Соединенные Штаты Америки
Тихий океан
Первые А-20 военно-воздушный корпус США получил весной 1941 года. Эти машины поступили в 3-ю легкую бомбардировочную группу, дислоцировавшуюся в Саванне, штат Джорджия. За несколько дней до нападения на Перл-Харбор самолеты «Бостон» поступили в 58-го бомбардировочную эскадрилью, базировавшуюся на аэродроме Хикем-Филд на Гавайях. Во время налета более десятка самолетов было уничтожено на земле. Так что боевое крещение самолета оказалось не очень удачным. Но война еще только начиналась.
В августе 1942 года в Порт-Морсби на Новой Гвинее прибыла 89-я эскадрилья 3-й бомбардировочной группы. Эскадрилья была оснащена самолетами А-20. Самолеты быстро приспособили к условиям Новой Гвинеи, превратив их из бомбардировщиков в штурмовики. Носовые иллюминаторы закрыли алюминиевым листом, установив в носовом сегменте батарею из четырех 12,7-мм пулеметов. Эта модификация, предложенная майором Полом Ганном, позднее применялась и на самолетах А-20В и С. Как показала практика, стрельба из пулеметов с небольшой высоты была очень эффективной. Первый боевой вылет «Ганшипы» совершили 30 августа 1942 года, расстреляв аэродром Лаэ. 12 сентября последовал удар по базе в Буне. Вскоре американцы и австралийцы начали применять бомбы типа «парафраг» и «парадемо», которые сбрасывались с небольшой высоты, но благодаря парашютам падали на землю не сразу, позволяя самолету уйти из зоны поражения. Бомбы взрывались, разбрасывая вокруг острые как бритва осколки. Японцы опасались «парафрагов» больше, чем любые другие типы бомб. «Парафраги» оказались очень коварным оружием. Часто они повисали где-то в ветвях деревьев и падали на землю спустя несколько дней, когда этого ожидали меньше всего.
В ходе битвы на море Бисмарка «Бостоны» 3-й бомбардировочной группы успешно боролись с японским судоходством, чем в значительной мере способствовали успеху всей операции. В 1943 году в части начали поступать новые А-20G, которыми вооружили 312-ю и 417-го бомбардировочные группы. Тактика «Ганшипов» была простой и эффективной. Цели - как правило аэродромы, небольшие порты или транспортные конвои - атаковались с минимальной высоты. Сначала сбрасывались бомбы, а потом цель расстреливалась из пулеметов. Успех подобной тактики заставил американское командование оснастить «Хавоками» все эскадрильи 312-й и 417-й групп: 386-ю, 387-ю и 389-ю, а также 672-ю, 673-го, 674-ю и 675-ю. Обе группы объединили в составе 15-й воздушной армии, возглавляемой генералом Кении. С большим успехом группы действовали сначала на Новой Гвинее, а затем на Палау и Филиппинах. В октябре морская пехота высадилась на острове Лейте. Вскоре авиация получила новые аэродромы на острове. Оттуда «Бостоны» совершали дальние рейды, бомбя японские промышленные центры на острове Формоза, а также порты на побережье Китая. Последним эпизодом в карьере А-20 на Тихом океане стали бои за Окинаву, в которых участвовали машины 417-й бомбардировочной группы.
В сентябре 1942 года командир 7-го истребительного корпуса бригадный генерал Роберт Дуглас-младший приказал рассредоточить по базам на Тихом океане подразделения ночных истребителей, которые перехватывали бы японские ночные бомбардировщики. Истребители, имевшиеся на Гуадалканале и Новой Гвинее - в основном Р-40 и Р-39 - не подходили для ночных полетов. Поэтому было решено использовать ночные истребители Р-70 «Найтхоук», созданные на базе А-20.
Таким образом в октябре 1942 года первые 25 машин получила 6-я ночная истребительная эскадрилья, возглавляемая майором Сидни Уортоном. 18 февраля, завершив подготовку, эскадрилья покинула Гавайи и перебазировалась на аэродром Гендерсон-Филд на Гуадалканале. В составе эскадрильи было шесть машин. Условия жизни на аэродроме были тяжелыми, кроме того, боевые вылеты приходилось совершать почти каждую ночь. Одиночные японские бомбардировщики непрерывно терроризировали округу. Японским самолетам быстро присвоили прозвище «стиральной машины Чарли» («washing machine Charlie»), так как звук японских моторов напоминал гудение стиральной машины. Не удивительно, что ночные истребители обязались разделаться с ночным гостем. Обещание удалось выполнить 19 апреля 1943 года. Экипаж пилот капитан Эрл Беннет и оператор радара капрал Эдвин Томлиесон сбили G4M «Бетти». Это была первая победа не только 6-й эскадрильи, но и всей американской ночной истребительной авиации. Но, как показало время, эта первая победа оказалась единственной победой, одержанной истребителями Р-70 на Гуадалканале. 15 июля на аэродром Гендерсон-Филд прибыло еще пять подготовленных экипажей. К тому времени эскадрилья располагала только четырьмя боеспособными самолетами. Вскоре парк эскадрильи пополнился, но уже ночными истребителями Р-38. Всего 6-я эскадрилья сбила пять японских самолетов, в том числе четыре, уже летая на «Лайтнингах».
Тем временем, 19 марта другое звено 6-й эскадрильи на шести Р-70 прибыло в Порт-Морсби на Новой Гвинее. Звено образовало отдельный отряд «А» (Detachment «А»). В ночь на 15 мая экипаж пилот лейтенант Бернелл Адаме и оператор радара Пол Дилаббио перехватил и сбил Ки-21 «Салли». 21 ноября весь отряд «А» вошел в состав 418-й ночной истребительной эскадрильи, к тому времени также прибывшей в Порт-Морсби. Тем временем японцы изменили тактику. Они перестали применять большие неповоротливые бомбардировщики-монопланы, а вместо них начали использовать верткие бипланы. Борьба с новыми самолетами легла на плечи Р-70. А было это делом непростым. 16 сентября один такой японский биплан был перехвачен Р-40 с экипажем, состоявшим из пилота лейтенанта Джека Браднера и оператора радара Вилли Коулмена. Американцы несколько десятков минут крутили карусель, преследуя японский гидроплан. Наконец, Браднер сумел прошить японца очередью, после чего биплан вероятно упал в джунгли. Официально победу экипажу не засчитали, поскольку подтвердить падение самолета оказалось некому.
15 октября авианосец «Уортон» доставил на Гуадалканал 419-ю ночную истребительную эскадрилью. В составе эскадрильи было пятнадцать пилотов, тринадцать операторов радара и двести тридцать человек из числа наземных служб. 419-ю эскадрилью объединили с экипажами 6-й эскадрильи, сформировав отряд «В». Отряд располагал тремя Р-70 и восемью Р-38. Поскольку эффективность «Дугласов» в роли ночного истребителя была практически нулевой, самолеты все чаще стали использовать в качестве штурмовиков для борьбы с наземными и наводными целями. Первую штурмовую миссию 419-я эскадрилья выполнила 10 декабря. Удару подвергся аэродром Бонне на острове Бугенвиль. В тот же день во время учебной атаки на затопленный в районе острова Буна японский корабль разбился один Р-70. Пилот не сумел вывести машину из пике, самолет ударился о воду. Оба члена экипажа погибли. Вскоре потери понесла 418-я эскадрилья. В районе Таунсвилля, совершая вынужденную посадку разбился один «Найтхоук». До конца года «Дугласы» 418-й эскадрильи занимались свободной охотой в районе Дободуры, острова Кирвина и Финшхафена. 4 января 1944 года на аэродроме Милн на Новой Гвинее появилась только что сформированная 421-я ночная истребительная эскадрилья. 16 февраля эскадрилья получила первые четыре Р-70 и тут же приступила к боевым вылетам. Поскольку японская авиация активности не проявляла, эскадрилья занималась другой работой. Чаще всего экипажи вылетали на штурмовку, атакуя укрепления противника, дороги, мосты и морские конвои. 5 апреля одно звено Р-70 перебросили в Саидор на помощь наступающей там морской пехоте. Три недели спустя другое звено эскадрильи поддерживало наступление американских войск на острове Уэкд. Словом, истребителя из «Бостона» не получилось, и даже будучи переделанным в истребитель он продолжал оставаться штурмовиком и бомбардировщиком. 5 июня японцы нанесли неожиданный удар по аэродрому на Уэкде. На земле было уничтожено два «Найтхоука» и почти тридцать машин других типов. Во время японского налета один Р-70 находился в воздухе - как раз возвращался из патрулирования. Пилот истребителя - лейтенант Фрэнк Мотта - пытался атаковать противника, используя свое превосходство в высоте, но в этот момент у его Р-70 заглохли оба двигателя. Лишь чудом Мотта посадил машину на аэродром Голландия.
Вскоре эскадрильи ночных истребителей начали получать новые машины -«Нортроп Р-61 Блэк Видоу». Поэтому Р-70 впредь использовались почти исключительно для подготовки экипажей.
Северная Африка и Европа
Как уже говорилось выше, первые боевые вылеты над Европой американские А-20 совершали совместно с англичанами. Бомбардировщики 226-й эскадрильи нанесли удар по железнодорожному узлу Хазебрук. Через неделю шесть «Бостонов» с экипажами из 15-й бомбардировочной эскадрильи атаковали немецкие аэродромы в Голландии. Немцы удачно сопротивлялись, сбив два самолета, - один экипаж погиб, другой попал в плен. Эскадрилья совершила еще три боевых вылета, после чего ее сняли с фронта. В конце июля - начале августа 1942 года 15-ю бомбардировочную эскадрилью включили в состав 12-й воздушной армии и отправили в Северную Африку. Там же оказались 47-я бомбардировочная и 68-я разведывательная группы, также оснащенные «Бостонами». Эти две эскадрильи еще не имели боевого опыта, а 68-я группа вскоре сменила А-20 на истребители.
Бомбардировщики 47-й группы приступила к боевым вылетам в конце декабря 1942 года. 3 января 1943 года четыре А-20, бомбившие немецкие танки под Пиконом, были перехвачены четверкой Bf 109 из II./JG 53. Несмотря на истребительное прикрытие два «Бостона» были сбиты, обе победы записал на свой счет лейтенант Зегер. На следующий день американцы повторили налет и снова потеряли два самолета. Победы одержали также пилоты JG 53. 8 января 47-я группа потеряла еще две машины, на этот раз в бою с истребителями из II./JG 2 (в числе победителей был лейтенант Рудорффер).
Одна страничка в карьере «Дугласов» была написана во время боев за Кассеринский перевал. 2 и 4 февраля А-20 атаковали немецкие аэродромы Габес и Фатнасса. Второй из них в тот момент был базой JG 77.14 февраля аэродром Телепт, где в числе прочих стояли самолеты 47-й бомбардировочной группы подвергся налету «Мессершмиттов». Один А-20 сгорел, два другие получили тяжелые повреждения. Спустя всего два дня базу пришлось спешно эвакуировать, так как части Африкакорпс сумели прорваться к самому аэродрому. Бомбардировщики перебрались в Ле-Куиф. 23 февраля наступление Роммеля выдохлось, немцы опять начали отступать. «Бостоны» вернулись в Телепт, откуда стали наносить удары по отступающим частям противника, 26 марта британские «Балтиморы», а также южноафриканские и американские «Бостоны» (47-я группа), насчитывавшие в сумме 46 машин совершили налет на Джебелс-Тебага, расчищая дорогу наступавшей 8-й танковой бригаде. В период с 1 апреля по 13 мая 47-я бомбардировочная группа, объединявшая 84-ю, 85-ю, 86-го и 96-ю эскадрильи, действовала очень активно. Группа совершила более 200 боевых самолето-вылетов, потеряла 10 машин, но нанесла противнику серьезный урон.
После завершения боевых действий в Северной Африке 47-я группа получила новые машины - A-20G, на которых продолжила воевать в Сицилии и Италии.
Самолеты оказались очень удачными штурмовиками, уничтожавшими бомбами и пулеметным огнем даже небольшие и хорошо замаскированные цели в гористых районах Апеннинского полуострова. 47-жбомбардировочная группа во время боев в Италии действовала в составе 9-й воздушной армии.
С аэродромов в Британии американские «Бостоны» начали летать лишь в 1944 году. Со Средиземноморья в Англию перебросили 9-ю воздушную армию, в составе которой действовало три группы на А-20: 409-я, 410-я и 416-я легкие бомбардировочные группы. В свою очередь, группы объединяли следующие эскадрильи: 409-я - 640-ю, 641-ю, 642-ю и 643-ю, 410-я - 644-ю, 654-ю, 646-ю, 647-ю, 416-я - 668-ю, 669-ю, 670-ю и 671-ю. Кроме того, над континентом действовала 67-я группа тактической разведки, также оснащенная «Бостонами» (в основном в модификации В и С).
Задачей групп в первой половине 1944 года было «размягчить» оборону противника на месте высадки предстоящего десанта. Самолеты бомбили аэродромы, береговые укрепления, мосты, железнодорожные линии и узлы, казармы. Другой целью бомбардировщиков были стартовые площадки летающих бомб «Фау-1», которые немцы в большом количестве запускали на Лондон и другие крупные города Англии. Это были очень тяжелые задания, так как пусковые площадки были маленькие, хорошо замаскированные и надежно прикрытые зенитной артиллерией. В ходе таких налетов группы несли ощутимые потери. Тактика американцев заключалась в следующем. Каждый отряд бомбардировщиков вели самолеты с остекленными носами (К или J). С этих самолетов обнаруживалась цель и сбрасывались первые бомбы. Остальные самолеты ориентировались по разрывам первых бомб.
6 июня самолеты 9-й воздушной армии, в том числе три бомбардировочные группы на А-20, помогали десанту закрепиться на плацдармах в Нормандии. В последующие дни бомбардировщики поддерживали наступление 3-й армии генерала Паттона. Они участвовали в битве под Фалезом, где 416-я группа успешно боролась с танками. Во время провалившейся операции «Маркет Гарден» - попытки захватить мосты в районе Арнема - «Бостоны» помогали английским парашютистам из 1-й воздушно-десантной дивизии. В декабре, когда немцы предприняли свое последнее наступление в Арденнах, благодаря пяти налетам бомбардировщиков из 410-й группы американским парашютистам удалось удержать Бастонь.
С середины декабря 1944 года 416-я группа получила новые самолеты А-26. Почти сразу перевооружили и 409-ю группу. До весны 1945 года продолжала летать на А-20 только 410-я группа.