Послевоенный период

 

Самолеты Эвенджер в послевоенный период эксплуатировались в различных странах.

 

США

 

После окончания воины количество са­молетов Эвенджер на вооружении US Navy и US Marine Corps резко снизилось. Это было связано не только с сокращением чис­ленности подразделений в мирное время, но также и с переходом Флота к эксплуатации одноместных истребителей-бомбардиров­щиков Дуглас Скайрейдер и Мартин Маулер. Однако Эвенджеры не были полностью списаны со счетов. Большая вместитель­ность их бомбового отсека позволяла при­способить эти самолеты для выполнения различных заданий путем установки соот­ветствующего электронного оборудования. В этот период были разработаны версии TBM-3W и TBM-3S предназначавшиеся для радиолокационного дозора, и обнаружения подводных лодок, а также TBM-3Q осна­щенные аппаратурой радиоэлектронного противодействия. Кроме этого, были разра­ботаны следующие модификации: ночная (TBM-3N), управления (TBM-3U) и транс­портная (TBM-3U). Последние самолеты Эвенджер были сняты с первой линии в июле 1954 года и заменены различными ва­риантами многоцелевого самолета Дуглас Скайрейдер.

5-го декабря 1945 года самолеты Эвен­джер стали героями таинственного проис­шествия связанного с тайной Бермудского треугольника. В этот день пять экипажей должны были выполнить учебный полет из Форт Лодердейл. Ведущим самолетом уп­равлял опытный пилот, лейтенант Чарльз Тейлор. Остальные экипажи не имели опы­та полетов над морем. В назначенное время самолеты не возвратились на базу. Было принято только радиосообщение пилотов, в котором говорилось об утрате ими ориен­тации. Была предпринята спасательная опе­рация, которая, однако, не принесла резуль­тата. К тому же, в ее ходе пропала одна из принимавших в ней участие летающих ло­док РВМ-Мартин Маринер. Загадка исчез­новения самолетов осталась неразгаданной до сих пор, но все указывает на то, что при­чиной были тяжелые погодные условия в районе трассы полета и магнитная буря, ко­торая могла привести к отказу бортовых приборов. В таких условиях после исчер­пания горючего в баках самолеты должны были упасть в океан и вероятно быстро за­тонули.

В 1956 году Лесная служба США заку­пила у US Navy восемь самолетов Эвенджер TBM-3U. Их предполагали использо­вать для транспортировки водяных бомб. В мастерских Лесной службы каждый само­лет оснастили двумя 1514 литровыми бака­ми для воды, размещенными в бомбовом отсеке. Первое испытание по сбросу воды было предпринято в полете на высоте 30 метров и скорости 185 км/час. Вода покры­ла площадь 15x91 м. После длительных испытаний было установлено, что более эффективным будет исполь­зовать один бак емкостью 2271 литр. После подтверждения при­годности Эвенджеров для тушения пожаров, проявилась заинтере­сованность в модернизации этих машин и со стороны частных фирм. В 1958 году Джим Венблес основал вблизи Лос-Анджелеса фирму Hemet Valley Flying Services, которая в 80-х годах, еще имела де­сять летающих ТВМ. Подобная же фирма созданная Артом Селлерсом функционировала в канадской провинции Британская Ко­лумбия. В конце 80-х годов она располагала восемнадцатью при­годными для полетов самолетами ТВМ Эвенджер.

 

Канада

 

В 50-х годах, Канада эксплуатировала 115 самолетов ТВМ-3Е, TBM-3W, а также TBM-3S. Ими были оснащены 880-я и 881-я эс­кадрильи, базирующиеся на береговых аэродромах, и на авианосце HMCS Magnificent.

 

Франция

 

В начале 50-х годов, США передали Военно-морской авиации Франции некоторое количество ТВМ-3Е, а также TBM-3S -2/W-2. Ими были вооружены следующие подразделения: 2S (Lann-Bihoue) TBM-3W, а также TBM-3S 3S (Cuers), 10S (St/Raphaet), 15S (Lartigne), 4F (Karouba), 6F (Lartigne), 9F (Asperetto). Самолеты Эвенджер базировались также на авианосцах Arromanches, LaFayette и Bois-Belleay. Эвенджеры с нарисованными на фюзеляже и законцовках крыльев белыми полосами уча­ствовали в авиационном прикрытии брита­но-французской операции в районе Суэц­кого канала 1956 году. Эти самолеты были выведены из эксплуатации в 1963 году.

 

Япония

 

Самолеты Эвенджер стали первыми самолетами, переданными в 1954-55 годах японским Морским Силам Самообороны (Kaijo Jieitai). С базы Омура в Сасебо летало по десять самолетов TBM-3S -2 и ТВМ-3W-2 предназначавшихся для обнаружения подводных лодок. Их количество постепен­но сокращалось (неисправные машины раз­бирали на запчасти). В 1960 году оставши­еся Эвенджеры переоборудовали в букси­ровщики мишеней, а в 1962 году они были окончательно списаны.

 

Голландия

 

В 1953-64 годах Королевские Голландс­кие Воздушные Силы Военного Флота по­лучили 50 самолетов TBM-3S и TBM-3W. Ими была оснащена эскадрилья №1, бази­рующаяся в Хато, на острове Курасао Гол­ландских Антильских островов, а также эс­кадрилья №4 базирующаяся на авианосце HNMLS Karel Doorman (ex-HMS Venerable). Они использовались для выполнения зада­ний по поиску подводных лодок.

 

Великобритания

 

Самолеты Эвенджер модификаций ТВМ-3Е и TBM-3S, Flit Air Arm вновь по­лучил в 1953 году (100 штук). Им было при­своено обозначение Эвенджер AS Mk. 4 (в том случае, если речь шла о ТВМ-3Е с ори­гинальным оборудованием и вооружением), Эвенджер AS Мк. 5 (TBM-3S с установленным британским оборудованием, в данном случае с обтекателем увеличенного разме­ра под правым крылом) и Эвенджер AS Mk. 6 (TBM-3S с установленным британским оборудованием и обтекателем радара в пе­редней части бомбового отсека). Они ис­пользовались для заданий по обнаружению подводных лодок во время войны в Корее. Эти самолеты в 1954 году были частично заменены самолетами Грумман S2F-1 Сентинел. В 1955 году оставшиеся самолеты Эвенджер были признаны устаревшими и в первой линии их заменили самолетами Фэйри Файерфлай Мк 5, хотя ТВМ на вооруже­нии FAA оставались до 1962 года. После­дней частью эксплуатировавшей эти само­леты была 831-я эскадрилья.

 

Уругвай

 

В 1950 году около 12 самолетов ТВМ-1С получила Servicio Aeronautica de la Marina. Некоторые из них находились в эк­сплуатации еще в 70-х года.