Линкор-блокшив
К началу второго десятилетия уже ушедшего XX века Морское ведомство, кое-как реорганизованное после цусимской катастрофы, в своем отношении к низшим чинам осталось по-прежнему глухо и безразлично. Призванное после войны новое пополнение уже безропотно не верило в царизм, и на флоте начали происходить нарушения дисциплины, в начале века немыслимые. Но на стоявшем в Южной бухте Севастополя, некогда похожем на броненосец, корабле служба шла серой вереницей событий. В этот период "Двенадцать Апостолов" лишь отдаленно своим силуэтом напоминал некогда красивейший корабль флота.
На нем отсутствовали артиллерия, одна труба и было снято множество дельных вещей. На корабле оставалось около 50 человек штатной команды, а кроме них в кубриках и каютах проживали экипажи подводных лодок, ютившихся у бортов. Но в штабах "Двенадцать Апостолов", как бы в насмешку над здравым смыслом, считался линейным кораблем, и для него даже существовали инструкции на случай "особого положения".
Значимым событием в жизни команды стало бегство в начале 1910 г. трех матросов: Алексея Кузнецова, Георгия Бугаева и Василия Бондаренко. Их сначала разыскивали своими силами в Севастополе, но затем, поняв всю бесполезность этого, обратились в жандармерию.
В июне 1910 г. в Севастополе появились признаки холеры. Может быть, из-за этого 15 июля на корабли разослали приказ начальника Севастопольского гарнизона, где ясно говорилось, "что нижним чинам посещение Исторического бульвара разрешалось только до 6 часов вечера".
В этот же период, после посещения "Двенадцати Апостолов" начальником штаба флота контр-адмиралом Новицким, по кораблям рассылается другой приказ, в котором говорилось, что "линейный корабль "Двенадцать Апостолов" представляет что-то невозможное. Корабль имеет командира, 40 человек команды и служит для житья дивизиона подводного плавания. Но на корабле всем владеет начальник этого дивизиона. Что делает командир, для меня совершенно непонятно. Корабль в запустении, везде грязь."
Но словно в подтверждении того, что судьба флота все же больше волновала офицеров низшего звена, нежели вельмож от Морского ведомства, контр-адмирал Новицкий, как весьма энергичный моряк, с удовлетворением в этом приказе отмечает, что на "Двенадцати Апостолов" дивизионный корабельный инженер подпоручик Журавлев показал ему чертеж проектируемого им подводного крейсера в 4500 т (в Англии и Германии подобные корабли начали проектировать только в годы первой мировой войны, во Франции подлодка "Сюркуф", имевшая такие же задачи, была построена в 1929 г.). "Проект интересен, - - подводил адмирал итог своего посещения, - - и заслуживает, на мой взгляд, рассмотрения".
Помимо рождения новых приказов и инструкций, штаб флота "реанимировал" и старые приказы. Непонятно, зачем, но на "Двенадцать Апостолов" 6 июля 1910 г. пришел очередной приказ начальника, но уже Морского Генерального штаба вице-адмирала Яковлева. Приказ из Петербурга как нельзя лучше характеризовал устаревшие порядки, и, как бы мы теперь сказали, узаконивал правила "двойного стандарта".
В этом приказе всем командирам напоминали, что "по высочайшему повелению, проявленному в 1896 г.", экипажам кораблей запрещалось делать подарки императору и членам его семьи. Интересно то, что этот, по большому счету, деморализующий флот документ появился в начале царствования Николая II.
О существовании такого приказа "божий помазанник", вероятно, и не догадывался, а видимо, только выразил свое недовольство излишним вниманием от нижних чинов в очередной застольной беседе кому-нибудь из своего "морского" окружения. Что могли представлять собой подарки от низших чинов "его флота" только недорогие иконы и простенькие вещи, коих хранить при дворе охотников не нашлось. Заметим, что это относилось только к "экипажам".
Но отказывался ли Николай II от дорогих и роскошных подарков двуличных заморских гостей или своих отечественных "олигархов", которые и в те времена вольготно существовали в России. Это мы сейчас легко можем узнать, посетив Эрмитаж. Естественно, те подарки, а главное, баснословные кредиты или просто "доброе" расположение просвещенной Европы просто так не давали. Они все вместе, как всегда, гнули нашу внешнюю политику в нужную им сторону, а именно сначала на вражду с Японией, а потом и Германией. Чем закончились последствия от тех "дарений" и каковы были результаты этих войн, мы сейчас знаем. Подарки же от своего безропотного народа, голос которого режим не захотел и замечать, как и все проблемы самой империи, оказались не ко двору.
Надо отдать должное офицерам-патриотам, которых поражение России в войне с Японией заставило по-другому взглянуть на нужды флота и "засучив рукава" серьезно заняться боевой подготовкой флота. Так, Практическая эскадра Черноморского флота под командованием адмирала Г.Ф. Цывинского проводила стрельбы и достигла при этом превосходных результатов. Они дадут знать о себе в годы первой мировой войны.
Но наш линкор-блокшив жил уже другой, на первый взгляд кажущейся спокойной жизнью, и он лишь в силу своеобразия своего силуэта весьма отдаленно напоминал, что отшвартованный кормой к стенке, среди теснившихся вспомогательных судов стоял бывший черноморский красавец - - броненосец "Двенадцать Апостолов".
После революции 1905 г. кадровые чистки "нижних чинов", а особенно на кораблях первой линии продолжались вплоть до первой мировой войны. После них все "неблагонадежные", как правило, оказывались на кораблях, подобных нашему "линкору". В июле 1910 г. штаб флота сообщал командиру корабля, что вновь прибывший на "Двенадцать Апостолов" матрос 2 статьи Михаил Гончаров неблагонадежный и до осуждения Военно-морским судом состоял "под особым" надзором.
Чуть позже командиру сообщили, что за матросом Пейпиным, призванным на флот в 1906 г., производился "негласный надзор". При обыске, произведенном 14 августа 1910 г., у него нашли присланную из Москвы брошюру с весьма пространным названием "Философия личного влияния". Столь непонятное название насторожило жандармов, и, по их мнению, она "характеризовала матроса некоторым образом". Обыск был не случайным, и вызвало его "подметное" (т.е. анонимное) письмо, отправлено командованию с угрозами в их адрес.
Обыскали всех "неблагонадежных", а Пейпину, кроме того, вспомнили еще и то, что он в 1906 г., будучи молодым матросом, проходя службу на учебном судне "Опыт" (бывшая императорская яхта "Ливадия"), состоял в организации "социалистов-революционеров". Обыск произвели напрасно — "авторства" матроса Пейпина не установили, и тюрьмы ему удалось избежать. Подозревали в революционной деятельности и матроса Данилу Володина, также призванного в 1906 г.
В июле 1910 г. на корабль вернули сбежавшего ранее матроса 2 статьи Н.И. Вахсаева. Его после долгих поисков все же поймали в деревне, из которой и призывали. С одного из кораблей первой линии прибыл матрос Брыскин. До этого он, будучи унтер-офицером, на одном из построений или, как говорится в деле, "в присутствии офицеров" сорвал с себя нашивки и знаки различия. Брыскина разжаловали и послали на "Двенадцать Апостолов".
Список кондукторов и сверхсрочников линейного корабля "Двенадцать Апостолов" (от 1 апреля 1909 г.)
Звание, ФИО главы семьи |
Состав семьи |
Адрес в г. Севастополе |
Адрес, куда будет выезжать в случае особого положения |
Кому выдавать деньги |
Старший боцман Семен Захаров Годулянов |
Жена Анна Федорова 31 лет, дочери: Наталия 6 лет, Мария 4 лет, Варвара 2 лет, сын Александр 7 лет, мать 58 лет. |
г. Севастополь, Корабельная сторона, Ополоновая балка, дом № 3 (дом Котова ) |
В г. Алешки |
Жене |
Шхипер-кондуктор Григорий Федоров Павленко |
Жена Наталия Семенова, дочери Екатерина 6 лет, Евлампия 4 лет, Тамара 2 лет, сын Николай 3 месяца |
г. Севастополь, Корабельная сторона, Алексеевская ул. дом №8 (дом Шурша) |
В г. Феодосию |
Жене |
Старший минно-артиллерийский содержатель Харитон Яковлев Абрамов |
Жена Надежда Емельянова, сыновья Антон 12 лет, Василий 3 лет, дочь Мария 1 год |
г. Севастополь, Татарская слободка, Лазаревская ул. дом №54 |
В г. Ростов-на-Дону с. Васильево-Шамшево |
Жене |
Старший машинный содержатель Иван Михайлов Попов |
Жена Васса Петрова, сын Михаил 5 лет |
г. Севастополь, Татарская слободка, Лазаревская ул. дом №24 (дом Склярина) |
В г. Полтаву |
Жене |
Боцман Карп Федоров Демчук |
Жена Дарья Иванова 19 лет, детей нет |
г. Севастополь, Переговская ул. дом №11 (Ампилова) |
Киевская губерния, Тараншанского уезда с. Скибин |
Жене |
Боцман Никита Трофимов Холоша |
Жена Мотрона Григорьева 22 лет, дочь Клавдия 2 лет |
г. Севастополь, Корабельная сторона, Ополоновая балка дом №72 |
Екатеринбургская губерния с. Кондяшино |
Жене |
Минно-артиллерийский содержатель 1 -и ст. Сергей Коленич Кудлай |
Жена Мария Иванова 30 лет, сыновья Иван 11 лет, Петр 7 лет |
г. Севастополь, Южная сторона, Перекольский пер. дом №15 (дом Михайлова) |
Полтавская губерния, г. Прилуки, с. Альшана |
Жене |
Боцманмат комендор Иван Кузьмов Яроцкий |
Жена Ольга Григорьева 1 6 лет, детей нет |
г. Севастополь, Малахов пер. дом №18 |
Гродненская губерния, местечко Городок |
Жене |
Боцманмат комендор Терентий Иосифов Дорофеев |
Жена Афимия Михайлова 25 лет, детей нет |
г. Севастополь, Корабельная сторона, Никольская ул. дом №66 кв 2 |
Саратовская губерния, Хвалынский уезд, Шерохской волости, того же села |
Жене |
Машинный квартирмейстер 1-й ст. Никон Никифоров Портнов |
Жена Мария Григорьева 32 лет, дочь Анна 6 лет, сыновья Александр 5 лет, Павел 1 ,5 лет |
г. Севастополь, Лагерная балка, Сапунская ул. дом №9 |
Тамбовская губерния с. Красное |
Жене |
Хозяин трюмных отсеков Дионисий Иванов Конопля |
Жена Марфа Васильева 30 лет, сыновья Марк 9 лет, Иван 1 год, дочь Ефросинья 3 лет |
г. Севастополь, Корабельная сторона, Михайловская ул. дом №19 |
Харьковская губерния, Купенский уезд, с. Гороховатка |
Жене |
Самодержавие медленно и неуклонно разваливалось. На флоте, даже несмотря на интенсивные плавания и частые стрельбы, несопоставимые по своему уровню с довоенными годами, революционное брожение все же усиливалось. В феврале 1911 г. с "Иоанна Златоуста" — новейшего корабля флота на "Двенадцать Апостолов" прислали сразу 10 "неблагонадежных". Это были моряки машинной команды, которые стали "по своему политическому направлению весьма нежелательными на корабле". И революция, которая нагрянет после очередной авантюры царизма - первой мировой войны, готовилась и в те, как всем казалось, безмятежные годы.
Но для моряков с "Иоанна Златоуста" служба на "линкоре-блокшиве" оказалась недолгой, тогда же в феврале старый броненосец решили исключить из списков флота. В марте 1911 г. его передали в "порт", а через месяц, 4 апреля, последовал приказ за № 99 об исключении его, вместе с ровесниками пятью номерными миноносцами, из списков кораблей флота. На этом окончилась история "Двенадцати Апостолов" как корабля, числившегося в составе флота.
И тем не менее история распорядилась так, что корпус броненосца еще долго стоял в Севастопольской гавани. Минула первая мировая война, затем огненным вихрем пронеслась революция, а за ней и интервенция.
В начале 20-х годов, когда страна лежала в разрухе, корпуса боевых кораблей, оставшихся в Севастополе, начали постепенно разбирать.
Но корпус "Двенадцати Апостолов" и в этот раз уцелел. Судьба ему преподнесла своеобразный сюрприз. На некоторое время он стал съемочной площадкой для работы над бессмертным фильмом Сергея Эйзенштейна "Броненосец Потемкин". Устроители декораций постарались на славу — только при неоднократном просмотре этого фильма, да и то используя эффект стоп-кадра, можно рассмотреть знакомые "очертания" бортов нашего броненосца. К осени 1925 г. фильм отсняли. И лишь спустя несколько лет приступили к разборке корпуса. Она длилась долго. Существуют данные, что окончили ее только в середине 30-х годов.