Reggiane Re.2001 Falco II

 

Летом 1939 года, после первых поле­тов истребителя Re.2000 Фалько I, италь­янское министерство авиации обратилось к фирме Реджиане с предложением улуч­шить характеристики Re.2000 доработкой планера под более мощный рядный дви­гатель RA.1000RC-41/I, представлявший из себя производимый в Италии по лицен­зии А-образный 12-цилиндровый двига­тель водяного охлаждения Даймлер-Бенц DB.601 А-1 мощностью 875 kW (1175 л.с.).

Шеф конструктор фирмы Реджиане инженер Лонги произвел доработки пла­нера с целью снижения веса и переконст­руировал фюзеляж. Первый прототип Re.2001 с серийным номером ММ409 по­кинул цех 9 июня 1940 года и вскоре был успешно облетан.

Дальнейшая его судьба была вполне обычной: после облета прототип был пе­редан ВВС, которые его интенсивно испы­тывали на авиабазе Гуидония. Из полет­ных характеристик радовала, прежде все­го, максимальная скорость в 563 км/ч на высоте 5500 метров и прекрасная манев­ренность.

По требованию министерства авиации, конструкторское бюро работало также над вторым прототипом, отличавшимся от пер­вого новым трехлонжеронным крылом и протектированными топливными баками. Позднее фирма доработала под этот стан­дарт и первый прототип ММ409. Также первоначальное остекление закабинной части фонаря кабины пилота (известное по I серии Re.2000) было заменено новым, таким как у самоле­тов III серии. Так же выглядел и второй прототип; у него перво­начально убираемое хвостовое колесо было заменено на неуби­рающееся.

Модернизация электрической системы позволила произво­дить запуск двигателя электростартером. В консолях крыла, вне ниш шасси были установлены два пулемета калибром 7,7-мм, как у некоторых Re.2000 III серии.

Тридцать первого октября 1940 года фирма Реджиане получила заказ на поставку двухсот Re.2001, также были выданы заказы на лицензионное производство двухсот самолетов фирме Бреда, ста машин фирме Капрони в Толедо и такого же количества самолетов заводу Капрони в Предаппио. В феврале 1941 года началась пост­ройка десяти предсерийных машин (номера ММ8071 - ММ8080). Успешные испытания прервала катастрофа второго прототипа 14 марта 1941 года, унесшая жизнь пилота Пьетро Скапинелли.

Независимо от изготовления предсе­рийных машин шла сборка прототипа Re.2001bis, оснащенного совершенно но­вым крылом без выступающего блока ра­диаторов, теперь полностью вписанных в контур крыла. Воздух к ним подводился через воздухозаборники в передней кром­ке крыла. Этот прототип имел серийный номер ММ538. При его изготовлении были использованы фюзеляж и оперение перво­го прототипа ММ409. Испытания Re.2001bis проходили с лета 1941 до лета 1942 года при участии немецких специалистов. Была достигнута максимальная скорость 600 км/ч на высоте 6000 м. Однако решение о внедрении в про­изводство не было принято, и на самолет установили первона­чальное крыло. Опыт установки радиаторов в крыле позже был использован при проектировании истребителя Re.2006.

В мае 1941 года был готов первый предсерийный самолет. Первая серийная машина покинула сборочную линию в сентяб­ре того же года. В июле 1941 года прорабатывался вариант зака­за ста фюзеляжей Re.2001 для Швеции. Двигатели DB-601 в этом случае должны были поставляться прямо из Германии, но к реа­лизации проекта дело не дошло. Длительная задержка с постав­кой моторов DB-601 или лицензионных RA-1000RC-41/I приве­ло к ликвидации заказов на фирмах Бреда и Капрони-Толедо, уменьшению заказов у фирмы Реджиане до ста и у фирмы Капрони-Предаппио до десяти самолетов.

Постоянные задержки поставок моторов DB-601/RA-1000 привело к тому, что январю 1942 года были готовы только 43 серийных и 10 предсерийных машин. Эта удручающая ситуация навела Министерство авиации на мысль установить на планер Re.2001 итальянский инвертный двенадцатицилиндровый дви­гатель воздушного охлаждения Изотта-Фраскини Дельта RC.16/ 48 мощностью 618kW (840 л.с.). Изготовление прототипа и се­рии в сто машин были заказаны фирме Капрони-Толедо вместо ранее заказанных Re.2001.

Первый полет прототипа Re.2001 Delta совершил полет 12 сентября 1942 года. Во время испытаний (проходивших на авиа­базе Гуидония со 2 ноября ) прототип до­стиг скорости 523 км/ч на высоте 5600 м и набрал высоту 3000 метров за 4 минуты 11 секунд, а 6000 м - за 10 минут 30 се­кунд. 27 января, во время испытаний на скороподъемность, на высоте 7800 м пе­регрелся и остановился двигатель, а при попытке повторного запуска он взорвал­ся. Пилот Беретта спасся на парашюте, но самолет был полностью уничтожен. По­зднее, Министерство авиации аннулирова­ло заказ на Re.2001 Delta.

Уже в декабре 1941 года Министерство авиации приняло решение о переделке ста фюзеляжей Re.2001 для разных целей. Тридцать девять самолетов под обозначе­нием Re.2001 CB (Caccia-Bombardiere -истребитель-бомбардировщик) получили под фюзеляж бомбодержатель для бомб массой 100, 160 или 250 кг; два фюзеляжа были облегчены для испытаний катапуль­тных стартов с земли; 12 Re.2001 получи­ли тормозные крюки и узлы крепления к катапульте для предполагавшейся эксплу­атации с авианосцев «Аквила» и «Спарвьеро», первый из них к моменту капиту­ляции Италии находился в стадии дост­ройки, но закончен не был. До закладки «Спарвьеро» дело вообще не дошло. Тут надо упомянуть о необычном способе уве­личения ёмкости подпалубных ангаров этих кораблей - в корнях крыльев должны были быть установлены специальные крю­чья, за которые самолеты подвешивались к специальным тележкам на потолке ан­гара. Однако эта идея не дождалась своей реализации. Палубные самолеты несли обозначение Re.2001 OR. В апреле и июне 1942 года были заказаны две серии этих машин по пятьдесят штук каждая. Изго­товление началось, но так как ввод авиа­носцев в строй непрерывно затягивался, все Re.2001 OR позднее были модифици­рованы до стандарта наземных машин и переданы для службы наземным подраз­делениям.

Один из самолетов стандарта OR (ММ.9921) был переделан под торпедоносец. Этот вариант был обозначен Re.2001G и под­готовлен к испытаниям в июне 1943 года.

Существовали планы постройки 50 Re.2001 GV. (GV - модификация под возможность несения под фюзеляжем 630 кг бомбы). По идее лейтенантов Галимберти (Galimberti) и Ваккари (Vaccari), самолет мог служить для на­несения ударов по авианосцам. Внача­ле для этого приспособили два самоле­та варианта СВ. Единственное боевое применение их произошла 11 августа 1942 года, когда пилотируемые лейтенантами Робони (Robone) и Ваккари самолеты напали на авианосец «Викториес». Оба пилота сбросили бомбы; од­нако, лишь одна бомба упала на палубу возле борта судна и не взорвавшись, отрикошетила за борт. Эта неудача ос­тановила реализацию варианта Re.2001GV. На одном из этих самолетов (ММ8077) проводились испытания со­вмещенного управления сектором газа и угла установки лопастей винта при пи­кировании. При опытном пикировании с шести до двух тысяч метров под углом 70 градусов была достигнута скорость 950 км/ч без превышения максимальных оборотов мотора и повреждений фюзе­ляжа. Только одна панель остекления фонаря кабины пилота не выдержала дина­мического напора и лопнула. В октябре 1942 года прошли испытания бомбарди­ровки с пикирования стандартной 250 кг бомбой на экспериментальном полиго­не в Фурбаре и были получены очень хо­рошие результаты.

Следующим строившимся вариантом был Re.2001CN (Caccia Notturrna - ночной истребитель), вооруженный двумя пушка­ми Маузер MG-151 калибром 20-мм, раз­мещенными в характерных «ванночках» на месте первоначальных пулеметов ка­либром 7,7-мм. Однако, трудности в по­ставках пушек привели к тому, что большинство самолетов сохранило первона­чальное вооружение.

Было заказано 50 самолетов этого ва­рианта (построили же всего 34 машины). Некоторые истребители CN получили мо­гучие цилиндрические пламегасители на выхлопные патрубки двигателей. Один самолет под обозначением Re.2001H был переоборудован как экспериментальный противотанковый штурмовик, но до его серийного производства дело не дошло, как и у специализированного торпедонос­ца Re.2001G. Этот прототип после капи­туляции Италии был уничтожен.

Известно, что некоторые Re.2001 име­ли оборудование для фоторазведки - один вертикальный фотоаппарат в правом кор­не крыла. Для перспективной съемки не­которые Re.2001 получили два контейне­ра для фотоаппаратов в передних кромках крыла приблизительно на полуразмахе. Эти доработки проводились в полевых условиях.

Один из предсерийных самолетов Re.2001 (ММ8075) получил оборудова­ние для сброса специальной бомбы, ча­стично снаряженной сжатым воздухом. Испытания этого необычного оружия столкнулись с трудностями и разработ­ка была остановлена.

Ко дню капитуляции Италии было из­готовлено 237 самолетов Re.2001 всех ва­риантов.

Фалько II, переданные итальянским ВВС, прежде всего попали в учебные под­разделения, а бой вступили только в фев­рале 1942 года на Сицилии. Их основной задачей было сопровождение бомбарди­ровщиков в налетах на Мальту. Здесь они столкнулись с истребителями Спитфайр Mk.V и Харрикейн Mk.II. До высоты 7000 м Фалько II был равным соперником для британских истребителей (старших вер­сий), но выше превосходство переходило к защитникам Мальты. Самолеты Re.2001 постепенно поступили на вооружение 2, 22, 24, 59, 60, 160 и 167 истребительных групп (Gruppo di Caccia). Другим полем боя Re.2001 22-й истребительной группы была Сардиния. Самолеты Re.2001 CN слу­жили преимущественно в подразделениях, дислоцированных в Северной Италии, где действовали в составе 59-й и 60-й ис­требительных групп против Галифаксов, Стрирлингов и Ланкастеров RAF. К мо­менту капитуляции Италии в составе ВВС оставалось всего семьдесят три самолета Re.2001 всех вариантов.

Первой, 9 сентября 1941 года, Re.2001 получила 2-я истребительная группа в Ра­венне, состоящая из трех эскадрилий -150, 152, и 358. Группу возглавлял Джузеппе Бейлон (Giuseppe Baylon). К концу года эскад­рилий приняли 28 самолетов, а 10 мая 1942 года они были переброшены на Сицилию. Их основной задачей было сопровождение бомбардировщиков в налетах на Мальту, находившуюся приблизительно на 88,5 км южнее. Британское присутствие на Маль­те угрожало маршрутам поставок из Ита­лии войскам Оси на Севере Африка.

Фактически, 2-я группа попала сразу «с корабля на бал». В тот же день, 10 мая, ее Re.2001 и 4-я группа на Macchi MC.202 сопровождали пять бомбардировщиков Кант Z.1007bis, которые должны были бомбить радарную установку на Мальте. Итальянские истребители столкнулись со своими британскими визави - Спитфайрами и Бофайтерами. Итог схватки - потеря одного Z.1007bis и МС.202, повреждение двух других бомбардировщиков. Пилоты Re.2001 заявили о победах над тремя Спитфайрами и Бофайтером и поврежде­нии еще двух Спитфайров.

В течение 1942 года на долю Re.2001 выпало много эскортных полетов с италь­янскими и немецкими бомбардировщиками. И практически всегда подобные вы­леты заканчивались схватками с британс­кими истребителями, защищающими ост­ров. Известен случай, когда в одном бою 12 мая сержант Марчио (Marchio) сбил два Спитфайра. Однако его самолет тоже по­лучил значительные повреждения а сам пилот был серьезно ранен. Все же ему уда­лось привести истребитель к Сицилии и посадить его в районе Сиракуз. Правда, ранения Марчио не оставили ему шансов и он погиб. В период с 10 по 18 мая пило­ты группы подали рапорты о 16 сбитых самолетах противника, трех поврежден­ных и одного вероятно поврежденного.

Итальянцы потеряли один Re.2001 сбитым и три получили значительные поврежде­ния. 18 мая защитники Мальты получили 17 Спитфайров, доставленных к острову авианосцем «Игл». Заметно усиленная воздушная оборона острова 19 мая рас­сеяла строй бомбардировщиков, на­правлявшихся к Мальте. Те были вы­нуждены преждевременно сбросить бомбы и повернуть обратно Пилоты. Re.2001 сбили два самолета - Спитфайр и Бофайтер и повредили еще пять Спит­файров без собственных потерь.

Re.2001 и МС.202 начали непрерыв­ное патрулирование в районе Мальты по утрам с 24 мая. Пилоты 2 группы уже на следующий день записали на свой счет пять побед, потеряв лишь один Re.2001.

Накал воздушных боев усилился в пе­риод с 26 мая по 2 июня. Итальянские пилоты заявили о пяти сбитых британских истребителях и трех поврежденных, при потере трех Re. 2001 сбитыми и трех по­врежденными. 6 июня восточнее острова погибли три Реджиане, а еще два еле дотя­нули до Сицилии. Ценой этому было два сбитых Спитфайра.

Более успешным выдалось 7 июня, когда девять Re.2001 и 12 МС.202 сопро­вождавшие итальянские военно-морские силы, выискивающие конвои в Средизем­номорье, перехватили три торпедоносца Альбакор, Бофайтер и Спитфайры, готовые нанести удар по итальянским судам. Атака англичан была неудачной, два Альбакора и Бофайтер были подожжены и упали в море. В воздушном бою был по­врежден один Re.2001. Итальянский флот в свою очередь обнаружил и разгромил британский конвой, отправив на дно 15 из 17 грузовых судов, двигавшихся в сторо­ну Мальты. Это был серьезный удар. Англичане приостановили проводку конвоев к острову до августа 1942 года. Действия 2 истребительной группы были отмечены Бенито Муссолини, который лично награ­дил 15 ее пилотов. Восемь пилотов были предоставлены к Серебряной Медали Воз­душной Доблести (Medrglia al Valore Aerunautico a" Argento), семь других - к Бронзовой Медали Воздушной Доблести (Medaglia al Valore Aerunautico d' Bronzo). Re.2001 и дальше продолжали сопро­вождать бомбардировщики Оси в их на­летах на Мальту, хотя истребители также привлекались и для прикрытия торпедо­носцев S.M.79. 9 августа группа была уси­лена 11 Re.2001 из 22 -и группы развер­нутой от Рома-Кампино (Roma-Ciampino) до Монсерато (Monserato). Эти истреби­тели были сведены в 359-ю и 362-ю эскад­рильи группы. 54-й полк с давдцатью ше­стью Re.2001 был размещен на аэродро­мах Сицилии, южной Италии, и острове Пантеллерия. Штаб 22 группы в начале сентября 1942 года переместился из Монсерато в Кальтаджироне. Две эскадрильи группы были посланы на Пантеллерию для патрулирования и эскорта конвоев. Оставшиеся самолеты группы были собра­ны 17 октября в Гела (Gela), в то время как 369 эскадрилья была переведена в наиболее активную 2-ю истребительную груп­пу, которая воевала с аэродромов Сицилии и Пантеллерии до весны 1943 года.

Эти передислокации следовали из-за ухудшающейся ситуации войск Оси на Севере Африке в конце 1942 года. Regia Aeronautica имела только 71 пригодный к эксплуатации самолет типа Re.2001, ког­да 10 июля 1943 года Союзники начали вторжение на Сицилию. Итальянские ис­требители несли высокие потери в возду­хе и на земле. Боевые и небоевые потери уменьшили общее количество Re.2001 до 33 самолетов на момент заключения Италией перемирия 8 сентября 1943 года. Во 2-й истребительной группе осталось все­го шесть самолетов, которые смогли уле­теть на материк.

Оставшиеся Re.2001 были сведены в южной Италии в 21-ю группу Союзничес­ких Воздушных сил Италии (Co-Belligerent Air Force), которые сражались вместе с американцами и англичанами. Эти истре­бители приняли участие в нескольких опе­рациях в октябре-ноябре 1943 года. 1 ян­варя 44-го года 21 группа был расформи­рована и техника передана 82-й, 208-й ис­требительным эскадрильям и 101-й груп­пе пикирующих бомбардировщиков в Фодже. Группа позже перебазировалась в Лечче, где подключилась к боевым действиям против немцев на Балканском полуостро­ве и довольно успешно.

В начале 1943 года Re 2001CN сниска­ли себе успех в 41 полку ночных истреби­телей. Однако недостаточно мощное воо­ружение было малоэффективным против британских бомбардировщиков.

Re.2001CN были развернуты в составе че­тырех эскадрилий 41 -го полка. 232-й и 233-й эскадрильи 59-й группы в Митато (Metato) и Латине (Latina) соответственно. 60-я группа развернула 234-ю эскадрилью в Лонате Позоло (Lonate Pozzolo) и 235-ю в Венегоно (Venegono).

После перехода Италии на сторону Союзников истребители Фалько II подклю­чились к боевым действиям против нем­цев на Балканском полуострове и доволь­но успешно. Двадцать восьмого ноября 1943 года один Re.2001 из 21-й истреби­тельной группы совершил необычный рейс - в специальном контейнере под фюзеля­жем доставил 12 миллионов лир итальян­ским войскам, окруженным неподалеку от Пиевле в Словении. Потом таких «финан­совых» полетов было совершено еще не­сколько.

После войны в строю осталось пять Re.2001 - два в связной эскадрилье в Риме и три в Метеорологическом исследователь­ском центре в Венеции - Лидо.