Приложения
Асы
Аббревиатуры
ПВО - противовоздушная оборона
ИАП - истребительный авиаполк
ИАД - истребительная авиационная дивизия
ИАК- истребительный авиакорпус
ОАД - объединенная авиационная дивизия
ШАП - штурмовой авиаполк
МРАП - морской разведывательный авиаполк
ЗАП - запасной тренировочный авиаполк
Г - гвардейский
ЧФ - Черноморский флот
КБФ - Краснознаменный Балтийский флот
СФ - Северный флот
ТОФ - Тихоокеанский флот
ГСС - Герой Советского Союза
Имя - Звание
Кожедуб Иван Никитович Майор |
Награды
3хГСС |
Полк
176 ГИАП |
Победы - Дата гибели
62 |
Евстигнеев Кирилл Алексеевич Капт |
2хГСС |
240 ИАП |
53 + 3 |
Скоморохов Николай Михайлович Капт |
2хГСС |
31 ИАП |
46 + 8 |
Краснов Николай Федорович Майор |
ГСС |
116 ИАП |
42 + 10 |
Попков Виталий Иванович Капт |
2хГСС |
5 ГИАП |
41 + 1 |
Алелюхин Алексей Васильевич Капт |
2хГСС |
9 ГИАП |
40 + 17 |
Голубев Василий Федорович П-к |
ГСС |
4 ГИАП КБФ |
39 + 12 |
Луганский Сергей Данилович Майор |
2хГСС |
270 ИАП |
38 + 6 |
Лавриненков Владимир Дмитриевич Майор |
2хГСС |
9 ГИАП |
36 + 11 |
Камозин Павел Михайлович Капт |
2хГСС |
269 ИАП |
35 + 13 |
Зайцев Василий Александрович П/п-к |
2хГСС |
5 ГИАП |
34 + 19 |
Китаев Николай Трофимович П/п-к |
ГСС |
40 ГИАП |
34 + 8 3.11.43 |
Гнидо Петр Андреевич Майор |
ГСС |
111 ГИАП |
33 + 7 |
Кирилюк Виктор Васильевич Лт |
ГСС |
31 ИАП |
32 + 9 |
Кулагин Андрей Михайлович Капт |
ГСС |
163 ГИАП |
32 + 7 |
Покрышев Петр Афанасьевич П/п-к |
2хГСС |
159, 154 ИАП |
31 + 7 |
Кравцов Иван Савельевич Капт |
ГСС |
3 ГИАП КБФ |
31 + 4 |
Куманичкин Александр Сергеевич Капт |
ГСС |
41 ГИАП |
31 + 1 |
Головачев Павел Яковлевич Капт |
2хГСС |
9 ГИАП |
31 |
Марков Василий Васильевич Капт |
ГСС |
116 ИАП |
31 |
Амет-Хан Султан Майор |
2хГСС |
9 ГИАП |
30 + 19 |
Ахрипенко Федор Федорович П-к |
ГСС |
17 ИАП |
30 + 14 |
Мудров Михаил Иванович Капт |
ГРФ |
3 ГИАП |
30 + 7 27.11.44 |
Новиков Константин Афанасьевич Капт |
ГСС |
40 ГИАП |
30 + 6 |
Князев Василий Александрович Капт |
ГСС |
159 ГИАП |
29 + 9 |
Меркушев Василий Афанасьевич Майор |
ГСС |
270 ИАП |
29 4.7.44** |
Губанов Алексей Алексеевич Капт |
ГСС |
111 ГИАП |
28 + 9 |
Балясников Алексей Иванович Капт |
ГСС |
113 ГИАП |
28 + 8 |
Игнатьев Михаил Трофимович Капт |
ГСС |
111 ГИАП |
28 + 7 |
Зеленкин Михаил Михайлович Майор |
ГСС |
156 ИАП |
28 + 4 |
Романенко Иван Георгиевич Майор |
ГСС |
13 ИАП КБФ |
28 + 1 |
Горелов Сергей Дмитриевич Майор |
ГСС |
111 ГИАП |
27 + 6 |
Бабайлов Павел Константинович Капт |
ГСС |
163 ГИАП |
27 + 4 14.10.44 |
Дьячков Александр Алексеевич Ст Лт |
ГСС |
179 ГИАП |
27 + 1 31.3.45 |
Рогов Борис Пантелеевич Ст Лт |
- |
111 ГИАП |
27 14.9.44 |
Лобанов Александр Васильевич Ст Лт |
ГСС |
41 ГИАП |
26 + 14 |
Бородачев Виктор Иванович Капт |
ГСС |
40 ГИАП |
26 + 5 |
Ситов Иван Никитович Ст. Лт. |
ГСС |
5 ГИАП |
26 + 4 |
Токарев Моисей Стефанович Майор |
ГСС |
40 ГИАП |
26 + 2 08.07.43 |
Песков Павел Ильич Майор |
ГСС |
5 ГИАП |
26 |
Лихолетов Петр Яковлевич Капт |
ГСС |
159 ГИАП |
25 + 5 13.07.45 |
Лавейкин Иван Павлович Майор |
ГСС |
5 ГИАП |
24 + 15 |
Гальченко Леонид Акимович Майор |
ГСС |
19 ГИАП |
24 + 12 |
Назаренко Дмитрий Павлович Капт |
ГСС |
40 ГИАП |
24 + 8 |
Зудилов Иван Сергеевич Капт |
ГСС |
163 ГИАП |
24 + 6 |
Назимов Константин Савельевич Капт |
ГСС |
254 ИАП |
24 + 2 23.12.44 |
Наградной лист
1. Фамилия, имя, отчество - Кожедуб Иван Никитович
2. Звание - Дважды Герой Советского Союза Гвардии майор
3. Должность, часть - Заместитель командира 176 Гвардейского Истребительного Авиационного Проскуровского Краснознаменного Ордена Александра Невского Полка
Представляется к званию «Трижды Герой Советского Союза»
4. Год рождения - 1920 г.
5. Национальность - украинец.
6. Партийность - член ВКП(б) с 1943 г.
7. Участие в гражданской войне и последующих боевых действиях по защите СССР (где, когда) - в Отечественной войне с 13.3.43 г.
8. Имеет ли ранения и контузии в Отечественной воине - не имеет.
9. С какого времени в Красной Армии - с 1940 года.
10. Каким РВК призван - кадровый состав.
11. Чем ранее награжден - Орден «Красное Знамя» 23.7.43 г., орден «Красное Знамя» 30.9.43 г., Присвоено звание «Герой Советского Союза» 4.2.44 г., Присвоено звание «Дважды Герой Советского Союза» 19.8.44 г.
12. Постоянный домашний адрес представляемого к награждению и адрес его семьи - Сумская область, Шосткинский район, село Ображеевка. Отец Кожедуб Никита Илларионович.
I. Краткое, конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг.
В Отечественной войне участвует с 13 марта 1943 года по май 1944 года на Воронежском, Степном, 2-м Украинском фронтах в составе 240 ИАП и с августа м-ца 1944 года на 3-м Прибалтийском, 1-м Белорусском фронтах в составе 176 ГИАП КОАНП.
За весь период боевых действий произвел 326 боевых вылетов, из них: на разведку войск противника - 14, на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков -116, на прикрытие своих войск в районе поля боя - 109, на перехват самолетов противника - 8, на свободную охоту - 79.
В процессе выполнения боевых заданий на свободную охоту произвел 16 штурмовок по ж. д. эшелонам и скоплениям живой силы противника.
Провел 117 воздушных боев, в ходе которых сбил лично 60 самолетов противника: 17 Ю-87, 2 Хе-111, 3 Хш-129, 18 Ме-109, 19 Фв-190 и 1 ПЗЛ-24. Сам сбит не был.
Материалы, подтверждающие факты сбития самолетов противника хранятся в штабе полка.
22.7.43 г. за 3 лично сбитых самолета противника и 28 успешных боевых вылетов награжден орденом «Красное Знамя».
30.9.43 г. за 3 лично сбитых самолета противника и 48 успешных боевых вылетов награжден орденом «Красное Знамя».
4.2.44 г. за 20 лично сбитых самолетов противника удостоен звания «Герой Советского Союза»
19.8.44 г. за 34 лично сбитых самолетов противника удостоен звания «Дважды Герой Советского Союза»
7.2.44 г. за лично 8 сбитых самолетов противника представлен к ордену Суворова 3-й степени - награды не получил.
15.2.45 г. за лично 8 сбитых самолетов противника представлен к ордену «Красное Знамя»
Выполняя боевые задания на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, показал себя умеющим отлично организовывать их прикрытие над целью. Несмотря на неоднократные стремительные атаки больших групп истребителей противника, штурмовики и бомбардировщики имели возможность беспрепятственно выполнять боевые задачи, не имея своих потерь.
В воздушных боях тов. Кожедуб проявил себя смелым, решительным, бесстрашным и мужественном, не знающим страха в боях за Социалистическую Родину, героически сражающимся с количественно превосходящими силами противника, проявляющим исключительное умение и находчивость в поиске врага, вследствие чего большинство вылетов на свободную охоту заканчивается встречей и боями. Яркими примерами бесстрашия умения побеждать врага являются следующие характерные воздушные бои:
9.7.43 г. в составе 4 Ла-5 атаковал 15 самолетов противника - 9 Ю-87, 4 Ме-109 и 2 Фв-190, из которых один самолет противника Ме-109, сбил при первой атаке. В другом воздушном бою против 7 самолетов противника 5 Ме-109 и 2 Фв-190 сбил еще один Ме-109.
14.8.43 г. под командой Кожедуб 6 Ла-5 сопровождали разведчики Пе-2. 10 истребителей противника Me-109 завязали воздушный бой. Из воздушного боя вышла победителем группа Кожедуба, где он лично сбил два самолета Me-109, не имея своих потерь.
16.8.43 г. прикрывая наземные войска в районе Рогань в составе 10 Ла-5, встретили группу бомбардировщиков: 10 Ю-87, 30 Хе-111 под прикрытием до 20 Me-109. Стремительными атаками строй бомбардировщиков был нарушен, некоторые сбросили в беспорядке бомбы вне цели. Кожедуб атаковал и сбил одного Ю-87 и в паре с ведомым зажег одного Хе-111.
1.10.43 г. в районе западнее Погребная 6 Ла-5, ведущий Кожедуб, атаковали две группы бомбардировщиков Ю-87 до 40 самолетов. Смелыми атаками нарушили строй и противник в беспорядке сбросил бомбы вне цели. В этом бою руководимая им группа сбила 4 Ю-87. Лично Кожедуб сбил два Ю-87.
2.10.43 г. 9 Ла-5, под командой Кожедуба вели воздушный бой с группой до 27 бомбардировщиков под прикрытием 6 Me-109. Первую атаку произвели по ближней группе немецких бомбардировщиков, в результате противник сбросил бомбы в беспорядке. Подходящую вторую группу активными атаками превратили в бегство. Подходящая третья группа, заметив истребителей, не дойдя до цели, сбросила бомбы на головы своих войск. В этом бою Кожедуб лично сбил два самолета противника, один Ю-87 и один Me-109, а руководимая им группа сбила 7 самолетов противника, не имея своих потерь.
4.10.43 г. группа 14 Ла-5 под командой Кожедуб атаковала 60 самолетов противника Ю-87 под прикрытием 12 истребителей Me-109. Первой атакой боевой порядок бомбардировщиков был расстроен. Командуя шестеркой Ла-5, произвел атаку по 20 Ю-87, не допустил их к цели, преследуя их, заставил сбросить бомбовую нагрузку на свои войска. В проведенном бою лично сбил 1 самолет противника Me-109.
29.4.44 г. 6 Ла-5 под командой Кожедуба прикрывали наземные войска в районе севернее Яссы, где встретили 10 Хш-129, сопровождаемых 4 Me-109. Атакуя самолеты противника, Кожедуб сбил два Хш-129 и не допустил их к цели.
3.6.44 прикрывая войска севернее Яссы, 8 Ла-5, ведущий Кожедуб, встретили 8 Фв-190, которые бой не приняли и ушли на юг. Пришедшие вслед за ними 30 Ю-87 под прикрытием 4 Me-109 и на бреющем полете до 8 Хш-129 были атакованы нашими истребителями. Кожедуб атаковал Ю-87 и был связан боем парой Фв-190. Развернувшись левым боевым разворотом, зашел одному Фв-190 в хвост и сверху под ракурсом 1/4, с дистанции 100 м сбил его. Самолет упал в районе Горшечий. Выйдя из атаки правым боевым разворотом, была атакован Фв-190, довернувшись вправо, Кожедуб зашел ему в хвост и, когда противник потерял скорость, сзади под ракурсом 1/4 открыл огонь и сбил. В этом бою группа сбила 3 самолета противника.
22.9.44 г. Кожедуб в паре с лейтенантом Шараповым вылетел на прикрытие переправ на участке Рамныэки, Даксты. В районе 10-15 км. Сев.зап. переправ на Н-2000-3000 м встретили и вели воздушный бой с 14 ФВ-190 группами по 4-8 самолетов. Кожедуб зайдя в хвост левому ведомому из группы ФВ-190 с бомбами с дистанции 150 м сзади сверху атаковал и сбил. Самолет противника перевернулся на спину и отвесным пикированием врезался в землю в районе 10-15 км. Сев.зап. Стрельчи. Остальные самолеты этой группы сбросили беспорядочно бомбы и с переворота пикированием ушли на запад. Продолжая выполнять задание на Н-1500 мтр. обнаружили группу до 6 ФВ-190 на встречных курсах, зайдя с полупереворота в хвост ведущему сверху слева под ракурсом ? с Д=150-50 мтр. Кожедуб атаковал и сбил его, самолет упал в районе 8-10 км ю.з. переправ. Во время выхода из атаки ведомый был подбит ЗА. В дальнейшем бой вел с 4 ФВ-190 Кожедуб один. Произвел несколько атак по самолету противника, в результате чего подбил самолет ведущего. При ведении воздушного боя экипажи были обстреляны сильным огнем ЗА,
10.2.45 г. возвратившись с задания над аэродромом встретил одного ФВ-190, Кожедуб атаковал сзади слева и с Д=70 м сбил его, самолет противника загорелся и упал на окраине аэродрома. Летчик, выбросившийся с парашютом был взят в плен.
12.2.45 г. пара майора Кожедуба вылетев на прикрытие переправ через р. Одер, запад. Переправы у Кинитц на Н-400-500 м под облачностью встретили группу до 18 ФВ-190 с бомбами. Кожедуб атаковал сзади снизу и сбил один ФВ-190, самолет противника врезался в землю в районе боя, на глазах наземных войск.
При последующих атаках сбил еще два ФВ-190, которые упали в том же районе.
Вторую атаку произвел по другому ФВ-190 под ракурсом 3/4 и с Д=100 м зажег его, самолет противника упал в том же районе. В районе 10-12 км. Ю.-з. Кинитц, Кожедуб преследовал и атаковал третьего ФВ-190 с бомбами, который сбросил бомбы на своей территории, но был настигнут Кожедубом атакован и сбит. Самолет противника горящим упал в 16 км ю.-з. Кинитц. При атаке Кожедубом первого фоккера, другой вывалился из облачности и пытался зайти ему в хвост, ведомый отсекая атаку с Д=50 м сбил его, ФВ-190 загорелся и упал у пункта Лечин (10-км. Ю.-з. Переправы Кинитц). При второй атаке Кожедуба, ведомый обнаружил ниже одного ФВ-190 и убедившись в отсутствии опасности для ведущего сверху сзади атаковал его и сбил. Самолет противника с пикирования врезался в землю и упал в 4 км западнее Лечин.
11.3.45 г. 4 экипажа, ведущий майор Кожедуб, вылетев на свободную охоту сев-.вост. Грайфенхаген вели воздушный бой с группой до (?) ФВ-190 и 18 Ме-109. Самолеты противника с бомбами вывалились из облачности и пытались бомбить наши войска. Кожедуб последовательно атаковал двух ФВ-190, которые сбросили бомбы на своей территории, ушли снова в облачность. Третью атаку произвел с Д=70-50 м и сбил ФВ-190, который упал севернее Грунха. При четвертой атаке, Кожедуб был контратакован на встречных курсах и подбит. Ведомый Кожедуба отражая атаку пары фоккеров, был сам атакован двумя ФВ-190 и пошел на высоту. Разогнав скорость заметил пару ФВ-190, атаковал ведомого с Д=75 м и зажег его. После атаки пристроившись к ведущему встретил одного ФВ-190, ведомый сделал одну атаку, место падения не наблюдал, т.к. был скован боем. В результате стремительных смелых атак четверки ведомой Кожедубом, самолеты противника пытавшиеся бомбить наши войска, вынуждены были в беспорядке сбрасывать бомбы и прикрываясь облачностью уходить на свою территорию.
18.3.45 г. майор Кожедуб в паре вылетел на перехват истребителей противника, которые преследовали самолеты Союзников, южнее Морин на Н-5000 м Кожедуб атаковал сзади снизу ФВ-190 и с Д=80 м зажег его, самолет горящим упал в 8-10 км. сев. Кюстрин. Второго ФВ-190 атаковал и сбил на встречных курсах, самолет противника упал в 5-6 км. сев.зап. Кюстрин.
22.3.45 г. пара майора Кожедуба вылетев на свободную охоту в районе Зеелов встретили до 30 ФВ-190 идущих двумя эшелонами на Н-3000 м и Н-1000 м. Майор Кожедуб зашел со стороны солнца сзади в хвост верхней прикрывающей группе из 4-х ФВ-190, атаковал и сбил одного ФВ-190. Летчик покинул самолет с парашютом в районе 5-6 км. сев. Зеелов. Ведомый атаковал и сбил второго ФВ-190 из этой же четверки, после атаки вышли левым боевым разворотом и на Н-1000 м заметили вторую четверку ФВ-190. Кожедуб сзади сверху с Д=180 м атаковал и сбил второго ФВ-190, который упал в 5-6 км восточнее Гузов.
Являясь отличным воздушным снайпером и мастером летного искусства, тов. Кожедуб проявил себя отличным организатором и руководителем в деле ведения групповых боев, организации и сколачивания летного и технического состава на выполнение поставленных задач командования.
Идентифицированные истребительные авиационные полки, имевшие на вооружении истребители конструкции Лавочкина
Количество истребительных авиационных полков, принимавших участие в Великой Отечественной войне до сих пор не установлено. В наименьшей степени известны полки ПВО и полки второй линии. В то же время хотя известны все полки и дивизии, расквартированные на Дальнем Востоке и в войне не участвовавшие, типы самолетов, которыми они были вооружены точно не определены. Очевидно, что в дальневосточных полках велика была пропорция истребителей ЛаГГ-3. К августу 1945 г., перед войной с Японией, часть дальневосточных полков получила Ла-5 и Ла-7.
В первый год войны истребительные полки советских ВВС и морской авиации понесли тяжелые потери. Для пополнения личным составом и материальной частью полки отводили в тыл, обычно недели на две, но иногда и на несколько месяцев. В хаосе лета 1942 г. окончательно рухнула предвоенная структура истребительных авиационных дивизий - полки тасовали из дивизии в дивизию. 1942 г. стал годом наибольшего распространения истребителей ЛаГГ-3.
С начала 1943 г. структура дивизий в целом восстановилась, теперь полки редко передавали из дивизии в дивизию. Небольшое число элитных истребительных авиаполков находилось в непосредственном подчинении у штабов воздушных армий. Обычно эти полки занимались «свободной охотой».
Полков вооруженных истребителями ЛаГГ-3 выявлено почти в два раза больше, чем полков, летавших на Ла-5, хотя истребителей Ла-5 было изготовлено больше, чем ЛаГГов. Объяснение может быть следующим. В 1941 и 1942 г.г. истребительные полки часто насчитывали в своем составе 20 самолетов, две эскадрильи. После перевода полков на трехэскадрильный состав, многие ПАП были расформированы - общее количество авиаполков в ВВС сократилось. Кроме того, часть полков, летавших на ЛаГГах, получили не Ла-5, а Яки или «Кобры».
Полки, вооруженные истребителями ЛаГГ-3
(143 полка)
Гвардейские полки
1, 2, 3, 5, 9, 11, 21, 30, 40, 145, 159 и 163 ГИАП
Строевые полки
2,7, 13, 17, 18, 19,21,23,24,25,26,31, 33, 35, 41, 42, 46, 49, 68, 82, 84, 91, 92, 116, 145, 148, 149, 156, 157, 160, 162, 163, 164, 165, 166, 168, 170, 171, 172, 178, 182, 191, 192, 193, 197, 233, 234, 237, 238, 239, 240, 246, 247, 248, 249, 255, 263, 264, 267, 269, 270, 272, 273, 291, 297, 300, 348, 352, 402, 415, 431, 434, 435, 437, 440, 482, 494, 508, 512, 513, 516, 518, 519, 521, 522, 523, 524, 530, 564, 590, 609, 611, 737, 762, 773, 785, 790, 791, 792, 805, 813, 826, 862, 863, 867, 926, 927, 931, 975, 979 и 987 ИАП
Морские полки
3 ГИАП КБФ, 4 ГИАП КБФ, 6 ГИАП ЧФ, 3 ИАП ЧФ, 7 ИАП ЧФ, 8 ИАП ЧФ, 9 ИАП ЧФ, 25 ИАП ЧФ, 27 ИАП СФ, 31 ИАП ТОФ, 32 ИАП ЧФ, 38 ИАП ТОФ, 41 ИАП ТОФ, 62 ИАП ЧФ, 255 ИАП СФ, 68 ОАП ЧФ, 30 МРАП ЧФ и 118 МРАП СФ
Полки, на вооружении которых стояли истребители Ла-5
(75 полков)
10 ИАК:
10 ГИАД - 111, 113 ГИАП и 112 ГИАП (на Як-9)
15 ГИАД - 3, 180 и 181 ГИАП
3 ГИАД - 32, 63 и 137 ГИАП
8 ГИАД - 40, 41 и 88 ГИАП
14 ГИАД - 177, 178 и 179 ГИАП
194 ИАД - 530, 848 и 536 ИАП (на Як-1)
215 ИАД - 156, 263 и 813 ИАП
229 ИАД - 159 и 163 ГИАП и 979 ИАП
279 ИАД - 92, 192 и 486 ИАП
286 ИАД - 165, 721,739 и 896 ИАП
295 ИАД - 31, 116 и 164 ИАП
309 ИАД - 49, 162 и 172 ИАП
315 ИАД - 50,171,431 и 832 ИАП (позже 2 из них на Як-9)
322 ИАД - 2 ГИАП, 482 и 937 ИАП
330 ИАД - 161, 609 и 927 ИАП
257 ОАД - 29 ГИАП, 415 ИАП и 957 ШАП (на Ил-2м)
5 ГИАП (11 ГИАД)
11 ГИАП (7 ИАК ПВО)
115 ГИАП (7 ГИАД)
15 ИАП (278 ИАД)
19 ИАП (переименован в 176 ГИАП после перевооружения на Ла-7)
21 ИАП (259 ИАД)
33 ИАП (106 ИАД ПВО)
126 ИАП (320 ИАД ПВО)
181 ИАП (235 ИАД)
195 ИАП (324 ИАД)
233 ИАП (234 ИАД)
254 ИАП (269 ИАД)
279 ИАП (286 ИАД сжатая)
401 ИАП (2 ГИАК ПВО)
495 ИАП (328 ИАД ПВО)
523 ИАП (303 ИАД)
562 ИАП (318 ИАД ПВО)
760 ИАП (261 ИАД)
785 ИАП (36 ИАД ПВО)
805 ИАП (129 ИАД)
826 ИАП (9 ИАК ПВО)
862 ИАП (141 ИАД ПВО)
907 ИАП (148 И АД ПВО)
939 ИАП (297 ИАД ПВО - Трансбайкал)
960 ИАП (125 ИАД ПВО)
1-й чешский ИАП
2-й чешский ИАП
1 ГИАД КБФ - 3,4 и 10 ГИАП КБФ
Полки, на вооружении которых стояли истребители Ла-7
(31 полк)
3 ГИАД - 32, 63 и 137 ГИАП
8 ГИАД - 40, 41 и 88 ГИАП
10 ГИАД - 111, 113 и 112 ГИАП (позже на Як-3)
14 ГИАД - 177, 178 и 179 ГИАП
215 ИАД - 156, 263 и 813 ИАП
286 ИАД - 165, 721 и 116 ИАП (позже 2 из них на Ла-5ФН)
295 ИАД - 31,164 и 116 ИАП (позже на Ла-5ФН)
315 ИАД - 50, 171,431 (на Як-3) и 832 ИАП (На Як-9)
322 ИАД - 2 ГИАП, 482 и 937 ИАП
9 ГИАП (303 ИАД)
29 ГИАП (324 ИАД)
159 ГИАП (229 ИАД)
176 ГИАП (16 Воздушная Армия)
523 ИАП (303 ИАД)
1-й чешский ИАП
4 ГИАП КБФ (1 ГИАД КБФ) - имел несколько Ла-7
17 ИАП ТОФ (7 ИАД ТОФ)