Mk.X и Mk.XI

 

Появление разведывательной модифи­кации «Спитфайра» с двигателем «Мерлин 61» было вопросом времени. Как уже гово­рилось выше, потребность в таких фотораз­ведчиках была настолько высока, что не ожидая появления серийных самолетов, пе­ределку в фоторазведчики прошли 15 истре­бителей Mk.IX. С самолетов сняли воору­жение, а за кабиной пилота вертикально ус­тановили две фотокамеры.

«Спитфайр XI» был оснащен двигателем «Мерлин 61». Вооружение на самолете отсут­ствовало, зато в передней кромке обеих кры­льев разместили по 299-литровому бензобаку. Самолет также получил маслобак большо­го объема. Хвостовое колесо убиралось в по­лете, как у Mk. VIII, но элероны оставили боль­шие, как на Mk.IX. За кабиной находился от­сек фотоаппаратуры. Штатно самолеты осна­щали двумя вертикальными фотокамерами. Иногда добавляли третью фотокамеру, уста­новленную диагонально.

Первый Mk.XI собрали на фирме «Супермарин» в ноябре 1942 года. Летом 1943 года «Спитфайр XI» (МВ789) проходил ис­пытания в Воском-Даун.

В эскадрильях фоторазведки, работав­ших для сухопутных войск, обнаружилось, что фотоаппараты с объективами, имеющи­ми большое фокусное расстояние, оказыва­ются бесполезными, если облачность зас­тавляет проводить съемку со средних вы­сот. При этом фотографировались очень не­большие участки земной поверхности, час­то цель просто не попадала в объектив. По­этому на «Спитфайрах XI» дополнительно установили пару фотокамер F.8 со 127-мм объективами. Эти фотокамеры разместили под крыльями, прикрыв небольшими обте­кателями. Фотокамеры с короткофокусны­ми объективами были направлены вниз и разведены под углом 10?. Их применяли для съемки объектов с малых и средних высот.

Поскольку «Спитфайр» имел макси­мальную скорость среди английских истре­бителей среднего этапа войны, а аэродина­мика самолета отличалась чистотой, то именно PR.XI выбрали для испытаний по раз­гону в пикировании, проводившихся в Фарн­боро весной 1944 года. 27 апреля 1944 года на самолете EN409 командир эскадрильи Мартиндейл развил скорость 975 км/ч, что соот­ветствовало 0,89 М.

Всего построено с нуля или переделано из Mk.IX 471 «Спитфайр XI». Выпуск продолжал­ся до 1944 года, когда в серию пошел Mk.19.

Самолет PR.X пошел в серию позже PR.XI. От своего предшественника PR.X отличался наличием гермокабины типа «Лобель». Характеристики обеих модификаций были похожи. Всего построили 16 «Спитфайров X».