Приложения
Приложение № 1 : Как был устроен эскадренный броненосец «Двенадцать Апостолов»
Корпус
Наибольшая длина корпуса равнялась 342 ф. (104,2 м), длина по грузовой ватерлинии 335 ф. 6 д. (102,3 м), между перпендикулярами 320 ф (97,5 м), ширина по ватерлинии 60 ф (18,3 м). Отношение длины к ширине было несколько большим, чем у броненосцев той поры и приближалось к показателям броненосных крейсеров. Для "Двенадцати Апостолов" это соотношение составляло 5,33, вместо 4,63 для броненосцев типа "Екатерина М" и 5,26 для броненосного крейсера "Адмирал Нахимов".
Корабль имел проектное углубление 25 ф. 6 д. (7,7 м) на ровный киль, проектное водоизмещение 8076 т. В процессе строительства его проектное водоизмещение увеличилось до 8118,5 т, а во время службы фактическое водоизмещение возросло до 8433,6 т. Поэтому в полном грузу осадка составляла 26 ф. 9 д. (8,2 м) носом, 27 ф. 6 д. (8,4 м) кормой, средняя 27 ф. 2 д. (8,3 м). Величина изменения водоизмещения на 1 дюйм (25,4 мм), осадки равнялся 35,22 т.
Площадь грузовой ватерлинии равнялась 15198,7 ф2, миделя 1250,6 ф2. Коэффициент полноты ватерлинии составлял 76,4%, миделя 81,5%. Метацентрическая высота равнялась 3,6 ф (1,09 м). Форму корпуса образовывали 83 шпангоута, имевшие шпацию 1,2 м. Корпус в деталях конструкции представлял подобие корпуса, построенного чуть раньше для Балтийского моря броненосца "Император Александр М", имел далеко выдающийся вперед таран (от линии перпендикуляра на 3,65 м, углубление 1,82 м).
Внутреннее дно простиралось от 15 до 70 шпангоута. Корпус делился на 11 водонепроницаемых отсеков 10 водонепроницаемыми переборками.
Самым малым отсеком был таранный между 3 и 6 шп.
Затем в отсеке от 6 до 15 шп. на платформах размещались шкиперское и брашпильное отделения, цепные ящики, погреб мокрой провизии и минный погреб.
Далее в отсеке между 15 и 27 шп. находилось помещение для боевых зарядных отделений мин Уайтхеда, крюйт-камеры и бомбовые погреба для 6 и 12-д. орудий, 3 патронных погреба для малокалиберной артиллерии и выгородка для помпы Вартингтона.
В отсеках с 27 по 39 и 39 по 51 шп. располагались носовые и кормовые котельные отделения с 12-ю цилиндрическими котлами.
Машинное отделение находилось в отсеке между 51 и 62 шп.
В следующем за ним отсеке между 62 и 72 шп. проходили коридоры гребных валов, размещались погреба для сфероконических мин, два патронных погреба для малокалиберной артиллерии, крюйт-камера и бомбовый погреб для 12-дюймовых орудий, помещение мокрой провизии и аккумуляторный отсек.
В отсеке между 70 и 76 шп. находились рулевое отделение, помещение для сухой провизии, отделение для хранения якорей, для сфероконических мин, офицерский провизионный погреб, отделение минных аппаратов, ящики для хранения тросов и канатов.
В последнем кормовом отсеке от 76 шп. до ахтерштевня находился румпель с рулевой машиной.
Бронирование
"Двенадцать Апостолов" имел более развитую систему бронирования, чем первые балтийские броненосцы "Император Александр II" и "Император Николай I". Весьма близким по системе бронирования был другой балтийский корабль "Гангут".
Бронирование "Двенадцати Апостолов" состояло из пояса по ватерлинии длиной 68 м, нижнего каземата длиной 64,5 м и верхнего каземата длиной 14,5 м. Пояс по ватерлинии и оба каземата имели в носу и корме траверзное бронирование.
Броневые плиты по ватерлинии на протяжении 42,7 м имели толщину 356 мм, к носу и корме шли по несколько плит толщиной 305 мм. Траверзная броня пояса имела толщину в носу 254 мм, в корме 229 мм. Нижний каземат на всем своем протяжении защищался 305-мм плитами, а в носу и корме замыкался 254-мм плитами. Верхний каземат, созданный для защиты 4 152-мм орудий, по всему периметру защищался 127-мм плитами.
Круглые барбеты обеих 305-мм установок имели броню 254-305-мм. Сами барбетные установки имели колпаки сферической формы, закрытые 64-мм стальными листами. Палубная броня вне казематов состояла из 50-64 мм листов.
Вся броня на корабле была сталежелезной. Плиты вертикальной брони изготовили в Англии, на известном заводе Камеля. Общий вес изготовленных в Англии плит равнялся 1689 т. Вес 356-мм и 305-мм плит равнялся 504,9 т, 254-мм и 229-мм — 130,56 т, 12 плит нижнего каземата — 564,4 т, 127-мм верхнего каземата — 147 т, барбетные 305-мм и 254-мм плиты — 320 т, 152-мм плиты для боевой рубки — 22,65 т.
Согласно условиям контракта, плиты изготавливались по способу "смешанной системы", изобретенной инженером Вильсоном, или сваркой расплавленной стали листов прокатанного железа в пропорции 33,3% стали и 66,6 % железа. Всего с лиственничной подкладкой, болтами и гайками общий вес бронирования достигал 2014,31 т.
Плиты в основном на 97,8-98,1% состояли из железа. Но к нему добавлялись весьма незначительные добавки (от 0,02 до 0,8%) углерода, кремния, серы, фосфора и марганца.
В целом по своей технологии изготовление плит в конце IX в. являлось весьма сложной задачей, которую могли выполнить в мире лишь несколько заводов. Сталь, предназначенная для плит, проходила испытание и на механический разрыв. Так, разрывное усилие не могло быть менее, чем 17,5-18,6 т на квадратный дюйм вдоль, и 16-18 т поперек плиты. Причем удлинение при этом не должно было превышать 16-24% на длине 203 мм.
Артиллерийское вооружение
Включало в себя: 4 305-мм, 4 152-мм, 12 47-мм, 14 37-мм и 2 63,5-мм десантных орудия системы Барановского.
4 305-мм орудия с длиной канала ствола в 30 калибров находились в двух барбетных установках в носу и корме. Установки обеспечивали орудиям угол горизонтального наведения в 270° для носовых орудий и 290° для кормовых. Наибольший угол вертикального наведения составлял 15°, что позволяло стрелять на дистанцию в 50 кабельтовых, наибольший угол снижения равнялся 5°. При этом угле снаряд достигал дистанции всего около 90 м от борта. Все четыре орудия находились на одном уровне, а оси каналов стволов отстояли над ватерлинией на 6,4 м.
Механизмы подачи боезапаса позволяли обеспечивать скорострельность в 1 выстрел в 3,5 минуты. Но на практике, с наведением на цель, она не превышала 1 выстрела в 7 минут, что на момент введения корабля в строй уже считалось неудовлетворительным. Общий вес орудий с установками равнялся 422 т, снарядов 130,8.
Боезапас к 305-мм орудиям составлял 240 боевых зарядок и 250 снарядов (77 снарядов из обыкновенного чугуна, 77 бронебойных, 77 фугасных и 19 шрапнельных).
4 152-мм орудия располагались в верхней батарее, на бортовых станках, распространенных в то время на флоте, системы Дуброва-Вавасера. Станки обеспечивали горизонтальное наведение по 104° для носовых (84° в нос и 20° за траверз) и кормовых (84° в корму и 20° в нос за траверз) орудий. Максимальный угол вертикального наведения равнялся 8,5°, что обеспечивало дальность полета снаряда в 35 кабельтовых (ок 6,5 км), минимальный угол снижения 7,5°, что позволяло стрелять от борта на расстоянии всего около 30 м. Система подачи и заряжания обеспечивала скорострельность 1 выстрел в 30 секунд, а с наведением на цель в 60 секунд. Вес 152-мм орудий с установками равнялся 44,7 т, вес боезапаса 50,1 т. Боезапас к орудиям составлял 640 боевых зарядов и 532 снаряда (136 снарядов из обыкновенного чугуна, 136 бронебойных, 136 фугасных, 92 шрапнельных и 32 картечных). Оси каналов ствола всех орудий отстояли от грузовой ватерлинии на расстоянии 3,63 м, это позволяло при условии слаженной работы комендоров успешно вести стрельбу при качке до 5°. При качке более, чем в 5° 152-мм орудия стрелять уже не могли.
305-мм и 152-мм орудия предназначались для эскадренного боя. Для отражения же атак появившегося незадолго до нового вида оружия — миноносцев, использовались малокалиберные одноствольные орудия двух калибров (47- и 37-мм).
В батарейной палубе находились 6 47-мм и 4 37-мм орудия. Высота оси ствола каждого орудия над грузовой ватерлинией равнялась 3,65 м.
47-мм орудия имели наибольший угол возвышения в 21°, что позволяло им стрелять на расстояние около 3,9 км. При наибольшем угле снижения 22,5° стрельбу можно было вести на расстоянии не менее 10 метров от борта.
Для 37-мм батарейных орудий наибольший угол возвышения равнялся 35° (дальность стрельбы более 2,2 км), снижения 29° (дальность стрельбы не менее 7 м от борта).
6 47-мм орудий располагались на спардеке.
На мостиках стояли 4 37-мм пятиствольных орудия системы Барановского. В 1901 г. оба десантных орудия сняли с мостика и поставили на колесных лафетах на верхней палубе за кормовой башней. На боевом марсе на фок-мачте стояло 6 37-мм одноствольных орудий. Они имели наибольший угол возвышения в 37°, что позволяло им вести огонь на максимальную дальность полета снаряда, минимальный — в 13° позволял стрелять на расстоянии не менее 70 м от борта. Высота осей их стволов над грузовой ватерлинией равнялась 14,2 м. Все малокалиберные орудия имели сектор обстрела по горизонту от 60 до 80°, скорострельность от 3 до 5 выстрелов в минуту.
Боезапас для 47-мм орудий составлял 9720, для 37-мм 14580, для 63,5-мм Барановского 960 патронов. Расположение артиллерии позволяло (по данным тактического формуляра) иметь самое выгодное направление стрельбы в секторе от 70 до 110° на борт. Самый выгодный курсовой угол на неприятеля, когда система броневой защиты использовалась наиболее эффективно, составлял по 30° на нос или на корму.
Минное вооружение
Состояло из б 15-дюймовых (381-мм) надводных торпедных аппаратов, предназначенных для метания 19-футовых (5,79 м) мин Уайтхеда, 50 сфероконических мин заграждения, 4 356-мм аппарата для стрельбы метательными минами.
Надводные 15-дюймовые аппараты располагались на броневой палубе и имели одинаковое отстояние оси от ватерлинии — 0,94 м. По одному аппарату находилось в носу и корме, их трубы проходили через специальные отверстия в штевнях. Аппараты крепились к штевням и наводились на цель исключительно корпусом корабля. Перед выстрелом происходило выдвижение желоба. Это при выходе из трубы предохраняло мину от воздействия волн.
Четыре торпедных аппарата располагались по два с каждого борта. Носовые аппараты имели секторы обстрела по 45° в нос и по 5° в корму от траверза. Кормовые соответственно по 30° в нос и по 10° в корму.
На корабле хранилось 12 мин для 15-дюймовых, 5 мин для 14-дюймовых (14-фунтовых) катерных мин и 4 метательные мины. 15-дюймовые мины снаряжались 5 пудами пороха (на корабле хранились по
6 мин образца 1889 и 1894 гг., изготовленных на Обуховском заводе). Для стрельбы самоходными 14-дюймовыми метательными минами оборудовались 3 катера, и 1 катер имел шестовые мины.
Все электрооборудование корабля также входило в ведение минеров. На корабле имелись два боевых 75-см прожектора системы Манжена. Один стоял на фор-марсе на высоте 20,4 м от ватерлинии, другой на заднем мостике в 11,9 м от ватерлинии. Для освещения многочисленных помещений полностью (еще со времен постройки броненосного крейсера "Адмирал Нахимов") применялось электричество. На кораблях имелись 224 лампочки для освещения жилых помещений, 64 для освещения погребов, рубок, постов, батарей и башен по боевой тревоге, 91 лампочка освещала верхнюю палубу, мостики и рубки броненосца. Все лампы имели напряжение в 100 вольт и силу света в 16 свечей. Для выработки электроэнергии стояли две динамо-машины системы Грамма. Для распределения электроэнергии и дублирования ее подачи к потребителям на корабле была одна распределительная станция, девять коммутаторов и четыре независимых электроцепи. Всего на корабле имелось 539 лампочек.
В кампании 1895 г. для проведения опытов на "Двенадцати Апостолов" установили рельсы для постановки мин по способу лейтенанта Угрюмова.
Главные механизмы
Две трехцилиндровые машины тройного расширения для броненосца изготовили на Балтийском заводе в период с 1889-1891 гг. Каждая машина работала на свой винт.
Проектная мощность обеих машин равнялась 8500 л.с. при нормальной тяге и 11500 л.с. при форсированной.
ТТД машин и котлов:
Диаметр цилиндров
высокого давления.................... 1040 мм.
Диаметр цилиндра
среднего давления...................... 1520 мм.
Диаметр цилиндра
низкого давления.......................2290 мм.
Винты системы Грифитса:
Диаметр гребного вала ............ 419 мм.
Диаметр гребного вала
за дейдвудом...............................445 мм.
Ход поршня................................ 990 мм.
Наибольшее число оборотов (мин.) ... 96
Шаг гребного винта........................7,0 м.
Длина ступицы винта............... 875 мм.
Углубление верхней кромки
винта от ватерлинии ..................... 1,96 м.
Поршни, шатуны, коленчатые и гребные валы отливались из стали. Остальные части из чугуна, меди или латуни. В каждом машинном отделении, согласно спецификации, находились часы с восьмидневным зарядом. Каждый цилиндр снабжался индикатором давления системы Ричардса.
Для обеспечения всех механизмов паром на броненосце стояло 4 одинарных и 4 двойных цилиндрических котла, рассчитанных на рабочее давление 130 ф.дм . (максимальное давление 205 ф.дм .).
Котлы имели следующие ТТД:
Число котлов
(4 двойные, 4 одинарных) ...................... 12 шт.
Рабочее давление ........................... 130 ф.дм .
Максимальное давление..................205 ф.дм .
Диаметр котлов.................................... 4,58 м.
Длина котлов.........................................4,95 м.
Общая площадь
нагревательной поверхности.............20320 ф2.
Площадь колосниковых решеток.........815 ф2.
Вспомогательные механизмы
Для обеспечения повседневных нужд на корабле имелось:
2 двухцилиндровых машинных привода для перемены хода машин мощностью по 4 л.с.
2 одноцилиндровых машины мощностью в 60 л.с.
6 одноцилиндровых машинок мощностью в 15 л.с. для подъема мусора.
2 циркуляционные помпы с машинами мощностью по 75 л.с.
2 циркуляционные помпы с машинами мощностью по 25 л.с.
1 машина при вспомогательном холодильнике.
1 машина при трюмно-пожарных насосах.
4 машины при трюмно-отливных насосах.
2 машины при трюмных донках.
1 машина для пожарного насоса с отдельным котлом.
20 паровых машин для лебедок и гидравлических насосов.
8 машин для вентиляции котлов.
Для обеспечения корабля паром во время якорной стоянки имелись 3 вспомогательных котла, а для обеспечения команды кипяченой водой 3 кипятильника и 2 опреснителя системы Зотова, производительностью до 40 ведер в час.
Полная вместимость угольных ям составляла 530 т. Нормальный запас угля равнялся 32 000 пудов (около 525 т). В случае же крайней необходимости на палубы в мешках смогли бы принять еще 10 000 пудов (около 164 т). Весь запас угля, при условии слаженной работы команды, на корабль с барказов и барж грузили в течение 20 часов. Из холодного состояния пар в котлах и первые обороты винта могли давать спустя 12 часов.
Водоотливная система
Была типичной, как и для всех первых броненосцев. Она состояла из главной осушительной трубы по всей длине с отростками непосредственно в каждый трюм. Для выкачивания из трюмов воды имелись:
2 циркуляционные помпы мощностью по 750 т в час.
3 турбины мощностью каждая по 750 т в час.
3 турбины мощностью каждая по 250 т в час. 2 эжектора мощностью по 280 ведер в минуту.
1 трюмно-пожарная помпа мощностью 170 ведер в минуту.
2 помпы системы Вартингтона мощностью по 170 ведер в минуту.
4 брандспойта системы Даутона мощностью каждая по 600 ведер в час.
Мореходные и маневренные качества
Дальность плавания полным ходом при нормальной загрузке углем равнялась 1400 милям, при максимальной 1860 миль. Соответствующие показатели при экономическом ходе равнялись 3200 и 4200 милям.
Имея 84 оборота винта, корабль шел со скоростью 16 узлов, 64 — 12 узлов, 54 — 10 узлов, 45 — 8 узлов и 35 — б узлов. При обрастании подводной части, скорость уменьшалась в среднем на 13/4узла. На обеспечение повседневных нужд (отопление, освещение, работа вспомогательных механизмов) в сутки затрачивалось от 3,6 до 3,9 т угля.
После подачи в машины команды "задний ход" на скорости 8,5 узлов корабль останавливался и шел назад спустя 90 секунд. При команде "лево"("право") на борт (скорость 8,5 узлов) и повороте руля на 30° корабль имел диаметр циркуляции 265 саженей, при 10-узловой скорости 640 м.
Полный поворот происходил за 4 минуты. Скорость положения руля паровой машиной на максимальный угол в 35° составляла 20 секунд. Для положения руля вручную на максимальный угол требовалось 8 человек.
Запас сухой и мокрой провизии позволял кораблю находиться в море 3 месяца, запасов пресной воды хватало на две недели.
Шлюпки и дельные вещи
На корабле на рострах и верхней палубе находились 2 барказа, 1 полубарказ, 2 катера, 2 вельбота, 2 шестивесельных яла, 2 паровых катера и 1 рабочий катер. На них одновременно могли разместиться около 600 человек. На борт в течение суток (на срок от 2 до 9 дней) броненосец мог принять 550 человек, на более продолжительное время 495. Корабль в случае необходимости мог выделить в десант роту из 36 рядовых и офицера, и 2-х десантных пушек Барановского.
Для заделки пробоин в подводной части имелись 2 пластыря, разработанных С.О. Макаровым в то время, когда он был еще лейтенантом. Они имели размерения 4,26x4,26 м, и в случае тревоги их должны были подводить к пробоине в течение 20 минут. В добавление к шлюпкам и катерам на броненосце имелись 2 стальных спасательных буя, 12 пробковых кругов и 51 спасательный пояс.
Броненосец мог находиться в море при любом состоянии погоды.
Приложение № 2: «Двенадцать Апостолов»
С.М. Эйзенштейн
Достаточно известна "непонятная" история рождения фильма "Броненосец Потемкин". История о том, как он родился из полстранички необъятного сценария "Пятый год", который был нами написан в совместной работе с Ниной Фердинандовной Агаджановой летом 1925 года.
Для того чтобы сделать картину вокруг броненосца, нужен ... броненосец.
А для воссоздания истории броненосца в 1905 году надо, чтобы он был еще именно такого типа, какие существовали в девятьсот пятом году.
За двадцать лет — а дело было летом 1925 года — облики военных кораблей категорически изменились. Ни в Лужской губе Финского залива — в Балтфлоте, ни во флоте Черного моря летом 1925 года броненосцев старого типа уже не было. Особенно в Черном море, откуда военные суда даже старого типа были уведены Врангелем и в большом количестве были затоплены.
Весело покачивается на водах Севастопольского рейда крейсер "Коминтерн". Но он вовсе не то, что нам надо. У него нет площадки юта — плацдарма знаменитой "драмы на Тендре", которую нам надо воссоздать.
Сам "Потемкин" много лет тому назад разобран, и даже не проследить, куда листопад истории разнес и разметал листы тяжелой брони, когда-то покрывавшей его мощные бока.
Однако "разведка" — киноразведка — доносит, что если не стало самого "Князя Потемкина Таврического", то жив еще его друг и однотипный сородич — когда-то мощный и славный броненосец "Двенадцать Апостолов". В цепях, прикованный к скалистому берегу, притянутый железными якорями к неподвижному песчаному морскому дну, стоит его когда-то героический остов в одной из самых дальних извилин так называемой Сухарной балки. Именно здесь, в глубоких подземельях, продолжающих извилины залива в недрах гор, хранятся сотни и тысячи мин. У входа к ним, как бдительный цербер в цепях, лежит продолговатое ржаво-серое тело "Двенадцати Апостолов".
Не видно ни орудийных башен, ни мачт, ни флагштоков, ни капитанского мостика на громадной широкой спине этого дремлющего сторожевого кита. Их унесло время. И только многоярусное железное его брюхо иногда грохотом отзывается на стук вагонеток, перекатывающих тяжелое и смертоносное содержимое его металлических сводов: мины, мины, мины.
Серое тело "Двенадцати Апостолов" тоже стало минным пакгаузом. И потому-то оно так тщательно приковано, притянуто и прикручено к тверди: мина не любит толчков, мина избегает сотрясения, мина требует неподвижности и покоя.
Казалось, навеки застыли в неподвижности "Двенадцать Апостолов", как недвижно стоят двенадцать каменных изваяний сподвижников Христа по бокам романовских порталов.
Но железному киту суждено еще раз пробудиться, еще раз двинуть боками, еще раз повернуть в сторону открытого моря свой нос, казалось, навсегда упершийся в утесы. Броненосец стоит около самого скалистого берега, параллельно ему. А "драма на Тендре" происходит в открытом море. Ни сбоку, ни с носа броненосца никак не "взять" кинокамерой таким образом, чтобы фоном не врывались в объектив тяжелые отвесные черные скалы.
Однако зоркий глаз помощника режиссера Крюкова, разыскавшего великого железного старца в извилинах Севастопольского рейда, разглядел возможность преодоления и этой трудности. Поворотом своего мощного тела на девяносто градусов корабль становится к берегу перпендикулярно; таким образом он фасом своим, взятым с носа, попадает точно против расщелины окружающих скал и рисуется во всю ширину своих боков на чистом небесном фоне! И кажется, что броненосец в открытом море. Вокруг него носятся удивленные чайки, привыкшие считать его за горный уступ. И полет их еще усугубляет иллюзию.
В тревожной тишине ворочается железный кит. Особое распоряжение командования Черноморского флота снова, в последний раз, поставило железного гиганта носом к морю. И кажется, что носом этим он втягивает соленый воздух открытой глади после застойного запаха тины у берегов. Дремлющие в его чреве мины, вероятно, не заметили, пока свершался этот плавный оборот его грузного тела.
Но стук топоров не мог не тревожить его сон: это на палубе подлинного броненосца собирают верхнюю часть броненосца фанерного. Из реек балок и фанеры по старым чертежам, хранящимся в Адмиралтействе, был воссоздан точный внешний облик броненосца "Потемкина".
В этом почти символ самого фильма: на базе подлинной истории воссоздать средствами искусства прошлое.
Но ни единого рывка ни вправо ни влево, ни одного сантиметра вбок! Иначе погибнет иллюзия открытого моря, иначе в объектив станут лукаво заглядывать седые скалы (Правда, в картине есть вид сбоку. Но этот вид снят в мавританских хоромах Сандуновских бань в Москве. В тепловатой воде бассейна покачивается серое тельце маленькой модели броненосца. (Прим. С.М. Эйзенштейна)).
Жесткие пространственные шоры держат нас в узде. Не менее жесткие шоры времени: строгие сроки необходимости сдачи картины в день юбилея не дают разбегаться замыслам. Цепи и якоря держат в узде старое тело броненосца, рвущегося в море.
Мины, мины, мины.
Под знаком мин идет работа. Курить нельзя, бегать нельзя, даже быть на палубе без особой нужды и то нельзя!
Страшнее мин специально к нам представленный их хранитель — товарищ Глазастиков!
Глазастиков!
Это не игра слов. Но зато полная характеристика внутреннего содержания носителя этого недреманного ока, этого аргуса, охранявшего ярусы мин под нашими ногами от вспышек, от излишней тряски, от детонации. На выгрузку мин потребовались бы месяцы, а у нас всего две недели сроку, чтобы успеть окончить фильм к юбилею.
Попробуйте в таких условиях снимать восстание!
Однако "тщетны россам все препоны": восстание было снято!
Не напрасно ворочались мины в брюхе старого броненосца и вздрагивали от грохота воссозданных событий истории, проносившихся по его палубам. Что-то от их взрывной силы захватил с собой в свое плавание и экранный его образ.