«Хукт Спитфайр VB» и «Сифайр I»

 

После завершения норвежской кампа­нии весной 1940 года, все исправные «Харрикейны» 46-й эскадрильи успешно пере­летели на палубу авианосца «Глориес». Авианосец, впрочем, через несколько часов был пущен на дно немецкими линкорами «Шарнхорст» и «Гнейзенау». Но интерес представлял сам прецедент, когда одномес­тные истребители наземного базирования, не имевшие никаких палубных приспособ­лений, благополучно приземлились на авиа­носце. Снова встал вопрос о создании на базе «Спитфайра» и «Харрикейна» палуб­ного самолета. Но на протяжении всего 1940 года «Спитфайры» требовались, прежде все­го, для Королевских ВВС, поэтому не мог­ло быть и речи о передаче ценных самоле­тов на флот.

Лишь в начале 1941 года Министерство авиации согласилось передать на флот сна­чала несколько стандартных «Спитфайров I», затем 48 Mk.VB и, наконец, 200 Mk.VC, приспособленных для взлета и посадки на палубу. Это 48 так называемых «Хукт Спит­файров» («Спитфайр с гаком»), оборудован­ных посадочным гаком и морской радио­станции. Самолеты эти использовались только для подготовки пилотов.

В октябре 1941 года фирма «Супермарин» приступила к созданию палубного «Спитфайра», оснащенного креплениями для катапульты и посадочным гаком. Вско­ре на «Спитфайре VB» (BL676) установили посадочный гак («тип А», по форме рамы, крепившейся к фюзеляжу). Этот самолет от­правили в опытный отряд на базу морской авиации в Арброат, Шотландия. В ноябре лейтенант-коммандер Г.П. Бремуэлл совер­шил там несколько посадок на «палубу авиа­носца», сымитированную на посадочной полосе. 10 января 1942 года самолет сел на палубу авианосца «Илластриес», стоящего в устье реки Клайд. Самолет получил положи­тельную оценку, хотя испытатели отметили плохой обзор из кабины во время посадки.

Зимой 1941/42 г.г. палубному варианту «Спитфайра» присвоили название «Сифайр», вместо предлагавшегося прежде «Си Спитфайр». В официальных документах название «Сифайр» впервые появилось 22 января 1942 года.

«Спитфайр VB» (AD371 и АВ986) от­правили 31 октября 1941 года на полную пе­ределку в палубный вариант. По дороге АВ986 попал в аварию, его заменили само­летом АВ205. Экземпляр АВ205 облетали 13 декабря 1941 года, после чего отправили на завод «Виккерс» для установки гака «тип А» и креплений для катапульты, а также для усиления конструкции самолета. Когда са­молет переделали, 6 января 1942 года его облетал Джеффри Квилл, а затем машину передали на испытания в 778-ю эскадрилью морской авиации. АВ205 стал прототипом для серии самолетов «Сифайр IB», которых переделывали из серийных «Спитфайров VB». Истребитель Mk.IB с самого начала рассматривался в качестве временного ва­рианта до создания палубного самолета Mk.IIC, который планировали собирать с нуля, а не переделывать из армейских ис­требителей.

Гак «тип А» крепился к нижним стрин­герам в районе шпангоута № 15, примерно в 3 метрах за колесами главного шасси. Дли­на гака составляла 1,8 м. Гак выпускался с помощью гидравлического привода. В вы­пущенном состоянии гак опускался на 0,9 м ниже уровня хвостового колеса. В убран­ном виде гак фиксировался ножничным ме­ханизмом, который отключался из кабины с помощью тяги. Гак в убранное положение воз­вращался вручную после посадки. В фюзеля­же для гака имелось углубление, так что на­ружу выступал только конец крюка.

Сразу за противопожарной переборкой двигателя, на центральном стрингере уста­новили две проушины для подъемного кра­на. Чтобы центр тяжести сместился в район проушин, из хвостовой части фюзеляжа сня­ли штатный балласт, взамен которого 12 кг балласта поместили слева от моторамы.

Наконец, на самолет установили морс­кую радиостанцию TR. 1196 и морским уст­ройством идентификации свой-чужой.

Полная переделка «Спитфайра VB» в «Сифайр IB» занимала 10300 человеко-ча­сов работы.

AD371 поступил в работу 31 декабря 1941 года. Самолет получил гак и крепле­ния катапульты, после чего в феврале 1942 года его передали в Фарнборо для испыта­ний в качестве прототипа «Сифайра IIС».

В феврале-марте 1942 года самолет со­вершал пробные взлеты с помощью ката­пульты с максимальной перегрузкой 3,5g.

Затем самолет передали в 778-ю эскадрилью морской авиации и, далее, на авианосец «Илластриес». В ходе всех этих испытаний про­изошло несколько аварий, самолет получил по­вреждения. Снова подтвердилось, что обзор из кабины достаточен для взлета, но слабоват для посадки. В результате самолет приходилось ве­сти по сложной глиссаде, чтобы до последней секунды держать в поле зрения палубу и палуб­ного офицера.

После завершения испытаний обнаружи­лись повреждения обшивки и пластическая де­формация лонжерона горизонтального опере­ния. При взлете с катапульты двигатель имел тенденцию к перегреву.

За испытаниями на борту авианосца «Илластриес» наблюдал Уинстон Черчилль. Пре­мьер настоял на поставках одноместных истре­бителей для морской авиации. В результате Ми­нистерство авиации передало флоту несколько «Спитфайров». Никто не решился напомнить Чер­чиллю, что два года назад он был активным про­тивником создания палубного истребителя на базе «Спитфайра».

«Спитфайр» BL767 отправили для повтор­ных испытаний на предприятие концерна «Виккерс» в Уорти-Даун. Полную переделку само­лета завершили 23 марта 1942 года, после чего самолету присвоили новый регистрационный номер МВ328. В марте-апреле машина прошла полный цикл испытаний на палубе авианосца «Викториес». Эти испытания закончились тем, что было решено начать переброску на Мальту «Спитфайры» с помощью авианосцев.

Всего до стандарта «Сифайр IB» пере­делали 166 «Спитфайров VB» (48 на фирме «ACT» в Хембле, и 118 на фирме «Канлифф Оуэн»).

Несмотря на первоначальные обещания поставить 30 «Сифайров» до конца мая, пер­вый Mk.IB поступил заказчику лишь 15 июня 1942 года. Кроме того, Адмиралтей­ство недополучило заказанные самолеты «Фейри Файрфлай» и «Блэкберн Файрбренд», поэтому 4 июля 1942 года для морс­кой авиации заказали 500 обычных «Спит­файров» (и 250 «Харрикейнов»). Министер­ство авиации отказало, так как 2400 истре­бителей планировалось отправить Советс­кому Союзу. В течение нескольких после­дующих месяцев продолжался конфликт между Адмиралтейством и Министерством авиации насчет поставок «Спитфайров» и «Сифайров» для морской авиации.