Строительство

 

В ноябре 1887 года специально для нового броненосца у эллинга №7, где затем происходила сборка корпуса, построили но­вый плаз, но только по мере доставки с Брянского завода в Николаев необходимого металла лишь 24 февраля 1888 года адми­ралтейство приступило к изготовлению его составных частей, а первые детали киля ус­тановили на стапеле 29 марта 1888 г.

К августу корпус вырос до нижнего броневого шельфа, после чего вплотную приступили к сборке рубашки под броню пояса по ватерлинии. В начале сентября МТК счел возможным усилить пояс до 356 мм на протяжении машин и котлов, а выз­ванную этим перегрузку в 75 т компенси­ровать за счет числа снарядов и допустимым облегчением связей корпуса. Но изменения в проекте в процессе строитель­ства этим не ограничились. Так 28 декабря 1888 года на заседании МТК приняли но­вые улучшения: увеличили погибь бимсов батарейной палубы; передвинули носовую орудийную установку на 2,43 м в корму для уничтожения предполагаемого диффе­рента на нос; для облегчения корпуса на­бор легкого небронированного борта сде­лали лишь из 144-мм угольников, убрав все промежуточные стойки.

На этом же заседании утвердили чер­тежи спроектированной на Петербургском Металлическом заводе барбетной установ­ки с "змеевидным" прибойником и состав­ленные строителем корабля чертежи водоотливной системы. Позже, по примеру бро­неносца "Георгий Победоносец", на спар­деке не стали размещать 11,2 м — минные катера с их П-образными балками, а с из­менением вооружения уменьшили длину до 15.2 м верхнего 127-мм каземата.

Не следует относить постоянно изменяемые конструктивные решения в процессе строительства всех первых рус­ских эскадренных броненосцев к просчетам МТК или недоработкам строителей. Это обуславливалось в первую очередь быст­рым прогрессом в артиллерии и объектив­ными предпосылками в улучшении боевой мощи кораблей. В большей степени это ка­салось состава артиллерийского вооруже­ния и бронирования. Так, на требования Управляющего Морским министерством об усилении артиллерии Э.В. Гуляев предста­вил в МТК еще семь вариантов, в которые входили такие разнообразные композиции, как установка четырех 305-мм или 280-мм орудий в двух бронированных башнях, трех 305-мм, из которых два в носовой и одно в кормовой барбетных установках. Калибр артиллерии в каземате колебался от 120 до 229-мм, а общее число орудий с четырех до шести.

Малокалиберная артиллерия первона­чально состояла из шестнадцати орудий четырех калибров, позже — двадцати од­ного орудия трех калибров. Окончательное вооружение броненосца составило: четыре тридцатипятикалиберных 305-мм орудия по два в носовой и кормовой барбетных уста­новках, четыре тридцатикалиберных 152-мм орудия в верхнем каземате, двенад­цать 47-мм и четырнадцать 37-мм од­ноствольных пушек Готчкисса и две 63,5 десантные пушки Барановского.

В минное вооружение вошли четыре бортовых, один носовой и один кормовой торпедные аппараты на жилой палубе и, кроме того, три паровых катера броненос­ца имели метательные торпедные аппараты и один шестовую мину.

Но все же, как правило, эти измене­ния влекли за собой перегрузку в несколько десятков тонн. На броненосце по проек­ту Э.В. Гуляева вес артиллерии возрос с 569,6 т до 809,74 т. Но с заменой броневых башен на барбетные, даже с усилением на 25,4 мм пояса по ватерлинии, вес брони в корпусе уменьшился на 165,8 т, и, вопреки обыкновению в мировом судостроении того времени, кораблю, по первоначаль­ным подсчетам, грозила перегрузка 37,65 т, что вместе с непредвиденной 94,35 т пере­грузкой корпуса составило только 132 т.

В феврале 1889 года корабль, получивший незадолго до этого имя "Две­надцать Апостолов", зачислили в списки первого черноморского экипажа. В это же время Морское министерство заключило контракт с английским заводом "Камель и К°" на изготовление сталежелезных броне­вых плит, вес которых составил 1689 т. Броня изготовлялась по новому способу, разработанному английским инженером Вильсоном, который заключался в сварива­нии стальной плиты, составлявшей треть толщины всей плиты, с плитой прокатан­ного железа.

Несмотря на то что МТК традицион­но объявил конкурс между пятью иност­ранными заводами для изготовления глав­ных механизмов, Управляющий Морским министерством приказал все же, невзирая на большую загруженность заказами, стро­ить их в России, на Балтийском заводе. Весной 1889 года завод приступил к изго­товлению двух трехцилиндровых машин со всеми вспомогательными механизмами.

Весь 1889 год интенсивно набирали корпус, а к концу года в Николаев из Анг­лии доставили более 700 т брони. В начале 1890 года началась подготовка корпуса к спуску в бассейн реки Ингул. К тому вре­мени его конструкцию довели до верх­ней палубы, а вес составил 2413 тонн (или 71% от общего проектного веса).

Спусковое устройство изготовили по чертежам спускового устройства спущенно­го за пять лет до этого броненосца "Екате­рина II". В мае общая готовность корабля составила 46,3%, и начались работы по сборке верхнего каземата. В августе на стапеле уже стояла громада корпуса из сложнейшей 3216-тонной металлической конструкции.

К тому времени на заводе "Камель и К°", изготовившем более 60% плит, нача­лись перебои. Давний поставщик брони для русского флота впервые, ввиду заказа огромного количества плит для большой серии строившихся броненосцев типа "Роял Соверен", не смог выдержать такого темпа работ, что сказалось на качестве не­скольких плит, которые и забраковал на­блюдающий за их изготовлением инженер-механик Гуго-Крюйс.

К 1 мая 1890 года корпус был готов на 34 %. Летом Балтийский завод изгото­вил и испытал все 12 котлов броненосца, и после установки всех забортных частей ме­ханизмов корабль, готовый к спуску, осви­детельствовала специальная комиссия, заключившая, что "...корпус построен пра­вильно, прочно, чисто и согласно специфи­кации и чертежей".

Спуск броненосца на воду, планиро­вавшийся на 30-е августа 1890 года, не со­стоялся. Подвело спусковое устройство. Спустили корабль на воду лишь через день 1 сентября. По отнятии от борта спусковых полозьев средняя осадка корабля составила 4,21 м, что соответствовало весу корпуса 3347,4 т. После спуска Николаевскому адмиралтейству предстояло окончить дост­ройку самого корпуса, установить механиз­мы, якорные и рулевые устройства, достав­ленную броню, шлюпбалки и плавсредства.

К концу навигации 1890 года в Ни­колаев доставили первую барбетную ус­тановку, изготовленную на Санкт-Пе­тербургском Металлическом заводе. В за­водском цехе ее вновь собрали, испытали и затем по частям начали устанавливать на броненосец. В июне 1891 года на Бал­тийском заводе прошли испытания обе машины. Для этого их полностью собра­ли и "провернули паром". Затем обе ма­шины разобрали и на пароходе До­бровольного флота "Екатерина II" отправили вокруг Европы в Николаев.

На достройку у заводской стенки ушло около года, но переход в Севасто­поль, назначенный после прибытия в Ни­колаев 500 человек экипажа на осень 1891 года, не состоялся из-за низкого уровня воды в реке Ингул. Это несколько затяну­ло строительство.

В начале 1892 г. С.К. Ратник спроек­тировал боевой марс. При этом он учел и опыт стрельбы малокалиберной артилле­рии на марсах броненосцев типа "Екатерина II". Так, если на "Синопе" боевой марс находился на высоте 4,9 м от мостика, то на "Двенадцати Апостолах" эту высоту увеличили до 5,5 м для того, "чтобы дать возможность носовым стрелкам над штур­манской рубкой переходить на другой борт под марсом". С. К. Ратник соорудил над марсом своеобразный "зонт", ставший уни­кальным в русском флоте, для защиты "го­лов стрелков". На "верхнем марсе" по ука­занию бывшего главного командира Черноморского флота вице-адмирала А.А. Пещурова установили прожекторную площадку с одним прожектором, который пе­ремещался на рельсах.

Возросшую нагрузку на фок-мачту и отсутствие развитого рангоута компенсиро­вали — ее диаметр увеличили с 1,22 до 1,52 м у основания, усилив, кроме того, конст­рукцию 127-мм тавровыми полосами, шед­шими по диагонали. Обе мачты установили строго вертикально, а их вес с рангоутом, стрелами и такелажем составил 22,5 т.

14 апреля 1892 г. "Двенадцать Апос­толов", отдав швартовы, отошел от дамбы эллинга № 7, где он строился и медленно начал выходить из порта для перехода сначала в Одессу, а затем в Севасто­поль и окончательной там достройки. Броненосец ухо­дил, имея на борту 69 ра­бочих, которым на перехо­де предстояло выполнить часть работ по установке дельных вещей. Перед са­мым уходом на броненосце переделали боевой марс (теперь он стал закрытым) и расширили пушечные порты. Корабль почти при­обрел свой проектный вид: на нем стояли все мостики, спардек, штурманская и бо­евая рубки, шлюпки и шлюпбалки, обе мачты с рангоутом, складной крам­бол (незадолго до ухода из Николаева его испытали подъемом 750 кг якоря), ус­тановлена вся мебель кают.

На рейд Севастопо­ля недостроенный корабль, имевший водоизмещение всего 5554,2 т, прибыл 28 апреля 1892 г., но только на следующий день вошел на рейд и стал на бочку. На 14-часовом переходе из Одессы при испытании ме­ханизмов выявилось отличное качество их изготовления. Так, последние шесть часов перехода корабль легко шел 14-узловым хо­дом, развив всего 70% своей мощности. "Действиями механизмов очень доволен", - так писал в своем отчете директор Бал­тийского завода Михаил Ильич Казн.

С прибытием "Двенадцати Апосто­лов" в Севастополь на порт возлагалась ответственность его окончательной дост­ройки, вооружения и всесторонних испыта­ний. Первыми установили часть плит поясной брони, которые корабль привез из Ни­колаева на верхней палубе. Затем 2 мая провели заводские испытания механизмов, на которых недогруженный броненосец развил скорость 17, 25 узла. При испыта­ниях 5 мая 1892 г. появилась незначитель­ная вибрация цилиндра низкого давления левого борта. Это объяснили слабостью кормового фундамента.

Достройкой корабля в Севастополе заведовал корабельный инженер Аверин. Аверину помимо прочих неоконченных работ (установку брони, докование и окрас­ку корпуса) пришлось заказать носовое и кормовое украшения для броненосца. В то время украшения для всех кораблей, пост­роенных на верфях РОПиТ, изготавливал скульптор Винченти. Ему и поручили сде­лать гипсовые образцы, которые затем отлили в мастерских Севастопольского порта. Украшения были составными, кре­пились на болтах, и перед стрельбой их предусмотрительно снимали и убирали во внутренние помещения.

Официальные сдаточные испытания состоялись после докования, 9 октября 1892 года. На корабле к тому времени ус­тановили барбетные установки с 305-мм орудиями, оставшиеся 60 плит бортовой и 20 барбетной брони.

На шестичасовом испытании в районе Качи при водоизмещении 8118 т, осадке 7,77 м, давлении в котлах 8,6 атм., мощно­сти машин 7246 л.с. корабль развил ско­рость 14,73 узла. Несмотря на то что ог­раничились лишь 80 об/мин, комиссия отметила, что механизмы легко могут раз­вить проектную мощность.

Испытания 9 октября признали окон­чательными и механизмы приняли в казну, даже несмотря на то что оказались несовершенными гребные винты из-за не­правильного их расчета, что вызвало боль­шие напряжения на лопасти и трение в упорных подшипниках. В этот период ко­раблем командовал капитан I ранга Григраш 1-й, а старшим офицером был капитан II ранга Миклуха - брат известного рус­ского путешественника Миклухо-Маклая, будущий командир броненосца береговой обороны "Адмирал Ушаков" (к закладке которого готовились на Балтийском заво­де), героически погибшего с кораблем в Цусимском бою.

1 мая 1893 года броненосец начал кам­панию, 2-го вышел на рейд, а 4-го ушел в Ялту. 5 июня 1893 года на нем стал разве­ваться флаг командующего практической эскадры контр-адмирала И.М. Дикова. На корабле начались всесторонние испытания по специально составленному в МТК для кораблей первого и второго рангов обшир­ному плану, по которому на Балтике уже испытывали крейсер "Память Азова", вклю­чавшему в себя комплексную проверку всех боевых элементов корабля с артиллерийс­кими и торпедными стрельбами.

После испытаний на корабле для уси­ления тяги в котлах и меньшего задымле­ния марсовой площадки на 3,8 м удлинили дымовые трубы. В конце октября 1893 г. корабль плани­ровали поста­вить в док для изменения шага и диаметра (до 6,5 м) винтов.

Но затем постановку отме­нили, мотивируя это тем, что на стапеле перед спуском корпус покрыли пятью слоями сурика и краски. Столь тщательная ок­раска дала свои положительные результаты, по мнению нового строителя броне­носца корабель­ного инженера Аверина, "в сутки просачивалось только 10 ведер". В 1894 г. определили (правда, не в полном грузу) метацентрическую высоту. Она составила 0,86 м. В апреле-мае для усиления тяги в котлах на 3,8 м удлинили дымовые трубы.

С вступлением броненосца в состав флота С.К. Ратник и Аверин, обобщив опыт своей работы, в докладной записке на имя Управляющего Морским министерст­вом проанализировали все трудности строи­тельства кораблей на Черном море. В основном недостатки сводились к чрезвы­чайной дороговизне и недостаточной квали­фицированности основной массы рабочих Николаевского адмиралтейства, построив­ших к тому времени только броненосец "Екатерина II", минный крейсер "Капитан Сакен" и три канонерские лодки.

Отмечалась и несвоевременность по­ставок из-за дальности черноморских портов от основных промышленных районов страны, главным образом Петербурга, от­чего срок строительства на стапеле для "Двенадцати Апостолов" составил 30 месяцев, а достройки на плаву 39,5. Отрицательно сказалось на стоимости и то, что в Николаеве строили только один броненосец, что было не экономично для такого большого центра судостроения, каким яв­лялось это адмиралтейство.

Вступивший в состав флота бронено­сец "Двенадцать Апостолов" принадлежал к броненосцам малого водоизмещения. На Балтике таковым являлся "Гангут" водо­измещением 6592 т, спущенный на воду в октябре 1890 года. Существенной особен­ностью "Двенадцати Апостолов", ставив­шей его выше даже таких броненосцев большего водоизмещения, как "Александр II", "Николай I" и английских класса "ад­миралов", составлял его нижний 305-мм каземат длиной 65,2 м. Подобный каземат имелся и на "Гангуте", но он при наличии 406-мм брони пояса имел длину 19,2 м и защищался лишь 127-мм броней, что не обеспечивало должной защиты ни машин, ни котлов.

В артиллерийском вооружении "Две­надцать Апостолов" равнялся по мощи ан­глийским броненосцам класса "адмиралов" и стоял выше "Гангута". Его бортовой залп составлял 1437 кг, носовой 774 кг, вместо 819 кг на нос и траверз у "Гангу­та", и равнялся бортовому залпу в 1430 кг английских броненосцев класса "адмира­лов", имевших водоизмещение 9500т.

 

Тактико-Технические данные броненосцев постройки начала 90-х гг. 19 века

ТТД

«Двенадцать Апостолов»

«Гангут»

«Центурион» (Англия)

«Бранденбург» (Германия)

Дата спуска на воду

1.09.1890г.

6.10.1890г.

3.08.1892г.

30.06.1891 г.

Водоизмещение (тонн)

8433

6952

10590

10300

Длина х ширина х осадка (футов)

342x60x25,5

 

378x70x25.5

355x64x24,3

Броня

 

 

 

 

Пояс по ватерлинии

 

 

 

 

Длина пояса по ватерлинии

80% длины

80% длины

53% длины

100% длины

Толщина па протяжении машин и котлов (дюймы)

14

16

12

16

На печальном протяжении до траверз (дюймы)

12

12- 14

9

12

Носовой траверз (дюймы)

10

9,5

9

нет

Кормовой траверз (дюймы)

9

8,5

9

Нет

Нижний каземат

 

 

 

 

Длина каземата (футы)

214

63

нет

Нет

Толщина брони борта (дюймы)

12

5

нет

нет

Траверзы (дюймы)

9- 10

5

нет

нет

Верхний каземат

 

 

 

 

Длина каземата (футы)

50

63

нет

Нет

Толщина брони борта (дюймы)

5

8

нет

3

Толщина брони траверзов (дюймы)

5

8

нет

 

Площадь каземата (кв. футов)

968

433

 

 

Броня башен (дюймы)

10-12

8-9

9

12

Артиллерийское вооружение (число - калибр в дюймах)

4-12, 4-6

1-12, 4-9, 4-6

4-10, 10-4.7

6-11, 8-4

Вес залпа из всех орудий (пудов)

94,6

79,9

 

 

Вес залпа на траверз (пудов)

87,8

50

 

 

Вес залпа на нос (пудов)

47,3

50

 

 

Вес залпа на корму (пудов)

47,3

29,8

 

 

Вес артиллерии

877

558

 

 

Скорость хода (с натуральной тягой х с форсированной тягой)

15,6х 17,3

14 х 16,75

17 х 18,25*

16,5

Запас угля (тонн)

480

427

до 1240

680

Вес брони (тонн)

 

 

 

 

Пояса по ватерлинии

632

825

 

 

Нижнего каземата

730

213

 

 

Верхнего каземата

130

298

 

 

Барбетных башен с прикрытиями

356

280

220

 

Палубная броня

406

430

 

 

Боевая рубка

30

38

 

 

Итого:

2284

2124

 

3174

* Ко всем данным об английских кораблях представленных в справочниках того времени следует относится критически. Они как правило завышались.