TBM-3

 

В феврале 1943 года флот США пред­ложил фирме Грумман изучить возможнос­ти по увеличению мощности двигателя Эвенджеров. В ответ Грумман начала раз­работку проекта улучшенного Эвенджера с двигателем Pratt и Whitney R-2800 мощно­стью 2000 л.с. и стрелковой башенкой Martin 250СЕ. Из-за большой потребности в дви­гателях Pratt и Whitney со стороны другого более высокоприоритетного самолета, даль­нейшее развитие данного проекта было остановлено, но то, что Эвенджер нуждается в двигателе повышенной мощности, стало совершенно очевидным.

Двигателестроительная фирма Wright со своей стороны осуществляла программу, по увеличению мощности двигателя R-2600-8 в результате которой был создан двигатель XR-2600-10, который развивал мощность 1900 л.с. Двигатель имел тот же размер и вес, как и R-2600-8, но развивал дополни­тельные 200 л.с. мощности. Для проведения испытаний фирма Грумман взяла два пла­нера Эвенджера с завода в Безпейдже, кото­рые были модифицированы под установку нового двигателя. Один планер был осна­щен двигателем XR-2600-10 мощностью 1900 л.с., этот самолет получил обозначе­ние XTBF-2, в то время как на второй пла­нер был установлен улучшенный двигатель Wright R-2600-20 мощностью! 900 л.с., этот самолет стал называться XTBF-3.

После короткой испытательной про­граммы, двигатель R-2600-20 установленный на XTBF-3, был выбран для дальней­шего развития. Новый двигатель потребо­вал перепроектирования капота для обес­печения необходимого охлаждения и подво­да потока воздуха к маслорадиатору двига­теля, для чего в нижней «губе» капота было сделано специальное отверстие. Чтобы еще улучшить охлаждение, с каждой стороны капота было установлено по четыре допол­нительных открывающихся створки жалю­зи. Две нижние подвижные створки с каж­дой стороны капота были одинаковыми, а самая нижняя створка с каждой стороны имела вырез, для пропуска через нее вых­лопной трубы.

ТВМ-3 сохранил крыло с пулеметным вооружением от TBF-1C, с пусковыми ра­кетными направляющими Mk 5 «нулевой длины», ставшие к этому времени стандар­тными вместо используемых ранее рельсо­вых направляющих Mk 4. Приборы кабины были перекомпонованы, для облегчения пилотам проведения ночных полетов, ос­вещение приборной панели могло изменять­ся от ультрафиолетового до инфракрасно­го. Ряд ТВМ-3, подобно ранее выпускав­шимся TBF/TBM-1C были оснащены рада­ром AN/APS-3, установленным в обтекателе, на передней кромке правого крыла, и получили обозначение TBM-3D.

Фирма Грумман поставила два прототи­па XTBF-3 флоту США в октябре 1943 года. После проведения приемных испытаний флот, официально принял самолет и назна­чил его производителем Восточный авиаци­онный филиал Дженерал Моторс. Новая машина получила обозначение ТВМ-3. ТВМ-3 стал основным вариантом Эвенджера, до окончания войны их было произве­дено более чем 4000 экземпляров.