TBM-3W

 

Еще в начале Второй мировой войны стало понятно, что поисковые радары уста­новленные на судах не могут обнаружить самолет, летящий достаточно низко над во­дой на расстоянии необходимом для того, чтобы обеспечить адекватное отражение воздушной атаки. Радарная антенна, уста­новленная на мачте высотой пятьдесят фу­тов не обнаружила бы самолет, летящий на высоте 500 футов или ниже, пока самолет не подошел бы к судну на расстояние двад­цати миль. Решение этой проблемы было очевидно - увеличить высоту, на которой находится радарная антенна, установив ее на кружащем над судном самолете.

В начале 1942 года, флот США профи­нансировал ряд экспериментов в радиола­боратории Массачусетского технологичес­кого института, завершившиеся в итоге раз­работкой радара APS-20, вес которого по­зволял установить его на самолет, а мощ­ность позволяла обнаружить цель, находя­щуюся на расстоянии до 136 миль от носи­теля. Этому проекту разработки бортового радара, получившему кодовое имя Project Cadillac, был дан высший приоритет. Так как самолет, предназначенный для установ­ки радара, должен был иметь достаточный внутренний объем, необходимый для разме­щения громоздкой электроники, то инженеры проекта выбрали ТВМ-3 Эвенджер, как само­лет наиболее подходящий для переделки.

ТВМ-3, в значительной степени переде­ланный, для установки радара получил обо­значение TBM-3W. Все вооружение, броня, и бомбовое оборудование были сняты. Ра­дар устанавливался в переднюю часть бомбоотсека, прикрытую большим стекловолоконным обтекателем, установленным под фюзеляжем, в котором и размещалась антен­на радара APS-20, имеющая размеры во­семь на три фута. В бывшем отсеке радиста были организованы рабочие места для двух операторов, а в фюзеляж была установлена остальная радарная аппаратура, аппаратура передачи данных, ультракоротковолновая радиостанция, и другая электроника. Длин­ный фонарь кабины и стрелковая башенка были заменены одиночной кабиной пилота и «черепахообразным» обтекателем. Чтобы улучшить боковую устойчивость Эвенджера, на горизонтальных стабилизаторах, вблизи их законцовок, были установлены дополнительные вертикальные стабилизато­ры. Прототип ХТВМ-3W впервые поднял­ся в воздух 5 августа 1944 года, и флот США заказал немедленную переделку ряда име­ющихся планеров самолетов ТВМ-3 и ТВМ-3Е в конфигурацию ТВМ-3W.

Интенсивные атаки японских камикад­зе против флота союзников у Окинавы еще раз подчеркнули безотлагательность про­граммы создания этих самолетов, и сорок комплектов радара APS-20 были срочно изготовлены для постройки соответствующе­го количества ТВМ-3W. К началу 1945 года испытания были завершены, и началось обу­чение экипажей самолетов TBM-3W, одна­ко война закончилась прежде, чем эти са­молеты были переданы флоту. Программа испытаний доказала высокую ценность са­молетов Эвенджер раннего воздушного пре­дупреждения и ее выполнение продолжи­лось и после войны. Первое оперативное подразделение ТВМ-3 W, появилось в соста­ве флота уже в мае 1946 года.

В послевоенных авианосных воздушных группах (Carrier Air Group), TBM-3W были объединены с ударным противолодочным самолетом ТВМ-3S в противолодочных группах «Killer-Hanter». TBM-3W был «охотником» (Hunter) и мог передавать радарные контакты по линии обмена данными, как на авианосец , так и на TBM-3S (Killer). Эвенджеры продолжили функцио­нировать в этой роли до середины 50-х, когда они были заменены самолета­ми аналогичного назначения - Grumman AF Guardian и Douglass Skyraider.

TBM-3W был пионером среди самолетов раннего воздушного предуп­реждения, доказавшим жизненность этой концепции, что привело к созда­нию современного Grumman E-2C Hawkeye со сложнейшим электронным оборудованием.