Спайтфул

 

В ноябре 1942 года конструкторское бюро Джозефа Смита начало работу над новым крылом, имеющим ламинарный про­филь. Планировалось начать с переделки «Спитфайра», а затем создать новый само­лет «тип 371».

На основании предварительного проек­та Министерство авиации сформулировало техническое задание F.1/43 на одноместный истребитель с ламинарным крылом. При этом конструкцию крыла разрабатывали с тем расчетом, чтобы при необходимости его можно было сделать складным. На первом этапе работ самолет предполагалось испы­тать как с двигателем «Мерлин», так и «Гриффон». В конце декабря 1943 года Ми­нистерство авиации разработало график ра­бот над отдельными вариантами «типа 371». Сначала следовало создать гибридный са­молет, с фюзеляжем от «Спитфайра XIV» и ламинарным крылом. Вскоре подписали контракт на постройку трех «самолетов «Спитфайр VIII» с новым крылом улучшен­ной характеристики». Самолетам выделили номера NN660, NN664 и NN667.

1 марта 1944 года в Министерство авиа­ции представили макет самолета, разраба­тывавшегося в соответствии с техзаданием F.1/43. 4 марта концерн «Виккерс» предло­жил для самолета название «Спайтфул» (злобный). Министерство авиации предпо­читало назвать самолет «Вельент» (храб­рый), но в итоге согласилось с предложени­ем «Виккерса». Затем отказались от идеи использовать на самолете двигатель «Мерлин». Предполагалось выпустить 800 штук «Спайтфулов».

Облет гибридного прототипа запланиро­вали на 15 марта 1944 года, но внезапно ра­боты над крылом задержались. В конце ап­реля 1944 года крылья удалось подготовить к установке на самолет. Прототип облетали лишь в 30 июня. Пилотировал самолет Джеффри Квилл. 13 сентября 1944 года са­молет разбился, при этом погиб пилот Фрэнк Ферлонг. Расследование показало, что причиной катастрофы стал отказ меха­низма элеронов. Тяга механизма заклинила в крыле. Следовало переработать всю кине­матику механизма. Также признали необхо­димость разработать для самолета катапуль­тируемое кресло пилота.

Настоящий прототип «Спайтфула» -NN664 - завершили к Новому Году. Джеф­фри Квилл облетал его 8 января 1945 года..

Первое время на самолете стояло хвостовое оперение от «Спитфайра XIV», но в сере­дине 1945 года установили новый хвост уве­личенной площади. В таком виде самолет облетали 24 июня.

2 апреля облетали первый серийный «Спайтфул» - RB515; самолет также имел хвостовое оперение от Mk.XIV. 9 мая Джеф­фри Квилл совершил на этом самолете ава­рийную посадку в Боском-Даун. В ходе ре­монта на самолет также становили увели­ченное оперение.

Тем временем Министерство авиации сократило заказ с 800 до 650 машин. Это было начало всех неприятностей, связанных с проектом. В течение ближайших месяцев контракт сократили на 260 самолетов, по­том еще на 310, и наконец еще на 58, оста­вив серию в 22 машины.

27 сентября 1945 года самолет RB515 попал в очередную аварию. Пилот П. Ши-Симмондс посадил машину на брюхо в Фарнборо.

Третий прототип «Спайтфула» - NN667 - имел воздухозаборник в районе винта, как на «Сифайре 47». Самолет облетали и 27 марта 1946 года отправили в Боском-Даун. В это время закончили второй серийный са­молет - RB516. К этому времени програм­ма работ над «Спайтфулом» оказалась на грани закрытия. Министерство авиации со­общило Джозефу Смиту, что «Спайтфул» если и имеет будущее, то только как штур­мовик, так как английские истребители впредь будут только реактивные.

«Спайтфул XVI» выпустили в един­ственном экземпляре - RB518. Самолет ос­настили двигателем «Гриффон 101» с двух­ступенчатым трехскоростным наддувом, обеспечивающим давление во впускном тракте 175 гПа. Двигатель агрегатировался с пятилопастным винтом. После двух ава­рий двигатель заменили «Гриффоном 121» (тот же 101, но с редуктором для встречно­го винта), агрегатированным с шестилопастным винтом «Ротол». Во время испыта­ний 1947 года самолет развил горизонталь­ную скорость 795 км/ч. Испытания закон­чились 29 марта 1949 года, когда самолет, совершивший вынужденную посадку на брюхо, сорвался при попытке поднять его краном и разбился.

Если Министерство авиации отказалось от самолета, то неожиданный интерес к раз­работке Джо Смита проявила Швейцария. Но Министерство авиации запретило экс­порт этих машин.

Всего построили 22 «Спайтфула» (вме­сте с прототипами), причем три последних самолета отправились на слом, так и не со­вершив ни одного полета.