Служба

 

Испытание войной

 

С 16 апреля по 5 июня 1980 г. прототи­пы Т8-1 и Т8-3, еще не отлетавшие полнос­тью программу Государственных испыта­ний, находились в Афганистане, где в рам­ках операции «Ромб-1» на практике прове­рялись боевые возможности штурмовиков. От ОКБ в командировку были направлены летчики-испытатели Н. Садовников и А. Иванов, от НИИ ВВС - летчики-испытате­ли В. Соловьев и В. Музыка.

Самолеты базировались на аэродроме в окрестностях Шиндада, откуда выполнили порядка 100 боевых вылетов, 30 из которых были засчитаны по программе Государ­ственных испытаний. Штурмовики работа­ли по заявкам сухопутных войск. «Полевые командиры» Ограниченного контингента быстро оценили эффективность новых са­молетов. В рамках операции «Ромб-1» в Афганистане проверялись еще и СВВП Як-38, но «вертикалки» в горных условиях ока­зались почти бесполезными.

Программу Государственных испыта­ний заканчивали на Т8-4 в Туркменистане на авиабазе Мары. В марте 1981 г. испыта­ния завершили, самолет был рекомендован к серийному производству, однако офици­ально получивший обозначение Су-25 штурмовик приняли на вооружение ВВС только в 1987 г.

Прозвище «Грач» прочно закрепилось за Су-25 в Афгане. Его происхождение не со­всем ясно. Существует версия, что «грача­ми» свои самолеты обозвали летчики 200-й эскадрильи, ранее летавшие на МиГ-21. После быстрого «сокола» МиГ-21, медли­тельный штурмовик действительно был грачом. 200-я отдельная штурмовая эскадрилья (командир подполковник А.Афанасьев) в составе 12 Су-25 появилась в Афгане в июне 1980 г. Эскадрилья базировалась в Шиндаде. Эскадрилья была сформирована в фев­рале 1981 г. на авиабазе Ситал-Чай.

К 1984 г. в Афганистане было разверну­то 24 штурмовика Су-25, 60 летчиков. Впер­вые штурмовики были использованы мас­сированно в апреле 1984 г. в ходе крупно­масштабного наступления частей Ограни­ченного контингента в Панджшерской до­лине. В 1984 г. к 60-му ОШАП добавился 378-й ОШАП.

Рутинной работой «Грачей» стало при­крытие с воздуха автоколонн. В этих поле­тах обычно штурмовики несли блоки НАР УБ-32-57. По эффективности залп неуправ­ляемыми ракетами с одного самолета рав­нялся залпу артиллерийской батареи. Чаще всего использовалось неуправляемое ору­жие. Управляемые ракеты с борта Су-25 впервые использовали в Афганистане в ап­реле 1986 г. Точечным ударом был разрушен дом Ахмад Шах Масуда, правда самого «Льва Панджшера» в доме в тот момент не оказалось. Всего за годы Афганской войны со штурмовиков Су-25 было выпущено 139 ракет с лазерным наведением Х-25МЛ и X-29, 137 из них поразили цели. В общей слож­ности штурмовики Су-25 выполнили в Аф­ганистане порядка 60 000 боевых вылетов. «Грач» считается самым эффективным са­молетом афганской войны. Высокая маневренность позволяла самолету работать даже в узких горных долинах. С полной боевой нагрузкой ограничение по перегрузке со­ставляло 5,2G, с боевой нагрузкой 1,5 т - 6,5g. Тем не менее, пилоты жаловались на низкую приемистость двигателей, затруд­нявшую маневрирование на выходе из ата­ке, когда двигатели было желательно пере­водить на форсаж.

С апреля 1980 г. по февраль 1989 г. над Афганистаном было потеряно 23 штурмо­вика Су-25, погибли восемь летчиков. В среднем одна боевая потеря приходилась на 2800 часов налета. В ВВС Советского Со­юза данный показатель считался высоким, однако по вьетнамским меркам он был ниже среднего. Между тем, во Вьетнаме исполь­зовались ПЗРК «Игла» первого поколения, причем использовались в достаточно огра­ниченном масштабе. Еще несколько само­летов моджахеды уничтожили на аэродро­мах. 23 июня 1988 г. неуправляемыми раке­тами был обстрелян аэродром Кабула, в ре­зультате тяжелые повреждения получили восемь Су-25. Особенно высокие потери в Су-25 ВВС 40-й армии стали нести с появ­лением у моджахедов ПЗРК «Стингер». В 1984 г. два Су-25 были сбиты ракетами ПЗРК «Редай» - не самого эффективного переносного зенитно-ракетного комплекса. В октябре 1986 г. моджахеды получили пер­вую партию ПЗРК F1M-82A «Стингер», все­го же США поставили порядка 1000 таких комплексов. В первые три дня применения «Стингеров» ракетами были сбиты четыре штурмовика. «Стингер» имел более эффективную боевую часть, чем «Редай» и голов­ку самонаведения, способную выделять цель на фоне помех, кроме того, головка самонаведения «Стингер» имела более ши­рокий сектор захвата, чем головка самона­ведения ракеты ПЗРК «Редай».

ОКБ Сухого достаточно оперативно от­реагировало на угрозу. Работами по сниже­нию уязвимости Су-25 от ракет ПЗРК руко­водил Петр Лырщиков. В мотогондолах по­ставили по огнетушителю, а между двига­телями была установлена бронеплита тол­щиной 5 мм и длиной 1,5 м, теперь одной ракетой нельзя было вывести из строя сра­зу два двигателя. Ни один доработанный штурмовик не был потерян над Афганиста­ном из-за пожара двигателя. За счет уста­новки на мотогондолах воздухозаборников большего сечения удалось понизить ПК из­лучение двигателей, что также снизило ве­роятность поражение штурмовиков ракета­ми с тепловыми головками самонаведения.

Было увеличено количество блоков АСО. Очень эффективным оказалось бронирова­ние кабины - ни один летчик не был убит в воздухе пулями или осколками снарядов. Летчики гибли чаще всего после катапуль­тирования в бою с моджахедами. Штурмо­вик проявил себя как исключительно живу­чий самолет. Согласно статистике, чтобы сбить Су-25 в него требовалось всадить в среднем 80 снарядов калибра 20 мм, Су-17 хватало 15 снарядов. Известны случаи, ког­да на аэродром возвращались «Грачи», по­лучившие прямые попадания «Стингером», один самолет «привез» с собой 150 пробо­ин от пуль и снарядов! Взрывы топливных баков штурмовиков за всю войну не отме­чались не разу.

Несколько пилотов штурмовиков были удостоены звания Герой Советского Союза: полковник Александр Руцкой, подполков­ник Петр Рубан (посмертно), капитан Дья­ков, капитан Владислав Гончаренко, старший лейтенант Константин Палюков. Вла­дислав Гончаренко выполнил «за речкой» 415 боевых вылетов, звание Герой Советс­кого Союза ему было присвоено в ноябре 1987 г. В декабре 1986 г. Константин Палю­ков огнем и пушки и неуправлямыми раке­тами уничтожил два расчета ПЗРК «Стин­гер». Палюкова сбили 21 январе 1987 г. Лет­чик катапультировался, благополучно при­землился, но был окружен моджахедами. Почти час пилот вел неравный бой. Кон­стантин Палюков подорвал себя гранатой, чтобы не попасть в плен.

Самым известным «афганским» Су-25 стал Т8-15 с бортовым номером «15», на этой машине летал полковник А.В. Руцкой. В 1988 г. Т8-15 получил серьезные повреждения от огня с земли, но Руцкой сумел вер­нуться на бузу. Самолет отремонтировали. В следующий раз штурмовик Руцкого по­лучил повреждения от двух «Сайдуиндеров», выпущенных пакистанским F-16, но Т8-15 вновь вернулся домой. Т8-15 доста­вили для ремонта в Тбилиси. После ремон­та и модернизации самолет демонстриро­вался на Парижском авиасалоне в июне 1989 г. Бортовую аппаратуру «Грача» доработа­ли путем установки оборудования, позволя­ющего выполнять полеты по гражданским воздушным трассам, оснащенным по запад­ным стандартам. Технические надписи на самолете были выполнены на английском языке. Бортовой номер изменился на «101» темно-голубого цвета. Показ самолета Руцкого в Париже в 1989 г. стал первой демон­страцией Су-25 на Западе. Летом 1991 г. са­молет передал в авиационный музей на Хо­дынке. Бортовой номер опять перекрасили - «301» голубого цвета.

Полковник Руцкой был сбит 4 августа 1988 г. прямым опаданием «Сайдуиндера», выпущенным с пакистанского F-16. Руцкой катапультировался, но после приземления попал в плен. Обломки Су-25 выставлены на пакистанской авиабазе Камра.

 

В Непобедимой и Легендарной

 

На вооружение ВВС и морской авиации Советского Союза поступило порядка 700 штурмовиков Су-25. Количественная оцен­ка советских «Грачей» была занижена запад­ными экспертами более чем в два раза - дол­гое время считалось, что на вооружении состояло не более 300 штурмовиков. По тем же западным оценкам, в России сегодня имеется примерно 350 Су-25, из них 250 одноместных и 30 спарок - во фронтовой авиации, остальные - в авиации ВМФ. Оценка заведомо неверная по одной причи­не: во времена СССР лишь два полка морс­кой авиации имели на вооружении Су-25. Два полка - это меньше сотни самолетов, вряд ли с тех пор количество штурмовых авиаполков в российском военном флоте увеличилось. В ВВС Советского Союза име­лось десять укомплектованных Су-25 авиа­полков. С распадом СССР пять полков ос­тались в Белоруссии и на Украине. В соста­ве 16-й воздушной армии, которая базиро­валась в ГДР (помните, было такое государ­ство) по состоянию на конец 80-х годов име­лось два полка, вооруженных Су-25: 357-й отдельный штурмовой (аэродром Брандис) и 368-й отдельный штурмовой (аэродром Тютов). С октября 1986 г. по ноябрь 1987 г. 357-й ОШАП находился в Афганистане, одна эскадрилья полка базировалась в Кан­дагаре, две - в Баграме. В Германию полк прибыл в декабре 1988 г. 368-й полк также принимал участие в оказании интернацио­нальной помощи братскому народу далекой восточной страны. В ГДР вместе с самоле­тами прибыло большое количество воинов-интернационалистов. Поэтому многие вы­сокие чины НАТО с большим облегчением вздохнули, когда могучая 16-я армия бала выведена из Германии. 357-й полк покинул Германию в апреле 1992 г., 368-й - в июне 1993 г. Новым местом базирования 368-го ОШАП стал Буденовск.

Ниже приведены данные по зарубежным источникам об авиационных полках, имевших на вооружении штурмовики Су-25.

 

ВВС

18 ОШАП - базируется на аэродроме Галёнки, Дальний Восток. Является наследником ис­требительного авиационного полка, в состав которого входила эскадрилья «Нормандия». Полк трижды, в 1992 г., в 1997 пив 2003 г. посещали с визитами истребители полка «Нормандия-Неман» ВВС Франции.

60-й ОШАП - сформирован на базе 200-й отдельной авиационной эскадрильи. Первый штурмо­вой авиаполк, принимавший участие в аф­ганской войне. В 1988 г. выведен и 5 Афга­нистана на аэродром Ситал-Чай, Азербайд­жан. В 1992 г. перебазирован из ставшего независимым государством Азербайджан в Россию.

186-й гвардейский Оршанский инструкторский ОШАП - полк базируется на аэродроме Бутурлиновка в Воронежской области. Несколь­ко самолетов полка в 1993 г. базировалось на аэродроме Кокайды в Таджикистане, ра­нее полк принимал участие в грузино-абхаз­ской войне. Действия штурмовиков факти­чески спасли Таджикистан в том виде, в ка­ком это государство существует в настоящее время. Самолеты наносили удары по отря­дам афганских моджахедов и местной оп­позиции. В отдельные дни самолеты сбра­сывали по 80 т бомб.

206-й ОШАП - входит в состав ВВС республики Бе­ларусь, базируется на аэродроме Лида.

357-й ОШАП - сформирован в 1984 г. на аэродроме Пружаны, Белоруссия. Первым командиром полка стал полковник Александр Руцкой. В 1985 г. полк перебазирован в ГДР на аэро­дром Брандис. В 1992 г. полк выведен из ГДР на аэродром Бутурлиновка.

368-й ОШАП - сформирован 12 июля 1984 г. на аэро­дроме Жовтневое, в 1986 г. перебазирован в Узбекистан на аэродром Чирчик. С октября 1986 г. по ноябрь 1987 г. находился в Афга­нистане. В декабре 1988 г. перебазирован в ГДР на аэродром Деммин-Тютов. В июне 1993 г. перебазирован из Германии на Се­верный Кавказ, в Буденовск.

378-й ОШАП - в конце 80-х годов полк находился в Афганистане. После вывода из дислоциро­вался на аэродроме Поставы в Белоруссии. В настоящее время входит в состав ВВС республики Беларусь.

397-й ОШАП - базировался в Поставах, после развала Со­юза вошел в состав ВВС республики Беларусь.

433-й ОШАП - подробная информация о полке отсут­ствует.

456-й ОШАП - базировался на аэродроме Чертков, после развала Союза вошел в состав ВВС Украины.

461-й ОШАП - подробная информация о полке отсут­ствует.

760-й Центр боевою применения фронтовой авиации - штурмовики Су-25 находятся на воо­ружении по меньшей мере одной эскадри­льи Липецкого центра.

802-й учебный авиационный полк - полк базируется в Краснодаре

237-й Проскуровский Краснознаменный орденов Кутузова и Александра Невского Центр показа авиационной техники - в начале 90-х годов на вооружение 3-й эскадрильи Центра показа поступили штур­мовики Су-25. На базе 3-й эскадрильи ее ко­мандиром Александром Горновым была созда­на пилотажная группа «Небесные Гусары». 12 апреля 1992 г. Су-25 в броской окраске с гу­сарскими ментиками на брюхе впервые пока­зали на что способны штурмовики в опытных руках: над Кубинкой состоялось авиашоу в рамках выставки «Авиадвигатели 92». Мень­шая дальность полета «Грача» по сравнению с МиГ-29 и Су-27 ограничила географию вы­ступлений «Гусар» территорией нашей стра­ны, но один международный показ все-таки состоялся. В сентябре 1992 г. группа вместе с французскими «Миражами» 2000 и F. 1 побы­вала на аэродроме Озерная Падь, Хабаровс­кий край. В Озерной Пади базируется полк, в котором в годы Великой Отечественной вой­ны начинала свой боевой путь эскадрилья «Нормандия». В 1995 г. Су-25 с вооружения ЦПАТа сняли.

 

Морская авиация

297-й ШАП - полк базируется в Североморске, на вооружении полка состоят Су-25УТГ, на которых ведется подготовка летчиков авиа­группы ТАВКР «Адмирал Кузнецов».

299-й ШАП - базировался на аэродроме Саки, вошел в состав ВВС Украины.