Ла-5 - улучшение породы

 

Все три запущенных в серию предвоен­ных советских истребителя имели двигате­ли водяного охлаждения. Нет необходимо­сти останавливаться на причинах такого выбора, важно отметить, что в двигателях водяного охлаждения авиапром испытывал недостаток (яркое свидетельство - прекра­щение производства МиГ-3 в пользу Ил-2), в то время как «звезды» воздушного охлаж­дения М-82 в буквальном смысле было не­куда девать. Выпуск разработанных под этот двигатель бомбардировщиков Су-2 и Ту-2 собирались прекращать (массовое произ­водство Ту-2 еще и не начиналось). Секре­тарю пермского обкома партии Н.И.Гусарову, выпускнику МАИ, удалось «пробить» наверху решение заказать под М-82 вари­анты истребителей МиГ, Як и ЛаГГ.

Впрочем, конструкторы истребителей, особенно ЛаГГа, сами проявляли интерес к звездообразному мотору воздушного охлаж­дения. ЛаГГ получился более тяжелым по сравнению с Яком, а моторы на истребите­лях стояли одинаковые - М-105; неудиви­тельно, что «летчикам больше нравились Яки.» Надежды на радикальное повышение мощности М-105 были весьма призрачные, а вот установка М-82 сулила прибавку в три­ста лошадиных сил и повышение живучес­ти при попаданиях пуль и снарядов в дви­гатель. Правда, возрастало лобовое сопро­тивление самолета за счет большего миде­ля двигателя воздушного охлаждения, тем не менее мощность «звезды» с лихвой пе­рекрывала рост сопротивления, позволяя получить большую скорость и скороподъ­емность.

Первым переделал ЛаГГ-3 под М-82 Гудков - под его руководством в августе 1941 г. к планеру серийного истребителя присты­ковали носовую часть от Су-2. Самолет по­лучил обозначение Гу-82, на нем в сентяб­ре-октябре 1941 г. в НИИ ВВС А.И.Никашин совершил несколько полетов, но из-за эвакуации испытания прервались и больше не возобновлялись; не была закончена и постройка второго экземпляра Гу-82.

К возможности установки М-82 на ЛаГГ Лавочкин относился скептически, считая, что лобастый двигатель не удастся состы­ковать с фюзеляжем без существенной пе­ределки планера, а переделка - это время, которого нет. Инициатором работ по уста­новке М-82 на ЛаГГ стал заместитель Ла­вочкина С.М.Алексеев. Ему удалось убедить Главного провести прикидки по ЛаГГу с М-82 и получить в свое распоряжение двух конструкторов - начальника бригады воору­жения Ивана Артемовича Шабанова и на­чальника моторной бригады Константина Ивановича Слепнева. Времени на проекти­рование обычным, бумажным, путем не было. К безмоторному планеру ЛаГГа на талях подвели двигатель М-82. Стали смот­реть: оказалось, что лишние 250 кг массы мотора на центровку, как ни странно, влия­ют мало - устранить смещение центра тя­жести вперед вполне можно за счет перено­са некоторого оборудования в хвостовую часть фюзеляжа. Плавно состыковать «го­ловастый» двигатель с узким фюзеляжем получалось путем наложения фальшбортов. Реальной проблемой являлось обеспечение охлаждения цилиндров двигателя. Обычно на моторах такого типа используются регу­лируемые юбки - на ЛаГГе установить та­кую юбку без существенной переделки не получалось никак. Заместитель Швецова Валединский предложил сделать для выпус­ка воздуха совки по бортам фюзеляжа. Это был выход, однако полностью решить про­блему перегрева головок цилиндров, кото­рые находились не в створе совков, так и не удалось.

Лавочкин оценил перспективы - на новый вариант истребителя стало работать все КБ.

В воздухе самолет стал неузнаваем: уве­личилась скорость и скороподъемность, од­нако недостатков тоже хватало. Грелось масло, грелось так, что продолжительный по­лет не представлялся возможным, но летные данные истребителя оказались настолько впечатляющими, что совместным приказом ВВС и НКАП от 10 апреля предписывалось провести совместные государственные ис­пытания. Для проведения испытаний была назначена комиссия в составе летчиков-ис­пытателей А.П.Якимова (НКАП), А.Г.Кубышкина (НИИ ВВС) и ведущих инжене­ров В.Н.Сагинова (от НКАП), А.Н.Фроло­ва (НИИ ВВС). Срок испытаний - пять дней. Комиссия прибыла в Горький уже 20 апре­ля, а через два дня начались полеты. Поле­ты Кубышкина и Якимова подтвердили вы­воды Мищенко, первым поднявшим само­лет в небо - самолет очень перспективный, но греется мотор. Комиссия доложила свои соображения Москве 22 апреля, а утром 23-го пришел ответ - недостатки устранить в десять дней. Перегрев масла удалось час­тично устранить заменой маслорадиатора и снятием двух синхронных пулеметов. Воо­ружение теперь составляли две синхронные 20-мм пушки ШВАК. Самолет был запущен в серийное производство под обозначени­ем Ла-5.

Проблему малой продолжительности полета ЛаГГа на Ла-5 попробовали преодо­леть, установив пять топливных баков. Пятибачные машины оказались тяжелыми -вялыми в маневре и сложными в пилотиро­вании. Кожедуб вспоминал, что по прибы­тии на фронт ему достался самолет с пятью баками, поскольку никто в полку не желал летать на этой машине. В дальнейшем на Ла-5 вернулись к трем бакам.

В теории Ла-5 не уступал по скорости основному противнику - истребителю Bf. 109F. На практике же все обстояло не так хорошо. Как и на ЛаГГе, мотор Ла-5 плевался маслом, забрызгивая фонарь каби­ны. Летчики предпочитали летать с откры­тым фонарем, створку маслорадиатора обычно открывали на максимальный угол, а хвостовую опору шасси в полете не уби­рали. Как результат - увеличивалась против расчетного лобовое сопротивление и пада­ла скорость. Реально Ла-5 по скоростным показателям уступал «Фридриху».

В конце 1942 г. на Ла-5 поставили фор­сированный мотор М-82Ф. С января завод в Горьком начал сдавать первые Ла-5Ф, по­ступившие на фронт в марте 1943 г.

Единственным внешним отличием Ла-5Ф от Ла-5 являлась литера «Ф» на капоте двигателя. Позже была уменьшена высота гаргрота и установлен новый фонарь каби­ны, близкой к каплевидной формы.

Из-за нехватки особых смол фюзеляжи делали не из дельта-древесины, а из обыч­ной сосны.

Дальнейшее совершенствование истре­бителя связано с установкой двигателя М-82ФН с непосредственным впрыском топлива в цилиндры. Внешне Ла-5ФН легко отличить по воздухозаборнику над капотом мотора. Характеристики самолета заметно улучшились. Советские летчики наконец-то получили истребитель, реально не уступав­ший мессершмиттам.

Неудивительно, что боевое крещение Ла-5 состоялось под Сталинградом. С лета 1942 г. сюда направлялись лучшие самоле­ты и лучшие летчики ВВС. Войсковые ис­пытания Ла-5 проходили в 49-м ИАП, в 28 воздушных боях летчики полка сбили 16 вражеских самолетов. Первые полки, летав­шие на Ла-5, несли очень тяжелые потери -сказывалась недостаточная подготовка лет­чиков. К примеру, в середине августа на Волгу после 15-дневного переучивания с ЛаГГов на Ла-5 был отправлен 240-й ИАП майора Солдатенко - тот самый, в котором с весны 1943 г. воевали прославленные асы Кожедуб и Евстигнеев. Полк принимал уча­стие в боях всего десять дней, после чего его пришлось отвести в тыл. С 20 по 29 ав­густа летчики 240-го ИАП совершили 109 боевых вылетов, провели 58 воздушных боев и сбили 10 самолетов противника. В самом же 240-м полку через десять дней боев осталось в строю всего несколько лет­чиков во главе с командиром.

Летчики 116-го ИАП в ходе Сталинград­ской битвы сбили на Ла-5 57 вражеских са­молетов, собственные потери составили 22 летчика и 37 истребителей. Лейтенант П.А.Гнидо из 13-го ИАП сбил на Ла-5 семь Не 111, пытавшихся доставить грузы окру­женной группировки Паулюса. Всего в боях над Сталинградом он одержал десять побед (семь сбитых «Хейнкелей» и три Bf 110, один из «Мессершмиттов» Гнидо таранил); 13-й ИАП получил Ла-5 в ноябре 1942 г.

Одним из первых провел воздушный бой на Ла-5 против Fw- 190 в декабре 1942 г. командир 169-го ИАП (63-й ГИАП)

А.А.Федотов. Исход поединка оказался в пользу советского летчика и истребителя Лавочкина. В этом полку на Курской дуге заново открыл свой боевой счет легендар­ный Алексей Маресьев.

В числе первых Ла-5 получил 3-й ГИАП. До 6 декабря 1941 г. полк имел 155-й номер. В августе 1942 г. 3-й ГИАП пере­вооружили истребителями Ла-5 1-й произ­водственной серии. Полк находился в резерве Ставки Верховного Главнокомандования, в ноябре его направили под Сталинград.

Одним из самых известных пилотов 3-го ГИАП был Петр Базанов, закончивший летное училище в мае 1942 г. В полк он при­был в августе, как раз в момент освоения личным составом самолетов Ла-5. В конце октября 3-й ГИАП был направлен на Калининский фронт, где находился всего несколько дней, пока не поступил приказ на перебази­рование под Сталинград.

Свою первую победу Базанов одержал 5 декабря, сбив транспортный Ju-52/3т. Трехмоторный самолет упал почти на гра­нице аэродрома базирования истребителей 3-го ГИАП. Транспортник стал настоящим подарком для летчиков и техников: чрево самолета было набито провизией, медом, сигаретами. В тот же день Базанов сбил еще один Ju-52/3т. 11 декабря Ла-5 гвардейс­кого полка перехватили группу из 18 Ju-52/ 3m, летевших под эскортом истребителей. Базанов сбил три самолета.

Очередную победу молодой ас одержал 22 февраля 1943 г. уже под Ростовом-на-Дону. Возвращаясь из боевого вылета, Ба­занов заметил пару Bf.109, терзавшую бом­бардировщик «Бостон». Базанов не успел от­разить атаки немцев на «Бостон», но раскви­тался за бомбардировщик, сбив один мессер. Раненый немецкий летчик выпрыгнул с пара­шютом, а после приземления попал в плен.

1 мая 1943 г. 3-й ГИАП перебросили на Кубань, где разгорелось одно из крупней­ших воздушных сражений второй мировой войны. За первые семь дней боев Базанов выполнил 45 боевых вылетов и сбил не ме­нее двух Bf.109. 9 мая ас получил серьез­ное ранение при посадке тяжело поврежден­ного Ла-5. Несколько месяцев летчик про­вел по госпиталям. В строй он вернулся уже после завершения Курской битвы.

Капитан Базанов был удостоен звания Герой Советского Союза 26 октября 1944 г. Весной 1945 г. 3-й ГИАП перевооружили истребителями Ла-7. День Победы Петр Базанов встретил в Оберглогау, на его счету было 362 боевых вылета, 62 проведенных воздушных боя, 22 личных и шесть группо­вых побед.

В районе Керчи в начале 1943 г. на Ла-5 воевал 790-й ИАП. Летчик этого полка П.К.Бабайлов дважды таранил вражеские самолеты. До своей гибели в октябре 1944 г. Бабайлов сбил на Ла-5 28 самолетов лич­но и четыре - в группе. В апреле-мае Ла-5 получил действовавший в районе Великих Лук 32-й ГИАП. Командовал полком Васи­лий Сталин. На Кубани на Ла-5 воевал 13-й, 116-й ИАП. Весной 1943 г. «Лавочкины­ми» перевооружили 159-й ИАП - элитный полк Ленинградского фронта. Полком ко­мандовал известный ас Ленинградского неба П.Покрышев.

На Балтике на Ла-5 воевал 4-й ГИАП ВВС Балтийского флота. Надо сказать, воевал очень успешно. На счету гвардейцев многие сбитые асы. 22 июля 1943 г. пара охотников-балтий­цев подстерегла ознакомительную вывозку трех звеньев IV.JG-54, в результате атаки было сбито два «фокке-вульфа» - один пилотиро­вал командир IV группы гауптман Эрих Рудорфер, второй - его ведомый фельдфебель Рудольф Тереке (27 побед). Рудорферу удалось выпрыгнуть с парашютом и вернуться к сво­им, Тереке погиб. Рудорфера балтийцы сбили первый, но не последний раз: 19 июля его «фоккер» и самолет ведомого настигли сна­ряды Ла-5ФН из 3-го ГИАП. Рудорфер смог дотянуть на поврежденном истребителе до финского берега, после чего выпрыгнул с па­рашютом, а вот лейтенант Гельмут Гроллмус (75 побед) погиб. Командиру 1 группы «Зеле­ного сердца» повезло меньше - майора Хорста Адамейта, имевшего на своем счету 166 побед, сбили один раз и навсегда! Вероятно, это была работа замкомандира 4-го ГИАП ка­питана Татаренко. Адамейт попал в плен 7 августа, а 2 августа известный балтийский ас капитан Г.Костылев из 4-го ГИАП поджег над морем еще один FW 190 с зеленым сердцем на фюзеляже. Летчик «фоккера» выпрыгнул с парашютом и был подобран советским тор­педным катером. Оказалось, что Г.Костылев сбил лейтенанта Гербера Броэндле (58 побед). Сам Костылев совершил за войну 400 боевых вылетов, провел 89 воздушных боев и сбил 20 самолетов лично и 34 - в группе. Летал на ЛаГГ-3, «Харрикейне», МиГ-3, Як-1, войну закончил на Ла-5ФН.

На Ла-5 сражались летчики 5-го ГИАП, второго по результативности полка советс­ких ВВС - 739 побед в воздушных боях за годы войны! Собственные потери состави­ли 89 летчиков (36 в воздушных боях, семь от огня зениток, 16 человек погибло в авиа­катастрофах и семь - на земле по разным причинам и 23 пилота пропало без вести). Полк дал 50 асов, 22 Героя Советского Со­юза, двух дважды Героев.

Перед войной 5-й ГИАП имел поряд­ковый номер 129, полк был вооружен ис­требителями И-16 и МиГ-3. Указом от 6 декабря 1941 г. 129-й ИАП преобразован в 5-й ГИАП, а через несколько дней полк сняли с фронта для перевооружения ис­требителями ЛаГГ-3. После освоения лич­ным составом новой техники, 5-й ГИАП был направлен на Калининский фронт, где оставался до ноября 1942 г. В ноябре 1942 г. полк получил истребители Ла-5, после чего его перебросили под Сталинград. До конца войны полк находился в резерве Ставки Верховного Главнокомандования, его бросали на самые важные участки фронта.

Одним из первых титула аса в 5-м ГИАП добился Василий Зайцев. В июне 1941 г. 30-летний Зайцев занимал должность команди­ра эскадрильи. В конце августа 1941 г. на счету Зайцева имелось шесть официальных побед в воздушных боях. В декабре 1941 г. асу присвоили воинское звание майор и на­значили штурманом полка. 29 декабря Зай­цев во главе группы из 12 ЛаГГ-3 провел воздушный бой с большой группой бомбар­дировщиков Ju-88. Зайцев сбил два бомбар­дировщика лично, а еще девять самолетов уничтожили его летчики.

К январю 1942 г. Василий Зайцев вы­полнил 115 боевых вылетов, сбив в 16 воз­душных боях 12 самолетов противника. Указом от 5 мая 1942 г. асу было присвое­но звание Герой Советского Союза. Через четыре месяца подполковник Зайцев стал командиром 5-го ГИАП.

В начале ноября 1942 г. полк отвели с фронта для восполнения потерь в личном составе и переучивания на новую технику -истребители Ла-5. 15 декабря полк вернулся на фронт, в район севернее Сталинграда. Зимой 1942-1943 г. летчики полка занимались в основном «свободной охотой» на са­молеты, снабжавшие по воздуху окруженную в Сталинграде 6-ю армию Паулюса. За этот период летчики полка сбили 45 самолетов противника, шесть из них сбил лично командир.

Одним из самых успешных дней в ходе Сталинградской битвы для летчиков 5-го ГИАП стало 10 марта 1943 г. Зайцев во главе шестерки Ла-5 патрулировал воздушное пространство над линией фронта. В ходе патрулирования летчики обнаружили три самолета-корректировщика Fw-189. Сначала пилоты Ла-5 разбили строй «рам», пос­ле чего каждой «рамой» занялась в индивидуальном порядке пара «Лавочкиных». Все три Fw-189 были сбиты. В это время командир получил по радио просьбу прикрыть пару Ил-2 от атакующих штурмовики немецких истребителей. Штурмовики попали под удар редчайших в то время на Восточ­ном фронте Fw-190. Зайцев со своим ведо­мым Княченко устремился на помощь.

Отразив атаку фоккеров на Ил-2, пило­ты Ла-5 обнаружили группу пикирующих бомбардировщиков Ju-87, «лаптежники» шли без эскорта истребителей. Зайцев сбил две «штуки», а его подчиненные - еще пять. К августу 1943 г. Зайцев выполнил 299 боевых вылетов и сбил 22 самолета против­ника. Указом от 24 августа 1943 г. Зайцев стал дважды Героем Советского Союза.

В сражении за Харьков люфтваффе предприняли попытку установить утрачен­ное господство в воздухе путем разгрома советской авиации на аэродромах. Межу 15 и 19 августа было поведено несколько мас­сированных налетов, в которых принимали участие 30-40 бомбардировщиков и по 20-30 истребителей прикрытия. Только 17-го числа летчики 5-го ГИАП выполнили 96 боевых вылетов и провели пять воздушных боев, в которых было сбито 17 и поврежде­но пять самолетов противника.

За пять дней напряженных боев полк потерял шестерых летчиков убитыми, еще двое получили серьезные ранения. Иначе говоря, полк лишился четверти личного со­става. Потери в самолетах были еще более существенными. Потери, однако, не поме­шали одержать в эти дню юбилейную 500-го победу. С фронта полк сняли для отдыха и пополнения в сентябре 1943 г. Летчики получили истребители Ла-5ФН. После вы­полнения месячной программы переучива­ния, полк вернулся на фронт, где принимал участие в боях за Киев и Запорожье

5 апреля 1944 г. Зайцев получил назна­чение на должность заместителя команди­ра 11-й ГИАД, но продолжал довольно час­то выполнять боевые вылеты со своими ста­рыми однополчанами. Последнюю победу ас одержал на Ла-7 в феврале 1945 г. над Дрезденом. За время войны Василий Зай­цев выполнил 427 боевых вылетов, провел 163 воздушных боя, сбил 34 самолета лич­но и 19 - в группе, еще два самолета унич­тожил на земле.

Один из первых советских асов также сражался в составе 5-го ГИАП - Василий Ефремов. Ефремов стал асом еще в ходе зимней войны с Финляндией, на которой он сбил семь самолетов противника. В июне 1941 г. Ефремов служил в 133-м ИАП, но через несколько недель после начала войны его перевели в 129-й ИАП. К моменту пре­образования полка в гвардейский, Ефремов выполнил 172 боевых вылета и добавил к семи «финским» победам еще пять сбитых самолетов люфтваффе. 5 мая 1942 г. капи­тан Ефремов стал Героем Советского Союза. Несколькими неделями ранее, 21 мар­та, Ефремов принимал участие в эпическом воздушном сражении. Пятерка ЛаГГов пат­рулировала воздушное пространство в рай­оне Гладово - Тарутино, прикрывая назем­ные войска. Сюда же вышла группа из 30 германских бомбардировщиков. В первой волне шли Ju-88, за ними - Не-111 и замы­кали строй пикировщики Ju-87. Опытный ас организовал атаку пятерки истребителей со стороны солнца, на пикировании. В первом заходе ЛаГГи сбили два Не-111. Остальные Хейнкели спешно освободились от бомб и встали в оборонительный круг. К месту боя подтянулись германские истребители.

Ефремов с двумя летчиками связал боем мессершмитты, а пара ЛаГГов продолжала терзать бомбардировщики. Ефремов сбил один Bf. 109, Лавейкин – Bf.110, а Журин тем временем зажег еще один бомбардировщик. ЛаГГи вышли из боя, полностью израсхо­довав боекомплект. Летчики 5-го ГИАП сби­ли семь вражеских самолетов без потерь со своей стороны. За боем наблюдали с земли, поэтому все сбитые были подтверждены. Этот бой в немалой степени повлиял на при­своение Ефремову воинского звания майор и назначению его на должность комэска.

30 июля 1942 г. началась Ржевско-Сычевская операция, которую проводили вой­ска Калининского фронта. В этот день Еф­ремов полнил свой личный счет тремя сби­тыми. Тремя днями позже он сбил Bf. 109. Очередной воздушный бой едва не стал для Ефремова последним. Пока он пристраивал­ся в хвост одного мессера, второй сел на хвост Ефремова. От гибели командира спас ведомый - Виталий Попков, в будущем са­мый результативный ас 5-го ГИАП. Попков бросил свой ЛаГГ под трассы мессера.

Всего за войну Василий Ефремов вы­полнил 401 боевой вылет и сбил 12 само­летов противника, еще семь побед он одержал в период войны с Финляндией зимой 1939-1940 г.г.

Сержант Виталий Попков прибыл в 5-й ГИАП 15 мая 1942 г. Полк в тот период имел на вооружении истребители ЛаГГ-3, но ма­шин не хватало. В пасмурный весенний день командир эскадрильи Василий Ефремов уст­роил новичку экзамен. Знания Попкова удов­летворили комэска, но своего самолета Поп­ков пока не получил: ему было предложено летать на «свободных» машинах.

Вскоре сержант все-таки получил посто­янный ЛаГГ-3 и стал ведомым у Ефремова. Первую победу молодой летчик одержал в первых числах июня, сбив над Холмом бом­бардировщик Ju-88. Через несколько дней юноша сбил второй Юнкере. В августе -открыл счет сбитым истребителям, жертвой

Попкова стал Bf. 109. А затем имел место описанный выше бой, в котором Попков подставил свой истребитель под трассы мес­сера. ЛаГГ-3 загорелся. Попков сумел по­кинуть самолет, но парашют полностью не раскрылся. К счастью летчик приземлился в болото, вода и мох смягчили удар. Пилот серьезно не пострадал.

В конце ноября, как уже отмечалось, 5-й ИАП был снят с фронта для перевооруже­ния истребителями Ла-5. Попков сразу влю­бился в лобастый истребитель. Летом 1943 г. личный счет пилота стал быстро расти: 23 июня Попков сбил Bf.109, 10 июля над Курском - два бомбардировщика. 23 июля Попков принял участие в ожесточенном воз­душном бою. Звено Сергея Глинки подня­лось в воздух по тревоге из положения «го­товность № 1». Вместе с несколькими Яка­ми, Лавочкины перехватили девятку «лаптежников», которую прикрывала шестерка мессеров. Чуть позже к месту боя подошло еще 16 Bf. 109, советская сторона также уси­лилась звеном Ла-5 и звеном Яков.

В этом бою было сбито десять и повреж­дено три самолета противника. 5-й ГИАП не досчитался двух летчиков - пилоты по­гибли. Попков сбил один Bf.109, а второй повредил. Сбитый Попковым мессер оказал­ся одним из первых появившихся на Вос­точном фронте пятиточечных (с крыльевы­ми пушками) Bf. 109G-2.

К августу 1943 г. Виталий Попков вы­полнил 168 боевых вылетов и сбил в 45 воз­душных боях 17 самолетов противника. Исключительный по напряженности бой с Bf.109 из JG-53 Попков провел в июле. Со­ветский летчик при маневрировании сбли­зился с врагом настолько, что свободно рас­смотрел эмблемы гешвадера (туз пик) и стаффеля (парусный кораблик), спираль на коке винта. В рапорте о проведенном бое Попков даже указал воинское звание свое­го оппонента - майор. Дуэль с майором Попков выиграл, Bf.109 был сбит.

3 августа Попков сбил еще один Bf. 109, но его Ла-5 сумели зажечь. Попков выпрыг­нул с парашютом. В середине августа лет­чику присвоили воинское звание капитан и назначили командиром 1-й эскадрильи. 28 августа свежеиспеченный капитан одержал две победы. 8 сентября 1943 г. Виталий Поп­ков стал Героем Советского Союза.

Попков проявил себя не только как вы­дающийся летчик-истребитель и талантли­вый командир, он как выяснилось имел еще и педагогическое дарование. С молодым пополнением в 1-ю эскадрилью прибыл Ев­гений Сорокин. Новый летчик не рвался в полеты, а в воздухе старался избегать боев. Командир полка предложил Попкову отко­мандировать Сорокина из части. Попков же взял Сорокина к себе ведомым. В результа­те Сорокин преодолел страх и сам стал асом, сбив до конца войны семь фашистских са­молетов. «Педагог» в то время был одним из самых молодых асов ВВС РККА.

В июне 1944 г. 5-й ГИАП принимал уча­стие в Львовско-Сандомирской наступатель­ной операции. 16 июня Попков был сбит зенитками, но отделался легким ранением. Уже через несколько дней Попков возглавил группу Ла-5, прикрывавших бомбардиров­щики Пе-2. В районе цели советские само­леты атаковало 16 мессеров. Попков разбил свою группу на две части. Во главе ударного звена он бросился навстречу истребителям противника и в первой же атаке сбил один Bf.109, второй мессер сбил Пчелкин. 13 ос­тавшихся мессершмиттов, забыв про бомбар­дировщики, навалились на четверку Ла-5.

В воздушном бою советские летчики сби­ли еще двух истребителей противника, преж­де чем на Лавочкиных был израсходован бое­комплект. Имитируя атаки, Попков отвел груп­пу в облака. Пе-2 к этому времени уже выпол­нили боевую задачу и покинули район боя.

В середине февраля 1945 г. Красная Армия стояла у ворот Берлина. 5-й ГИАП в это время базировался в Шпротау. Основ­ными противниками гвардейцев в то время были Fw-190, но иногда в воздухе встреча­лись и германские двухмоторные бомбар­дировщики. К примеру, 17 апреля Попков уничтожил над Берлином Ju-88 таранным ударом, причем смог вернуться на повреж­денном Ла-5 на свой аэродром. Свою пос­леднюю в войне победу ас одержал 1 мая 1945 г. - сбил Fw-190. В последние дни вой­ны полк перебросили в Чехословакии. Пос­ледний в Великой Отечественной войне, 535-й, боевой вылет Виталий Попков вы­полнил 12 мая 1945 г. над Прагой. Всего ас провел 117 воздушных боев, сбил 41 само­лет лично и один в группе. 17 июня 1945 г. Виталий Попков стал дважды Героем Со­ветского Союза.

Победный счет аса не завершился с окончанием Великой Отечественной войны.

В 1951 г. Попкова отправили в заграничную командировку, в Корею. Ветеран воздушной войны внес посильный вклад в Корейскую войну, записав на свой счет три сбитых аме­риканских боевых самолета.

Еще один ас из 5-го ГИАП Александр Мастерков закончил летную школу в 1941 г. Его оставили в училище инструктором. На фронт старший лейтенант Мастерков попал лишь в ноябре 1942 г., под Сталинград.

В марте 1943 г. Мастерков сумел при­нудить к посадке Fw-190, который стал тро­феем 17-й воздушной армии. Через восемь месяцев в 5-й ГИАП прибыло два именных Ла-5Ф «Веселые Ребята». Эти самолеты были изготовлены на средства джаз-бэнда Леонида Утесова. Одного «Веселого Ребен­ка» получил Мастерков. К марту 1945 г. Александр Мастерков выполнил 195 боевых вылетов (большинство на именном Ла-5Ф), в 40 воздушных боях сбил 18 самолетов противника.

Свою последнюю победу Мастерков одержал 18 февраля 1945 г., когда в составе четверки Ла-5 провел бой с 24 фашистски­ми самолетами над Губеном. Мастерков сбил два бомбардировщика Ju-88, а третий таранил (один из последних за годы войны таранов). Александр Мастерков погиб 23 марта 1945 г. - его Ла-5 сбили зенитки. 27 июня 1945 г. ас был посмертно удостоен звания Герой Советского Союза.

Сын советского дипломата, еще один ас из 5-го ГИАП, Георгий Баевский родил­ся в Ростове-на-Дону, с 1931 г. жил в Берли­не, затем - в Стокгольме. Интересно, что в период жизни в Германии Баевский водил знакомство с пареньком, которого звали Вильгельм Батц. Батц станет одним из са­мых результативных асов люфтваффе. Ин­тересно, встречались ли Баевский и Батц в небе войны? После возвращения в Советс­кий Союз Георгий Баевский поступил в лет­ную школу, которую окончил в ноябре 1940 г. Подобно Александру Мастеркову, Баевского оставили в школе инструктором. В 5-й ГИАП, на фронт, летчик попал только в ап­реле 1943 г. Весной 1943 г. в строевые час­ти направили очень много инструкторов из

летных школ, в их числе был не только Ба­евский, но и такие будущие асы как Кирилл Евстигнеев и Иван Кожедуб. Массовый при­зыв инструкторов объяснялся большими потерями в строевых частях. Вообще-то Баевский прибыл в полк на месячную ста­жировку, однако по истечении месяца ко­мандование полка приложило максимум усилий, чтобы оставить инструктора у себя. Баевский этому был только рад!

На момент прибытия в полк налет Баевского составлял 732 часа, в том числе 230 часов на И-16, и 4,5 ч на Ла-5. Обычно весной 1943 г. новички, прибывавшие на фронт, имели налет порядка 80 ч.

Первый боевой вылет Баевский выпол­нил 21 апреля 1943 г. на эскортирование «Бостонов». Тот полет прошел спокойно -противник в воздухе не появился, зато че­рез три дня новичок попал в самую настоя­щую переделку. Баевский и его ведомый Быковский дежурили в кабинах истребите­лей, находясь в готовности № 1, когда аэро­дром внезапно подвергся налету группы Bf. 110, которые сопровождала четверка Bf.109. Лавочкины взлетали под бомбами.

Пара разорвалась сразу после взлета. Каж­дый вел бой самостоятельно. Баевский рас­стрелял весь боекомплект, но не сбил ни одного самолета противника. Быковский был сбит прямо над собственным аэродромом, а Баевский благополучно приземлился.

Первую победу будущий ас одержал 8 мая, когда принимал участие в известном воздушном бою ведомой Лавейкиным шес­терки Ла-5 с 20 немецкими самолетами. По ходу боя Баевский заметил летевший в сто­роне одиночный разведчик Fw-189. Корот­кой атакой летчик сбил «раму», после чего вернулся к месту схватки с мессерами. Один мессер он сбил. По возвращении домой Баевскому засчитали только сбитый Bf/109, так как падения рамы никто не видел. Меж­ду тем, согласно послевоенным данным немцы на этом участке фронта не потеряли ни одного Bf/109, зато из полета не вернул­ся Fw-189 из 3(Н)/14, экипаж разведчика спасся на парашютах.

В ходе наступления на Белгород и Харь­ков за пять дней августа, с 15 по 20 число, летчики 5-го ГИАП провели множество воз­душных боев. Люфтваффе стремились со­рвать наступление частей Красной Армии, в каждом налете принимало участие от 40 до 50 бомбардировщиков под прикрытием 20-30 истребителей.

15 августа Баевский сбил бомбардиров­щик Не-111, через два дня - еще один Хейнкель и один Bf.109. В бою 17 августа Ла-5 Баевского также получил тяжелые повреж­дения от огня мессершмитта. Кабину бук­вально захлестнуло масло из разбитого дви­гателя. Баевский сначала подумал, что это кровь. Летчик сумел дотянуть до аэродрома. На земле выяснилось, что пилот чудом разминулся со смертью: снаряд прошел между тягами управления и ручкой, на­сквозь пробив парашют. Покинуть самолет в воздухе и остаться в живых шансов у Ба­евского не было никаких.

Сын дипломата никогда не пил, даже положенные фронтовые 100 грамм, но в тот день командир полка полковник Зайцев про­сто приказал выпить: «Сегодня ты родился второй раз!»

В конце августа Баевский сбил Не-111 и еще один Bf.109. За два месяца боев под Курском и Харьковом бывший инструктор одержал десять подтвержденных и несколь­ко вероятных побед.

В сентябре 1943 г. 5-й ГИАП на месяц отвели с фронта для отдыха и переоснаще­ния самолетами Ла-5ФН. Летчики быстро оценили преимущества модернизированно­го самолета. На Ла-5ФН в короткий срок гвардейцы сбили нескольких «экспертов» люфтваффе. На допросе одного такого экс­перта присутствовал Баевский. Сбитый ас спросил у советского летчика с самолетом какой марки он дрался в воздухе. Баевский ответил: «Ла-5». «Этого не может быть! Я знаю Ла-5, на этом самолете меня сбить не­возможно!», - искренне удивился фриц.

По возвращении на фронт, летчики 5-го ГИАП сражались над Днепром, принимали участие в освобождении Киева. Баевский в это время стал старшим лейтенантом, штур­маном эскадрильи, получил право летать на «свободную охоту».

Первый боевой вылет на Ла-5ФН гвар­дейцы выполнили 14 октября. Баевский вел первое звено, летевшее впереди всех и ниже всех. Эскадрилью истребителей возглавлял Лавейкин. Лавочкины перехватили смешан­ную группу бомбардировщиков противни­ка (13 Ju-88 и 25 Ju-87), летевших под при­крытием истребителей. Ла-5ФН на скорос­ти понеслись сквозь завесу истребителей и сбили три бомбера. В завязавшейся карусе­ли было сбито еще два Bf.109.

На следующий день имел место бой зве­на Ла-5ФН с девяткой Bf. 109. Баевский сбил один мессер. До конца ноября ас сбил еще три самолета.

12 декабря Баевский и его ведомый Петр Кальсин (16 побед) ушли на свободную охо­ту на временно оккупированной германски­ми войсками территорией. В районе аэро­дрома Апостолово Баевский обнаружил одиночную раму. Ведущий пары Ла-5 сбил разведчик, но его самолет был поврежден ответным огнем стрелка Fw-189. Двигатель заклинило и Баевскому пришлось садиться на ближайшее поле.

В Красной Армии с подозрениям относи­лись к тем, кто побывал даже не в плену, а просто на оккупированной территории. Для Баевского же ситуация складывалась вообще трагически: летчик, до войны живший в Бер­лине и водивший дружбу с немцами, сел на занятой противником территории. Какой по­дарок для чинов из НКВД! НКВД осталось, однако с носом, так же как и возможные кам­рады Баевского по берлинскому детству. На то же поле приземлился Ла-5 Кальсина. Каль­син забрал Баевского - случай весьма харак­терный для советских ВВС. Оба пилота на одном Лавочкине благополучно добрались до своей базы. К несчастью, через восемь дней сам Кальсин пропал без вести.

Бой 12 декабря не прошел для Баевского просто так - его отправили в госпиталь в Москву. После госпиталя ас получил отпуск домой. К этому времени он выполнил 145 боевых вылетов, провел 45 воздушных боев и сбил 17 самолетов противника. 4 февраля 1944 г. Георгий Баевский стал Героем Со­ветского Союза. Радостное известие заста­ло летчика дома, в кругу родственников -немногим так повезло!

Врачи наложили Баевскому ограниче­ния на полеты по состоянию здоровья. Тем не мене, сразу по прибытии в полк ас начал выполнять полеты на Ла-5ФН, но - недо­лго. В марте облетывая поступивший с за­вода новенький истребитель, пилот был вынужден вынужденно приземлиться на разбитое танками шоссе. Посадка выполня­лась в условиях плохой погоды и ограни­ченной видимости. Баевский получил при посадке серьезные ранения, до конца июня он выбыл из строя.

Большинство боевых вылетов летчики 5-го ГИАП выполняли в этот период на эскортирование штурмовиков и бомбардиров­щиков. Противодействия со стороны люфт­ваффе почти не ощущалось. Воздушные бои происходили редко. Так если Баевский за восемь месяцев 1943 г. провел 45 воздуш­ных боев, то за девять месяцев в 1944-1945 г.г. он вступал в схватку с противником все­го семь раз. Один из этих боев произошел 28 февраля 1945 г. над Коттбусом, Баевский сбил тогда два Fw-190.

В апреле 1945 г. Георгий Баевский не­которое время летал на Як-9У, но посчитал этот самолет уступающим Ла-5ФН. Опро­бовал ас и Ла-7. Ла-7 по мнению Баевского не столь сильно превосходил любимый Ла-5ФН, и он не стал менять «шило на мыло». Свой последний боевой вылет Георгий Ба­евский выполнил 8 мая 1945 г. над Прагой. Всего ас совершил 252 боевых вылета, про­вел 52 воздушных боя, сбил 19 самолетов противника.

Накануне войны Григорий Онуфриенко считался одним из самых опытных летчи­ков 129-го ИАП. Онуфриенко успел поню­хать пороху в финскую войну. Прежде чем полк перевооружили истребителями ЛаГГ-3, он успел сбить на МиГ-3 11 вражеских самолетов.

Первый успешный боевой вылет на ЛаГГе Онуфриенко выполнил 5 декабря 1941 г., когда вместе с другими летчиками перехватил группу бомбардировщиков Ju-88. В том бою было сбито пять Юнкерсов, один бомбарди­ровщик уничтожил Онуфриенко. Через два дня ас сбил два «лаптежника». Примечатель­но, что бой проходил всего через час после вручения полку гвардейского знамени. На торжественной церемонии Онуфриенко, как са­мый заслуженный пилот полка, был знаменос­цем. Еще до завершения торжественной це­ремонии было получено сообщение о подхо­де группы немецких пикирующих бомбар­дировщиков. В воздух немедленно подня­лись ЛаГГи. Первую волну пикировщиков до сброса бомб истребители перехватить не успели, но Ju-87 второй волны прицельно отбомбиться уже не сумели. А на подходе были новые группы немецких самолетов. Почти выработавших топливо ЛаГГов 5-го ГИАП сменили «свежие» самолеты. Гвар­дейцы в день вручения знамени завалили 11 фашистских стервятников.

12 апреля 1942 г. Онуфриенко был удо­стоен звания Герой Советского Союза. Че­рез четыре месяца его назначили команди­ром 31 -го ИАП, вооруженного также истре­бителями ЛаГГ-3. Позже полк летал на Ла-5 и Ла-7. 31-й ИАП сражался на Украине, принимал участие в Ясско-Кишеневской операции и закончил войну в Будапеште. За войну подполковник Григорий Онуфриен­ко выполнил 505 боевых вылетов, сбил 21 самолет лично и 29 в группе.

Николай Краснов стал красноармейцем в 1930 г. в возрасте 16 лет. Окончив авиационное училище, он некоторое время служил строевым пилотом, а в конце 30-х годов стал гражданским летчиком-испытателем. В июне 1941 г. Краснов вернулся в ВВС, он был направлен в 402-й ИАП, вооруженный истребителями МиГ-3. Полк был полностью сформирован из летчиков-испытателей. В боях августа-сентября 1941 г. Краснов сбил четыре самолета противника, прежде чем сам получил тяжелое ранение. Уже в пер­вых схватках летчик-испытатель выработал свою манеру ведения боя: сближаться на предельно короткую дистанцию, на 20-30 м, атаковать с неожиданных ракурсов - снизу и сбоку. На фронт Краснов вернулся в мар­те 1942 г., его направили в 116-й ИАП Брян­ского фронта.

31 мая Краснов во главе семерки ЛаГГ-3 эскортировал восьмерку штурмовиков Ил-2. Перед штурмовиками стояла задача на­нести удар по аэродрому в районе Курска. На подходах к объекту удара советские са­молеты были перехвачены мессершмиттами. Краснов сбил один Bf. 109, но и его ЛаГГ получил серьезные повреждения. Летчик был ранен в ногу. Краснов посадил ЛаГГ на оккупированной фашистами территории. После посадке он поджег свой истребитель и ушел в лес. Через девять дней пилот вы­шел к своим.

К июлю 1943 г. Краснов стал майором, командиром эскадрильи 116-го ИАП. Мате­рый летчик много внимания уделял подго­товке настоящих воздушных бойцов из мо­лодых пилотов. Толк был: летчики полка за период с 5 июля по 15 октября 1943 г. сбили 71 самолет противника, потеряв всего три Ла-5. Личный вклад Краснова составил не менее 11 сбитых. Особенно отличился ас 10-14 октября, когда ожесточенные воздушные бои шли в небе Запорожья. В ночь с 9 на 10 октября Краснов перехватил и сбил два са­молета противника.

К декабрю 1943 г. Краснов выполнил 279 боевых вылетов, провел 85 воздушных боев и сбил 31 самолет противника. В де­кабре-январе в составе 295-й НАД была сформирована отдельная эскадрилья, в ко­торую отобрали лучших пилотов дивизии. Командование эскадрильей охотников при­нял Николай Краснов. 4 февраля Краснов сбил в двух боевых вылетах три транспорт­ника Ju-52/3т, в этот же день ас был удос­тоен звания Герой Советского Союза.

В марте Краснова перевели в 31 ИАП заместителем командира полка, эскадрилья охотников была расформирована. Ус­пех эскадрильи был очевиден, но лишен­ные лучших летчиков полки дивизии на­чали нести неоправданно высокие поте­ри, поэтому командование вернуло все на круги своя.

Краснов завершил войну блестящим фи­налом: в 26 воздушных боях над Будапештом он сбил восемь немецких самолетов.

29 января 1945 г. ас облетывал над аэро­дромом новый истребитель. Внезапно по­явился вражеский бомбардировщик. Не имея боекомплекта, Краснову пришлось та­ранить самолет противника. К сожалению, ас погиб. Точный результат боевой работы Краснова остался неизвестным. По документам 311-го ИАП на февраль 1945 г. Ни­колай Федорович Краснов совершил 324 боевых вылета, провел более 100 воздуш­ных боев, сбив 44 самолета противника, очевидно, что выдающийся летчик сбил как минимум 52 вражеских самолета, десять из них в группе.

В 31-м ИАП помимо Краснова воевал еще один знаменитый ас - Николай Скомо­рохов. Базовую летную подготовку Скомо­рохов завершил в марте 1942 г. Повышен­ную летную подготовку Скоморохов прохо­дил в запасном полку. На фронт, в воору­женный ЛаГГами 164-й ИАП, скоморохов прибыл в ноябре 1942 г. Полк тогда базиро­вался в Адлере.

В одном из первых боевых вылетов Ни­колай едва не погиб, отбившись от группы. Одиночный ЛаГГ атаковали мессера, но молодой летчик продемонстрировал класс нехилого воздушного бойца, натянув нем­цам нос. Скоморохов никого не сбил, но и его не сбили тоже!

Первую победу будущий ас одержал в январе 1943 г., сбив «раму» к северу от Ла­заревского. В марте на его счету было уже три победы, к Fw-189 добавились Ju-87 и Bf. 109. В марте 164-й ИАП был перевоору­жен истребителями Ла-5.

В мае или июне 1943 г. Скоморохова перевели в 31-й ИАП, где подающий на­дежды пилот попал в руки талантливого созидателя асов командира полка полков­ника Григория Онуфриенко. Под чутким руководством Онуфриенко Скоморохов в короткий срок довел свой счет до 21 по­беды. Так 14 июня Скоморохов в одном вылете сбил два Fw-190.

В начале 1944 г. Скоморохова в числе других лучших летчиков дивизии отобрали в эскадрилью охотников, командиром кото­рой был назначен Краснов. После расфор­мирования эскадрильи Николай вернулся в 31 -и ИАП. Капитан Скоморохов был назначен командиром 1-й эскадрильи. В августе 1944 г. Скоморохову довелось сопровождать Ли-2, на борту которого находился маршал Жуков.

В конце года дивизию перебросили в Венгрию. В декабре 1944 г. Скоморохов выдержал над Секешфехерваром тяжелей­шую дуэль с немецким асом. Бой проходил на высоте 9000 м, что более чем необычно для Восточного фронта, где все схватки ра­зыгрывались на малых и средних высотах. Скоморохов сбил противника в третьей ло­бовой атаке. Пилот мессершмитта выпрыг­нул с парашютом и после приземления был взят в плен. Через несколько дней Скомо­рохов в паре со своим ведомым Филиппо­вым выполнял первый боевой вылет на Ла-7. Пара Лавочкиных перехватила большую группу Fw-190, Скоморохов сбил три фоккера, Филиппов - два.

К концу декабря Николай Скоморохов выполнил 483 боевых вылета, провел 104 воздушных боя, сбил 25 самолетов против­ника лично и восемь в группе. 22 февраля он был удостоен звания Герой Советского Союза (дважды Героем Скоморохов стал 18 августа 1945 г.). В конце марта ас совершил свой 520-й боевой вылет, в котором одер­жал 35-ю победу в воздушном бою. 10 ап­реля Скоморохов дрался с тройкой Fw-190 над Хирасдорфом. За несколько минут ста­линский сокол разделался со всеми своими противниками. Свою последнюю победу Николай Скоморохов одержал 1 мая 1945 г., сбив Fw-190 над Брно.

Всего за войну Николай Скоморохов со­вершил 605 боевых вылетов, провел 143 воз­душных боев, сбил 46 самолетов лично и во­семь в группе, еще три самолета он уничтожил на аэродромах при штурмовках. За всю войну Скоморохов ни разу не был ранен, а самолеты, на которых он летал, не получали в боях даже минимальных повреждений!

Среди других полков, вооруженных истре­бителями Ла-5, можно и нужно отметить 159-й ИАП. Полк до Ла-5 летал на «Киттихауках», войну начинал, имея на вооружении И-16 и МиГ-3. Практически всю войну 159-й ИАП сражался на Ленинградском и Волховском фронтах. На вооружение полка поступили именные Ла-5 «Валерий Чкалов». Летчики полка последовательно опробовали все моде­ли Ла-5: просто Ла-5, Ла-5Ф и Ла-5ФН.

Ведущим асом в 159-м ИАП был Вади-мир Серов, закончивший летную школу в 1941 г. В полк сержант Серов прибыл в ап­реле 1942 г. Уже в одном из первых боевых вылетов командир полка смог лично убе­диться насколько мастерски владеет истре­бителем И-16 молодой летчик. Имея на мо­мент прибытия в полк налет на истребите­ле всего 20 часов, Серов за короткий срок сбил бомбардировщик Ju-88 и истребитель Bf.109. Уже через месяц Серова назначили командиром звена.

8 февраля 1944 г. Серов сбил Ju-87 и Fw-190, в апреле ему присвоили звание стар­шего лейтенанта и назначили заместителем командира эскадрильи. 7 апреля Серов во главе группы истребителей провел воздуш­ный бой с группой из двух десятков пики­ровщиков Ju-87. Серов сбил самолет коман­дира группы, а его ведомые разделались еще с двумя «штуками».

Серов продолжал наращивать свой бое­вой счет всю весну и начало лета. В июне он сбил восемь самолетов. Последний бой ас провел 26 июня над Зеленогорском, Ка­рельский перешеек. Звено, которое возглав­лял Серов, перехватили две четверки финс­ких Bf.l09G. Одна четверка мессеров была ударной, вторая - прикрывающей. Серов атаковал первый «шварм» и сходу сбил один мессершмитт. В это время мессера «при-крышки» стремительной атакой сбили за­мыкающую пару четверки Серова, затем -ведомого аса.

Серов остался один против семи мессершмиттов. Короткой очередью он зажег Bf. 109, но почти сразу на его Ла-5 от пря­мого попадания сдетонировал боекомплект. Серов нашел в себе силы таранить самолет противника. Последней жертвой советско­го аса стал Нильс Тронтти, летавший на Bf. 109G «МТ-434», на счету Тронтти чис­лилось семь побед в воздушных боях. Фин­ский летчик выпрыгнул с парашютом и был пленен, Серов погиб. К моменту гибели Владимир Серов выполнил около 300 бое­вых вылетов, провел 104 воздушных боя, сбил 39 самолетов лично и восемь в груп­пе. Указом от 2 августа 1944 г. Владимиру Серову посмертно было присвоено звание Герой Советского Союза.

Вторым по результативности летчиком 159-го ИАП был Виктор Зотов, окончивший авиационное училище в 1940 г. В Великой Отечественной войне Зотов принимал учас­тие с первого дня. О начале его боевой карьеры сведений почти не сохранилось. В мае 1942 г. лейтенант Зотов служил в 159-м ИАП. 28 мая он сбил бомбардировщик Ju-88.

9 июня 1943 г. Виктор Зотов выполнил свой самый удачный боевой вылет. Он пат­рулировал во главе четверки Ла-5. В бою с мессерами Зотов сбил два Bf.109, причем второго противника он «снял» с хвоста свое­го ведомого. Возвращаясь домой, Зотов заме­тил одиночный разведчик. Несмотря на малый остаток топлива, командир звена Ла-5 атако­вал и сбил неприятельский аппарат. На базу Зотов вернулся с почти сухими баками.

В октябре 1943 г. старший лейтенант Зотов занимал должность заместителя ко­мандира эскадрильи. К этому времени он выполнил 336 боевых вылетов, провел 86 воздушных боев и сбил 17 самолетов лично и десять в группе. 4 февраля 1944 г. Виктор Зотов был удостоен звания Герой Советс­кого Союза. За войну ас совершил 750 бое­вых вылетов, сбил 28 самолетов лично и десять в группе.

Петр Лихолетов начал службу в ВВС еще в мирное время, принимал участие в финской войне. Июнь 1941 г. застал его в 159-м ИАП. Свою первую победу в воздушном бою Лихо­летов одержал 12 июля 1941 г. Тяжелейший бой Лихолетов провел в составе шестерки Р-40 в марте 1942 г. Противниками выступали пилоты Bf. 109. Немцы сбили ближайших дру­зей Лихолетова, летчиков Прудникова и Веренихина. Лихолетов сбил двух мессеров, но радость победы не могла затмить горечь ут­раты боевых товарищей.

К середине октября 1943 г. Петр Лихолетов стал капитаном, командиром эскадри­льи. Он летал на именном Ла-5 «Эскадри­лья Валерий Чкалов» до 1944 г., пока полк не перевооружили самолетами Ла-5ФН. 4 февраля 1944 г. Петр Лихолетов был удос­тоен звания Герой Советского Союза. Все­го за войну ас выполнил 382 боевых выле­та, провел 78 воздушных боев и сбил 25 са­молетов лично и пять в группе. Лихолетова ранили в последние дни войны, он скончал­ся от ран в госпитале 13 июля 1945 г.