Окраска и обозначения

 

Основной камуфляж

 

1. Первый и второй прототипы ХВ-29, все предсерийные YB-29 и машины первой производственной серии В-29-1-BW, построенные до декабря 1943 года получили стандартный камуфляж «Shadow Shading» - верхняя сторона и борта окрашены в темно-оливковый цвет (Dark Olive Drab 41, FS 34087), нижняя сторона - в светло-серый цвет (Neutral Gray 43, FS 36176).

2. Все В-29, выпускавшиеся с декабря 1943 года, не имели камуфляжа и остава­лись цвета полированного дюраля (Aluminum Finish). Почти зеркальная гладкость и блеск достигался в процессе лакировки дюралевого листа тонким сло­ем (около 1,5% толщины листа) чистого алюминия, не подверженного коррозии в атмосфере. Матерчатую обшивку рулей покрывали серебристой краской. В кон­це 1943 года ВВС США отказались от нанесения на самолеты камуфляжа. Это упрощало и удешевляло выпуск самолетов, а также улучшало их летные каче­ства. Превосходство союзников в возду­хе к тому времени стало подавляющим, и выгоды от камуфляжа больше не было. 3. Весной 1945 года начались ночные налеты на Японию. У ночных бомбарди­ровщиков нижнюю сторону крыльев и фюзеляжа закрашивали черной краской, чтобы избежать бликов от зенитных про­жекторов. Такую окраску вводили во многих частях XXI бомбардировочного командования, но обязательной она ста­ла лишь в 315-м крыле. Чаще всего ис­пользовали черную блестящую краску (High Gloss Black Jet 622), которая бла­годаря своей отражающей способности эффективнее рассеивала лучи прожекторов, чем матовые крас­ки. Следует заметить, что краску Jet 622 создали для ночных истребителей, но там она оказалась непрактичной. Ночной ка­муфляж снова использовали во время войны в Корее.

 

Опознавательные знаки

 

1. Прототипы ХВ-29 и ранние предсерийные YB-29 получи­ли опознавательные знаки в виде белой пятиконечной звезды, вписанной в темно-синий круг диаметром 60 дюймов (152,4 м) на крыльях и 50 дюймов (127 мм) на фюзеляже. Центр опозна­вательного знака находился в 17 футах 6 дюймах (533 см) от законцовки крыла (на верхней стороне левого и нижней сторо­не правого крыла), а также в 768 дюймах (1951 см) от носа са­молета по обоим бортам фюзеляжа, точно на границе между верхним и нижним камуфляжем.

2. Позднее YB-29 получили новые опознавательные знаки, введенные 29 июня 1943 года. Существующие знаки дополнили двумя белыми прямоугольниками по бокам от круга и крас­ным кантом. С августа 1943 года красный кант заменили си­ним. В таком виде опознавательные знаки американских ВВС просуществовали до конца Второй Мировой войны. Серийные В-29 несли именно такие звезды. Опознавательные знаки рас­полагались в четырех точках, как описано в п. 1. Центр звезды на верхней стороне левого и нижней стороне правого крыла находился в 17 футах 6 дюймах от законцовки. Расположение звезд на фюзеляже зависело от изготовителя самолета. Бомбар­дировщики из Уичиты несли звезды на расстоянии 756 дюймов (1920 см) от носа фюзеляжа. При этом знак находился под уг­лом -1,5? к продольной оси самолета. Самолеты, выпущенные фирмой «Мартин» отличались тем, что опознавательные зна­ки находились на 3 дюйма выше. Бомбардировщики, постро­енные фирмой «Белл», знаки также располагались на удалении 756 дюймов от носа фюзеляжа, но наклон отсутствовал. Нако­нец, самолеты В-29 производства завода в Рентоне, находились на удалении 762 дюймов (1935 мм) от носа фюзеляжа, причем знаки могли, как иметь, так и не иметь наклона.

4. В 1947 году внутри белой полосы сделали по две тонкие красные полосы.

Использовались следующие краски: белый (Insignia White 46, FS 37885), синий (Insignia Blue 46, FS 35042), красный (Insignia Red 45, FS 31136).

 

Эмблемы частей

 

Основной отличительной чертой самолетов в учебных час­тях, расположенных на территории США, был одно- или дву­значный тактический номер или четырехзначный номер, повторяющий последние цифры серийного но­мера самолета. Цифры делались доста­точно крупными. Их наносили на фюзе­ляж или киль белой или желтой краской (поверх камуфляжа) или черной краской (на самолетах без камуфляжа).

58-е крыло, действовавшее в Индии и Китае, использовало цветовую систему условных обозначений:

10-я бомбардировочная группа - че­тыре горизонтальные полосы на киле, цвет законцовки киля указывал на эскад­рилью: 25-я эскадрилья - красный, 44-я эскадрилья - желтый, 45-я эскадрилья -голубой, 395-я эскадрилья - черный. Ши­рина полос около 9 дюймов (23 см).

444-я бомбардировочная группа - ог­ромный черный квадрат на киле над се­рийным номером. В квадрат вписан но­мер самолета в составе группы. На само­летах без камуфляжа квадрат черный, а номер белый. На самолетах с камуфля­жем наоборот - квадрат белый, а номер черный. Цветная полоса на фюзеляже за крыльями определяла эскадрилью: 676-я эскадрилья - красный, 677-я эскадрилья -желтый, 678-я эскадрилья - голубой, 679-я эскадрилья - нет данных.

462-я бомбардировочная группа - весь киль в цвет эскадрильи: 768-я эскадрилья -красный, 769-я эскадрилья - желтый, 770-я эскадрилья - голубой, 771-я - зеленый.

468-я бомбардировочная эскадрилья - две диагональные полосы на киле. Цвет полос определял эскадрилью: 792-я эс­кадрилья - белый, 793-я эскадрилья - тем­но-синий, 984-я эскадрилья - красный (с октября 1944 года желтый), 759-я эскад­рилья - желтый. Ширина полос около 1,5 дюймов, расстояние между ними около 30 дюймов (76 см). Белые и желтые поло­сы имели тонкий черный кант.

Самолеты 58-го бомбардировочного крыла несли позывные литеры (call letters), которые наносили обычно под серийным номером (в 40-й группе) или над ним (в 462-й группе). В 468-й группе над серийным номером дублировались в увеличенном виде три последние цифры номера. Одно- или двузначные тактичес­кие номера изображали на борту задней части фюзеляжа или на нижней части киля. В 444-й эскадрильи тактический номер вписывался в квадрат на киле.

В 73-м и 313-м крыльях использова­лась довольно простая система тактичес­ких обозначений из букв, цифр и геомет­рических фигур. На серебристой обшив­ке тактические обозначения наносились черной краской. В центральной части киля помещалась эмблема крыла: 73-е крыло - квадратная рамка, 313-е крыло -треугольная рамка. Над эмблемой нано­сили литеру, обозначавшую группу. В 73-м крыле это были: 497-я группа - А, 498-я группа - Т, 499-я группа - V, 500-я группа - Z. В 313-м крыле: 6-я группа - L, 9-я груп­па - X, 504-я группа - Е, 505-я группа - К. Под эмблемой крыла помещался одно- или двузначный тактический номер самолета в составе группы. Серийный номер, нанесенный на заводе, оставляли на са­молетах 313-го крыла. Он находился меж­ду тактическим номером и треугольни­ком. На самолетах 73-го крыла номер убирали, а его последние четыре цифры переносили на руль направления.

В апреле 1945 года в XXI бомбарди­ровочном командовании ввели единую систему тактических обозначений. К тому времени в Малайзии в составе со­единения действовало уже около 20 бом­бардировочных групп. Тактическое обо­значение состояло из крупного, легко читаемого обозначения крыла и группы (на киле) и тактического номера самоле­та внутри группы (на фюзеляже, между хвостом и опознавательным знаком).

58-е крыло - буква в треугольной рам­ке (444-я группа - N, 40-я группа - S, 468-я группа -1, 462-я группа - U).

73-е крыло - большая буква, почти на всю высоту киля (497-я группа - А, 498-я группа -Т, 499-я группа - V, 500-я группа - Z).

313-е крыло - буква в круглой рамке (6-я группа - R, 9-я группа - X. 504-я груп­па - Е, 505-я группа - W).

314-е крыло - буква (неокрашенный дюраль) на черном квадрате (19-я груп­па - М, 29-я группа - О. 39-я группа - Р, 330-я группа - К).

315-е крыло - буква в ромбической рамке (16-я группа - В, 331-я группа - L, 501-я группа - Y, 502-я группа - Н).

Самолеты F-13A из 3-й эскадрильи фо­торазведки несли букву F на верхней части киля и на носу фюзеляжа. В-29 из 509-й сме­шанной группы отличались изображением направленной вперед стрелы в круглой рамке. В июле 1945 года стрелу убрали, за­менив ее фиктивными литерами, указыва­ющими на другие части.

Во время Корейской войны самолеты В-29 использовали следующие тактичес­кие обозначения: 22-е крыло - черная «Е» в круглой рамке, 92-е крыло - черная ли­тера «W» в круглой рамке, 98-е крыло -черная литера «Н» в квадратной рамке, 307-е крыло - черная литера «Y» в ром­бической рамке.

 

Неофициальные эмблемы

 

В бомбардировочной авиации ВВС США было принято давать самолетам прозвища. Эти прозвища вместе с обыг­рывающим это прозвище рисунком обыч­но помещали на носу фюзеляжа. Подав­ляющее большинство рисунков представ­ляло собой изображения раздетых и по­лураздетых девушек. Обычно рисунки создавали механики, вдохновляемые лет­чиками. Командование смотрело сквозь пальцы на эти художества, хотя иногда предпринимало решительные меры по борьбе с ними. Например, в мае 1945 года в 73-м крыле появился приказ убрать с самолетов вообще какие-либо рисунки. Разрешалось оставить только названия самолетов и обозначения боевых выле­тов. В некоторых частях (например в 6-й группе и 313-м крыле) разрешалось изоб­ражать только рисунки, утвержденные командованием. При этом экипажи мог­ли сами придумать прозвище своему са­молету.

Обычно на левом борту отмечались совершенные боевые вылеты. Вылеты на дневную и ночную бомбардировку отме­чались белой или черной бомбой, вылет на минирование моря - изображением чины, вылет на фоторазведку - изобра­жением фотоаппарата. Японский флаг обозначал сбитый самолет противника, верблюд - перелет через Гималаи и т.д.

 

Дополнительные обозначения

 

Позывной номер (radio call number) формировался на базе серийного номера (serial number). От серийного номера (на­пример, 42-64286) отбрасывалась первая цифра (264286). На камуфляж номер на­носился желтой краской (Identification Yellow 48, FS 33538), а на блестящую об­шивку - черной краской (Black, FS 37038). На прототипах номер находился в 76 дюймах (193 см) от вершины киля и пред­ставлял собой цифры высотой 15 дюймов (38,1 см). На серийных В-29 литеры но­мера высотой 6 дюймов (15 см) наноси­лись в 15 см над верхней петлей руля на­правления.

На носу фюзеляжа слева, примерно под задним иллюминатором кабины на высоте кресла пилота помещалась табли­ца с данными самолета (data panel). В таб­лице указывались: номер проекта, тип, модификацию, серийный номер и тип используемого топлива.

В-29 не имел матовых противобликовых панелей, так как кабина пилота на­ходилась в передней части фюзеляжа. Вин­ты у серийных самолетов окрашивались в черный цвет. Законцовки лопастей на ши­рину 4 или 6 дюймов (10 или 15 см) покры­вались желтой краской. Ступица винтов оставалась неокрашенной. Резиновые антиобледенительные накладки на крыльях и хвостовом оперении черные. Крышки ниш с огнетушителями красного цвета. На крышках передней ниши шасси в кон­це войны появилась надпись «NO SMOKING WITHIN 100 FEET» («в пределах 100 футов не курить»). Надпись делалась красными буквами.

Многие ранние В-29 сохранили так называемые фюзеляжные номера (hull numbers), состоявшие из литеры «К» (реже «W»), черточки и трех цифр. Эти номера наносились на бортах фюзеляжа под верхней передней турелью.