Итоги

 

С весны 1935 года, когда началась сбор­ка прототипа, и до февраля 1948 года, когда построили последний Mk.24, было выпуще­но около 20400 «Спитфайров» (точное чис­ло назвать невозможно, так как известные цифры отличаются друг от друга). Это чис­ло не включает самолеты «Сифайр», кото­рые выпускались до марта 1949 года.

Вероятно, история «Спитфайра» сложи­лась бы совсем по-другому, будь жив его создатель - Реджинальд Митчелл. Митчелл по складу характера был новатором, а не продолжателем. Скорее всего, он, как Сид­ни Кемм из «Хоукера», создал бы ряд но­вых самолетов, вместо того, чтобы выжи­мать все резервы из «Спитфайра». Так или иначе, самолеты «Спитфайр» провоевали всю войну, а «Спитфайр 24» был одним из -лучших в мире истребителей с порш­невым двигателем.

По сравнению с прототипом Mk.24 был на треть быстрее, имел в два раза большую скороподъемность, а масса залпа возросла пятикратно. При этом взлет­ная масса Mk.24 увеличилась по сравне­нию с прототипом на 3080 кг, что по пра­вилам транспортных авиакомпаний равно массе 30 пассажиров (считая 20 кг багажа на каждого пассажира). Эти цифры дают представление о том, как далеко зашло совершенствование самолета.

История «Спитфайра» тесно связана с историей совершенствования двигателей «Мерлин» и «Гриффон». Мощность 27-литрового «Мерлина» выросла с 1000 до 1600 л.с. При этом масса двигателя уве­личилась всего на 15%. После небольшой модификации самолет получил 37-литро­вый двигатель «Гриффон» мощностью 2230 л.с. При этом масса «Гриффона» лишь на 30% превышала массу первого «Мерлина».

Это техническая история «Спитфай­ра». Но этот истребитель был не только боевой машиной. Для англичан и других граждан Британского Содружества он был символом обороны Великобритании в трудных днях 1940 года, а в конце войны стал символом победы.