«Бостон» для Великобритании

 

Другим иностранным клиентом «Дуг­ласа», заинтересовавшимся «Моделью 7В», стала Великобритания. Оснащенность Королевских ВВС в начале войны была едва ли лучше, чем оснащенность ВВС Франции. И если разработать и на­ладить выпуск новых истребителей Вели­кобритания еще смогла, то в области бомбардировщиков царил полный зас­той. Но, что хуже всего, никаких надежд на резкий перелом ситуации не было. Поэтому британцы вслед за французами направили в Соединенные Штаты свою закупочную комиссию. Возглавил комис­сию Артур Б. Первис - англичанин, про­живающий в Канаде. Точно говоря, это была уже вторая британская закупочная комиссия. Первая, возглавляемая коммо­дором Гаррисом, побывала в США еще в конце 30-х годов. Британцы также за­метили самолет DB-7, а тот факт, что са­молетом интересовались французы, лишь усилил аппетит англичан. В итоге Вели­кобритания решила закупить у «Дугла­са» партию таких бомбардировщиков. Однако британцы потребовали дорабо­тать самолет. Прежде всего, экипаж сле­довало довести до четырех человек. Вто­рой бортстрелок должен был контроли­ровать нижнюю полусферу. Изменилось остекление нижней части носа фюзеляжа. По бокам фюзеляжа между кабинами пилота и бомбардира установили пару британских пулеметов «Браунинг» ка­либра 7,7 мм. При этом пулеметы высту­пали за пределы фюзеляжа, так что их пришлось прикрыть выпуклыми обтека­телями. Увеличили запас топлива. Само­лет оснастили гидравлической системой. Всего в официальном протоколе фигури­ровало 95 изменений. Самолеты следова­ло комплектовать английской радиостан­цией, кислородной аппаратурой и конт­рольными приборами. Модифицирован­ный таким образом самолет обозначили DB-7B. Первый экземпляр серии облета­ли 10 января 1940 года. Англичанам са­молет понравился, и 10 февраля 1940 года они подписали контракт на поставку 150 самолетов, а в апреле того же года - до­полнительный контракт на еще 150 ма­шин. В Королевских ВВС самолетам DB-7В присвоили название «Бостон».

После капитуляции Франции, Герма­ния приступила к подготовке десанта в Великобритании. Поскольку немецкий флот уступал в силе английскому, успех десанта зависел от господства в воздухе. Английские сухопутные войска, едва уце­левшие в ходе дюнкеркской эвакуации, имели низкую боеспособность. Боеспо­собность королевских ВВС была немно­гим лучше. Тем не менее, англичане уже располагали некоторым числом новых истребителей, почти не уступавшим по характеристикам немецким машинам. Боевой дух английских пилотов был за­метно выше, чем у французов.

Тем не менее, когда летом 1940 года началась так называемая «Битва за Анг­лию», британская авиация все еще испы­тывала острейшую нехватку новых само­летов. Тем не менее, Королевские ВВС ценой больших усилий сумели выдержать удар люфтваффе.

Тем временем политика изоляциониз­ма, проводимая США, отходила в про­шлое. Все большее число американских политиков настаивало на вмешательство в европейские дела. Наконец, 11 марта 1941 года Рузвельт подписал договор «Ленд-лиз», по которому Соединенные Штаты обязывались поставлять военную технику воюющим странам. В частности, было решено передать Великобритании все самолеты, построенные для Франции и Бельгии, которые не успели отправить в Европу до капитуляции этих стран.

Передача французских самолетов британцам проходила достаточно безбо­лезненно. Все заинтересованные стороны понимали необходимость этого шага. Более того, почти с самого начала фран­цузы и англичане согласовывали свои заказы в США, а закупочные комиссии обеих стран почти тут же объединились под общим руководством Артура Первиса. Координационный комитет возглавил Жан Моннэ, пребывавший в Лондоне. Уже 15 июня 1940 года Моннэ получил информацию о том, что Франция в лю­бой момент может подписать капитуля­цию, поэтому предпринял определенные шаги с целью сохранить сделанные в США заказы. Капитуляция Франции могла повлечь за собой аннулирование контрактов. Американские фирмы силь­но рисковали, выпуская военную техни­ку, за которую с большой вероятностью было бы некому заплатить. Аннулирова­ние французских заказов могло также привести к сильным задержкам в испол­нении заказов британских. Первис, как и Моннэ, старался избежать такого раз­вития ситуации, поэтому 15 июня до­бился для себя дополнительных полно­мочий. 16 июня полковник Жакен, один из руководителей французской комис­сии, был проинформирован о том, что англичане желают перевести на себя французские контракты. Французы со­гласились подписать все необходимые для этого документы. В этот же день французский премьер-министр Рейно подал в отставку, не соглашаясь с на­мерением Петена подписать капитуля­цию. Кабинет министров был расфор­мирован. Полномочия французской за­купочной комиссии на этом прекраща­лись. Но необходимые подписи уже были получены. Тем не менее, было ре­шено сохранять в тайне передачу зака­зов вплоть до формального объявления о капитуляции Франции. 17 июня фран­цузские счета в США были замороже­ны, а имущество описано. В тот же день маршал Петен объявил о капитуляции своей страны. Соглашение о капитуля­ции подписали четыре дня спустя.

Вот так Великобритания получила «французское наследство». О его точном размере до сих пор спорят историки. В интересующей нас области обычно счи­тается, что Великобритания получила 480 самолетов DB-7 всех модификаций, вы­пущенных по французским заказам. В том числе 100 самолетов DB-7A (среди них один DB-7B вместо разбитой во вре­мя облета машины) и 203 DB-7 первых двух заказанных Францией партий. Но есть и другое мнение на этот счет.

По последним данным Великобрита­ния получила 16 бельгийских и 205 фран­цузских самолетов. Это были 105 DB-7 и 100 DB-7A. Часть DB-7 имела двигатели «Пратт-энд-Уитни R-1830-S3C4-G» мощ­ностью 1000 Л.С./735 кВт. В Королевских ВВС все эти самолеты числились как «Бо­стон I». Самолеты DB-7A обозначались как «Бостон II». Они отличались более высоким хвостовым оперением, удлинен­ными мотогондолами и более мощными двигателями «Райт R-2600-A5B» мощно­стью 1600 л.с./1176 кВт. Название «Бос­тон» изначально предназначалось для машин DB-7B. Поскольку французские самолеты принадлежали к более ранним сериям, они получили код Mk.I и Mk.II, тогда как собственно английские DB-7B стали называться «Бостон III». Среди 205 бывших французских самолетов четыре (DK274-277) успели послужить во фран­цузской авиации. Но эти машины оказа­лись в настолько плохом состоянии, что их вскоре отправили на слом. Таким об­разом, Королевские ВВС получили 217 самолетов, в том числе 117 (из них 16 бельгийских) в варианте «Бостон I» и 100 в варианте «Бостон II». Самолеты полу­чили следующие серийные номера: «Бо­стон I» - АЕ457-472, АХ848-851, АХ920-975, ВВ890-912, BD110-127 и DK274-277; «Бостон II» - АН430-529. Еще во время приемо-сдаточных испытаний самолет АН430 разбился, вместо него американ­цы предоставили другую машину.

Бывшие французские самолеты в их оригинальном варианте не отвечали тре­бованиям, которые предъявляли к само­лету британцы. Поэтому их сразу отпра­вили в Авиаремонтное депо в Бертонвуде, где машины привели к британским стандартам. На самолеты поставили но­вые приборы, радиоаппаратуру и вооружение («Виккерс К» калибра 7,7 мм и «Браунинг» 7,7 мм вместо FN и MAC). Кроме того, изменилась конструкция ручки газа, так как во французской авиа­ции было принято тянуть ручку на себя, а в английской и американской - наобо­рот, от себя.

Поскольку заказанные «Бостоны HI» пока еще не поступали, англичане полу­чили еще 33 самолета «Бостон II». Этим машинам присвоили серийные номера в блоках АН740, AW392-414 и АХ910-918. Первый из названных бомбардировщи­ков заменил разбитый АН430. Самолеты «Бостон I» не использовались в линейных частях, так как у них были слишком сла­бые двигатели. Их направили в учебные части, где использовали для подготовки экипажей для более совершенных, боевых модификаций «Бостона».

Тридцать четвертый DB-7A/Boston II послужил для испытания новой турели, разработанной фирмой «Бултон Пол». Турель оснащалась четырьмя пулемета­ми калибра 7,7 мм и стояла на фюзеляже над кабиной бортстрелка. Сектор обстре­ла турели был почти круговой. Самолет совершил ряд полетов с макетом турели, затем программу испытаний свернули. Оборонительное вооружение самолета также пытались увеличить, установив в задней части мотогондол по пулемету. Но испытания показали, что эффектив­ность пулеметов близка к нулю, поэтому на практике такая схема вооружения не применялась.

Летом 1941 года в Англию начали прибывать первые «Бостоны III». В Королевских ВВС такое обозначение носи­ли как французские DB-73, так и английс­кие DB-7B (аналог А-20С). Эти самолеты собирались на головном предприятии фир­мы «Дуглас» в Санта-Монике, но в конце 1940 года лицензию на выпуск DB-7B по­лучила фирма «Боинг», которая и продол­жала выпускать самолет в дальнейшем.

Британцы заказали 300 самолетов DB-7В. Первые две партии по 150 штук полу­чили серийные номера в блоках W8252-8401 и Z2155-2304. Затем последовал заказ на еще на три серии общей численностью в 480 самолетов (AL263-336, AL337-502, AL668-907). Большая часть этих самолетов выпускалась уже «Боингом».

Таким образом, в Великобритания заказала 780 самолетов «Бостон III». За­казчик получил меньше самолетов. Часть машин было потеряно при транспорти­ровке, а заметная доля заказа досталась Советскому Союзу. Королевские ВВС и британская морская авиация получили 423 «Бостона III». Самолеты из амери­канских авиачастей, дислоцированных в Великобритании сохранили американс­кие опознавательные знаки, но получи­ли английские серийные номера. Позднее американцы часть своих самолетов из Англии передали Советскому Союзу. Позднее американцы компенсировали англичанам недопоставленные машины, предоставив вместо них самолеты А-20С («Бристоль IIIA»). Бомбардировщики Mk.IIIA отличались от Mk.III некоторы­ми деталями. Эти самолеты имели усо­вершенствованную электросистему, а также допускали возможность установ­ки тропических воздушных фильтров на двигатели. Кроме того, выхлопная систе­ма вместо общего кольцевидного коллек­тора представляла собой набор индиви­дуальных патрубков для каждого цилин­дра. Запас топлива достиг 2044 л. Пере­данные самолеты «Бристоль IIIA» полу­чили серийные номера в блоках BZ196-352, BZ355-378 и BZ381-399. Всего англи­чанам предназначалось 200 самолетов, но часть машин американцы оставили себе, а часть передали канадцам.

Если в Европе Великобритания все же сумела обеспечить себя достаточным числом самолетов, то на Средиземном море авиации катастрофически не хватало. Особенно острым был дефицит средних бомбардировщиков. Снова США выру­чили союзника. 55 бомбардировщиков А-20С, предназначавшихся Советскому Союзу, достались Великобритании. В свою очередь Великобритания в качестве компенсации предоставила Советскому Союзу истребители «Спитфайр F. Mk.VB». Передача самолетов прошла на аэродроме Абадан в Иране. Полученные «Бостоны» британцы тут же переброси­ли в Северную Африку. Машины сохра­нили американский камуфляж и амери­канские серийные номера. Англичане только добавили свои серийные номера в блоках НК869-892, НК894-903, НК912-918, НК921-924, НК934, НК935 и НК960-972. Так число «Бостонов III» достигло 478 машин (423 + 55).

«Бостоны III» и IIIA использовались для различных заданий. В июне 1944 года самолеты «Бостон III» из 88-й эскадрильи были оборудованы дымогенераторами, установленными в бомбовом отсеке. Эти самолеты использовали для поста­новки дымовых завес во время высадки союзников в Нормандии.

В сентябре 1942 года на одном из «Бо­стонов III» (W8315) из 88-й эскадрильи установили турель «Бристоль» с двумя 7,7-мм пулеметами. Это была новая по­пытка оснастить самолет турелью. Но и она провалилась. Оснащенный турелью само­лет летал до 9 октября 1945 года, когда при посадке у него подломилась стойка шасси. Повреждения оказались слишком велики, самолет пришлось списать.

Несколько самолетов «Бостон III» из 418-й и 605-й эскадрилий оснащались спе­циальным контейнером с четырьмя 20-мм пушками «Испано». Контейнер подвеши­вался в бомбовом отсеке, частично выс­тупая наружу. Эти самолеты участвова­ли в операции «Найт Интрудер».

Говоря о британских «Бостонах» сле­дует упомянуть еще о двух модификаци­ях. Первой из них был «Бостон IV»/A-20J. Англичане получили 169 машин этого типа (BZ400-BZ568). Последними анг­лийскими «Бостонами» стали самолеты Mk.V. Это был аналог американских А-20К, всего британцы получили 90 таких машин (BZ580-BZ669).

Если поставки «Бостонов III» прохо­дили в рамках еще довоенных договоров, то самолеты Mk.IIIA, IV и V поставлялись уже по ленд-лизу. Всего Британия получила 459 машин. Часть из них позднее передали Советскому Союзу. Один самолет (BZ647) разбился еще в США. Некоторые источники утверждают, что разбились также машины BZ348, BZ406 и BZ417. Всего за годы войны Великоб­ритания получила 1185 или 1182 «Босто­на» всех модификаций.