Оценка штурмовика Су-25 западными специалистами

 

Американские разведывательные спут­ники засекли новый советский самолет с прямым крылом на аэродроме ЛИИ в 1977 г. Новинка получила кодовое обозначение Ram-J. Позже наименование Ram-J смени­лось на Frogfoot, что вообще говоря стран­но. По существовавшей в США и НАТО системе кодировки советской военной тех­ники с буквы «F» начинались наименования истребителей (F - Fighter), заподозрить с самолете с прямым крылом большого удли­нения истребитель - это каким же вообра­жением обладать нужно!

Первые снимки Су-25 появились на страницах западных авиационных изданий в декабре 1982 г. Самолет был сфотографи­рован с большого расстояния в Афганиста­не репортерами съемочной группы британ­ской телекомпании ITV. Первые качествен­ные снимки опубликовал в 1985 г. чехосло­вацкий журнал «Letectvi+kosmonautika».

Первоначально на Западе посчитали штурмовик Су-25 уменьшенной копией са­молета Нортроп А-9, проигравшего конкурс А-Х штурмовику А-10. Однако первые качественные фотографии советского самоле­та оказали, что сходство ограничено и сво­дится лишь к верхнему расположению кры­ла и размещению двигателей в гондолах, сопряженных с боковыми стенками цент­ральной части фюзеляжа. Самолет Су-25 гораздо меньше по размерам, чем американ­ский штурмовик А-10 и превосходит пос­ледний по скорости. Советская концепция отражает более разумный подход к решению задач непосредственной авиационной под­держки сухопутных войск на центрально-европейском театре военных действий. Са­молет Су-25 - хорошая иллюстрация зрелости советских авиационных конструкторов, достигнутой в послевоенный период. Бро­ня штурмовика А-10 защищает летчика только по пояс, в то время как пилот штур­мовика Су-25 имеет гораздо лучшую защи­ту от огня из задней полусферы. Лучшая защищенность достигнута ценой ухудше­ния обзора назад, однако в данном случае такая мера представляется вполне оправдан­ной. Су-25 может быть гораздо более полез­ным, чем самолет А-10 при действиях вбли­зи линии фронта. Самолет Су-25 не являет­ся самолетом высокого технического уров­ня, он вполне мог быть разработан где-нибудь в Индии, Перу или Индонезии. Вместе с тем, он гораздо более реалистичный са­молет, чем А-10. Су-25 имеет меньшие гео­метрические размеры, большую скорость и лучшие взлетно-посадочные характеристи­ки, позволяющие эксплуатацию с плохо подготовленных грунтовых аэродромов. Фак­тически Су-25 является идеальным противопартизанским самолетом, однако возможность использования советского штурмовика в ус­ловиях сильной ПВО проблематична.