Окраска самолета «Дуглас А-20 Бостон/Хавок»

 

Прототипы 7В и DB-7 не имели ка­муфляжа. Они оставались цвета полиро­ванного дюраля. Поверхность самолетов покрывали только защитным бесцвет­ным лаком.

Первые А-20, попавшие в боевые ча­сти, еще происходили из числа предсерийных машин, и по этой причине тоже не имели камуфляжа. Опознавательные знаки изображали прямо по блестящему дюралю обшивки. Но вскоре самолеты получили стандартный камуфляж. Верх­няя сторона самолета окрашивалась оливково-зеленой краской Olive Drab, a нижняя - серой Neutral Gray. Известно по крайней мере три оттенка цвета Olive Drab и два оттенка Neutral Gray. Это были следующие краски: OD 35, походив­шая на французский цвет «хаки» времен Первой Мировой войны, OD 41 (темная) и OD 31 (с большим содержанием зеле­ного пигмента), NG 33 (более светлый) и NG 43 (заметно более темный). Поэтому разные экземпляры А-20 могли заметно отличаться друг от друга но цвету. В 1940 году небольшая серия «Дугласов» полу­чила двухцветный камуфляж OD 41/OD 35 на верхней стороне и бортах. В июле 1941 года в качестве единственных образ­цов оставили краски Olive Drab 41 и Neutral Gray 43. Красочные эталоны ра­зослали всем авиационным фирмам. Та­кой унифицированный камуфляж полу­чили самолеты А-20А, В и С.

«Бостоны», действовавшие в Север­ной Африке, получили пустынный камуф­ляж. На базовый фон OD 41 наложили нерегулярные пятна краской Sand 26. Это была краска песчаного цвета с заметным розовым оттенком. Поэтому во многих публикациях встречается ошибочное мнение о том, что американцы красили свои самолеты «в розовый цвет».

Камуфляж самолета изменился в 1943 году, одновременно с началом серийно­го выпуска модификации A-20G. Базой по-прежнему служил камуфляж OD/NG, но к нему добавился третий цвет - зеле­ный (Medium Green 42 или Dark Green 30) - который наносили в виде волнистых пятен на верхней стороне крыльев и го­ризонтальных стабилизаторов по пере­дней и задней кромкам, а также иногда по верхней стороне мотогондол. Иногда пятна заходили на фюзеляж в районе ка­бины стрелка. У самолетов, летавших по ночам, днище вместо Neutral Gray закра­шивалось черной краской.

Ночные истребители Р-70 «Найтхоук» были целиком выкрашены в черный цвет (Black 44). Обычно использовалась матовая краска, но встречалась и блестя­щая. Немногочисленные машины несли камуфляж Dark Olive/Black.

Французы получали DB-7 неокра­шенными. Камуфляж на самолеты нано­сили уже в Касабланке. Во французских ВВС использовались две схемы камуфля­жа: европейская и пустынная. Европейс­кая или континентальная схема представ­ляла собой пятна цвета Khaki (аналог британского Dark Green), Brun Fonce (ко­ричневый) и Gris Bleu Fonce (шаровой). Нижняя поверхность самолета покрыва­лась краской Gris Bleu Clair (светло-серо-синий). В пустынной схеме краска Gris Blue Fonce заменялась краской Terre de Sienne (песчаный) или краска Brun Fonce заменялась краской Ochre (светлая охра).

В Королевских ВВС самолеты «Хавок» и «Бристоль» могли носить несколь­ко типов камуфляжа - в зависимости от предназначения и ТВД. Дневные бомбар­дировщики имели стандартный англий­ский камуфляж Dark Green/Dark Earth на верхней стороне и Sky на нижней. У ноч­ных самолетов вместо Sky днище закра­шивалось черной краской (Black).

Ночные истребители «Тербинлайт» и «Интрудеры» целиком окрашивались черной матовой краской. Но встречались и исключения. В 23-й эскадрильи один из «Хавоков» нес на верхней половине фю­зеляжа нестандартный камуфляж Extra Dark Sea Gray/Dark Green. Единствен­ный «польский» «Тербинлайт» из 307-й эскадрильи был целиком выкрашен Medium Sea Gray с нанесенными поверх темно-зелеными пятнами. Вероятно, та­кой камуфляж самолет получил уже в эс­кадрильи.

«Дугласы» Королевских и южноафри­канских ВВС, действовавшие в Северной Африке в 1942/43 гг., несли стандартный английский пустынный камуфляж: пятна Dark Earth, Middle Stone, днище Azure Blue.

Часть «Бостонов III», поступивших в части зимой 1943/44 гг., несли оригиналь­ный американский камуфляж Olive Drab/ Neutral Gray.

Зато поздние «Бостоны IV» и V окра­шивались по стандартам, принятым в конце войны. Весь самолет целиком (включая весь фюзеляж и верхнюю сто­рону крыльев) окрашивался зеленой краской British Olive Green (несколько светлее Dark Green с легким оттенком серого), а снизу крылья и стабилизаторы окрашивались в серый цвет (Neutral Gray или Light Sea Gray). Часть руля направле­ния красили краской British Medium Green, по оттенку напоминавшую аналогичную краску американского производства.

Машины австралийской 22-й эскад­рильи первой серии имели английский камуфляж. Позднее самолеты перекраси­ли уже с использованием австралийских красок: боковые и верхние стороны в цвет Foliage Green (FS 34092) и Dark Earth (значительно темнее английского аналога) или Light Earth (по оттенку со­ответствует английскому Dark Earth), a нижние - в цвет Sky Blue (почти как анг­лийский, но немного темнее) или Light Slate Gray (аналогичный английскому). Самолеты A-20G, которые эскадрилья получила позднее, выкрашивали краской Foliage Green.

«Бостоны» разных серий, доставлен­ные в Советский Союз, чаще всего име­ли оригинальный камуфляж Olive Drab/ Neutral Gray или Dark Green/Dark Earth/ Light Sea Gray. В Советском Союзе неко­торые машины перекрашивали. Например, A-20G (43-10067, «Таллинский ИАП») имел камуфляж, дополненный темно-зелеными (есть вероятность, что и черными) пятна­ми. Самолеты, у которых в глухих носах были проделаны иллюминаторы, носовой сегмент был заметно темнее остального са­молета.

В зимних условиях многие самолеты об­мазывали известью или смываемой белой краской. Белый цвет со временем облезал, по­этому к весне из-под белого отчетливо про­глядывал темный камуфляж.