Mk.XIV и Mk.18

 

«Спитфайр XII», первый из истребите­лей данного типа оснащенный двигателем «Гриффон», представлял собой скорее им­провизацию, чем тщательно проработанный самолет. Особенно остро ощущалось отсут­ствие двухступенчатого наддува на двига­теле. Поэтому, хотя Mk.XII и отличался от­личными характеристиками на малых и средних высотах, на большой высоте он даже уступал стандартному «Спитфайру IX». Инженеры «Роллс-Ройса» работали над созданием двухступенчатого наддува для «Гриффона», но завершить работу им уда­лось лишь в 1943 году, когда в серию по­шли первые «Гриффоны 61».

В начале 1943 года шесть планеров «Спитфайр VIII» на сборочной линии «Супермарина» переделали, установив на них двигатели «Гриффон 61». Эти шесть машин стали прототипами модификации Mk.XIV. Первые пять (JF316...JF320) получили пятилопастные винты, а шестой оснастили двигателем «Гриффон 85» с двумя встреч­ными винтами. Первоначально самолеты летали со стандартными килями и высоки­ми остроконечными рулями направления, как на поздних Mk.VIII. Но вскоре стало ясно, что самолетам требуется больший киль. В результате самолеты получили но­вый киль с прямой передней кромкой. Три модифицированных прототипа Mk.XIV от­правили для испытаний в Боском-Даун, где их испытывали в мае-июне 1943 года. Ис­пытания показали, что «Спитфайр XIV» представляет по сравнению со «Спитфайром IX» значительный шаг вперед, как пос­ледний по сравнению с Mk.V.

Первые серийные Mk.XIV сошли со сборочной линии в октябре 1943 года. От прототипов они отличались оптимизиро­ванным килем чуть меньшей площади. Вскоре двигатель «Гриффон 61» уступил место «Гриффону 65», а один из первых самолетов с новым двигателем (RB179) в феврале-марте 1944 года проходил испы­тания в AFDU.

Для борьбы с «Фау-1» требовалось еще увеличить скорость «Спитфайра XIV» на малой высоте. Для этого несколько самоле­тов приспособили для работы на 150-октановом бензине при давлении во впускном тракте 17,2 гПа. Это дало прирост скорости 50 км/ч, так что самолет развивал 640 км/ч на высоте 600 м.

Осенью 1944 года появился «Спитфайр FR.XIV», в хвостовой части которого сто­яла диагональная фотокамера F.24 и допол­нительный бензобак на 148 л. Первые са­молеты этого типа поступили во 2-ю и 430-го канадскую эскадрильи в ноябре 1944 года.

Планеры первых Mk.XIV мало отлича­лись от Mk.VIII, но позднее на заводе в Касл-Бромвич провели унификацию Mk.XIV и Mk.IX. Самолеты Mk.XIV получили крылья «тип Е» с двумя 20-мм пушками и двумя 12,7-мм пулеметами. С конца 1944 года «Спитфайр XIV» получил каплевидную кабину.

В январе 1945 года первые «Спитфайры XIV» поступили в 11-ю эскадрилью в Индии, но прежде чем самолет доставили в Юго-Восточную Азию война на Тихом оке­ане закончилась.

Зимой 1946/47 года на базе Черчилль в канадской провинции Манитоба проходили интересные испытания «Спитфайра XIV» (TZ138). При посадке на заснеженный аэро­дром самолет пробил наст и провалился в снег, повредив винт. После ремонта, самолет осна­стили лыжами от «Тайгер Мота». После проб­ных рулежки и подлетов определили, что од­номоторные истребители могут взлетать и са­диться на аэродромы с ВПП из утрамбован­ного снега лишь в исключительных случаях.

Выпуск «Спитфайров XIV» завершил­ся в конце 1945 года. Всего построили 957 самолетов Mk.XIV всех вариантов.

Внешне «Спитфайр 18» не отличался от «Спитфайров XIV» последних производ­ственных серий с каплевидным фонарем и крыльями «тип Е». Но полностью перера­ботали несущие элементы крыла. В хвосто­вой части фюзеляжа установили два 140-литровых бака, а также две вертикальные и одну диагональную фотокамеры. На Mk.18 стоял двигатель «Гриффон 65», как и на Mk.XIV, поэтому характеристики самолетов были почти одинаковые. Возможно поэто­му ни один Mk. 18 не проходил испытаний в Боском-Даун и AFDU.

Первый «Спитфайр F. 18» облетали в июне 1945 года. Этот вариант появился слишком поздно, чтобы поучаствовать во Второй Мировой войне. Всего построили 300 «Спитфайров F. 18» и FR.18, их выпуск свернули в начале 1946 года.