Окраска и обозначения
Основные цвета
Первый прототип XTBF-1 был окрашен полностью в светло-серый цвет (Light Gray ANA602 - аналог в FS отсутствует, но этот цвет очень близок к FS 36440), введенный директивой AER-E-25 (00261) от 30 декабря 1940 года. Полосы дорожек на крыле были черными. Воздушный винт - серебряного цвета, с обеих сторон на концах лопастей имелись трехцветные полосы - голубого, красного и желтого цветов, общей шириной - 4 дюйма.
Второй прототип уже нес двухцветную камуфляжную окраску, введенную документом BuAer AER-E-2571, ставшую обязательной с 13 октября 1941 года. Эта камуфляжная схема состояла в окрасе верхних поверхностей самолета матовой серо-голубой краской (ANA 603 Non-specular Blue Gray - FS 35189), а нижних поверхностей - матовой светло-серой краской (ANA 602 Non-specular Light Gray - FS 36440). Краски наносились распылителем таким образом, чтобы переход от одного цвета к другому был плавным. Первые серийные TBF-1 также получили такой камуфляж.
28 сентября 1943 года официальным документом (Army-Navy Aeronautical Bulletin № 157) были унифицированы названия цветов, использовавшихся для окраски самолетов армии и флота. Также были введены в действие унифицированные образчики этих цветов. Позднее, 4 декабря
1943 года, документом ANA Bulletin № 166, было введено дополнение упомянутых красок, блестящими (Gloss) цветами, а 24 марта 1944 года и 20 августа 1946 года, были введены мелкие поправки к этим двум документам.
В период с 1 января 1943 года до марта 1944 года использовался трехцветный камуфляж, введенный документом Specification SR-2c от 5 января 1943 года, который стал обязательным с 1 февраля. Этот камуфляж состоял в окраске верхней части фюзеляжа, а также передних кромок крыла и горизонтального оперения матовой краской - темно-синяя морская (ANA 607 Non-specular Sea Blue - FS 35042), верхних поверхностей крыльев и горизонтального оперения краской того же цвета, но полуматовой (ANA 606 Semi-Gloss Sea Blue - FS 25042), боков фюзеляжа и вертикального оперения краской матовой серо-голубой (ANA 608 Non-specular Intermediate Blue -FS 35164). Низ фюзеляжа, крыльев и оперения должен был окрашиваться матовой белой краской (ANA 601 Non-specular Insignia White - FS 37875). Серо-голубую краску ANA 608 следовало наносить пневмораспылителем таким образом, чтобы образовывался плавный переход между красками ANA 607 и ANA 601.
Иной камуфляж имели Эвенджеры воюющие в Атлантике. В конце 1943 года они начали окрашиваться следующим образом. Верхние поверхности - матовой темно-серой краской (ANA 621 Non-specular Dark Gull Gray - FS 36231), боковые и нижние поверхности фюзеляжа белой матовой краской (ANA 601 Non-specular Insignia White - FS 37875), а нижние поверхности крыльев белой блестящей краской (ANA 511 Gloss White - FS 17875).
Этот камуфляж был модифицирован вышедшей в июне 1944 года Specification SR-2e, вводившей две схемы окраски. И так, Схема I предписывала, что верхние поверхности должны быть окрашены в неблестящий (Non-specular) цвет Dark Gull Gray, a боковые поверхности в неблестящий цвет Light Gull Gray. Нижние поверхности должны были окрашиваться блестящей белой краской (Glossy Insignia White). Кроме того, передние кромки крыльев и оперения, а также поверхности остающиеся в тени оперения должны были окрашиваться матовой белой краской (Non-specular Insignia White). Этой же краской должна была окрашиваться внутренняя часть съемных капотов двигателя, ступица винта, а также его лопасти до диаметра капота двигателя. По замыслу эта схема должна была использоваться при дневных операциях в хорошую погоду. Для операций в плохих условиях видимости,
утром и в сумерках, а также в ночных боях, должна была использоваться Схема II, отличающаяся от выше описанной тем, что краска Non-specular Insignia White заменялась краской Light Gull Gray.
Схема, ставшая обязательной для окраски Эвенджеров с 22 марта 1944 года и до окончания их службы, во всех регионах за исключением Атлантики, была введена документом Specification SR-2d – Amendment 1 от 13 марта 1944 года, и состояла в окраске всей поверхности самолета блестящей темно-синей морской краской (ANA 623 Glossy Sea Blue - FS 15042). Так окрашивались все поздние ТВМ-3, которые должны были служить на Тихом океане. «Атлантический» камуфляж остался без изменений.
В соответствии с этими стандартами окрашивались самолеты, выпускавшиеся с заводов, но, будучи уже в частях они очень редко перекрашивались в соответствии новыми выходящими инструкциями. Кроме того, в боевых условиях не всегда придерживались обязательных стандартов, и на имеющихся фотографиях можно заметить многочисленные отступления от установленных на тот момент правил, как в способе наложения красок, так и в ее оттенках.
Кроме того, под жаркими лучами южного солнца краска часто изменяла свой цвет. На оттенок краски влияли и условия эксплуатации самолета, так, например белая матовая краска на нижних поверхностях быстро старилась под воздействием потеков масла и бензина, а также пыли и грязи с поверхности полевых аэродромов, в частности на острове Гуадалканал.
После войны Эвенджеры служившие в Utility/Target Towing Squadrons получили окраску, введенную документом Amendment 3 к спецификации SR-2e от 6 мая 1946 года.
Крылья на всей их поверхности, до корня, сверху и снизу, горизонтальное оперение сверху и снизу должны были окрашиваться блестящей желто-оранжевой краской (Glossy Orange Yellow). Блестящей темно-синей краской (Glossy Sea Blue) должен был окрашиваться весь фюзеляж вместе с капотом двигателя и дорожки на крыльях по обе стороны фюзеляжа. В блестящий красный цвет должен был окрашиваться руль направления, этим же цветом наносились широкие -трехфутовые (914,4 мм) полосы вокруг крыльев (на верхней и нижней поверхностях) на расстоянии 1/3 их размаха от фюзеляжа.
Знаки государственной принадлежности
Первый прототип XTBF-1 имел знаки государственной принадлежности в форме белой (ANA 601 Non-specular Insignia White - FS 37875) пятиконечной звезды размещенной в темно-синем круге (ANA 605 Insignia Blue - FS 35044) с красным (ANA 509 Insignia Red - FS 11136) кругом посередине, которые рисовались только на верхней поверхности левого крыла и нижней поверхности правого. На фюзеляже знаков государственной принадлежности не было.
Первые TBF-1 имели обозначения, нанесенные в соответствии с директивой BuAer AER-E-25 (010282) от 26 февраля 1941 года, которой было введено нанесение знаков государственной принадлежности на обеих сторонах задней части фюзеляжа, а также на верхней поверхности левого и нижней поверхности правого крыла. 5 января 1942 года вернулись к нанесению знаков государственной принадлежности на обеих сторонах крыльев; кроме того, как и прежде они наносились на обеих сторонах задней части фюзеляжа. Несколькими днями позднее, 17 января было приказано максимально увеличить знаки государственной принадлежности - на крыльях сверху они должны были занимать всю ширину крыла, до границы элерона - 79 дюймов (2006,6 мм), снизу - 76 мм (1930,4 мм), а на фюзеляже должны были иметь 54 дюйма (1372 мм) в диаметре. Был введен также дополнительный элемент быстрого распознавания - 13 горизонтальных красных и белых полос на руле направления.
С 15 мая 1942 года (документ BuAer 06230, выпущенный в бюллетенях ALNAV 97 и 98 от 6 и 7 мая) введены в действие опознавательные знаки без красного круга посредине. Знаки наносились на верхних и нижних поверхностях обоих крыльев, а также на боках задней части фюзеляжа. Был упразднен элемент быстрой идентификации в виде горизонтальных красных и белых полос на руле направления. Положение знаков было изменено с 29 июня 1943 года на основе документов ALNAV Dispatch 97 от 16 мая 1943 года, а также Army-Navy Specification AN-I-9a от 29 июня 1943 года, теперь они размещались на верхней поверхности левого и нижней поверхности правого крыла, на фюзеляже их место расположения осталось прежним. Одновременно по обе стороны звезд добавлялись белые (ANA 601) прямоугольные полосы, длиной равной радиусу круга, в который была вписана звезда, и шириной равной половине этого радиуса. Весь знак обводился красной обводкой шириной равной 1/8 радиуса окружности описанной вокруг звезды. 14 августа 1943 года, документом Army-Navy Specification AN-I-9b, цвет обводки знаков на самолетах покидающих заводы был изменен на темно синий (ANA 605). Были описаны также все размеры и точное положение знаков. Эвенджеры должны были иметь на фюзеляже знаки диаметром 45 дюймов (1143 мм), центр которых располагался на расстоянии 40 дюймов (10016 мм) от горизонтального оперения. На крыльях должны были наноситься знаки диаметром 50 дюймов (1270 мм), центр которых должен был находиться на расстоянии 75 дюймов (1905 мм) от законцовки крыла. В боевых частях не забивали себе голову перекраской устаревших знаков на крыльях и оставляли их той же формы. В связи с этим знаки модифицировали, добавляя к ним белые прямоугольники. Зачастую это не сопровождалось, какой либо обводкой, либо изменением ее цвета (если она уже была красной). В связи с этим, документом ALNAV Dispatch 164 от 14 сентября 1943 года, было определено введение этой обводки в боевых подразделениях. Часто подобные недостатки устранялись только после отвода части в тыл, после окончания боевого дежурства, чаще всего путем замены старого, выслужившего срок самолета новым, только что с завода.
Осенью 1942 года на Эвенджерах предназначавшихся для боев в рамках операции «Торч» («Факел») - высадки союзников в северной Африке, была временно введена в качестве элемента быстрой идентификации, широкая желтая полоса вокруг фюзеляжных знаков государственной принадлежности (иногда также на верхних и нижних знаках на крыльях, как упоминалось выше).
После войны, 6 июня 1946 года, документом Amendment I к Army-Navy Insignia Specification AN-I-9b была ликвидирована синяя обводка на окрашенных краской Glossy Sea Blue самолетах. Остались только белые элементы опознавательного знака, это практиковалось фирмой Грумман на производящихся ею самолетах, еще во время войны, без официального разрешения и, несмотря на многочисленные протесты US Navy. Эта проблема, однако, не касалась Эвенджеров, так как к этому времени они строились только фирмой Дженерал Моторс.
Последним изменением знаков государственной принадлежности стало добавление горизонтальной красной полосы посередине белых прямоугольников по бокам звезды. Это изменение было введено в действие 15 мая 1947 года дополнением I в Amendment 2 к спецификации SR-2f.
Дополнительные цвета
Номер самолета в своей первой части включал номер Авиационной группы, первоначально соответствовавшей тактическому номеру авианосца (например, №3 означал авианосец USS Saratoga - CV-3). Вторая часть номера указывала предназначение самолета - для Эвенджера это была буква Т, то есть Torpedo-bomber. Третья часть обозначения - индивидуальный номер самолета. Все обозначение наносилось черным цветом, а его знаки имели высоту 12 дюймов (305 мм).
26 февраля 1941 года был изменен использовавшийся ранее цвет (серебряный) для окраски лопастей винта. С этого времени, на прототипах и серийных самолетах законцовки лопастей винта на длине 4 дюймов (102 мм) окрашивались оранжево-желтой краской (Glossy Orange Yellow ANA 506 - FS 13358) либо желтым (Glossy International Orange ANA 508 - FS 12197), a вся остальная часть лопасти была окрашена в черный матовый цвет (Non-specular Black ANA 604 - FS 37038), который в ходе эксплуатации становился полуматовым.
Первоначально внутренность фюзеляжа и ниш шасси окрашивалась желто-зеленой защитной краской (Zinc Chromate Primer -FS 33481). Позднее внутренность самолетов - ниши шасси, кабина пилота, внутренность фюзеляжа и капотов двигателя окрашивались матовой внутренней зеленой краской (ANA 611 Non-specular Interior Green FS 34151), обязательной к использованию с 22 декабря 1942 года в соответствии с циркуляром Aer-E-2574-MVS, F38-2. Приборная доска и панель переключателей, а также внутренняя часть остекления кабины окрашивались черной полуматовой краской (ANA 514 Semi-Gloss Instrument Black - FS 27038).
Двигательный отсек и его картер обычно покрывался блестящей серой краской для двигателей (Engine Gray - ANA 513). Документ SR-2d, изданный 22 декабря 1943 года, и вступавший в силу с 6 марта 1944 года, устанавливал, кроме прочего, что капоты двигателей изнутри должны окрашиваться черной матовой краской (NS Black - ANA 604), а не как ранее, зеленым внутренним цветом.
Интересным приложением к покраске Эвенджеров была инструкция Grumman Aircraft Engineering Corporation Report № 2040В от 15 марта 1944 года. Она содержала указания по однослойной окраске всех внутренних частей фюзеляжа грунтующей краской Zinc Chromate , а также по однослойной окраске грунтом Dull Green во время установки оборудования. После сборки все повреждения покрытия должны были быть повторно покрашены (за исключением поверхностей, которые позднее должны быть окрашены в другой цвет) грунтом Dull Green. Внутренность кабины, определявшаяся как пространство между противопожарной перегородкой (station 12), шпангоутом за кабиной штурмана (station 107) и верхней поверхностью крыльев, а также от station 107 до конца отсека заднего стрелка (station 263), должна была окрашиваться краской Dull Green. Все шпангоуты, стрингеры, а также внешние части рам остекления, должны были быть окрашены этой краской. Панели приборной доски должны были быть двукратно окрашены черной краской. Внутреннее пространство под капотом двигателя, а также передняя стенка противопожарной перегородки должны были быть окрашены сначала базовой краской Dull Green, а затем краской цвета Light Gray.
Надпись "US NAVY" с 26 февраля 1941 помещалась на вертикальном оперении. Надписи рода вооруженных сил (NAVY, MARINES) , а также обозначение типа самолета и его серийного номера должны были наноситься буквами и цифрами высотой 1 дюйм (25,4 мм) сверху по обе стороны вертикального стабилизатора и руля направления белой краской (ANA 601). На руле направления наносилось обозначение типа самолета, на стабилизаторе сверху в первой строчке слово «NAVY» либо «MARINES», а под ним снизу на настоянии одного дюйма (25,4 мм) - серийный номер. Номера серийные, род войск и тип самолета наносились во время войны исключительно на вертикальном стабилизаторе как в US Navy, так и в US Marine Corps. Позднее эти надписи стали наноситься черными буквами высотой в один дюйм. С 6 марта 1944 года вернулись к белому цвету надписей на вертикальном стабилизаторе.
Во время боевых действий на Тихом океане к концу 1944 года начали использоваться геометрические символы, идентифицирующие отдельные авианосные Авиационные группы. Эта система с 27 января 1945 года была унифицирована - введено 27 геометрических символов рисовавшихся белой краской на стабилизаторе и крыльях. В более поздний период эту систему заменили буквенным кодом. Кодовое обозначение на фюзеляже - как буквенное, так и цифровое - бывшее по определению белым, иногда дополнялось желтыми элементами.
Обозначения принадлежности к конкретным подразделениям высотой 16 дюймов (381 мм) наносилось по стандарту белой краской (ANA 601), по обе стороны вертикального стабилизатора выше горизонтального оперения. Эти номера часто повторялись на передней части фюзеляжа - по обе его стороны на капоте двигателя.
Поправка Amendment № 2 к документу SR-2e, датированная 10 марта 1945 года, определила окраску в черный цвет (ANA 604) не только лопастей винта, но также и его втулки и кока. Законцовки винтов традиционно оставались желто-оранжевого цвета (ANA 614).
Самолеты, передаваемые с заводов Грумман в военные части имели нарисованные на капотах двигателя смываемой белой краской (Temporary White) три последние цифры серийного номера. Эти цифры имели различный размер и цвет.
После войны было введено буквенное обозначение принадлежности к подразделению, высотой 36 дюймов (914,4 мм), рисовавшееся белой краской Insignia White ANA 601 по обе стороны вертикального оперения, на верхней поверхности правого и нижней поверхности левого крыла, на расстоянии 6 дюймов (152, 4 мм ) от его края. Индивидуальные номера самолетов наносились белой краской на фюзеляже на расстоянии 9 дюймов (228,6 мм) от конца опознавательного знака. Они имели высоту 16 дюймов (406,4 мм) и располагались на расстоянии 6 дюймов от края остекления кабины. На крыльях они наносились сбоку букв кода подразделения на расстоянии 18 дюймов (457,3 мм) от них. Они имели высоту 24 дюйма (609,6 мм).
Окраска британских самолетов
Британские самолеты Эвенджер окрашивались в соответствии с правилами, приятыми в британской морской авиации (FAA -Fleet Air Arm).
Во время боевых действий на европейском фронте использовалась стандартная камуфляжная окраска, состоящая из пятен неправильной формы серо-голубого (Extra Dark Sea Grey - FS 36118) и серо-зеленого (Dark Slate Grey - FS 34159) цветов на верхних поверхностях, и нижними поверхностями, окрашенными серо-голубым (Sky -FS 34424) цветом. Этот камуфляж существовал в двух вариантах, второй вариант являлся зеркальным отражением первого. Все краски камуфляжа были матовыми.
В более поздний период, на Эвенджерах Мк III, использовалась камуфляжная схема состоящая из неправильных пятен (аналогичных пятнам более ранней схемы), но в американских цветах: сером морском (Sea Gray -FS 36118) и темно-сером (Dark Gull Gray - FS 36231) на верхних поверхностях и нижними поверхностями, окрашенными в светло-серый цвет (Light Gull Gray - FS 36440).
С лета 1944 года, для самолетов базирующихся на Тихом океане, была введена также серо-голубая краска (Ocean Grey) вместо серо-зеленой, кроме того, до 1945 года голубая краска на нижней поверхности самолетов часто заменялась - серо-голубой.
Эвенджеры эскадрилий, входящих в состав Дальневосточного флота (Far East Fleet) к концу войны получили стандартную американскую камуфляжную окраску - став полностью темно-синего цвета.
Первые Тарпоны FAA несли на планере опознавательные знаки в виде трехцветной кокарды (roundel) типа А1, позднее типа А, с тонкой желтой обводкой. С мая 1942 года на фюзеляже начали использоваться знаки типа С1 (с тонкой желтой обводкой). На нижних поверхностях крыльев помещались знаки типа А, а на верхних - типа В (без обводки и без белого цвета).
Самолеты, воевавшие на Тихоокеанском театре военных действий, несли знаки типичные для этого региона - кокарду, состоявшую из двух кругов (внутренний круг -синий, внешний - белый). Красный цвет из центральной части знака был удален (для избежания возникновения ошибок при распознавании, учитывая красный цвет опознавательных знаков японских самолетов), отказались также и от желтой обводки. С 31 марта 1945 года знаки получили дополнительные белые полосы, размещенные таким же образом, как, например на американских ТВМ-3. Модифицированные знаки государственной принадлежности размещались в тех же самых местах, в которых их наносили и американцы.
По обе стороны вертикального стабилизатора рисовались вертикальные полосы (Fin Flash) в трех цветах: красном, белом и синем. Когда на фюзеляже использовались знаки типа А1 либо А с тонкой обводкой, на стабилизаторе наносился о Fin Flash Type 2 с полосами шириной 27 дюймов (686 мм). В случае использования на фюзеляже опознавательных знаков типа С1 поле белого цвета было сужено по сравнению с остальными (Fin Flash Type 3) до 2 дюймов (51 мм) при ширине остальных полос - 11 дюймов (279 мм).
На британских Тарпонах/Эвенджерах буквенные обозначения первоначально наносились красной краской и имели белую обводку (Европа); позднее на Тихом океане они стали полностью белыми либо серыми.
Во время высадки в Нормандии (то есть с июня 1944 года) на британских Эвенджерах наносились стандартные полосы вторжения - три белые и две черные - вокруг задней части фюзеляжа и крыльев.
На задней части фюзеляжа, перед вертикальным стабилизатором наносилась надпись "ROYAL NAVY" и серийный номер. Иногда место этой надписи изменялось - ее переносили на гребень перед вертикальным стабилизатором. На темно-синих Эвенджерах надписи наносились белой краской.