной центр тяжести боевых дей­ствий в Юго-Восточной Азии приходил­ся на северную часть Бирмы. Когда осе­нью 1942 года японская армия оккупиро­вала почти всю Бирму, союзники оказа­лись отрезанными от Китая. Единствен­ной возможностью доставлять снабжение в Китай было перевозить его по воздуху через Гималаи. Японцы, заняв Бирму, перешли к обороне. В свою очередь со­юзники запланировали на начало 1944 года наступление. План предусматривал взаимодействие с китайской армией. Со­юзники собирались овладеть сухопутной дорогой, соединяющую Бирму и Китай. Начавшееся в январе 1944 года шло с пе­ременным успехом. Темп наступления серьезно сдерживался тяжелыми услови­ями джунглей и неопытностью союзни­ческих частей. Союзники собирались оседлать единственную бирманскую же­лезнодорожную ветку, соединявшую го­рода Мандалай и Миткина с портом Ран­гун. По этой дороге шел весь поток снаб­жения японских войск.

Характер операции определил харак­тер задач, поставленных перед авиацией. Главной задачей эскадрилий, оснащен­ных «Мустангами», была непосредствен­ная поддержка сухопутных частей. Как вспоминал Экс Хилтджен из 530-й истре­бительной эскадрильи 311-й истребитель­ной группы, примерно 60% вылетов со­ставляли вылеты по поддержке сухопут­ных частей, 20% - вылеты по сопровож­дению бомбардировщиков и 20% - выле­ты на перехват самолетов противника. В августе 1944 года группа перебазирова­лась в Китай и получила самолеты Р-51С. С этого времени борьба с самолетами про­тивника стала занимать 90% времени, а 10% вылетов приходилось на сопровождение бомбардировщиков. Вылеты на поддерж­ку сухопутных частей практически прекра­тились. Истребительное прикрытие обес­печивалось не только бомбардировщикам, летевшим бомбить цели на японской тер­ритории, но и самолетам, совершающим транспортные рейсы через Гималаи.

В Бирме союзники располагали срав­нительно небольшим количеством авиа­ции. Поэтому здесь роль «Мустангов» ока­залась особенно велика. В ноябре 1943 года 530-я истребительная эскадрилья перебази­ровалась в Бенгалию. Там самолеты осна­стили подвесными 284-литровыми баками и использовали для сопровождения бом­бардировщиков В-24 и В-25, бомбивших Рангун. Таким образом, в Юго-Восточной Азии «Мустанги» начали использоваться в роли эскортных истребителей на две не­дели раньше, чем в Европе.

Упоминавшийся выше 5138-й времен­ный отряд стал первой частью, где «Му­станги» оснастили новым вооружением. Отряд оказывал поддержку рейдов гене­рала Вингейта по тылам японской армии. При этом самолеты кроме стандартных 227-кг бомб впервые получили шесть не­управляемых ракет, подвешиваемых под крыльями.

Самым известным пилотом на дан­ном ТВД был Джон К. «Паппи» Хербст. Из своих 18 побед он 14 заявил, летая на «Мустанге». Второй в списке асов - Эд­вард О. Маккомас. Этот пилот одержал 14 побед, причем все 14 на «Мустанге».

Самолеты F-6B - разведывательный вариант Р-51А - появились на фронте в конце 1943 года. Первыми их получила 107-я эскадрилья тактической разведки 67-й группы тактической разведки. 67-я группа входила в состав 9-й воздушной армии. Армия объединяла части такти­ческой авиации и имела целью поддерживать американские части, которые должны были высадиться в Европе. Эс­кадрильи тактической разведки занима­лись корректировкой огня дальнобойной артиллерии, метеоразведкой, оценкой результативности налетов, аэрофотосъ­емкой и собственно разведкой. В январе 1944 года из США в Великобританию перебазировалась 10-я группа фотораз­ведки. В ее составе имелось несколько эскадрилий, оснащенных самолетами F-6. Группа также вошла в состав 9-й воздушной армии. Как правило американс­кая разведывательная группа состояла из двух эскадрилий одномоторных воору­женных разведчиков (обычно F-6) и двух эскадрилий невооруженных самолетов стратегической разведки (обычно F-5 - разведывательной модификации двухмо­торного истребителя Р-38 «Лайтнинг»). Для проведения фоторазведки само­леты F-6 несли фотокамеру К-22 для вер­тикальной съемки с высоты 6000 футов или К-17 для съемки с высоты 3500 футов. Для диагональной съемки использо­вались фотокамеры К-22 или К-24. Осо­бое значение имела диагональная съем­ка в так называемой проекции Мертона. Такую съемку проводили с высоты 2500 футов с помощью камер К-22, установ­ленных под углом 12 гр...17 гр. Получен­ные при этом снимки отлично дополня­ли имевшиеся топографические карты.

Обычно полеты совершались парами. Фотосъемку вел командир пары, тогда как ведомый следил за горизонтом и пре­дупреждал об угрозах с земли и с возду­ха. Как правило ведомый держался в 200 метрах за командиром, особое внимание уделяя самому опасному направлению - в сторону солнца.

Проводилась и визуальная разведка до 300 км вглубь территории противни­ка. В ходе разведки определялась актив­ность на шоссейных и железных дорогах, а также разведывались крупные переме­щения сил противника.

Обе разведывательные группы - 9-я и 67-я - активно действовали на этапе под­готовки к высадке десанта. Результаты их деятельности оказались настолько цен­ны, что обе группы заслужили благодар­ность в приказе.

Самолеты F-6 в ходе разведыватель­ных вылетов несли стандартное пулемет­ное вооружение, позволявшее им при не­обходимости принимать бой с истреби­телями противника. Пилоты десяти эс­кадрилий тактической разведки, действо­вавших в Европе, удалось одержать 181 победу, причем четверо пилотов сумели стать асами. Это капитан Клайд Б. Ист -13 побед, капитан Джон X. Хефкер - 10,5 побед, лейтенант Лиланд А. Ларсон - 6 побед и капитан Джо Уэйтс - 5,5 побед.

Самолеты «Мустанг» с двигателями «Мерлин» появились в Европе в октябре 1943 года. 354-я истребительная группа, дислоцировавшаяся до той поры во Фло­риде, была переброшена в Англию. Но военное руководство не учло тот факт, что самолеты Р-51В/С представляли со­бой уже совершенно другой истребитель. С новым двигателем «Мустанг» превра­тился в полноценный истребитель сопро­вождения или дневной стратегический истребитель. А 354-я группа попала в со­став тактической 9-й воздушной армии. Так как пилоты группы не имели боево­го опыта, командовать группой поручи­ли опытному пилоту - полковнику Дону Блейксли, прежде командовавшему 4-й истребительной группой 8-й воздушной армии. 1 декабря 1943 года Блейксли по­вел 24 истребителя 354-й группы на пат­рулирование в район бельгийского побе­режья (Кноке-Сен-Омер-Кале). Офици­ально этот вылет считался ознакомитель­ным. Первый по настоящему боевой вы­лет имел место 5 декабря 1943 года. Тог­да группа сопровождала американские бомбардировщики, шедшие бомбить Амьен. До конца 1943 года в 9-й воздушной армии «Мустанги» получила еще 363-я разведывательная группа. Несмот­ря на свое название, группа занималась в основном сопровождением бомбарди­ровщиков и истребителей-бомбардиров­щиков. Первый дальний сопроводитель­ный вылет 354-я группа совершила еще до конца 1943 года. Целью вылета были Кельн, Бремен и Гамбург. В налете уча­ствовали 1462 союзнических самолета, в том числе 710 бомбардировщиков. Из вылетевших на задание 46 «Мустангов» на базу по невыясненным причинам не вернулся один самолет. Реванш за эту потерю американцы взяли 16 декабря, когда 354-я группа одержала свою пер­вую победу - в районе Бремена был сбит один Bf 109. К тому времени выяснилось, что «Мустанги» с 75-галлоновыми подвесными баками имеют радиус действия 650 миль, тогда как применявшиеся до того времени Р-38 с такими же баками имеют радиус действия всего 520 миль. Этот опыт заставил полковника Блейксли составить рапорт, в котором обосно­вывалась необходимость оснастить само­летами Р-51 все истребительные группы 8-й воздушной армии. В январе 1944 года американское командование решило ос­настить «Мустангами» с двигателем «Мерлин» семь истребительных групп 8-й воздушной армии и по меньшей мере две группы в составе 9-й армии. 11 фев­раля 1944 года 357-я истребительная группа из 8-й воздушной армии соверши­ла свой первый боевой вылет на «Мус­тангах» в район Руана. К концу войны «Мустанги» появились во всех истребительных группах 8-й воздушной армии, исключая 56-ю группу, сохранившую Р-47. В феврале 1944 года переходить на «Мустанги» начали и истребительные эскадрильи Королевских ВВС. По ленд-лизу Великобритания получила 308 штук Р-51В и 636 Р-51С.

Как правило на задание истребители вылетали силами эскадрильи. Самолеты каждого из четырех звеньев имели цвет­ные обозначения: первое (штабное) зве­но - белый, три других звена - красный, желтый и синий. Каждое звено состояло из пары самолетов. В боевом строю крас­ное и белое звенья летели на одной высо­те, вытянувшись в линию, соблюдая дис­танция 600-700 ярдов (550-650 м). Желтое и синее звено держались в 600-800 ярдах (550-740 м) сзади и на 700-1000 ярдов (650-900 м) выше. Во время набора высоты дистанцию сокращали, чтобы самолеты не потеряли друг друга в облаках. Рас­стояние между самолетами уменьшалось до 75 ярдов (70 м), звенья летели одно за другим со штабным звеном впереди. Ин­тервал между звеньями составлял 50 фу­тов (15 м).

Другое построение использовалось при сопровождении бомбардировщиков. В этом случае эскадрилья разделялась на две секции по два звена. Ведущая секция шла в 30 метрах впереди, за ней шла ве­домая секция, которая имела преимуще­ство в высоте (15 м). Ширина строя со­ставляла 3,6 км. В случае, если на сопро­вождение вылетала вся группа, эскадри­льи выстраивались во фронт. В центре шла ведущая эскадрилья, на фланге со стороны солнца эскадрилья держалась на 300 м выше, а эскадрилья на другом флан­ге - на 230 м ниже. В таком варианте груп­па занимала фронт шириной 14,5 км. Этот строй использовался для расчистки дороги перед бомбардировщиками или при проведении «дальнего» сопровожде­ния, в отрыве от бомбардировщиков.

Ближнее сопровождение держалось рядом с бомбардировщиками. Обычно оно состояло из одной истребительной группы. Три эскадрильи (обозначаемые А, В и С) сопровождали строй бомбар­дировщиков (bomber box/combat box). Построение бомбардировщиков могло меняться. С июня 1943 года бомбарди­ровщики строились группами (по 20 ма­шин). Позднее численность бомбардиро­вочной эскадрильи достигла 13 машин, поэтому группа состояла из 39 машин. Первая истребительная эскадрилья шла на высоте строя бомбардировщиков, раз­делившись на две секции (А1 и А2), ко­торые прикрывали фланги. Секции дер­жались на расстоянии 400-1500 м от бом­бардировщиков. Эскадрилья В прикры­вала бомбардировщики сверху. Первая секция (В1) шла на высоте от 900 до 1200 м над бомбардировщиками, а вторая сек­ция (В2) занимала позицию в 15 км в сто­роне солнца, стараясь прикрыть самое опасное направление. Третья эскадрилья составляла авангард, держась в 1,5 км перед бомбардировщиками. Поскольку скорость истребителей была выше, само­летам приходилось идти зигзагом, что затрудняло работу пилотов.

354-я группа продолжала с успехом сопровождать бомбардировщики и в на­чале 1944 года. Особенно удачным ока­залось 5 января 1944 года, когда под ко­мандованием майора Джеймса X. Говар­да группа вылетела на сопровождение бомбардировщиков, шедших бомбить Кельн. В ходе полета произошло сраже­ние с истребителями противника, завер­шившееся полной победой американцев. Истребителям засчитали 18 сбитых само­летов люфтваффе, тогда как потери аме­риканцев ограничились ранением одно­го пилота. Спустя шесть дней Говард сно­ва повел 354-ю группу. На этот раз це­лью надета были Магдебург и Гальберштадт. Снова немцы пытались перехва­тить американцев, но атака была отби­та. Истребители заявили 15 побед. Затем Говард отделился от главной группы и на обратном пути обнаружил бомбарди­ровщики В-17 из 401-й группы, которые оказались без прикрытия и были атако­ваны двухмоторными истребителями Bf 110. Говард начал новый бой, который продолжался полтора часа. Экипажи бомбардировщиков подтвердили шесть побед, одержанных Говардом, тогда как сам Говард заявил всего три победы. Во время боя у Говарда заклинило сначала два, а затем еще третий пулемет из имев­шихся четырех. Но майор продолжал со­провождать бомбардировщики. За этот бой Говард был представлен к медали Почета. Он оказался единственным лет­чиком-истребителем на европейском ТВД, удостоенным этой награды.

Первой истребительной группой 8-й воздушной армии, получившей истреби­тели Р-51, была 4-я группа полковника Блейксли. Первый боевой вылет 4-я ис­требительная группа совершила 28 фев­раля 1944 года.

С ноября 1943 года 8-я воздушная ар­мия начала совершать стратегические налеты, в первую очередь нанося удары по объектам авиационной промышлен­ности. Операция завершилась так назы­ваемой «Тяжелой неделей». С 19 по 25 февраля 8-я армия совершила 3300 само­летовылетов, сбросив 6600 тонн бомб. К этому времени завершилась подготовка налета на Берлин. Атаку на столицу Гер­мании планировали провести в марте 1944 года. Но прежде чем налет состоялся бомбардировщики американских 8-го и 9-го воздушных армия, а также британ­ской 2-й тактической воздушной армии получили задание провести операцию «Ноуболл». Планировалось обнаружить и уничтожить расположенные на севере Франции стартовые площадки, исполь­зовавшиеся для пуска ракет «Фау-1». Ре­зультаты операции оказались невпечат­ляющими - пусковые площадки оказа­лись хорошо замаскированными и непло­хо прикрытыми зенитной артиллерией.

Первый налет на «Big-B» (кодовое название цели - Берлина) состоялся 3 мар­та. Так как стояла плотная облачность, начинавшаяся на средних высотах и за­канчивавшаяся на высоте 9000 м, многие экипажи отказались от налета на Берлин и отбомбились по запасным целям. «Му­станги» 336-й истребительной эскадри­льи 4-й истребительной группы дошли до Берлина. В районе цели произошел бой с 16 немецкими истребителями. Капитан Дон Джентайл, позднее ставший извест­ным асом, сбил два Fw 190, трое других пилотов заявили коллективную победу над двухмоторным Bf 110. Через три дня налет повторили. И на этот раз над Бер­лином произошло крупное сражение. К этому времени распогодилось, и немцы подняли в воздух больше истребителей.

В ходе боя пилоты 357-й истребительной группы заявили 20 подтвержденных по­бед, в том числе три заявил капитан Дейв Перрон. Хорошие результаты показала и 4-я истребительная группа -17 побед. 354-я группа довольствовалась девятью по­бедами.

В ходе этой операции обнаружил себя серьезный недостаток самолетов Р-51В/ С - низкая надежность механизма спуска пулеметов. Вскоре была разработана процедура, позволявшая устранить этот недостаток силами полевых мастерских. Часто на «Мустанги» ставили электри­ческие спуски G-9 от истребителей Р-47, которые не были подвержены замерза­нию на больших высотах. К слову ска­зать, для самолетов «Мустанг» Р-51А/В/ C/D/K была разработана двухступенча­тая процедура модернизации, осуществ­ляемые в полевых условиях. Первый этап модификации предусматривал внесение 26 изменений, а второй этап - 18. Серьез­ную проблему представлял... силуэт «Му­станга», который очень напоминал силу­эт Bf 109. В результате «Мустанги» часто подвергались атакам американских ис­требителей. Проблему удалось решить с помощью элементов быстрой идентифи­кации. Кроме того, части, оснащенные «Мустангами», старались расположить рядом с группами, оснащенными други­ми типами истребителей, чтобы их пило­ты привыкали к виду «Мустангов».

В марте продолжались налеты на Бер­лин и другие города, расположенные на территории Третьего Рейха. 8 марта 1944 года 4-я истребительная группа участво­вала в очередном воздушном бою над Берлином. Американцы заявили 16 побед, потеряв один истребитель. Пара: капитан Дон Джентайл и лейтенант Джонни Годф­ри - заявила шесть побед, каждый пилот по три. Это была пятая победа Джентайла на «Мустанге». В том же бою статус аса полу­чил и капитан Николь Мегура, одержав­ший две победы.

Хорошие результаты, показанные «Мустангами», и приближающаяся дата высадки десанта заставили союзническое командование использовать истребители Р-51 для нанесения ударов по аэродромам противника. Первый такой налет 4-я группа провела 21 марта. Прочесав за­данный район, группа заявила 10 побед в воздухе и уничтожение 23 самолетов на земле. Но и группа понесла ощутимые потери, недосчитавшись семь «Мустан­гов». Результаты, показанные Р-51, ока­зались хуже, чем у Р-47. Двигатель жид­костного охлаждения на Р-51 оказался более уязвимым, чем двигатель воздуш­ного охлаждения на Р-47. Но сроки под­жимали, изоляцию плацдарма следовало провести любой ценой. 15 апреля нача­лась операция «Джекпот», имевшая це­лью полное уничтожение самолетов и аэродромов противника в районе плац­дарма. В первом дне операции участво­вало 616 истребителей. Налет проводился тремя эшелонами. Самолеты первого эшелона кружили на высоте 1000 м, при­крывая действия других эшелонов. Тем временем второй эшелон подавлял бата­реи зенитной артиллерии. Отстреляв­шись, самолеты ложились на обратный курс, тем временем третий эшелон атако­вал самолеты и здания на аэродроме. За­тем самолеты третьего эшелона брали на себя прикрытие операции, и аэродром атаковали самолеты первого эшелона, кружившие до того на высоте 1000 м. В мае подобные налеты стали проводить на другие цели, расположенные в районе плацдарма. Массированный налет, про­веденный союзниками 21 мая, увенчался уничтожением или повреждением 1550 автомобилей и 900 паровозов.

В апреле командование изменило цели налетов. Теперь удар был направ­лен на заводы синтетического бензина. Заводы располагались в глубине территории Третьего Рейха, поэтому для со­провождения бомбардировщиков требо­вались «Мустанги». Налеты на объекты на юге Рейха проводила 15-я воздушная армия, базировавшаяся в Италии (штаб в Бари). Оттуда армия наносила удары по целям на юге Франции, Германии, Севере Италии, в Польше, Чехословакии, Австрии, Венгрии и на Балканах. «Мус­танги» 15-й воздушной армии были со­браны в составе 31-й истребительной группы (с апреля), а также 52-й, 325-й и 332-й истребительных групп (с мая).

Во время налетов применялась чел­ночная тактика. Первый челночный на­лет совершили в августе 1943 года. Бом­бардировщики 8-й воздушной армии, атаковавшие цели в районе Регенсбурга, не имели топлива для возвращения назад, поэтому перелетели в Северную Африку, где приземлились на аэродромах 12-й воздушной армии. В мае на освобожденной территории Украины подготовили три базы для американских самолетов: в Полтаве, Миргороде и Пирятине. Базы были приспособлены для приемки тяже­лых бомбардировщиков и истребителей сопровождения. Первые челночные нале­ты с использованием украинских аэро­дромов состоялись 2 июня. В налете уча­ствовали группы 15-й воздушной армии. Спустя несколько недель, 21 июня, челночный налет с посадкой на Украине со­вершили группы 8-й воздушной армии. Хотя сам налет прошел успешно, немцы смогли нанести мощный удар по аэро­дромам, уничтожив на них до 60 тяжелых бомбардировщиков. Но это не останови­ло союзников. Они продолжали совер­шать челночные полеты, бомбя цели, рас­положенные в глубине территории Рей­ха. Кроме того, ударам подвергались не­фтяные месторождения в Плоешти на территории Румынии.

В июне 357-я истребительная группа совершила первый боевой вылет на «Му­стангах» P-51D. Этот истребитель отли­чался усиленным вооружением, новой кабиной, обеспечивавшей круговой об­зор, и рядом других улучшений. Среди этих улучшений следует отметить гирос­копический прицел К-14А, который по­зволял автоматически брать поправку при стрельбе во время активного маневрирова­ния. Это повышало эффективность огня, особенно у не слишком опытных пилотов. Испытания проходили два типа прицелов: американский и английский.

Когда гитлеровцы начали массиро­ванный обстрел Лондона летающими снарядами «Фау-1», истребитель «Мус­танг» был самым быстрым самолетом, имевшимся в распоряжении союзников. Поэтому части, оснащенные истребите­лями Р-51, получили еще одно задание -перехватывать «Фау-1». В первую оче­редь, этим занимались британские части из 2-й тактической воздушной армии. Эскадрильи подчинили командованию обороны ПВО. Борьба с «Фау-1» была не так проста, как могло показаться. Сбить самолет-снаряд с близкого расстояния было нельзя, так как взрывом могло уничтожить и атакующий самолет. Неко­торые пилоты старались зацепить кры­лом истребителя крыло «Фау-1», нару­шая при этом работу автопилота. Но та­кое циркачество тоже было небезопас­ным, и даже последовало официальное запрещение подобных действий. Автопи­лот «Фау-1», стараясь выправить поло­жение, совершал резкий маневр, в резуль­тате которого мог ударить по крылу истребителя. «Мустанги», предназначен­ные для перехвата «Фау-1», были специ­ально приспособлены для достижения максимальной скорости. Механики, го­товя самолеты к вылету, снимали с них все лишние узлы. Поверхность самолета полировалась до блеска, часто с маши­ны соскабливался камуфляж. Польские эскадрильи «Мустангов» из 133-го кры­ла начали вылеты на перехват «Фау-1» в июле 1944 года, когда их вывели из со­става 2-й тактической воздушной армии и передали в 11-ю истребительную груп­пу ПВО Великобритании. Польским пи­лотам 133-го крыла удалось сбить 187 «Фау-1» из общего числа в 190 летающих снарядов, записанных на счет польских пилотов.

29 июля случилось событие, ознаме­новавшее переход авиации на новый ка­чественный уровень. Пилот 479-й груп­пы Артур Джеффри вступил в бой с не­мецким ракетным истребителем Me 163. К счастью для союзников, Гитлер прика­зал выпускать реактивный самолет Me 262 в варианте штурмовика, а не истре­бителя-перехватчика. Кроме того, вско­ре выяснилось, что при заходе на посад­ку Me 262 практически беззащитны. Нем­цы даже формировали специальные час­ти истребителей с поршневыми мотора­ми, которые прикрывали реактивные са­молеты при посадке. Поэтому союзникам удавалось сбивать реактивные и ракет­ные истребители противника. В офици­альных списках побед, одержанных пи­лотами «Мустангов» присутствуют все типы новейших германских самолетов.

С января 1945 года и до конца войны в Европе английское бомбардировочное командование приступило к дневным налетам, пользуясь достигнутым превос­ходством в воздухе. Днем прикрывать бомбардировщики следовало еще более тщательно, чем ночью. Английские бомбардировщики, которые были медлен­нее и слабее вооружены, чем американс­кие, нуждались в защите.

Конец войны в Европе не означал конца в боевой карьере «Мустанга». Са­молет продолжал летать на тихоокеанс­ком ТВД. Зимой 1944/45 гг. генерал Кертис Э. Лемей приказал перебазировать 20-ю воздушную армию из Китая на Марианские острова. На первый взгляд ре­шение было парадоксальным. 20-я воз­душная армия была оснащена стратеги­ческими бомбардировщиками В-29 и проводила бомбардировки промышлен­ных объектов на территории Японских островов. Расстояние до Японии от баз в Китае было заметно короче, чем от баз на Марианах. Но здесь главную роль сыграли соображения логистики. Снаб­жать базы в Китае было делом чрезвы­чайно трудным, тогда как снабжать базы на Марианах не составляло никакого труда. После занятия Иводзимы истреби­тельные части 20-й воздушной армии пе­ребазировались туда. Туда же прибыли 15-я и 21-я истребительные группы из состава 7-й воздушной армии, оператив­но подчиненные командованию 20-й ар­мии. Расстояние от баз на Иводзиме до Токио составляло 790 миль. Поскольку одноместный истребитель с трудом осу­ществлял навигацию над бескрайними просторами Тихого океана, самолеты Р-51 пришлось оснастить дополнительным навигационным оборудованием. Очень эффективным для этой цели оказался но­вый радиомаяк AN/ARA-8. Радиомаяк взаимодействовал с четырехканальной радиостанцией SCR-522 (100-150 МГц), позволяя определять направление пере­датчика радиосигнала. Самолеты также оснащали средствами спасения. Комп­лект состоял из дробовых патронов для личного пистолета, рыболовных принад­лежностей, фляги с питьевой водой, оп­реснителя, запасов пищи, осветительных и дымовых шашек. Этот комплект позво­лял пилоту провести несколько суток в надувной резиновой лодке. Истребитель­ная эскадрилья по штатам имела 37 са­молетов Р-51 «Мустанг». Одновременно в воздух поднимали 16 машин (четыре звена по две пары). Истребительная груп­па состояла из трех эскадрилий и имела в своем составе «навигационный» бом­бардировщик В-29. Этот самолет осна­щался дополнительным навигационным оборудованием, поэтому мог вести истре­бительную группу к точке встречи с бом­бардировщиками в районе Иводзимы. Первый вылет на сверхдальнее (VLR -Very Long Range) сопровождение состо­ялся 7 апреля 1945 года. В налете участво­вало 108 машин из 15-й и 21-й групп. Са­молеты провели в воздухе более семи ча­сов. Операция прошла успешно. Целью налета был авиационный завод фирмы «Накадзима» в районе Токио. Американ­цам удалось захватить противника врас­плох. Американцы заявили 21 победу, потеряв два «Мустанга». Как вспоминал этот эпизод майор Джим Тапп из 78-й истребительной эскадрильи, в том поле­те эскадрилья израсходовала 3419 патро­нов боекомплекта и 8222 галлонов топ­лива, заявив семь сбитых и два повреж­денных самолета противника без потерь со своей стороны. В течение двух после­дующих месяцев истребители регулярно вылетали на сверхдальнее сопровожде­ние. В период между 12 апреля и 30 мая 1945 года истребители заявили 82 побе­ды в воздухе, а также 38 самолетов, унич­тоженных на земле. В состав VII истре­бительного корпуса входила 506-я груп­па, которая одержала свою первую побе­ду 28 мая 1945 года.

Но сверхдальнее сопровождение не было легкой прогулкой. 1 июня 1945 го да на сопровождение 15-го налета этого типа в воздух поднялось 148 «Мустангов» из трех истребительных групп. Часть са­молетов по разным причинам вскоре вер­нулась на аэродромы. Основная группа продолжала лететь к цели. Пройдя 250 миль в тяжелейших метеорологических условиях, командование решило вернуть истребители на Иводзиму. Но приказ получили только 94 машин, остальные 27 продолжали полет. Все выполнившие приказ, благополучно вернулись, а 27 самолетов пропали, погибли 24 пилота. Самые тяжелые потери понесла 506-я ис­требительная группа, которая недосчита­лась 15 машин и 12 пилотов.

Самолеты «Мустанг» состояли на во­оружении частей 5-й воздушной армии, действовавшей на Филиппинах. Это были две истребительные группы: 35-я и 348-я истребительная. 3-я смешанная и 71-я разведывательная. В составе 71-й разведывательной группы имелась 82-я эскадрилья, оснащенная самолетами F-6D. Пилотом 82-й эскадрильи был Уиль­ям А. Шомоу - второй из пилотов «Мус­тангов», награжденный Медалью Поче­та. Свою первую победу летчик одержал 10 января 1945 года, сбив в ходе разведы­вательного вылета японский бомбарди­ровщик «Вэл». На следующий день, так­же совершая разведывательный полет, над северной частью Лузона пара F-6D, ведомая капитаном Шомоу (ведомый лейтенант Пол Липском), столкнулась с многочисленными самолетами против­ника. Группа состояла из бомбардиров­щика «Бетти», сопровождаемого 11 ис­требителями «Тони» и одного истреби­теля «Тодзё». Капитан Шомоу вспоми­нал, что строй японцев ясно свидетель­ствовал о том, что на борту бомбарди­ровщика находится важная персона. По­этому Шомоу атаковал. В ходе боя он сбил бомбардировщик и шесть «Тони», Липском за это время одержал три побе­ды. За этот случай Шомоу и был пред­ставлен к Медали Почета.

Резюмируя вышесказанное, можно смело утверждать, что «Мустанг» был одним из лучших истребителей Второй Мировой войны, заметно повлиявшим на ее ход. К многочисленным достоинствам самолета следует также прибавить огром­ный потенциал, заложенный в его конст­рукции, который позволял совершен­ствовать машину. Использование лицензионного двигателя «Мерлин» позволи­ло в итоге создать многоцелевой универ­сальный истребитель.