Mk.III

 

Модификация Mk.III представляла со­бой большой шаг вперед по сравнению с Mk.II. Новая модификация получила убира­ющееся хвостовое колесо, а также усилен­ные стойки главного шасси, выдвинутые вперед на 5 см для придания самолету боль­шей устойчивости на земле. Колесные ниши снова полностью закрыли створками. На самолет поставили двигатель «Мерлин XX» мощностью 1410 л.с./1037 кВт и оснащен­ный двухскоростным наддувом, обеспечи­вающим хорошие характеристики двигате­ля на всех высотах. Размах крыла уменьши­ли до 9,30 м, площадь крыла до 20,43 м2, а длина фюзеляжа увеличилась до 9,25 м. Бро­нирование немного усилили по сравнению с Mk.II. Лобовое бронестекло встроили в фонарь, а не накладывали снаружи, как прежде.

Построили только один экземпляр «Спитфайра III» (N3297). Джеффри Квилл облетал его 16 марта 1940 года. По плану эта модификация должна была пойти в се­рию, но с самого начала самолет преследо­вал злой рок. В августе 1940 года госсекре­тарь по вопросам авиации сэр Арчибальд Синклер проинформировал лорда Бивербрука, что имевшиеся в распоряжении дефи­цитные двигатели «Мерлин XX» планиру­ется направить для выпуска «Харрикейнов II», так как характеристики «Харрикейна» следовало поправить в первую очередь.

Фирма «Роллс-Ройс» прикладывала от­чаянные усилия к тому, чтобы увеличить выпуск двигателей «Мерлин XX». Казалось, что производство удалось наладить, и даже последовал заказ на 1000 истребителей «Спитфайр III». Но тут приоритет получил двигатель «Мерлин 45», представлявший собой тот же «Мерлин XX», но без надду­ва. В декабре 1940 года начались работы по установке двигателя «Мерлин 45» на «Спит­файр». Так появился «Спитфайр V», о кото­ром будет рассказано ниже.

В феврале 1941 года истребитель Mk.V успешно прошел испытания в Боском-Даун. 6 марта на заседании объединенного коми­тета по вопросам развития и продукции (Joint Development and Production Committee) начальник штаба ВВС главный маршал авиации сэр Чарльз Портал вынес смертный приговор «Спитфайру III». В про­токоле заседания записано: «Решено напра­вить в производство самолет «Спитфайр V» с двигателем «Мерлин 45» с односкоростным наддувом вместо «Спитфайра III». «Спитфайр V» с доработанным двигателем «Мерлин 45» (увеличенный ротор наддува)

имеет лучшие характеристики на больших высотах, а также больший потолок. Тем са­мым он удовлетворяет требованиям командо­вания истребительной авиации к высотному истребителю. Его потолок превосходит физи­ческие возможности пилота, не располагаю­щего гермокабиной. Кроме того, он имеет не­плохую скороподъемность и маневренность даже на больших высотах. Если предполагае­мые доработки дадут ожидаемый эффект, штаб ВВС закажет столько самолетов, сколь­ко промышленность сможет дать».

В дальнейшем планировалось продол­жить совершенствование «Спитфайра V», оснастив его гермокабиной.

«Следующим шагом будет создание «Спитфайра» с двигателем «Мерлин RM6SM» с двухступенчатым наддувом. Так как этот двигатель на несколько дюй­мов длиннее «Мерлина 45», потребуется доработать планер самолета. Этот истре­битель также планируется оснащать гер­мокабиной».

Намеченный план удалось выполнить. «Спитфайр» с двигателем «Мерлин 45» и гермокабиной получил известность как «Спитфайр VI» с двигателем «Мерлин 47». Двигатель «Мерлин RM6SM» с двухступен­чатым наддувом пошел в серию как «Мер­лин 60». Этот двигатель планировалось ус­тановить на «Спитфайр VII», который дол­жен был пойти в серию следом за «Спитфайром VI». Эти самолеты позволяли вес­ти бой на высотах более 10000 м, в чем тог­да ни у кого не было опыта. Самолет «Спит­файр V» этот опыт позволил получить. Вы­яснилось, что на одномоторном одномест­ном истребителе гермокабина представля­ет собой излишнюю роскошь. Пилоты при необходимости, забирались на предельные высоты на «Спитфайрах V», не считаясь с отсутствием гермокабины.

Но все это случится в будущем, вернемся же к «Спитфайру III» (N3297). Поскольку в серию «Спитфайр III» не пошел, самолет ис­пользовали в качестве опытного образца. Его оснастили стандартным крылом и в начале апреля отправили на фирму «Роллс-Ройс» для установки двигателя RM6SM.

В сентябре 1941 года самолет N3297 снова поднялся в воздух. Но это была уже совсем другая машина. Двигатель «Мерлин 61» - вариант «Мерлина 60» для истребите­лей - агрегатировался с двухступенчатым наддувом, имевший промежуточное охлаж­дение сжатого воздуха. Промежуточный ра­диатор нуждался в отводе тепла, поэтому на N3297 появились две выпуклости, по одной под каждым крылом. Слева находился маслорадиатор и половина радиатора двигате­ля. Справа находился промежуточный ради­атор сжатого воздуха и вторая половина ра­диатора двигателя. Мощный двигатель вра­щал четырехлопастный винт «Ротол», вых­лопная система состояла из комплекта пат­рубков, по одному на цилиндр. Словом, N3297 заметно отличался от своих предше­ственников, будучи сам образцом для машин более поздних выпусков.

Новый «Спитфайр» с двигателем «Мер­лин 61» на испытаниях показал себя много­обещающе. Но обнаружились проблемы в ра­боте промежуточного радиатора, в результате в ноябре 1941 года пришлось менять двига­тель. Получив новый мотор, в январе 1942 года N3297 прибыл в Боском-Даун. Там истреби­тель показал великолепные результаты: 629 км/ч на высоте 4850 м, 666 км/ч на высоте 8290 м и 570 км/ч на высоте 12190 м. Практичес­кий потолок самолета определили в 12740 м.

Эти результаты тем более удивительны, что во время испытаний N3297 показывал признаки износа. В официальном рапорте говорилось: «Планер в очень плохом состо­янии, которое только ухудшилось в ходе ис­пытаний. В некоторых местах с обшивки облезла краска. Особенно это заметно на элеронах, где отсутствуют целые куски кра­сочного покрытия, образовав шероховатос­ти глубиной 1,5 мм и более. Створки капота закрывались неплотно, оставляя щели ши­риной от 3 до 6 мм. Кроме того, на верхней части капота имелись два выступа, закрывавших детали промежуточного радиатора. Их попытались заровнять насколько это представлялось возможным».

Несмотря на плохое состояние самоле­та, испытания N3297 продолжались до сен­тября 1942 года. Хотя истребитель Mk.III в серию не пошел, его прототип активно ис­пользовался для отработки конструкции последующих модификаций «Спитфайра».