Противолодочные Эвенджеры
Угроза, исходящая от немецкого подводного флота, действующего в Атлантике, привела к разработке специализированных вариантов Эвенджеров и созданию специальных противолодочных подразделений в US Navy. Потери союзников понесенные от подводных лодок были колоссальны, только в течение февраля 1943 года, подводные лодки отправили на дно океана, союзнические корабли общим тоннажем более 600 тыс. тонн, доставлявшие в Англию жизненно необходимые грузы. Поскольку базовые патрульные самолеты начали наносить немецким подводным лодкам существенные потери, адмирал Денниц переместил позиции своих лодок в район центральной Атлантики, где они оказались вне радиуса действия самолетов берегового базирования.
Чтобы закрыть центральную часть Атлантики для немецких подводных лодок в США был создан новый класс авианосцев — эскортный авианосец (CVE). Не такой крупный и более медленный, чем основные ударные авианосцы, которыми располагал флот США, эскортный авианосец нес двадцать - двадцать восемь самолетов, организованные в VC ("composite" - смешанные эскадрильи). Нормальным составом самолетов в смешанной эскадрильи была "смесь" из торпедоносцев-бомбардировщиков Эвенджер и истребителей Уайлдкет. Располагая большим радиусом действия и имея возможность нести в бомбоотсеке четыре глубинные бомбы по 350 фунтов, Эвенджер показал себя высоко эффективным противолодочным самолетом.
В феврале 1943 года, в период пика резни устроенной немецкими подводными лодками в Атлантике, эскортный авианосец USS Bogue (CVE-9) и эсминцы его охранения начали операции на трассах атлантических конвоев. Хотя палубным самолетам удалось предотвратить большое количество атак подводных лодок на эскортируемые ими корабли, авианосец, вынужденный находится рядом с конвоем, не был в состоянии удерживать с обнаруженной подводной лодкой контакт достаточно длительный, чтобы добиться ее уничтожения. Чтобы увеличить вероятность уничтожения подлодок, командование флота изменило тактику и приказало авианосцу Bogue и его эсминцам, действовать независимо в качестве "Hunter Killer Group". Освобожденный от необходимость двигаться вместе с конвоем придерживаясь его скорости и маршрута, "Hunter Killer Group" могла охотиться за подводной лодкой до тех пор пока она не была бы уничтожена. Буквально в течение недели новая тактика доказала свою эффективность, когда группа затопила подводную лодку U-569 и серьезно повредила лодки U-231 и U-305.
За Bogue вскоре последовали USS Block Island, Core, Guadalcanal и десять других CVE "Hunter Killer Group". Авианосцы CVE продемонстрировали свою эффективность: между маем и декабрем 1943 года, было потоплено только одно судно из более чем 2000, прошедших в защищаемых ими конвоях. Это был несомненный успех по сравнению с февралем, когда было потеряно судов общим водоизмещением 600 тыс. тонн.
В течение 1943 года осуществлялись попытки, по установке на Эвенджер радара ASD-1. Для этого на Эвенджере разместили тарелку параболической антенны в обтекателе, установленном на передней кромке правого крыла. Радар ASD имел прекрасные характеристики и был способен обнаруживать, как наземные, так и воздушные цели на значительно большем расстоянии, чем это могли делать старые радары ASB. Обтекатель вызывал небольшую тенденцию к развороту вправо, но так как подход к палубе и посадка осуществлялась «на оборотах» с большим углом атаки и пониженной скоростью, то эта тенденция не представляла реальной проблемы в процессе эксплуатации. Модифицированный TBF с радаром ASD получил обозначение, TBF-1D, соответственно ТВМ обозначались как TBM-1D. В дополнение к установленному обтекателю радара ASD-1, ряд TBF/TBM-1D несли дополнительные радарные антенны yagi, установленные на каждом крыле, сразу же за стойками основного шасси.
Авианосец USS Bogue, с смешанной эскадрильей VC-19 на борту, стал пионером ночных противолодочных операций. Два TBF-1D были переоборудованы в "охотники" на субмарины - с самолетов была демонтирована стрелковая башенка, крыльевые пулеметы и все бронирование. В фюзеляж и бомбоотсек установлены дополнительные топливные баки, что значительно увеличило радиус действия и продолжительность полета этих Эвенджеров. В экипаж самолетов, получивших прозвище "Night Owl", входили только пилот и оператор радара. "Night Owl" мог взлетать в сумерках и оставаться в воздухе всю ночь, но они не имели на борту наступательного вооружения. Если эти «охотники» обнаруживали подводную лодку, они наводили на нее «истребитель» и направляли его атаки.
Одним из наиболее ярких командующих "Hunter Killer Groupe" был капитан Дэн Галлери, командир авианосца USS Guadalcanal (CVE-60). Капитан Галлери разработал концепцию постоянных ночных патрулей полностью вооруженными Эвенджерами. Его план предусматривал действия Эвенджеров в течение всей ночи, проведение ночных взлетов и посадок.
Методика ночных посадок находилась на ранней стадии разработки, когда в начале 1944 года на Guadalcanal была перебазирована эскадрилья VC-58. Капитан Галлери представил свои проработки летному составу эскадрильи, который нашел его выполнимым и взялся его испробовать. Ночные полеты начались в период когда светила полная луна и продолжались до наступления безлунных ночей — пока эскадрилья не начала действовать в полной темноте — высылая в охранение по четыре Эвенджера каждую ночь. Для ночных операций Эвенджеры оснащались специальными пламегасителями устанавливавшимися на выхлопные патрубки. Новая тактика принесла хорошие дивиденды - в течение 48 часов, в ночных операциях, эскадрилья потопила две немецкие подводные лодки: U-68 и U-515.
Основным оружием, используемым Эвенджерами против немецких подводных лодок были 350 фунтовые глубинные бомбы и новое оружие — авиационные ракеты. Ракеты были введены в US Navy с подачи британцев и начали поступать в подразделения в конце 1943 года. Первыми Эвенджерами, которые нести ракеты стали TBF/ ТВМ-1С поздних выпусков, модифицированные для подвески авиационных ракет калибра 3,5 дюйма, устанавливаемых на 70 дюймовых рельсовых направляющих британского типа (Mark 4 rocket rails) под внешними панелями крыла. На эти модифицированные Эвенджеры также устанавливались подкрыльевые замки для подвески дополнительных сбрасываемых топливных баков, глубинных бомб, или мелких бомб, подвешиваемых под центропланом позади ниш шасси. Рельсовые направляющие Mark 4 и подкрыльевые замки для подвески бомб снизили максимальную скорость Эвенджеров на 17 узлов — приемлемая потеря для самолета, задействованного в противолодочных операциях, но недопустимая для самолета, предназначенного для атак хорошо вооруженных кораблей и наземных целей.
Чтобы уменьшить аэродинамическое сопротивление направляющих Mark 4, Калифорнийский технологический институт разработал улучшенную пусковую систему - Mark 5. Аэродинамическое сопротивление пусковой системы и ее вес были существенно уменьшены, и если ракеты запускались на скорости полета 200 узлов (230 миль в час) или более, то ракеты летели по точно такой же траектории, как и выпушенные со старых рельсовых направляющих Mark 4. Чтобы увеличить взрывную мощность ракет, на двигатели ракеты калибра 3.5 дюйма были установлены пятидюймовые боеголовки, эта новая ракета получила обозначение - 5-ти дюймовая авиационная ракета (AR - aircraft rocket).
Калифорнийским технологическим институтом была разработана улучшенная ракета- 5-ти дюймовая HVAR (High Velocity Aircraft Rocket), прозванная «Святой Мосес». В ней 5-ти дюймовая боеголовка с корпусом из упрочненной стали, была наложена на 5-ти дюймовый ракетный двигатель. Эти ракеты придавали Эвенджеру значительную огневую мощь, особенно когда все восемь ракет выпускались залпом. Первое боевое использование ракет американским самолетом произошло 11 января 1944 года, когда TBF-1C из эскадрильи VC-58, вооруженный двумя ракетами, под управлением младшего лейтенанта Л.Л. Макфорда, обнаружил немецкую подводную лодку (U-758) находящуюся на поверхности. Эвенджер добился двух вероятных и двух несомненных ракетных попаданий в подводную лодку, а затем провел атаку глубинными бомбами. На Тихоокеанском театре военных действий авиационные ракеты впервые были использованы в бою 31 января 1944 года, когда Эвенджеры из VC-7 базировавшейся на борту авианосца USS Manila Bay (CVE-61) атаковали склады топлива и боеприпасов на Маршалловых островах.
К 1945 году, "Hunter Killer Group" фактически устранили угрозу нападений немецких подводных лодок в Атлантике, и это привело к тому, что им стало все более и более трудным найти для себя цели. Потеряв один эскортный авианосец (Block Island был торпедирован лодкой U-549, авианосец USS Elmore потопил U-549 в тот же самый день), четырнадцать атлантических авианосных противолодочных групп потопили в общей сложности пятьдесят три немецкие подводные лодки и захватили одну - U-505. "Hunter Killer Group" авианосца USS Bogue стала чемпионом Атлантики, имея на своем счету двенадцать подтвержденных уничтоженных подводных лодок.
Эскортные авианосцы с эскадрильями Эвенджеров выступали в противолодочной роли также на Тихоокеанском театре военных действий, и уничтожили здесь одиннадцать японских субмарин. На счету авианосца USS Anzio (CVE-57), воевавшего на Тихом океане, было больше всего подтвержденных уничтоженных подводных лодок - пять.