Reggiane Re.2002 Ariete

 

Самолет Re.2002 Ariete появился на чертежных досках конструкторов летом 1940 года в результате развития первона­чального Re.2000, на который был установ­лена новый двухрядный четырнадцатициллиндровый двигатель Пьяджио P-XIXRC-45 Turbine В мощностью 880 kW (1195 л.с.). Кроме нового мотора, проект отличался от Re.2000 новым, более длинным капотом с вмонтированным вентилятором принуди­тельного охлаждения, трехлонжеронным крылом с протестированными топливными баками, другим вооружением и фонарем ка­бины, откидывающимся вправо. Видно, что во всех этих деталях Re.2002 более похож (за исключением мотора) на Re.2001, чем на первоначальный «двухтысячный». Ита­льянский звездообразный мотор, благода­ря лучшим качествам на более низких вы­сотах и меньшей чувствительностью к бо­евым повреждениям, больше подходил для штурмовых операций, чем жидкостный DB-601A.

Летные испытания Re.2002 начались в октябре 1940 года, продолжались много ме­сяцев и имели своими итогами многочислен­ные доработки мотоустановки, фонаря ка­бины и хвостового колеса. После замены силовой установки в марте 1941 года нача­лись официальный войсковые испытания прототипа на аэродроме Гуидония и продол­жались до конца года.

Они сопровождались большими трудно­стями из-за недоведенности силовой уста­новки. Однако к концу испытаний летчик-испытатель Де Бернарди (De Bemardi) дос­тиг на Re.2002 практически такой же мак­симальной скорости, что и Re.2001. Re.2002 в первоначальном виде имели трехлопаст­ный винт Пьяджио Р-2001 диаметром 3,1 м и имели такое же вооружение, что и Re.2001 - под фюзеляжем имелся бомбодержатель для бомбы крупного калибра.

Десятого сентября 1941 года мини­стерство авиации подписало заказ на 200 самолетов Re.2002 и началась постройка предсерийного самолета. В отличие от прототипа, серийные машины получили тропические фильтры воздухозаборника карбюратора и более мощный генератор. В начальной фазе проектирования Re.2002 Ariete предполагалось чисто ис­требительное применение самолета, од­нако после испытаний, выявивших ис­ключительные качества машины на ма­лых высотах, его использование было переориентировано на поддержку назем­ных войск, бомбардировкам из горизон­тального и пикирующего полета, штур­мовые удары, торпедные атаки, фотораз­ведку, борьбу с танками и т.д. Дополни­тельное оборудование и вооружение сни­зило характеристики, так максимальная скорость серийных самолетов была на двадцать километров ниже, чем у прото­типа. Скороподъемность также слегка упала. В декабре 1942 года был подписан следующий контракт на 198 самолетов Re.2002, в качестве компенсации за расторгнутый контракт на Re.2003. В начале 1943 года начались работы над улучшен­ным прототипом Re.2002bis, представляв­шим собой фюзеляж и оперение серийно­го Re.2002 (серийный номер ММ7327) с крылом самолета Re.2005. Ко дню капи­туляции Италии он, однако, не был закон­чен, а после нее был разрушен. В проекте существовал палубный вариант для авиа­носцев Аквилла (Aquilla) и Спарвьеро (Sparviero).

В ходе испытаний первых серийных машин выявились дальнейшие трудности с силовой установкой. Мотор сильно виб­рировал при пикировании и останавливал­ся при переворотах. Одиннадцатого мар­та 1943 года министерство авиации зака­зало следующих 300 Re.2002, с началом поставок в сентябре того же года. Однако к моменту капитуляции было готово толь­ко 147 машин из первой партии и пятьде­сят три находились в стадии окончания сборки. Вторая партия находилась в ста­дии первой четверти комплектации.

После восьмого сентября, даты капи­туляции Италии, германское министер­ство авиации (RML), заказало фирме Реджиане, чьи заводы оказались на тер­ритории т.н. Итальянской социальной республики - марионеточного фашистс­кого государства на севере Италии, за­вершить сборку оставшихся 53 самоле­тов из первой партии и тридцати машин - из второй. RML также ожидало от фир­мы Реджиане постройку следующих 500 Re.2002 с модифицированным крылом и немецким мотором BMW-801. В связи с объективными трудностями этот проект не был реализован. Была изготовлена всего одна моторама для BMW-801, ко­торую вместе с одним фюзеляжем отпра­вили в Германию, однако о результатах испытаний неизвестно никаких подроб­ностей. Один Re.2002bp «немецкого» за­каза был после войны найден на терри­тории университета в Болонье и поме­щен в авиационный музей.

В период перед капитуляцией Италии Re.2002 понемногу поступали на воору­жение некоторых штурмовых подразделе­ний на юге Италии, прежде всего в пятую и седьмую штурмовые эскадрильи. Во вре­мя сумятицы капитуляции Италии, подраз­деления, вооруженные Ариете, оказались по разные стороны фронта. Некоторые подразделения, например 5-я штурмовая эскадрилья, вступили в бой с фашистами, другие вступили в соединения RSI.

Самолеты Re.2002, воюющие на сторо­не союзников, успешно атаковали немецкие гарнизоны на итальянском и греческом по­бережьях и острове Корфу. Первоначально итальянцы смогли удержать ключевые обо­ронительные пункты, однако после упорных боев части вермахта начали теснить оборо­няющихся. 21 сентября немецкие позиции на острове подверглись штурмовому удару трех Reggiane Re.2002 из 208-й истребитель­ной эскадрильи. Эти самолеты, оснащенные подвесными топливными баками вылетели с аэродрома в Мандурии на юге Италии. Но эта атака была не более чем комариным уку­сом. На следующий день немецкие войска при поддержке авиации продолжили наступ­ление и вынудили итальянский гарнизон ка­питулировать.

На Корфу 8 сентября итальянские ча­сти не согласились сложить оружие и ата­ковали немцев. Однако люфтваффе нанес­ло ряд ударов по острову и положение гар­низона стало критическим. 13 сентября гарнизон Корфу попросил оказать им воз­душное прикрытие. Согласие от союзни­ков на использование авиации было полу­чено только 17 сентября. На следующий день восьмерка МС.205 из 4-го истреби­тельного полка патрулировали небо над Корфу. В это же время Reggiane Re.2002 из 5-го полка пикирующих бомбардиров­щиков (Tuffatori) бомбили немецкие бое­вые и десантные корабли, направляющи­еся к острову. 19 сентября 1943 года 3 Reggiane Re.2002 из 238-й эскадрильи пи­кирующих бомбардировщиков, несших на внешней подвеске по две 100 кг бомбы, вылетели с аэродрома Мандурии и напра­вились к Параматскому заливу бомбить стоявшие там немецкие торпедные катера и десантные корабли. Один «Ариете» лей­тенанта Феличе Фокса был сбит немецкой зенитной артиллерией. Фокс был первым итальянским пилотом, погибшим в боях с немцами.

19 сентября Re.2002 еще несколько раз атаковали цели в Парамагском заливе. Всего им удалось потопить 4 немецких десантных корабля.

Во время боев в Черногории в сентяб­ре и октябре 1943 года авиация широко применялась для оказания поддержки дивизиям Taurinense и Wenezia, вошедшим в состав армии Иосифа Броз Тихо. С 22 по 24 октября Re.2002 в сопровождении MC.205V нанесли несколько бомбовых уда­ров. Во время этих налетов один Re.2002 был сбит истребителями люфтваффе. В те­чение следующих пяти налетов Союзни­ческие ВВС Италии потеряли еще два Re.2002; один был сбит огнем зенитной ар­тиллерии, а второй пал жертвой немецкого Bf.109.

В 1944 году главное внимание италь­янских пилотов было обращено на Балка­ны. В начале января 1944 года положение итальянских войск в этом регтоне было драматическим. Поэтому авиация оказы­вала поддержку наземным войскам и за­нималась переброской грузов. Re.2002 из 5-го полка пикировщиков атаковали аэро­дромы и дороги в Берато и Тиране.

13 марта восемь Re.2002 в сопровож­дении 7 Макки МС.205 бомбили район Дубровника, потопив при этом два немец­ких корабля. В тот же день девять Re.2002 в сопровождении такого же числа истре­бителей нанесли удар по сортировочной железнодорожной станции Меткович.

В январе 1944 года началось перефор­мирование 5-го полка пикирующих бом­бардировщиков в истребительный полк. Сначала переформирование затронуло только 101-й дивизион. Он получил истре­бители Re.2001 Falko II, числившиеся прежде за 51-м истребительным полком, а свои последние Re.2002 передал в 102-й дивизион.

17 и 19 марта 102-й дивизион атако­вал нефтеперегонное предприятие и тан­ки с топливом в районе Дубровника. Де­вятка Re.2002 в двух налетах потеряла один самолет в результате отказа двигате­ля, выработавшего свой ресурс. После­дние исправные Re.2002 были собраны в 209-й эскадрилье 102-го дивизиона и уча­ствовали в боевых действиях до 2-го июня 1944 года. Последним боевым заданием эскадрильи было уничтожить мост в Скрадине в Албании. 19 июля 5-й полк полу­чил "Folgore" из 4-го и 51-го истребитель­ных полков. Несколько уцелевших Re.2002 передали в истребительную шко­лу в Леверано (район Лечче).

За время боевых действий на стороне союзников было потеряно девять Ариете.

Самолеты, попавшие к фашистам, были отосланы во Францию, где с некоторыми успехами действовали против местных партизан - маки в областях Аи, Веркор и Лимож. О другом использовании Ариете у фашистов ничего не известно.

После войны Aviazione Militare (ВВС Итальянской республики) хотели восста­новить одну штурмовую и одну скорос­тную почтовую эскадрилью, вооружен­ные Re.2002. По всей Италии собирались фюзеляжи, двигатели и запасные части, но этот план не был реализован.