Советский Союз

 

Советские ВВС получили «Бостонов» даже больше, чем ВВС США.

Всего Со­ветский Союз получил 2908 машин, из которых первые, поступившие в июле 1942 года, представляли собой самолеты DB-7A и В. Первые полки, оснащенные самолетами «Бостон», действовали под Сталинградом зимой 1942/43 гг. против дивизий Манштейна, пытавшихся про­рваться к окруженной 6-й армии Паулюса. Но большинство А-20 попало в морс­кую авиацию, где их с успехом применя­ли до последнего дня войны. Благодаря своей прочной конструкции, мощному вооружению и универсальности, самоле­ты пользовались признанием у летчиков. За годы войны на «Бостонах» летало все­го девять авиаполков: 1-й ГМТАП, 51-й МТАП, 5-й ГМТАП, 36-й МТАП, 13-й ГДБАП, 9-й ГМТАП, 30-й ОРАП, 116-й ОРАП и 15-й ОРАП. Первоначально «Бо­стоны» использовали преимущественно для разведки. Но вскоре стало ясно, что самолет вполне годиться на роль бомбар­дировщика и даже торпедоносца. По этой причине на А-20 летали многие минно-торпедные авиаполки. «Бостоны» с успехом топили немецкие морские транс­порты. Но, как это происходило везде и всегда, торпедоносцы несли тяжелые потери. 17 ноября 1943 года самолеты 1-го ГМТАП Балтийского флота перехвати­ли немецкий конвой. В районе цели зе­нитным огнем было сбито два самолета, третий дотянул до базы, но ремонту не подлежал. 9-й ГМТАП Североморского флота в районе мыса Нордкин перехва­тил другой немецкий конвой. Шесть тор­педоносцев A-20G потопили один транс­порт. 20 июня 1944 года «Бостоны» 51-го МТАП Балтийского флота участвовали в бомбардировке большой плотины на реке Свирь. Бомбы легли настолько удач­но, что плотина, сохранив общую целос­тность, начала спускать воду. Одна из наиболее удачных операций «Бостонов» имела место 16 июля 1944 года. В порту

Котка советская авиация отправила на дно крейсер ПВО «Ниобе». Экипажи Н. Пономаренко и К. Сачкова из 51-го МТАП добились двух прямых попаданий 1000-кг бомб, после чего крейсер лег на правый борт. Капитан Тихомиров пото­пил транспорт, стоявший рядом с крей­сером. Немецкая зенитная артиллерия сумела сбить только один А-20С.

Самолеты Черноморского флота так­же активно действовали на коммуника­циях противника. За январь-март 1944 года 36-й МТАП, летавший на «Босто­нах», сумел потопить восемь транспор­тов и более десятка барж.

31 января 1944 года во время атаки на немецкий конвой в районе Евпатории погиб командир 2-й ГМТАД генерал-майор Токарев, летевший на A-20G. То­карев успел потопить один транспорт противника, прежде чем его самолет был сбит огнем зенитной артиллерии. 13 мар­та 30-й РАП потерял один А-20С, сбитый парой «Мессершмиттов».

20 августа 1944 года советская авиа­ция провела массированный налет на Констанцу. В налете участвовало более тридцати А-20С и G. Сначала район цели осмотрело десять разведывательных са­молетов из 30-го РАП. Затем появились двадцать А-20С из 13-го ГДБАП, которые сбросили на порт зажигательные, фу­гасные и дымовые бомбы разной массы.

Авиация Северного флота также ак­тивно боролась с судоходством против­ника. 16 октября 1944 года «Бостоны» из 9-го ГМТАП атаковали крупный конвой, вышедший из Бек-Фьорда. Сначала де­сять A-20G, ведомые майором Волоши­ным, сбросили торпеды. Атака оказалась неудачной, все торпеды прошли мимо, а три самолета были сбиты. Следующий эшелон повел командир полка полковник Сыромятников. Ценой четырех самоле­тов торпедоносцы потопили два немецких транспорта, причем один из них - тан­кер «Грете» - затонул в результате тара­на подбитого самолета Сыромятникова. В декабре 1944 года полки Балтийского флота провели несколько массированных налетов на Лиепаю, бомбя порт и морс­кую базу. Потери балтийцев составили всего семь А-20С.

14 января 1945 года «Дугласы» из 51-го МТАП затопили паром «Минни-Горн» и самоходную баржу «Фриц Шооп». 29 января двенадцать самолетов атаковали конвой, шедший в Лиепаю. Удалось отправить на дно три судна. 16 февраля торпедоносцы потопили транс­порт «Энншторм», перевозивший немец­кую пехоту, а 22 февраля был потоплен паром «Мендоза».

23 марта 1945 года два «Бостона» из 36-го МТАП Североморского флота по­топили немецкую подводную лодку. Пос­ле первой серии бомб лодка всплыла на поверхность, но вторая серия отправила ее на дно.

4 мая в районе Свиноуйсце самолеты 51-го МТАП потопили броненосец «Шлезиен». Три ударные группы атако­вали корабль торпедами и бомбами. Опе­рацию координировал офицер, находив­шийся на командирском A-20G, несшим вместо бомб дополнительную радиоап­паратуру. Первая группа, ведомая капи­таном Макарихиным, атаковала немец­кий броненосец в 11:30. Два торпедонос­ца A-20G и восемь бомбардировщиков А-20С сумели добиться только одного по­падания легкой бомбы. В 16:40 над целью показалась вторая группа. Пять А-20С и G вел лейтенант Богачев. Эта атака так­же заметного успеха не принесла. Третья атака последовала вечером, около 20:00. На этот раз цель атаковало пять машин (один A-20G и четыре А-20С), которые сбросили тяжелые 1000-кг бомбы. Одна бомба попа­ла прямо в корабль, который сел на дно. Это была последняя боевая операция «Бо­стонов» на Балтийском море.

Флотские бомбардировщики практи­ковали так называемое «топмачтовое» бомбометание. Самолеты шли на мини­мальной высоте, только что не задевая топмачты. Сброшенные с высоты 15-30 м бомбы рикошетировали от поверхнос­ти воды и поражали корабли в борт, при­чиняя колоссальные разрушения.

На А-20 были установлены первые советские авиационные радары. Первым советским радаром, который можно было установить на самолет, был радар «Гнейс-2», разработанный Виктором Ти­хомировым. Первые пробы радара, уста­новленного на А-20С, состоялись в июне 1943 года, а на вооружение радар приня­ли весной 1944 года. Первой получила оснащенные радарами «Бостоны» 56-я ИАД. В составе дивизии действовали два полка: 45-й и 173-й, которые прежде были бомбардировочными. Получив пополне­ние в летном составе и самолетах, полки, ставшие называться истребительными, приступили к боевым вылетам: 173-й ИАП - в мае, а 45-й ИАП - в августе. До конца года в ходе 650 вылетов полкам удалось перехватить всего четыре немец­ких самолета, но всем четырем удалось в конечном итоге уйти. В довершение все­го дивизия потеряла в авариях 11 само­летов (шесть 173-й ИАП и пять 45-й ИАП). Были приняты меры. Командира дивизии сменили, а экипажи прошли до­полнительный курс подготовки.

С января 1945 года 45-й полк дисло­цировался в Мачулище и Озере, а 173-й полк под Львовом в Тиунове. Долгое вре­мя полки совершали только учебные по­леты, но в марте 1945 года снова были переброшены на фронт. В окруженный Бреслау (в настоящее время Вроцлав) по ночам транспортные самолеты доставля­ли снабжение. Авиамост поддерживался с помощью всего, что только могло ле­тать: Ju 52, Не 111, Do 17 и даже транс­портные планеры. При этом никакого истребительного прикрытия мост не имел, так как все наличные истребители защищали Рейх. Медленные транспортные самолеты и планеры стали легкой жер­твой тренированных советских пилотов. За полтора месяца боев было сбито четыре самолета и шесть планеров. Два Не 111 сбил экипаж капитана Козлова, два плане­ра - экипаж лейтенанта Лесняка. Еще один планер записал на свой счет лейтенант Шестериков. 16 экипажей было представ­лено к наградам, а дивизия получила по­четное название «Вроцлавской».

В октябре 1944 года оснащенные ра­дарами А-20 появились в составе 1-го ГМТАП полковника Борзова. Пять А-20G оснастили морской модификацией радара - «Гнейс-2м». Эффективность ра­даров оказалась невысокой, поэтому вскоре от их использования отказались.