Часть II. Основные Тактико-технические элементы большого морского охотника проекта 122
Тип и назначение корабля
Мореходный, однопалубный, дизельный, трехвинтовой большой охотник за подводными лодками с надстройкой в носовой части. Предназначен: а) для поиска и уничтожения подводных лодок противника; б) для конвоирования транспортов на прибрежных коммуникациях. Кроме того, корабль может быть использован: а) для несения дозорной службы, службы наблюдения и связи; б) для первоначальной поддержки десанта; в) для постановки мин.
Главные размерения
Длина по К.В.Л. (между перпендикулярами) — 49,50 м., длина наибольшая — 52,2 м., ширина расчетная — 6,20 м., ширина габаритная — 6,5 м., высота борта расчетная (при миделе) 3.60 м., высота надводная габаритная: с мачтой ок. 16,0 м, со склоненной мачтой ок. 9,0 м.
Водоизмещение и осадки
Водоизмещение: а) порожнем — 258 т; б) стандартное — 302 т; в) нормальное — 319,0 т; г) полное — 336 т; д) наибольшее — 337 т; е) полное с "Б-1" — 341,0 т; ж) полное с минами — 351,0 т. Осадки средние: а) при водоизмещении порожнем — 1,92 м; б) при стандартном водоизмещении — 2,12 м; в) при нормальном водоизмещении — 2,20 м; г) при полном водоизмещении — 2,27 м; д) при наибольшем водоизмещении — 2,27 м; е) при полном водоизмещении с "Б-1" — 2,30 м; ж) при полном водоизмещении с минами — 2,35 м. Осадки для всех водоизмещении взяты без учета обтекателя "Тамир-II". При опущенном обтекателе "Тамир-II" осадки для всех водоизмещении увеличатся на 1,275 м.
Форма корпуса и основные коэффициенты
Корпус корабля имеет обводы согласно теоретическому чертежу № 122б-А96-2286сс. Коэффициенты полноты для нормального водоизмещения: водоизмещения — 6 = 0,465; ватерлинии — а = 0,73; миделя р = 0,806.
Остойчивость и мореходность
Начальная поперечная метацентрическая высота составляет при: стандартном водоизмещении — h, = 0,48 м; нормальном водоизмещении — h6 = 0,54 м; полном водоизмещении — h3 = 0,62 м:
Остойчивость и мореходные качества корабля обеспечивают ему возможность использования всех видов оружия на полной скорости при состоянии моря до 3-х баллов включительно и при 4-х баллах — на пониженной скорости; безопасное плавание — без ограничения состояния моря.
Непотопляемость, скорость, дальность плавания, поворотливость и маневренность
Корабль остается на плаву при затоплении двух любых смежных отсеков с сохранением положительной начальной метацентрической высоты.
Наибольшая скорость хода при нормальном водоизмещении, на глубокой воде, при состоянии моря и ветра не свыше 3-х баллов и работе 3-х главных двигателей на полной мощности при ок. 600 об/мин. — 18,8-19,0 узлов.
При температуре воздуха на всасывании дизелей свыше +25°С скорость корабля понижается соответственно снижению оборотов главных двигателей.
Дальность плавания при полном запасе топлива: а) экономическим ходом со скоростью 12 узлов при работе 2-х бортовых главных двигателей 3000 миль; б) полным ходом (наибольшим возможным) при работе всех трех двигателей — 1000 миль на топливе "Соляр" и 950 миль на топливе "ДС".
Диаметр циркуляции на переднем ходу не более 5-ти длин корабля.
Автономность
Полный запас топлива (соляра) — 31,5 т. Полный запас топлива (ДС) — 29,9 т. Полный запас смазочного масла — 2,0 т. Полный запас пресной воды — 14,7 т. Запас провизии — 2,34 т. Мертвый запас топлива — 0,56 т. Мертвый запас масла — 0,14 т. Мертвый запас воды — 0,45 т. Вышеуказанные запасы обеспечивают кораблю автономность 10 суток.
Комплектация
Табель комплектации личного состава: а) офицерский состав — 4 чел. б) старшинский состав — 25 чел. в) матросы — 31 чел. Всего личного состава — 60 чел. Личный состав размещается: а) офицеры — в одноместных и двухместных каютах; б) старшины и матросы в 3-х кубриках.
Общее расположение
Корабль имеет непрерывную верхнюю палубу, платформы в носовых и кормовых отсеках, 2-х ярусную носовую надстройку с мостиком.
По длине корпус корабля разделен 9-ю водонепроницаемыми переборками, доходящими до верхней палубы, на 10 отсеков.
Расположение вооружения, постов, устройств, жилых, служебных и санитарно-бытовых помещений выполняются в соответствии со следующими чертежами общих расположений: а) вид сбоку и силуэт № 1226-А96-4007; б) вид сверху и расположение в надстройках № 1226-А96-4008; в) продольный разрез № 1226-А96-4009; г) план трюма № 1226-А96-4015; д) поперечные разрезы № 1226-А96-4011.
Артиллерия главного калибра
Установки
85-мм корабельная полуавтоматическая универсальная артиллерийская установка типа "90-К" с броневым щитом установлена на главной палубе в диаметральной плоскости, на переборке № 23
Боезапас и погреба
Боезапас 85-мм пушки в количестве 230 унитарных патронов размещен: а) 21 шт. в кранце первых выстрелов; б) остальной боезапас в первом погребе боезапасов. Кранец первых выстрелов металлический, с внутренней частичной изоляцией и герметически закрывающейся дверкой, установлен под настилом банкета. В первом погребе боезапас хранится в сотовых стеллажах с наклонными алькледовыми лотками. Лотки снабжены упорами для установки патронов в положении "товсь". Нижняя часть стеллажа разборная.
Подача патронов из погреба ручная через 2 совка и люк на палубе у переборки на шп. № 28. Погрузка патронов в погреб ручная при помощи троса с мусингами, который хранится в погребе. Запасные индивидуальные принадлежности к артустановке системы "90-К" хранятся в первом погребе и под его платформой; свободная труба хранится на базе.
Управление артиллерийским огнем
Управление огнем производится с мостика при помощи телефонов, ревунов и переговорных труб. Наводка осуществляется с помощью автоматических прицелов, установленных на артиллерийской установке "90-К". Для определения дистанции предусмотрен заплечный дальномер "ЗДН". Дальномер крепится по-походному на ходовом мостике.
Артиллерия зенитного калибра
Установки
Две 37-мм зенитных автомата типа "70-К" с броневыми щитами установлены на главной палубе в диаметральной плоскости: а) один на поперечной переборке № 68; б) второй на поперечной переборке №81.
Боезапас и погреба
Боезапас 37-мм автоматов общим количеством 2000 шт. унитарных патронов размещен: а) в первом погребе— 300 шт.; б) во втором погребе— 1460 шт.; в) в 3-х кранцах первых выстрелов на палубе в районе 62—63 шп. — 120 шт.; г) в 12-ти кранцах первых выстрелов под площадками орудий "70-К" — 120 шт.
Кранцы первых выстрелов расположены под площадками "70-К" (по 6 на каждое орудие), подвешены к подвижной платформе автомата со стороны казенной части.
В погребах боезапас зенитных автоматах хранится в штатных ящиках на стеллажах сварной конструкции. Емкость штатного ящика 15 патронов. Первый погреб оборудован стеллажами на 20 ящиков. Второй погреб оборудован стеллажами на 106 ящиков, что дает возможность принять в перегруз 8 ящиков.
Подача боезапаса из погребов к зенитным установкам ручная при помощи троса с мусингами. Трос с мусингами хранится в погребах.
Запасные индивидуальные принадлежности к зенитным автоматам системы "70-К" хранятся под платформой первого погреба; запасные стволы хранятся в погребе № 2.
Управление артиллерийским огнем
Управление огнем производится с мостика при помощи телефонов, ревунов и переговорных труб. Наводка 37-мм автоматов осуществляется с помощью автоматических прицелов, установленных на автоматах.
Пулеметы и ручное оружие
3 12,7-мм спаренных пулемета типа "2М-1" установлены: а) один — в носовой части корабля на банкете, в районе 30 шпангоута; б) два — на палубе по бортам в районе 59 шпангоута.
Боезапас к пулеметам общим количеством 12 000 шт. патронов, из расчета 2000 шт. на ствол размещен: а) в кранцах первых выстрелов — 3000 шт. б) во втором погребе боезапасов — 9000 шт.
Кранцы первых выстрелов металлические, в количестве 6 шт. размещены на палубе вблизи пулеметов. Во втором погребе боезапас хранится в ящиках заводской укупорки на 2-х металлических стеллажах сварной конструкции. Стеллажи могут вместить 60 ящиков, что дает возможность принять в перегруз 7 ящиков, емкостью по 170 патронов.
Ручное оружие предусмотрено: а) винтовок — 24 шт. б) пистолет-пулеметов — 15 шт. в) пистолетов для офицеров — 5 шт. Ручное оружие хранится в пирамидах в коридоре надстройки и погребах №№ 1 и 3.
Противолодочное вооружение
Установки
Для бомбометания на корабле установлены: а) 2 бомбомета модели "БМБ-1"; б) реактивная бомбометная установка "РБУ" из 2-х станков; в) 2 бомбосбрасывателя больших глубинных бомб.
Бомбометы "БМБ-1" установлены на главной палубе на переборке шп. 88 симметрично на оба борта. Два пусковых станка (из 4-х направляющих каждый) реактивной бомбометной установки "РБУ" расположены на главной палубе по бортам в районе 16-22 шп., в корму за волноломом.
Бомбосбрасыватели больших глубинных бомб (на 6 бомб каждый) установлены в кормовой оконечности главной палубы симметрично на оба борта.
Боезапас и погреба
На корабль нормально принимается: а) больших глубинных бомб "Б-1" — 30 шт.; б) реактивных малых глубинных бомб — 32 шт. Запас глубинных бомб размещается: реактивные глубинные бомбы для "РБУ": а) в первом погребе боезапаса— 12 шт.; б) во втором погребе боезапаса — 20 шт. Большие глубинные бомбы "Б-1": а) на 2-х бомбосбрасывателях — 12 шт.; б) на втором погребе боезапаса— 18 шт.
Хранение взрывателей "К-3" предусмотрено под платформой первого погреба в специальных герметических кранцах и в специальном шкафе, расположенном во втором погребе. Штоки и лотки для "Б-1" хранятся во втором погребе боезапаса.
Подача "Б-1" из второго погреба на палубу производится ручными лебедками, смонтированными на грузовых балках. Подача реактивных глубинных бомб из погребов на палубу ручная при помощи троса с мусингами.
В перегруз предусмотрен прием 40 шт. бомб "Б-1", с креплением их на минных путях. При этом снимаются с корабля и хранятся на базе: дымаппаратура "ДА-З", шлюпка с креплениями, растрблоками и шлюпбалками.
Управление стрельбой
Управление бомбометами "БМБ-1" дистанционное и ручное. Дистанционное управление электрическое и осуществляется из ходовой рубки. Управление бомбосбрасывателями — ручное. Управление огнем "РБУ" осуществляется системой "ПУСРБ", установленной в ходовой рубке.
Химическое вооружение
Химическое вооружение корабля состоит из: а) съемной дымаппаратуры "ДА-З". установленной на минных рельсовых путях в кормовой части корабля; б) дымошашек марки "МДШ" в количестве 10 шт., из которых: 8 хранятся в румпельном отделении и 2 шт. по бортам корабля в районе 81—84 шп.
Для установки дымошашек предусмотрены опрокидывающиеся корзинки, расположенные попарно с каждого борта в районе 81—84 шп. 4 шт. и на волноломе 2 шт. — по одной с каждого борта. В случае приема на корабль мин корзинки для дымошашек из района 81—84 шп. переносятся на бомбосбрасыватели. Индивидуальная защита личного состава корабля от отравляющих веществ состоит из противогазов, в количестве, превышающем списочный состав команды на 10%. Противогазы хранятся в кубриках, на БП и КП.
Для дегазации корабль снабжен запасом хлорной извести, комплектами защитной одежды и прочими необходимыми для этого средствами. Хлорная известь в количестве 140 кг хранится в 4-х герметических кранцах, установленных у кожуха дымовой трубы и симметрично от ДП в районе 72—73 шп.
Минное вооружение
В перегруз на кораблях может быть принято: мин образца 1926 г. до 18 шт., или мин КБ в количестве до 12 штук, или до 16 шт. мин образца 1931 г.
Для размещения мин на корабле предусмотрены рельсовые пути, расположенные на главной палубе и оканчивающиеся в корме съемными скатами. Крепление мин по-походному предусмотрено с помощью палубных стаканов, стропов с талрепами и специальных седел. Ящики с ЗП, УП-ММ и другими деталями для снаряжения мин размещаются при наличии свободного места, во втором погребе боеприпаса. Специальных стеллажей не предусмотрено.
При приеме на корабль мин снимаются и хранятся на базе: дымаппаратура "ДА-З". шлюпка с креплениями, растрблоками и шлюпбалками и 12 больших глубинных бомб с бомбосбрасывателем.
На корабле предусмотрена возможность применения буксируемой мины, для постановки которой в кормовой части корабля предусмотрен стандерс для минбалки. В качестве минбалки используется одна из шлюпбалок. Предусмотрена возможность снабжения корабля имуществом подрывной команды 3-го разряда с хранением запалов первичных детонаторов в сейфе командира корабля.
Средства внешней связи и наблюдения
Приемо-передающие радиостанции связи
В радиорубке устанавливаются: а) 1 — К.В. передатчик типа "Р-644"; б) 1 — приемо-передатчик У.К.В. типа"Р-609";в) 1 —всеволновый приемник типа "Р-673"; г) 1 —коротковолновый приемник типа "Р-671"; д) 1 — радиотрансляция типа "МКТУ-3" (П-472); е) 1 — кварцевый гетеродин типа 528. На ходовом мостике и в ходовой рубке устанавливаются выносные посты связи радиостанции "Р-644" для связи командира с внешними корреспондентами и радистом.
Кроме перечисленных радиостанций на корабле предусмотрены: а) аварийная станция типа "Р-659"; б) десантная станция типа "Р-115".
Антенны аппаратуры радиосвязи
Предусмотрены следующие антенны: а) Г-образная однолучевая антенна для К.В. передатчика "Р-644" и приемников; б) штыревая антенна высотой h = 6 м для передатчика "Р-644" и приемников: в) штыревая антенна высотой h = 6 м для приемников — 2 штуки: г) симметричный вибратор для приемо-передатчика типа "Р-609"; д) бросательная антенна (аварийная) длиной 1= 15 м, хранящаяся в радиорубке. Радиолокационные станции наблюдения и обнаружения
В радиолокационной рубке установлены: а) радиолокационная станция обнаружения типа "Линь": б) аппаратура опознавания типа "Факел-М" (запросчик — "Факел-МЗ" и ответчик — "Факел-МО)":
Антенны, входящие в комплект радиолокационной станции и аппаратуры опознавания, устанавливаются: а) антенна "АУ" станции "Линь" — на топе мачты; б) антенна типа "АОК" аппаратуры "Факел-М" на топе мачты на кронштейне.
Гидролокация
В рубке гидролокации устанавливаются приборы гидролокационной станции типа "Тамир-II" и поворотно-выдвижное устройство. Приборы управления и контроля станции: измерительный пульт, рекордер — устанавливаются в ходовой рубке.
Командный пост и громкоговоритель устанавливаются на ходовом мостике.
Питание аппаратуры, перечисленной в п.п. 71,73 и 75, обеспечивается агрегатами и аккумуляторами, установленными в специальных помещениях.
Посты наблюдения за морем и воздухом
Для осуществления визуальной связи на корабле предусмотрены: а) 1 — пост сигнальщиков — на палубе надстройки II яруса, в районе мачты; б) 2 — площадки для сигнальщиков, в кормовой части крыльев мостика с обоих бортов; в) 1 —пост для вперед смотрящего, в носовой части корабля у пойсштока.
Средства визуальной и звуковой связи
Визуальная связь корабля осуществляется при помощи сигнальных и семафорных флагов, фальш-вееров, сигнальных шаров, конусов и цилиндров, ракет, пистолета "Вери", прожекторов, а также сигнальных и отличительных огней. Звуковая связь корабля осуществляется при помощи воздушного тифо-на и сирены, ручных мегафонов, ручных свистков и корабельного колокола.
Навигационное оборудование
Два 127-мм магнитных компаса с котелком донного освещения на круглом нактоузе установлены: а) один на ходовом мостике, на высоком нактоузе — главный компас; б) один в ходовой рубке, на низком нактоузе — путевой компас. Шлюпочный 75-миллиметровый компас установлен в румпельном отделении.
Корабль снабжается штурманскими приборами и оборудованием согласно ведомости снабжения.
Для ручного лота в носовой части корабля на левом борту предусмотрена поворотная стрела лота.
Водонепроницаемость
Водонепроницаемость корпуса испытывается согласно "Схемы непроницаемых отсеков" и "Программы испытания непроницаемости корпуса", составленных в соответствии с нормами "Испытание непроницаемости стальных корпусов надводных кораблей и судов ВМС" .
Система набора корпуса
Корпус корабля набран по поперечной системе и подкреплен продольными ребрами жесткости, расположенными по днищу на расстоянии между собой 300—400 мм, по борту 350—600 мм и по палубе 300—450 мм. Корпус сварной конструкции с максимальным применением секционной сборки.
Соединение съемных участков палубы с основным набором и настилом палубы выполнено сварное. Надстройка корабля клепаной конструкции с применением однорядной и двухрядной клепки дюралюминиевыми заклепками диаметром 5 мм.
Балласт
В районе 68—76 шп., между продольными ребрами жесткости "б" в днищевой части корабля, укладывается балласт в количестве 7 тонн, состоящий из литых чугунных балластин целых и колотых, заливаемых жидким раствором цемента или гудрона.
В районе 57—64 шп. на правом борту между продольными ребрами жесткости "б" и "в", укладывается дополнительный балласт в количестве 2,1 тонны.
Форштевень и кили
Форштевень наклонного типа состоит из 3-х частей: верхняя часть кованая, отделанная листовой сталью толщиной 6 мм, нижняя часть литая их 2-х частей, соединенных между собой при помощи сварки с установкой компенсационных книц в месте соединения.
Киль вертикальный, разрезной на поперечных переборках, проходит от 4 до 79 шп., причем между шпангоутами 28—31 разрезается шахтой прибора "Т-11", а на шп. 36—38, ввиду установки лага, прерывается и компенсируется спрингерами, установленными в плоскости ребра жесткости "а".
Наружные скуловые кили из листов толщиной 8 мм установлены в районе 32—72 шп. по обоим бортам. Свободные кромки скуловых килей обделаны трубой.
Наружная обшивка
Поясья наружной обшивки имеют следующие толщины: а) килевой пояс в районе от форштевня до 38 шп., от 46 до 81 шп. и по кормовому подзору от 94 шп. из листов толщиной 5 мм; от 38 до 46 шп. из листов толщиной 7 мм, от 81 до 88 шп. из листов 6 мм.
В районе баллера руля имеется утолщенный лист толщиной 10 мм; б) первый пояс на левом борту от форштевня до кормовой оконечности из листов: в нос от 68 шп. толщиной 5 мм, в корму толщиной 6 мм. В районе 38—47 шп. толщиной 7 мм.
На правом борту: от форштевня до 38 шп., в районе 47—54 шп. наружная обшивка из листов толщиной 5 мм, в районе от 68 шп. до кормовой оконечности из листов толщиной 6 мм, в районе 38—47 шп. и 54— 68 шп. из листов толщиной 7 мм; в) второй пояс от форштевня до кормовой оконечности из листов: в носовой и кормовой оконечностях и в районе 38—46 шп. из листов толщиной 6 мм. в средней части из листов толщиной 5 мм, на правом борту в районе 54—68 шп. из листов толщиной 7 мм; г) третий пояс — от форштевня до кормовой оконечности из листов: в носовой части до 38 шп. и в районе 54—68 шп. правого борта толщиной 6 мм, остальные листы толщиной 5 мм; д) четвертый пояс (ширстрек) от форштевня до кормовой оконечности из листов: в районе 20—30 шпангоутов толщиной 5 мм, остальные — толщиной 4 мм. Утолщенные листы в районах установки вспомогательных дизель-генераторов (38—47 и 54—68 шп.) из стали 3 по ГОСТу 380-50.
Поперечные переборки
Поперечные водонепроницаемые переборки установлены на шпангоутах №№ 10,23,28,38,53,68,76, 81, 88. Нижние поясья переборок из листов толщиной 3, 4, 6 мм. Средние поясья из листов толщиной 2, 3,4 мм. Верхние поясья из листов толщиной 3,4 мм. Стойки жесткости из листов 3x80, Зх 100. Зх 120 и отделочных полос 4x60 и 6x60. Шельф по переборке № 10 состоит из листа 3x120 и отделочной полосы 6x60.
Выгородки
Для хранения топлива, воды и масла в корпусе корабля сделаны выгородки, образующие вместе с наружной обшивкой, платформами и переборками — топливные, водяные и масляные цистерны. Продольные и поперечные выгородки в офицерских помещениях выполнены из дюраля толщиной 2 мм, или из стали толщиной 1,5 мм.
Стенки и настил цистерн выполнены из листов толщиной 3-4 мм. Ребра жесткости цистерн Т-образного профиля из листов 3x80, 4х100 и 3х100 с полкой из полос 6x60 и 4x60. Дополнительные ребра жесткости из полос 4x40.
Оборудование помещений
Оборудование жилых помещений офицеров
Каюта командира оборудована: диваном с откидной спинкой, столом-бюро, шкафом для платья, местным мягким диваном, полумягким стулом, полкой для книг, вешалкой на три крючка, подвесным шкафом, зеркалом, двумя кронштейнами для занавесок, двумя занавесками к иллюминаторам, ковром, двумя ящиками-сейфами для запалов, ящиком-сейфом для секретных документов, кронштейном с портьерой над диваном, полочкой для графина, эмалированной плевательницей, пепельницей из пластмассы.
Две двухместные каюты офицеров оборудованы каждая: диваном мягким с подъемной спинкой, используемой в качестве подвесной койки, двумя шкафами для платья, одним местным мягким креслом, одним столом-бюро, полкой для книг, полумягким стулом, полкой для графина, кронштейном с портьерой на дверь, двумя кронштейнами для занавесок, двумя занавесками к иллюминаторам, вешалкой на 3 крючка, шкафом подвесным с зеркалом, ящиком-сейфом для секретных документов, пепельницей из пластмассы, эмалированной плевательницей, ковром.
Запасная каюта оборудована: столом, полумягким диваном с откидной спинкой, складным табуретом, полкой для туалетных принадлежностей, кронштейном с портьерой для двери, кронштейном с занавеской к иллюминатору, зеркалом, пепельницей из пластмассы, эмалированной плевательницей, двумя настенными ковровыми дорожками шириной 500 мм, полкой для графина и вешалкой на 1 крючок.
Ковры в офицерских помещениях — из ковровой дорожки шириной не менее 1000 м. В офицерских помещениях мягкая мебель снабжена чехлами.
Оборудование жилых помещений команды
Кубрик № 1 на 15 человек оборудован: пятью рундучными койками и соответственно над ними десятью подвесными койками, одним обеденным складным столом, двумя складными банками, двумя шкафами для личных вещей матросов, вешалкой на 15 крючков, зеркалом с полочкой, двумя шкафами для противогазов на 4 отделения каждый, лагуном для питьевой воды на 10 литров с поддоном, одним огнетушителем, двумя пепельницами из пластмассы, двумя эмалированными плевательницами, четырьмя кронштейнами для занавесок, четырьмя занавесками к иллюминаторам и плетеным матом у трапа.
В качестве входного тамбура в кубрике предусмотрена портьера из тяжелой материи, подвешенная к нижней кромке комингса входного люка. Кубрик № 2 на 24 человека оборудован: восемью рундучными койками и соответственно над ними шестнадцатью подвесными койками, двумя складными обеденными столами, столом на одной ножке, пятью пятиместными шкафами для личных вещей матросов, одним шкафом-аптечкой, двумя складными банками, двумя стол-шкафами подвесными, одним шкафом для противогазов на 12 отделений, вешалкой на 24 крючка, лагуном для воды на 10 литров с поддоном, двумя зеркалами с полками, одним складным табуретом, шестью кронштейнами для занавесок, шестью занавесками к иллюминаторам, одним огнетушителем, двумя пепельницами из пластмассы, двумя эмалированными плевательницами и плетеным матом у трапа.
Входной тамбур образуется переборкой № 76. двумя продольными и одной поперечной выгородками. Поперечная выгородка снабжена двухстворчатой дверью.
Кубрик № 3 на 15 человек оборудован: пятью рундучными койками, соответственно над ними десятью подвесными койками, двумя пятиместными и двумя двухместными и одним одноместным шкафами для личных вещей матросов, двумя складными обеденными столами, двумя складными скамьями-банками, вешалкой на 15 крючков, зеркалом, шкафом на 8 отделений для противогазов, четырьмя кронштейнами для занавесок, четырьмя занавесками к иллюминаторам, одним огнетушителем, двумя пепельницами из пластмассы, двумя эмалированными плевательницами, плетеным матом у трапа и лагуном для питьевой воды на 10 литров с поддоном. Входной тамбур в кубрике образуется переборкой №76, двумя продольными выгородками и портьерой из тяжелой материи, подвешенной между выгородками.
Оборудование кают-компании
Кают-компания оборудована: буфетом, столом, двумя мягкими диванами, полкой для книг, шкаф-аптечкой, полкой для вентилятора, рамкой портретной, столиком, двумя полумягкими стульями, вешалкой на 6 крючков, полочкой для графина, пепельницей, плевательницей, ковром, двумя кронштейнами для занавесок, двумя занавесками к иллюминаторам, кронштейном с портьерой для двери (устанавливается с заказа 900) и зеркалом.
Оборудование камбуза, душевых, раздевален, умывальных и гальюнов
Помещение камбуза оборудовано: столом с мойкой, герметическим столом-шкафом для провизии, полкой для тарелок, кронштейном с крючками, вешалкой-вертушкой для полотенца, вешалкой на 1 крючок, электрическим камбузом, кубом для кипятка и поддоном для парового куба. С наружной стороны стенки камбуза установлен огнетушитель.Умывальная и гальюн офицеров оборудованы: зеркалом, полочкой для туалетных принадлежностей, вешалками на 1 и 2 крючка, угловым местным шкафом под умывальник, карманом для бумаги и подножными решетками.
Умывальник и душевая команды оборудованы: двумя зеркалами, тремя полочками для туалетных принадлежностей, вешалками на 1 и 2 крючка, угловым сидением, портьерой, кронштейном для портьеры и подножными решетками. Гальюн команды оборудован: двумя карманами для бумаги и вешалкой на два крючка и подножными решетками.
Оборудование служебных помещений
Коридор офицерских помещений оборудован: ковровой дорожкой шириной не менее 1000 мм, плетеным матом и одним огнетушителем. Румпельное отделение оборудовано: стеллажом для запчастей, шкафом для инструмента, стеллажами для дымошашек и огнетушителем.
Ходовой мостик оборудован: ящик для фальшвееров, кисой для сигнальных флагов на 64 гнезда, конторкой для сигнальщика, двумя кисами для биноклей, ящиком для головного телефона, шкафом для противогазов на 6 отделений, двумя шкафами для защитной одежды на 3 комплекта каждый и двумя шкафами для противогазов на одно деление каждый.
Коридор надстройки 1-го яруса оборудован: шкафом для ключей, шкафом для увольнительных знаков, доской для объявлений, пирамидой для винтовок, двумя плетеными матами и откидной полкой. Сушильный шкаф оборудован: двумя кронштейнами с крючками и металлической решеткой.
Судовые устройства
Якорное устройство
Корабль снабжен двумя становыми якорями Холла весом по 450 кг каждый. Якоря убираются в стальные втяжные клюзы, установленные в носовой части корабля.
Якоря снабжены якорными цепями с распорками, калибром 22 мм. Цепь правого якоря длиной 150 м (6 смычек), цепь левого якоря — 100 м (4 смычки). Каждая якорная цепь убирается в свой цепной ящик, расположенный в форпике под платформой. Для прохода цепей на палубе установлены стальные литые палубные клюзы, а между палубой и платформой — направляющие цепные трубы, сваренные из листовой стали. Коренной конец каждой якорной цепи посредством глаголь-гака крепится в жвакогалсовой смычке, которая, в свою очередь, крепится к обуху, приваренному к набору корпуса.
На корабле, на каждую якорную цепь предусмотрены стопора: а) стопор Легофа; б) цепной стопор для крепления якоря по-походному; в) цепной стопор для крепления цепи при стоянке корабля на якоре.
Для выбирания якорей, а также для швартовки в носовой части корабля установлен электроручной якорно-швартовый шпиль ШЭРЗД по ТУ 223-572-48, обеспечивающий на корабле: а) среднюю скорость выбирания якорной цепи — ок. 15 м/мин. б) скорость выбирания швартовов — ок. 18 м/мин.
Рулевое устройство
Управление кораблем обеспечивается одним подвесным балансирным рулем. Перо руля, площадью 2,0 м2 сварное пустотелое, обтекаемого профиля. Каркас пера руля состоит из рудер-писа с приварным фланцем, вертикальных и горизонтальных ребер жесткости. Обшивка пера руля выполнена из листовой стали, толщиной в 3 мм.
Полость пера руля заполнена смесью крошеной пробки с гудроном. Баллер руля — стальной кованый. В нижней части баллер имеет откованный заодно целое с ним фланец, к которому на болтах крепится перо руля. Баллер имеет две опоры: нижнюю — опорный подшипник скольжения с сальником и верхнюю — состоящую из опорного подшипника скольжения и упорного шарикоподшипника. К подшипникам подведена густая смазка с помощью колпачковых масленок.
Для управления рулем в румпельном помещении установлена электроручная машина "РЭР2" по ТУ 233-343-47, управление которой осуществляется с трех постов, из которых: два электрических, установленных на ходовом мостике и в ходовой рубке, и один ручной — установлен непосредственно на машине. Рулевая машина обеспечивает перекладку руля на угол ±35°, при работе одним электродвигателем за 30 секунд и при работе двумя электродвигателя ми за 20 секунд.
Кроме установленных на рулевой машине электрических путевых выключателей, рулевое устройство снабжено механическим ограничителем угла перекладки руля, а также клиновым колодочным тормозом.
Швартовное устройство
На 10-м, 53-м и 88-м шпангоутах, симметрично по обоим бортам, установлены шесть швартовых сварных наклонных кнехтов диаметром 150 мм. Для направления швартовов на 7-м. 51-ми 90-м шпангоутах, симметрично по обоим бортам установлены шесть стальных литых киповых планок длиной 600 мм.
В качестве швартовых корабль имеет три стальных оцинкованных троса диаметром 16,5 мм, длиной по 50 м каждый и два пеньковых смольных троса окружностью 75 мм, длиной по 50 м каждый.
Для хранения стальных швартовых и буксирного тросов на палубе установлены две вьюшки: одна в носовой части корабля на 28-м шпангоуте, другая — в кормовой части корабля — в районе 72—73 шп.
Операции швартовки в кормовой части корабля производятся вручную, в носовой части — при помощи электроручного якорно-швартовного шпиля ШЭВЗД. Для подвешивания мягких кранцев, на 23-м. 61-м и 84-м шпангоутах, симметрично по обоим бортам установлены шесть стальных уток. Для хранения мягких кранцев, на палубе в районах 24 шп. и 85—86 шп. установлены 4 корзины.
Буксирное устройство
Буксировка корабля в кильватер производится за фундамент носового орудия. Для буксировки других кораблей в кормовой части установлен битенг. Для направления буксирного троса в носовой и кормовой частях корабля установлены буксирные полуклюзы. В качестве буксирных тросов корабль снабжен двумя стальными оцинкованными канатами диаметром 22,5 мм, длиной по 150 м каждый.
Шлюпочное устройство
Корабль снабжен 4-х весельным ялом. Ял хранится на стальных сварных двухсторонних съемных ростр-балках, устанавливаемых на левом борту в районе 69—77 шп. В походном положении ял найтовится по штормовому посредством найтовых с винтовыми стяжками (талрепами). Для спуска яла на воду, а также для подъема его на борт имеются две съемные поворотные шлюпбалки, устанавливаемые в заваливающиеся, по-походному, стандерсы.
В качестве спасательных средств корабль снабжается четырьмя резиновыми лодками типа ЛГ-12 и шестью спасательными кругами диаметром 760 мм. На леерах надстройки второго яруса, банкета и в носу корабля имеются съемные парусиновые обвесы. В районах установки орудий и пулеметов (на 59 шп.) на леерном ограждении установлены съемные сетки ограждения.
Рангоут и такелаж
В носу корабля установлен съемный гюйсшток, несущий на себе штаговый и гюйсштоковый фонари. Башмак гюйсштока приварен к наметке носового буксирного полуклюза. В корме корабля установлен склоняющийся флагшток, несущий на себе гакобортный, якорный и кильватерный фонари. Флагшток снабжен флагфалом.
В кормовой части мостика установлена мачта из стальных труб, раскрепленная вантами из стального оцинкованного троса. Основание мачты закреплено на степсе на главной палубе. Мачта проходит через надстройки первого и второго ярусов и на палубе надстройки второго яруса имеет шарнирное фланцевое соединение, для склонения ее верхней части.
Мачта имеет три реи, гафель, площадку для обслуживания радиолокационной антенны, фонари сигнальных огней, радиоантенны, радиолокационную антенну, сигнальные фалы, струны для подъема сигнальных фигур. По длине мачты, с мостика до площадки установлен скоб-трап.
Устройства для погрузки глубинных бомб
Для погрузки больших глубинных бомб в погреб и для выгрузки их из погреба на палубу, у люков погреба установлены две (по одной на каждый люк) поворотные грузовые балки. снабженные ручными лебедками.
Машинная установка
Главный двигатель
В качестве главных двигателей на корабле установлены 3 двигателя марки "9Д". поставляемые Коломенским заводом им. Куйбышева по техническим условиям. В носовом машинном отделении установлено два двигателя, из которых двигатель левого борта левой модели, а двигатель правого борта — правой модели. В кормовом машинном отделении установлен один двигатель левой модели.
Двигатель правой модели имеет направление вращения коленчатого вала по часовой стрелке, если смотреть со стороны разобщительной муфты. Двигатель левой модели имеет направление вращения коленчатого вала против часовой стрелки, если смотреть со стороны разобщенной муфты.
Характеристика двигателя
Двигатель закрытого типа, четырехтактный, простого действия, бескомпрессорный, реверсивный, с наддувом от газовой турбовоздуходувки. Полная (она же максимальная) мощность — 1100 э.л.с. Полное число оборотов — 600 об/мин. Число цилиндров — 8. Диаметр цилиндра — 200 мм. Ход поршня — 380 мм. Расход топлива, приведенный к теплотворной способности 10 000ккал/кг, не более 0,18 кг/э.л.с-час. Расход смазочного масла на полной мощности 0,005 кг/э.л.с.час. Род топлива: "ДС" по ГОСТу 4749-49 или соляр по ГОСТу 1666-42. Род масла: моторное масло марки "Т" ГОСТ 1519-43.
Непосредственно на двигателе навешаны следующие механизмы и устройства: а) горизонтальная турбовоздуходувка "9В"; б) центробежный водяной насос; в) центробежный регулятор числа оборотов двигателя; г) шестеренчатый масляный насос; д) шестеренчатый топливоподкачивающий насос; е) топливный фильтр (автоклин); ж) трубопроводы топлива, масла, воды и пускового воздуха (в пределах самого двигателя).
Передача на вал
Для разобщения двигателя от валопровода каждый двигатель снабжен зубчатой муфтой "4МА", поставляемой Коломенским заводом по техническим условиям. Включение и выключение зубчатой муфты производится при помощи выключающего устройства. Соединение муфты с валопроводом, а также с коленчатым валом двигателя — жесткое.
Движители
Гребные винты установлены трехлопастные, литые из марганцевисто-железистой латуни. Диаметр винтов: а) бортовых— 1,13 м; б) среднего— 1,13 м. Шаг бортовых гребных винтов— 1,57 м. Шаг среднего гребного винта— 1,57 м.
Электрооборудование
Основные параметры
Род тока постоянный. Напряжение 220 вольт. Электрооборудование удовлетворяет действующим правилам электрооборудования кораблей ВМС ПЭК-49. На корабле установлено три дизель-генератора, которые полностью обеспечивают питание всех потребителей электрической энергии (силовых и освещения) во всех режимах нагрузки электрических станций, согласно таблице режимов.
Приборы управления кораблем
Корабль оборудован: а) рулевым телеграфом; б) электротахометрами; в) механическими машинными телеграфами.
На ходовом мостике и в ходовой рубке установлены передатчики — приемники рулевого телеграфа с внутренним освещением шкалы типа РТ845/2, служащие для передачи приказания о перекладке руля и для получения показаний об истинном положении пера руля. Передача приказаний производится по выбору из одного командного поста; из ходовой рубки или с ходового мостика, для чего в ходовой рубке установлен переключатель.
В румпельном отделении установлены: контактное приспособление типа КП-3, приемник рулевого телеграфа (двухстрелочный) без внутреннего освещения шкалы типа РТ245/2 и звонок типа ЗВОН 220. Показания об истинном положении пера руля дает прибор КП-3. Звонок служит для привлечения внимания обслуживающего персонала.
Гирокомпасная система получает питание от агрегата типа АМГ-10А. Агрегат установлен у правого борта кормового машинного отделения в районе 55—56 шпангоутов. Мотор агрегата получает питание от судовой сети 220 вольт от носового и кормового главных распределительных щитов.