Модель 7

 

Американским авиаконструкторам, проектирующим самолеты для предсто­ящей войны, приходилось во многом дей­ствовать на свой страх и риск. Среди та­ких конструкторов оказался Джек Нортроп из фирмы «Нортроп Корпорейшн», тогда еще входившей в состав «Дуглас Эйркрафт Компани», владевшей 51% ак­ций «Нортропа». Вместе с Эдом Хейнеманом с начала 30-х годов Нортроп раз­работал перспективный план развития своей фирмы. Нортроп предвидел, что в ближайшем будущем американскую авиацию придется полностью перевоору­жать. Особенно перспективными для него казались многоцелевые бомбарди­ровщики. Несомненно, Нортроп нахо­дился под влиянием доктрины генерала Дуэ, который считал, что будущее при­надлежит универсальным самолетам. Прежде всего, Дуэ предлагал строить бомбардировщики с мощным пулемет­ным вооружением и истребители-пере­хватчики, способные как бороться с бом­бардировщиками противника, так и про­водить разведку. По мнению Дуэ лучше всего на обе роли подходили двухмотор­ные самолеты, которые имели большую дальность полета и значительную грузо­подъемность, что и обуславливало их универсальность. На основании теории Дуэ универсальные двухмоторные само­леты появились почти одновременно в разных странах. Это были «Мессершмитт Bf 110», «Потез 63», PZL Р-38 «Вилк», «Фоккер G.I» и «Кавасаки Ки-45 Торю».

Меньший интерес вызвали к себе мно­гоцелевые бомбардировщики, хотя и в этой категории появилось несколько любопытных конструкций. Меньшая по­пулярность этого класса машин объясни­ма - тяжелые двухмоторные истребители вполне могли выступать и в роли бомбар­дировщиков, поэтому дублирующие са­молеты были не нужны. Тем не менее, специалисты фирмы «Дуглас» занялись именно бомбардировщиком. Определив, что концепция одномоторного штурмо­вика не отвечает предъявляемым к маши­не требованиям, они решили проектиро­вать двухмоторный самолет. Как показа­ло будущее, это решение оказалось пра­вильным. Английский одномоторный бомбардировщик «Фейри Баттл» к нача­лу войны успел устареть, и вскоре его пришлось снять с вооружения.

В марте 1936 года Джек Нортроп со­вместно с Эдом Хейнеманном приступил к работе над проектом, названным «Модель 7». Предполагалось создать трехместный цельнометаллический верхнеплан, осна­щенный двумя звездообразными двигате­лями «Пратт-энд-Уитни R-985 Уосп-Джуниор» мощностью по 425 л.с./315 кВт. Воо­ружение самолета состояло из подвижных и неподвижных пулеметов винтовочного (7,62 мм) калибра. Неподвижные пулеме­ты закреплялись в носовой части фюзеля­жа, а подвижные стояли в установке на вер­хней стороне фюзеляжа. Предполагался выпуск самолета в двух вариантах: бомбардировочно-штурмовом и разведыватель­ном. Масса самолета достигала 4500 кг. В бомбардировочном варианте центральную часть фюзеляжа занимал просторный бом­бовый отсек, вмещавший 310 кг бомб (40 бомб по 7,7 кг). В разведывательном вари­анте нижняя сторона носовой части фюзе­ляжа остеклялась, открывая обзор для на­блюдателя и фотоаппаратуры. Расчетная скорость самолета составляла 402 км/ч, что по тем временам было неплохо.

Технической новинкой проекта было шасси. «Модель 7» стал одним из первых самолетов, получивших трехстоечное шасси с носовой стойкой. Такая схема упрощала обслуживание самолета на зем­ле, в частности, погрузку бомб.

Нортроп, проектируя свою машину, старался учесть возможные требования к ней. Так, пулеметное вооружение само­лета можно было заметно усилить, так­же как и бомбовую нагрузку. Работы про­двигались быстро, и уже к концу 1936 года было готова половина чертежей и расчетов, а также был собран макет са­молета в натуральную величину. К тому времени началось обобщение первого опыта гражданской войны в Испании. В результате командование американской авиации обратило внимание на разработ­ку фирмы «Дуглас».

Осенью 1937 года начался конкурс по созданию «ударного бомбардировщика» (attack bomber). Самолет должен был не­сти 544 кг бомб, развивать 322 км/ч ско­рости и иметь дальность полета 1930 км. Технические требования опирались на опыт применения в Испании советских бомбардировщиков СБ-2, а также на ха­рактеристики «Модели 7». Казалось, что победителем в конкурсе станет «Дуглас».

Но тут возникли осложнения. «Дуг­лас» выкупил остальные 49% акций фир­мы «Нортроп» и полностью поглотил ее, превратив в одно из своих подразделе­ний. Джек Нортроп немедленно покинул пост главного конструктора. Его место занял Эд Хейнеманн. Ведущим конструк­тором проекта «Модель 7» стал инженер Вейденхеймер.

Новый коллектив переработал конст­рукцию самолета, создав «Модель 7В». Прежнему проекту название изменили на «Модель 7А». Коллективу Хейнеманна приходилось спешить, так как сроки под­жимали. Последней датой сдачи проекта был июль 1938 года.

«Модель 7В» сохранила общую схе­му своего предшественника. Двигатели заменили более мощными «Пратт-энд-Уитни R-1830-S3C3-G» мощностью 1100 Л.С./810 кВт. Двукратно увеличился и за­пас топлива. Фюзеляж стал ниже и длин­нее, а от возможности остеклить нижнюю часть носа отказались. Свободнонесущее крыло перешло на «Модель 7В» с мини­мальными изменениями, также как и хво­стовое оперение классического типа. Со­хранилось и трехстоечное шасси с носовой стойкой. Самолет мог иметь один из двух унифицированных типов носа фю­зеляжа. Нос первого типа был остеклен, там находилось место бомбардира-на­блюдателя. Второй тип - штурмовой -вмещал батарею из шести пулеметов «Кольт-Браунинг» калибра 7,62 мм и двух 12,7-мм. В остекленном носу по бо­кам имелись два выреза, через которые выводились стволы двух 7,62-мм пулеме­тов. В бомбовой отсек самолет брал бом­бу массой 908 кг или 80 7,7-кг бомб.

Конкурс начался летом 1938 года. Свои проекты представили четыре фир­мы: «Дуглас» - «Модель 7В», «Стирмен» - Х-100 (ХА-21), «Белл» - «Модель 9» и «Мартин» - 167F (ХА-22, выпускавший­ся позднее серийно под обозначением «Мэриленд»). Вскоре из конкурса выбыл «Белл», а его место заняла фирма «Норт Америкен» с самолетом NA-40 - поздней­шим В-25 «Митчелл». Военные решили построить по одному прототипу всех предложенных самолетов. Но бесспор­ным фаворитом был самолет «Модель 7В», на которого возлагали самые боль­шие надежды. Другим кандидатом на победу был NA-40. Прототипы следова­ло построить к 17 марта 1939 года.

Победа в конкурсе еще не означала за­казов. Сначала следовало испытать само­лет на практике. Возникла странная ситуа­ция. Хотя конкурс и прошел, казалось, что его результаты никому не интересны. Стро­ить прототипы фирмам предложили за свой счет, никаких гарантий никому не да­валось. Несмотря на всю неопределен­ность, «Дуглас» уже к осени представил прототип «Модели 7В». 26 октября 1938 года прототип облетали на аэродроме Майн-Филд. Первый полет и подавляющее боль­шинство последующих полетов самолет со­вершал со «штурмовым» носом. Остекленный «бомбардировочный» нос на машину уста­навливали только несколько раз.

Вскоре выяснилось, что хвостовое оперение недостаточно эффективно из-за сильных завихрений воздушной струи, обтекающей горизонтальные стабилиза­торы. Устранить недостаток удалось, придав стабилизаторам дополнительное возвышение. Рассматривалась возмож­ность поднять стабилизатор выше, но это повлекло бы большие переделки.