Итоги
С весны 1935 года, когда началась сборка прототипа, и до февраля 1948 года, когда построили последний Mk.24, было выпущено около 20400 «Спитфайров» (точное число назвать невозможно, так как известные цифры отличаются друг от друга). Это число не включает самолеты «Сифайр», которые выпускались до марта 1949 года.
Вероятно, история «Спитфайра» сложилась бы совсем по-другому, будь жив его создатель - Реджинальд Митчелл. Митчелл по складу характера был новатором, а не продолжателем. Скорее всего, он, как Сидни Кемм из «Хоукера», создал бы ряд новых самолетов, вместо того, чтобы выжимать все резервы из «Спитфайра». Так или иначе, самолеты «Спитфайр» провоевали всю войну, а «Спитфайр 24» был одним из -лучших в мире истребителей с поршневым двигателем.
По сравнению с прототипом Mk.24 был на треть быстрее, имел в два раза большую скороподъемность, а масса залпа возросла пятикратно. При этом взлетная масса Mk.24 увеличилась по сравнению с прототипом на 3080 кг, что по правилам транспортных авиакомпаний равно массе 30 пассажиров (считая 20 кг багажа на каждого пассажира). Эти цифры дают представление о том, как далеко зашло совершенствование самолета.
История «Спитфайра» тесно связана с историей совершенствования двигателей «Мерлин» и «Гриффон». Мощность 27-литрового «Мерлина» выросла с 1000 до 1600 л.с. При этом масса двигателя увеличилась всего на 15%. После небольшой модификации самолет получил 37-литровый двигатель «Гриффон» мощностью 2230 л.с. При этом масса «Гриффона» лишь на 30% превышала массу первого «Мерлина».
Это техническая история «Спитфайра». Но этот истребитель был не только боевой машиной. Для англичан и других граждан Британского Содружества он был символом обороны Великобритании в трудных днях 1940 года, а в конце войны стал символом победы.