Удивительный день

 

До июля 1943 г. имя Алексея Горовца было известно лишь его близким друзьям и знакомым. Ординарный летчик, каких в ВВС масса. Он считался стариком в возрас­те 28 лет. Армейскую лямку Горовец начал тянуть аж в 1932 г., в 1935 г. ушел на граж­данку, работал инструктором в аэроклубе. В июне 1941 г. его призвали в ВВС, но на фронт не отправили: Горовец продолжал учить летать молодых. Только в июле 1942 г. опытный летчик попал в вооруженный истребителями ЛаГГ-3 166-й ИАП. После перевооружения полка самолетами Ла-5, Горовцу досталась именная машина «Эскад­рилья Валерий Чкалов» с бортовым номе­ром «211» белого цвета.

Приказом НКО СССР от 21 мая 1943 г. 166-й ИАП был преобразован в 88-й ГИАП. К 5 июля Алексей Горовец выполнил 73 боевых вылета, в десяти воздушных боях сбил два самолета лично и шесть в группе. Не самый плохой результат, но и далеко не самый выдающийся. Кто бы мог подумать, что последний боевой вылет летчика станет поистине эпическим?! 6 июля 1943 г. Горо­вец возвращался на базу после выполнения боевой задачи, когда обнаружил большую группу Ju-87, державших курс к позициям советских войск. Неспособный предупре­дить своих товарищей о бомбардировщиках противника, Горовец развернул свой Ла-5 навстречу врагу. Горовец сбил девять Ju-87, но и сам погиб. 28 сентября Алексею Го­ровцу посмертно присвоено звание Герой Советского Союза.

Александр Семенов в июне 1941 г. был далеко не новичком. Командир звена от­крыл свой боевой счет в Испании, где сбил один самолет лично и три в группе. В фин­скую войну Семенов выполнил 75 боевых вылетов, сбив в пяти воздушных боях че­тыре финских самолета. 21 марта 1940 г. Семенов был удостоен звания Герой Совет­ского Союза.

Летом и осенью 1941 г. Семенов летал на боевые задания с пилотами 122-го и 180-го ИАП. Горьким летом 1941 г. летчики едва успевали перелетать с аэродрома на аэро­дром, причем каждая последующая точка находилась все восточнее предыдущей. За­частую самолеты поднимались в воздух под автоматным огнем врага. Именно в такой обстановке эскадрилья Семенов в середине октября покинула Ржев. Обстановка была абсолютно неясной. Командир взял курс на Калинин. Приземлившись в столице Верх­неволжья, Семенов обнаружил, что аэро­дром захвачен немцами. Семенов немедлен­но взлетел, а вот командир полка попал в плен - взлететь не успел.

В конце октября полностью обескров­ленный 180-й ИАП отвели в тыл на пере­формирование. Полк получил истребители ЛаГГ-3. После короткого отдыха полк при­нял участие в битве под Москвой. В тяже­лейший начальный период войны Семенов сбил пять самолетов лично и семь в группе.

В январе 1942 г. аса направили на четы­рехмесячные курсы командиров эскадри­лий. В мае пилот получил воинское звание майор и к своему удивлению и огорчению назначение в Инспекторат ВВС, а не во фронтовой полк. Однако, Семенов быстро убедился в том, что работа в Инспекторате отнюдь не бумажная. В то время новый ко­мандующий ВВС генерал Новиков круто взялся за реорганизацию военной авиации. Офицеры Инспектората большую часть вре­мени проводили во фронтовых полках, при­нимали участие в боях. Опытные летчики оценивали уровень летного и командного состава, знакомились с новыми тактически­ми приемами, которые проверяли порой в бою на собственной шкуре. Семенову пре­доставилась уникальная возможность пово­евать на всех типах истребителях советских ВВС, подобрать наилучшие тактические приемы для каждого типа самолета.

Офицеры-инспекторы отчитывались не­посредственно перед высшим командовани­ем ВВС. Инспекторат истребительной авиа­ции возглавлял подполковник Якушкин, под его началом служило девять летчиков-инспек­торов, одним из которых и был Семенов. Пер­вым заданием для Семенова в новой должно­сти стала поверка 434-го ИАП. Полк осваи­вал истребители Як-1 и принимал пополне­ние в лице молодых пилотов. После завер­шения переучивания на Яки, 434-й полк убыл на фронт. С полком отправился и лет­чик-инспектор. Семенов оставался на фрон­те в составе 434-го ИАП до октября 1942 г.

Он внес ощутимый личный вклад в успеш­ную боевую работу полка.

В январе 1943 г. майора Семенова пере­вели в воссозданное Главное Управление боевой подготовки ВВС, сюда отбирали луч­ших из лучших. В административных целях управление имело организационную струк­туру авиационного полка. Три недели каж­дою месяца летчики управления должны были проводить во фронтовых частях, обоб­щая боевой опыт, изучая и отмечая недо­статки. В распоряжении летчиков управле­ния были любые истребители, состоявшие па вооружении ВВС.

Первую командировку Семенова мож­но считать типичной. Опытного пилота на­правили во 2-й истребительный авиацион­ный корпус, которым командовал генерал Благовещенский. Личный состав корпуса испытывал затруднения, связанные с осво­ением истребителей Ла-5. Затем в феврале 1943 г. Семенов прибыл в 286-ю ИАД, ди­визия также имела на вооружении самолеты конструкции Лавочкина. 286-я ИАД несла в боях тяжелые потери. За шесть месяцев вхо­дивший в состав дивизии 896-й ИАП сбил 21 самолет противника, потеряв 18 Ла-5.

После двухнедельных интенсивных тре­нировок под руководством Семенова, лет­чики 896-го ИАП за 14 дней сбили 17 вра­жеских самолетов ценой потери одного Ла-5. Весь 1943 г. Семенов мотался по полкам, передавая свой немалый боевой опыт.

В феврале 1944 г. Семенов добился от­правки на фронт - его назначили команди­ром 32-го ГИАП (бывший 434-й ИАП). Полк был перевооружен истребителями Ла-5ФН.

В своем родном полку ветеран встретил многих старых друзей. Однако, на новом старом месте службы Семенова ждали не только радости, но и масса проблем. Одна из них была довольно странной: многие лет­чики возвращались из боевых вылетов «пу­стыми» - никаких признаков активности люфтваффе! В то же время наземные войс­ка выражали недовольство неадекватным прикрытием от атак с воздуха. Части Крас­ной Армии постоянно подвергались нале­там бомбардировщиков. Кто прав? Истину Семенов установил после разговора с май­ором Гараниным. Действительно, пока над линией фронта находились истребители 32-го ГИАП, бомбардировщики противника не появлялись. Но как только советские само­леты на остатках горючего направлялись домой, то тут же прилетали немцы. Бомбар­дировщики подходили на малой высоте обычно незамеченными, быстро наносили удар и убирались восвояси. На следующий день командир полка решил лично проучить противника. Ведомая Семеновым четверка Ла-5 направилась к линии фронта в момент, когда «прикрышка» ложилась на курс, ве­дущий к аэродрому базирования. Семенов пересек линию фронта на обычной для ис­требителей воздушного патруля высоте, но в 40 км южнее района патрулирования. За­тем звено истребителей на предельно малой высоте углубилось в глубь территории, кон­тролируемой противником, развернулось и вышло к линии фронта с «той» стороны точ­но в районе патрулирования.

Семенов рассчитал все точно: его звено вышло прямо на группу из 20 Ju-87. Привыкшие к безнаказанности бомбардиров­щик даже не сопровождали истребители. Лавочкины горкой набрали высоту и внезап­но атаковали противника с тыла, откуда по­явления советских истребителей немцы ни­как не ожидали. За считанные минуты было сбито четыре «лаптежника», а остальные в беспорядке побросав бомбы и нарушив строй легли на обратный курс.

Этот бой привел к изменению тактики прикрытия переднего края своих войск в масштабах ВВС Красной Армии. Наряду с новыми тактическими приемами для наве­дения истребителей стали использоваться первые, еще примитивные, РЛС.

Семенов прокомандовал 32-м ГИАП короткое время, в мае 1944 г. его назначили заместителем командира 3-й ГИАД. В се­редине ноября он уже командовал 322-й ИАД. Последнее назначение было совсем не случайным. В дивизии, вооруженной истре­бителями Ла-5 и Ла-7 угрожающего уровня достигла аварийность - старая и хорошо знакомая летчику-инспектору проблема. Семенов с 1942 г. помогал строевым частям осваивать Ла-5. Многие пилоты на посад­ках так «прикладывали» истребители, что восстановлению самолеты уже не подлежа­ли. Ла-5 - превосходный самолет-истреби­тель, который однако не прощал высокое выравнивание и превышение посадочной скорости.

Ла-5 не стал исключением среди других одноместных истребителей периода второй мировой войны - спарки выпускались в очень ограниченном количестве. К приме­ру во всей 2-й воздушной армии имелось только два Ла-5УТИ. Семенов смог найти еще шесть спарок, после чего уровень под­готовки летчиков удалось в значительной степени повысить. Уровень летной подго­товки повышало не только качество обуче­ния, но и довольно крутые меры. Один лет­чик на глазах Семенова разбил на посадке Ла-5 по причине ошибок в техники пилотирова­ния. ! 1а следующий день неудачник уже слу­жил воздушным стрелком штурмовика Ил-2. Семенов приказал окрасить капоты дви­гателей Ла-5 в красный цвет - мера совсем не лишняя и совершенно лишенная налета пропаганды. Просто Ла-5 очень легко путали с Fw-190, многие летчики из других ди­визий и, особенно, зенитчики предпочита­ли сначала открывать огонь, а уже потом разбираться Ла-5 это или Fw-190. Почин Семенова быстро подхватили и в других дивизиях, летавших на Лавочкиных.

Висло-Одерская операция началась 12 января 1945 г. С первого дня летчики 322-й НАД принимали участие в ожесточенных воздушных боях, наносили удары по назем­ным войскам противника. Через шесть дней после начала операции 2-й ГИАП и 482-й ПАП перебазировались на передовой аэро­дром, который находился в пределах радиуса обстрела германской артиллерии. В ре­зультате артобстрелов несколько самолетов получили повреждения. Дивизия едва успе­вала менять аэродром за аэродром, продви­гаясь на запад вслед стремительно наступа­ющим войскам 1-го Украинского фронта.

3 мая полковник Семенов выполнил свой последний боевой вылет, на Берлин! На следующий день поступил приказ на перебазирование в Прагу.

В 1945 г. летчики 322 ИАД выполнили в сумме 4369 боевых вылетов и одержали 152 победы в воздушных боях. Сам Алек­сандр Семенов с 1941 по 1945 г.г. выполнил 240 боевых вылетов, сбил 15 самолетов лич­но и 12 в группе, провел 65 воздушных боев. Лучшим полком дивизии считался 2-й ГИАП, летавший с 1942 г. на ЛаГГ-3. В со­ставе полка была эскадрилья именных Ла-5 «Монгольский Арат». Ведущим асом полка был Николай Пушкин, воевавший с июня 1941 г. Несколько побед он одержал на И-16. Будучи старшим лейтенантом, Пушкин в мае 1942 г. получил назначение во 2-й ГИАП, а через месяц стал командиром 2-й эскадрильи.

В одном из первых боевых вылетов на новом месте службы Пушкин вместе с тре­мя другими летчиками, выполнявшими раз­ведывательное задание на ЛаГГ-3, был ата­кован дестью Bf.109. Воздушный бой про­должался 45 минут. Пушкин сбил два мес­сера, все ЛаГГи вернулись на свой аэродром.

В октябре 1942 г. 2-й ГИАП получил первые Ла-5. К маю 1943 г. Пушкин выпол­нил 380 боевых вылетов и провел 52 воз­душных боя. За семь личных и восемь груп­повых побед Николай Пушкин был указом от 2 сентября 1943 г. удостоен звания Герой Советского Союза, а 25 сентября трудящи­еся Монголии передали полку 13 истреби­телей Ла-5 с надписями «Монгольский Арат» на бортах фюзеляжей. Эскадрилья получила официальное наименование «Монгольский Арат».

В июле 1944 г. Николая Пушкина назна­чили заместителем командира полка. До кон­ца войны он выполнил 490 боевых вылетов, провел 75 воздушных боев, сбил 19 самоле­тов противника лично и восемь в группе.