TBF-1

 

Самолеты TBF-1 ранних производствен­ных серий были идентичны второму прото­типу XTBF-1 с дополнительным форкилем. В качестве меры дополнительной безопас­ности, первые пятьдесят экземпляров TBF-1 оборудовались вторым набором органов управления в задней кабине. Однако они оказались непрактичными, и уже начиная с пятьдесят первого экземпляра самолета, от них отказались. Чтобы улучшить видимость с места радиста, на более поздних TBF-1 были перекомпонованы имеющиеся здесь окна на бортах фюзеляжа, и два маленьких окна (одно прямоугольное и одно круглое) на левом борту были заменены большим овальным окном на уровне задней кромки крыла. Радар начал устанавливаться на

Эвенджере уже в первый год его производ­ства, и мачта антенны радара yagi «воздух-поверхность» тип В (ASB) монтировалась под каждым крылом на его внешних пане­лях. Само радарное оборудование было ус­тановлено в отсеке радиста, радар ASB был стандартным радаром, которым снабжались все варианты Эвенджеров.

Первый серийный TBF-1 сошел со сбо­рочной линии фирмы Грумман 3 января 1942 года и после завершения заводских испытаний и приемочных полетов, 30 ян­варя самолет был официально сдан флоту США. Пять следующих Эвенджеров были поставлены в течение февраля, и эти пер­вые шесть серийных самолетов были пе­регнаны на военно-морской аэродром в Норфолке, Виржиния, где формировалась первая эскадрилья Эвенджеров американ­ского флота.

Подразделение, состоящее из двадцати одного летчика, служивших ранее в эскад­рильи VT-8 базировавшейся на авианосце USS Hornet, под командованием старшего офицера эскадрильи, лейтенанта Х.Х. Ларсона, прибыло в Норфолк, чтобы принять Эвенджеры и приступить к обучению на новой технике. Авианосец Hornet отплыл из Норфолка в Тихий океан в феврале 1942 года, с остатком эскадрильи и пятнадцатью TBD-1 Девастайтор. Согласно приказу, под­разделение Эвенджеров осталось в Норфол­ке, чтобы завершить обучение, после чего как можно скорее возвратиться на Hornet. К сожалению, в марте пришлось возвратить первые шесть TBF-1 на завод Grumman Aircraft Engineering Company для установ­ки нового узла складывания крыла, что при­вело к задержке в переучивании.

Тем не менее, подразделение VT-8 за­вершило свое обучение в рекордные сроки, и 8 мая 1942 года их Эвенджеры были пере­правлены через всю страну в Сан-Диего, Калифорния. В Сан-Диего самолеты были погружены на борт авианосца USS Kitty Hawk (APV-1), который отплыл в Перл Харбор. Он прибыл туда 29 мая, через день пос­ле того, как Hornet отправился к Мидуэю. Вскоре, после того как Эвенджеры переле­тели на аэродром острова Форд, на терри­тории базы Перл Харбор, было объявлено, что требуются добровольцы, которые бы на шести Эвенджерах вылетели на Мидуэй, чтобы усилить оборону этой американской базы, в преддверии ожидающегося налета японской палубной авиации. Каждый из двадцати одного экипажа изъявили желание лететь. Из них было выбрано шесть и VT-8 (подразделение Мидуэя) под командовани­ем лейтенанта Л.К. Фейберлинга 1 июня 1942 года отправилась в восьмичасовой по­лет к острову. Остальными пятью пилота­ми этого подразделения были: энсин К.Е. Бренной, энсин А.К. Эрнест, энсин О.И. Ганьер, энсин В.А. Льюис, и Д.Д. Вудсайд. 4 июня 1942 года, вскоре после рассве­та, разведчик - летающая лодка PBY Каталина обнаружила японский флот вторжения, направляющийся к Мидуэю. В 05.45 шесть вооруженных торпедами TBF-1 поднялись в воздух. Эвенджеры поднялись па 4000 футов и направились к японским кораблям, обнаружив свою цель приблизительно в 07.10. Энсин Эрнест, из пилотского кресла своей машины «8-Т-1», мог увидеть японс­кие авианосцы, окруженные линкорами, крейсерами и эсминцами. Группа Эвенджеров быстро перешла в атаку, которая, одна­ко, была сорвана японскими истребителя­ми А6М2 Зеро боевого воздушного патру­ля. TBF не имевшие истребительного при­крытия, спикировали к воде и продолжили полет к неприятельским кораблям на высо­те всего 150 футов. «8-Т-1» не был поврежден во время первого удара японских истре­бителей, но в ходе последующего боя, Зеро поразил пулеметную башенку, убив стрел­ка Маннига. Радист, Гарри Фарриер, так же был вскоре ранен и потерял сознание, лег­кое ранение получил и Эрнест, так как Зеро продолжали непрерывные атаки.

Находясь еще в нескольких милях от вражеских авианосцев Эрнест увидел, что другие два Эвенджера из его звена (три са­молета) врезались в воду, сбитые японски­ми истребителями. Один из Зеро, атаковав­ших «8-Т-1» перебил тяги управления. TBF начал терять высоту, и Эрнест в отчаянии выпустил свою торпеду по кораблю, кото­рый показался ему крейсером. Пытаясь ос­тановить падение своего самолета, Эрнест полностью переложил триммеры, и TBF медленно выровнялся и продолжал удержи­ваться в горизонтальном полете. Ориенти­руясь на дым, поднимающийся над горящи­ми топливохранилищами Мидуэя, Эрнест вернулся на остров и совершил аварийную посадку на пляже с одной не вышедшей стойкой шасси. Эрнест и Фарриер были из­влечены из пробитой пулями кабины TBF-1 — единственного вернувшегося, из шес­ти Эвенджеров эскадрильи VT-8, вылетев­ших на это задание. Учитывая эту статис­тику, боевой дебют Эвенджера нельзя на­звать удачным.

В течение шестидесяти дней прошед­ших между сражением за Мидуэй и нача­лом кампании на Гуадалканале все авианос­цы, имевшие торпедные эскадрильи были перевооружены TBF-1 Эвенджерами, а их старые самолеты - TBD-1 Девастайтор ста­ли достоянием истории.