Приложения

 

Приложение № 1 : Как был устроен эскадренный броненосец «Двенадцать Апостолов»

 

Корпус

 

Наибольшая длина корпуса равнялась 342 ф. (104,2 м), длина по грузовой ватерлинии 335 ф. 6 д. (102,3 м), между перпендикулярами 320 ф (97,5 м), ширина по ватерлинии 60 ф (18,3 м). Отношение длины к ширине было несколько боль­шим, чем у броненосцев той поры и приближалось к показателям броненосных крейсеров. Для "Две­надцати Апостолов" это соотношение составляло 5,33, вместо 4,63 для броненосцев типа "Екатери­на М" и 5,26 для броненосного крейсера "Адмирал Нахимов".

Корабль имел проектное углубление 25 ф. 6 д. (7,7 м) на ровный киль, проектное водоизмещение 8076 т. В процессе строительства его проектное водоизмещение увеличилось до 8118,5 т, а во время службы фактическое водоизмещение возросло до 8433,6 т. Поэтому в полном грузу осадка со­ставляла 26 ф. 9 д. (8,2 м) носом, 27 ф. 6 д. (8,4 м) кормой, средняя 27 ф. 2 д. (8,3 м). Величина изме­нения водоизмещения на 1 дюйм (25,4 мм), осадки равнялся 35,22 т.

Площадь грузовой ватерлинии равнялась 15198,7 ф2, миделя 1250,6 ф2. Коэффициент пол­ноты ватерлинии составлял 76,4%, миделя 81,5%. Метацентрическая высота равнялась 3,6 ф (1,09 м). Форму корпуса образовывали 83 шпангоута, имев­шие шпацию 1,2 м. Корпус в деталях конструкции представлял подобие корпуса, построенного чуть раньше для Балтийского моря броненосца "Импе­ратор Александр М", имел далеко выдающийся впе­ред таран (от линии перпендикуляра на 3,65 м, уг­лубление 1,82 м).

Внутреннее дно простиралось от 15 до 70 шпан­гоута. Корпус делился на 11 водонепроницаемых отсеков 10 водонепроницаемыми переборками.

Самым малым отсеком был таранный между 3 и 6 шп.

Затем в отсеке от 6 до 15 шп. на платформах размещались шкиперское и брашпильное отделе­ния, цепные ящики, погреб мокрой провизии и мин­ный погреб.

Далее в отсеке между 15 и 27 шп. находилось помещение для боевых зарядных отделений мин Уайтхеда, крюйт-камеры и бомбовые погреба для 6 и 12-д. орудий, 3 патронных погреба для малока­либерной артиллерии и выгородка для помпы Вартингтона.

В отсеках с 27 по 39 и 39 по 51 шп. располага­лись носовые и кормовые котельные отделения с 12-ю цилиндрическими котлами.

Машинное отделение находилось в отсеке меж­ду 51 и 62 шп.

В следующем за ним отсеке между 62 и 72 шп. проходили коридоры гребных валов, размещались погреба для сфероконических мин, два патронных погреба для малокалиберной артиллерии, крюйт-камера и бомбовый погреб для 12-дюймовых ору­дий, помещение мокрой провизии и аккумулятор­ный отсек.

В отсеке между 70 и 76 шп. находились руле­вое отделение, помещение для сухой провизии, от­деление для хранения якорей, для сфероконических мин, офицерский провизионный погреб, отде­ление минных аппаратов, ящики для хранения тро­сов и канатов.

В последнем кормовом отсеке от 76 шп. до ахтерштевня находился румпель с рулевой машиной.

 

Бронирование

 

"Двенадцать Апостолов" имел более развитую систему бронирования, чем первые балтийские бро­неносцы "Император Александр II" и "Император Николай I". Весьма близким по системе брониро­вания был другой балтийский корабль "Гангут".

Бронирование "Двенадцати Апостолов" состо­яло из пояса по ватерлинии длиной 68 м, нижнего каземата длиной 64,5 м и верхнего каземата дли­ной 14,5 м. Пояс по ватерлинии и оба каземата имели в носу и корме траверзное бронирование.

Броневые плиты по ватерлинии на протяжении 42,7 м имели толщину 356 мм, к носу и корме шли по несколько плит толщиной 305 мм. Траверзная броня пояса имела толщину в носу 254 мм, в корме 229 мм. Нижний каземат на всем своем протяже­нии защищался 305-мм плитами, а в носу и корме замыкался 254-мм плитами. Верхний каземат, со­зданный для защиты 4 152-мм орудий, по всему периметру защищался 127-мм плитами.

Круглые барбеты обеих 305-мм установок име­ли броню 254-305-мм. Сами барбетные установки имели колпаки сферической формы, закрытые 64-мм стальными листами. Палубная броня вне казе­матов состояла из 50-64 мм листов.

Вся броня на корабле была сталежелезной. Пли­ты вертикальной брони изготовили в Англии, на известном заводе Камеля. Общий вес изготовлен­ных в Англии плит равнялся 1689 т. Вес 356-мм и 305-мм плит равнялся 504,9 т, 254-мм и 229-мм — 130,56 т, 12 плит нижнего каземата — 564,4 т, 127-мм верхнего каземата — 147 т, барбетные 305-мм и 254-мм плиты — 320 т, 152-мм плиты для боевой рубки — 22,65 т.

Согласно условиям контракта, плиты изготав­ливались по способу "смешанной системы", изоб­ретенной инженером Вильсоном, или сваркой рас­плавленной стали листов прокатанного железа в пропорции 33,3% стали и 66,6 % железа. Всего с лиственничной подкладкой, болтами и гайками об­щий вес бронирования достигал 2014,31 т.

Плиты в основном на 97,8-98,1% состояли из железа. Но к нему добавлялись весьма незначи­тельные добавки (от 0,02 до 0,8%) углерода, крем­ния, серы, фосфора и марганца.

В целом по своей технологии изготовление плит в конце IX в. являлось весьма сложной задачей, которую могли выполнить в мире лишь несколько заводов. Сталь, предназначенная для плит, прохо­дила испытание и на механический разрыв. Так, разрывное усилие не могло быть менее, чем 17,5-18,6 т на квадратный дюйм вдоль, и 16-18 т поперек плиты. Причем удлинение при этом не должно было превышать 16-24% на длине 203 мм.

 

Артиллерийское вооружение

 

Включало в себя: 4 305-мм, 4 152-мм, 12 47-мм, 14 37-мм и 2 63,5-мм десантных орудия системы Барановского.

4 305-мм орудия с длиной канала ствола в 30 калибров находились в двух барбетных установках в носу и корме. Установки обеспечивали орудиям угол горизонтального наведения в 270° для носо­вых орудий и 290° для кормовых. Наибольший угол вертикального наведения составлял 15°, что позво­ляло стрелять на дистанцию в 50 кабельтовых, наи­больший угол снижения равнялся 5°. При этом угле снаряд достигал дистанции всего около 90 м от борта. Все четыре орудия находились на одном уровне, а оси каналов стволов отстояли над ватер­линией на 6,4 м.

Механизмы подачи боезапаса позволяли обес­печивать скорострельность в 1 выстрел в 3,5 мину­ты. Но на практике, с наведением на цель, она не превышала 1 выстрела в 7 минут, что на момент введения корабля в строй уже считалось неудов­летворительным. Общий вес орудий с установками равнялся 422 т, снарядов 130,8.

Боезапас к 305-мм орудиям составлял 240 бо­евых зарядок и 250 снарядов (77 снарядов из обык­новенного чугуна, 77 бронебойных, 77 фугасных и 19 шрапнельных).

4 152-мм орудия располагались в верхней батарее, на бортовых станках, распространен­ных в то время на фло­те, системы Дуброва-Вавасера. Станки обеспечивали горизон­тальное наведение по 104° для носовых (84° в нос и 20° за траверз) и кормовых (84° в корму и 20° в нос за траверз) орудий. Максимальный угол вертикального на­ведения равнялся 8,5°, что обеспечивало даль­ность полета снаряда в 35 кабельтовых (ок 6,5 км), минимальный угол снижения 7,5°, что по­зволяло стрелять от борта на расстоянии всего около 30 м. Сис­тема подачи и заряжа­ния обеспечивала скоро­стрельность 1 выстрел в 30 секунд, а с наведе­нием на цель в 60 се­кунд. Вес 152-мм орудий с установками равнялся 44,7 т, вес боезапаса 50,1 т. Боезапас к орудиям составлял 640 боевых зарядов и 532 снаряда (136 снарядов из обыкновенного чугуна, 136 бронебой­ных, 136 фугасных, 92 шрапнельных и 32 картеч­ных). Оси каналов ствола всех орудий отстояли от грузовой ватерлинии на расстоянии 3,63 м, это по­зволяло при условии слаженной работы комендо­ров успешно вести стрельбу при качке до 5°. При качке более, чем в 5° 152-мм орудия стрелять уже не могли.

305-мм и 152-мм орудия предназначались для эскадренного боя. Для отражения же атак появив­шегося незадолго до нового вида оружия — мино­носцев, использовались малокалиберные одно­ствольные орудия двух калибров (47- и 37-мм).

В батарейной палубе находились 6 47-мм и 4 37-мм орудия. Высота оси ствола каждого орудия над грузовой ватерлинией равнялась 3,65 м.

47-мм орудия имели наибольший угол возвы­шения в 21°, что позволяло им стрелять на рассто­яние около 3,9 км. При наибольшем угле снижения 22,5° стрельбу можно было вести на расстоянии не менее 10 метров от борта.

Для 37-мм батарейных орудий наибольший угол возвышения равнялся 35° (дальность стрельбы бо­лее 2,2 км), снижения 29° (дальность стрельбы не менее 7 м от борта).

6 47-мм орудий располагались на спардеке.

На мостиках стояли 4 37-мм пятиствольных орудия системы Барановского. В 1901 г. оба де­сантных орудия сняли с мостика и поставили на колесных лафетах на верхней палубе за кормовой башней. На боевом марсе на фок-мачте стояло 6 37-мм одноствольных орудий. Они имели наиболь­ший угол возвышения в 37°, что позволяло им вес­ти огонь на максимальную дальность полета снаряда, минимальный — в 13° позволял стрелять на расстоянии не менее 70 м от борта. Высота осей их стволов над грузовой ватерлинией равнялась 14,2 м. Все малокалиберные орудия имели сектор об­стрела по горизонту от 60 до 80°, скорострельность от 3 до 5 выстрелов в минуту.

Боезапас для 47-мм орудий составлял 9720, для 37-мм 14580, для 63,5-мм Барановского 960 патронов. Расположение артиллерии позволяло (по данным тактического формуляра) иметь самое вы­годное направление стрельбы в секторе от 70 до 110° на борт. Самый выгодный курсовой угол на неприятеля, когда система броневой защиты исполь­зовалась наиболее эффективно, составлял по 30° на нос или на корму.

 

Минное вооружение

 

Состояло из б 15-дюймовых (381-мм) надвод­ных торпедных аппаратов, предназначенных для ме­тания 19-футовых (5,79 м) мин Уайтхеда, 50 сфероконических мин заграждения, 4 356-мм аппара­та для стрельбы метательными минами.

Надводные 15-дюймовые аппараты располага­лись на броневой палубе и имели одинаковое отсто­яние оси от ватерлинии — 0,94 м. По одному аппа­рату находилось в носу и корме, их трубы проходили через специальные отверстия в штевнях. Аппараты крепились к штевням и наводились на цель исклю­чительно корпусом корабля. Перед выстрелом про­исходило выдвижение желоба. Это при выходе из трубы предохраняло мину от воздействия волн.

Четыре торпедных аппарата располагались по два с каждого борта. Носовые аппараты имели сек­торы обстрела по 45° в нос и по 5° в корму от траверза. Кормовые соответственно по 30° в нос и по 10° в корму.

На корабле хранилось 12 мин для 15-дюймовых, 5 мин для 14-дюймовых (14-фунтовых) катерных мин и 4 метательные мины. 15-дюймовые мины снаря­жались 5 пудами пороха (на корабле хранились по

6 мин образца 1889 и 1894 гг., изготовленных на Обуховском заводе). Для стрельбы самоходными 14-дюймовыми метательными минами оборудова­лись 3 катера, и 1 катер имел шестовые мины.

Все электрооборудование корабля также вхо­дило в ведение минеров. На корабле имелись два боевых 75-см прожектора системы Манжена. Один стоял на фор-марсе на высоте 20,4 м от ватерли­нии, другой на заднем мостике в 11,9 м от ватерли­нии. Для освещения многочисленных помещений полностью (еще со времен постройки броненосного крейсера "Адмирал Нахимов") применя­лось электричество. На кораблях имелись 224 лампочки для освещения жилых помещений, 64 для освещения погребов, рубок, постов, батарей и башен по боевой тревоге, 91 лам­почка освещала верхнюю палубу, мостики и рубки броненосца. Все лампы имели напря­жение в 100 вольт и силу света в 16 свечей. Для выработки электроэнергии стояли две динамо-машины системы Грамма. Для распределения электроэнергии и дублирова­ния ее подачи к потребителям на корабле была одна распределительная станция, де­вять коммутаторов и четыре независимых электроцепи. Всего на корабле имелось 539 лампочек.

В кампании 1895 г. для проведения опы­тов на "Двенадцати Апостолов" установили рельсы для постановки мин по способу лей­тенанта Угрюмова.

 

Главные механизмы

 

Две трехцилиндровые машины тройного расширения для броненосца изготовили на Балтийском заводе в период с 1889-1891 гг. Каждая машина работала на свой винт.

Проектная мощность обеих машин рав­нялась 8500 л.с. при нормальной тяге и 11500 л.с. при форсированной.

ТТД машин и котлов:

Диаметр цилиндров

высокого давления.................... 1040 мм.

Диаметр цилиндра

среднего давления...................... 1520 мм.

Диаметр цилиндра

низкого давления.......................2290 мм.

Винты системы Грифитса:

Диаметр гребного вала ............ 419 мм.

Диаметр гребного вала

за дейдвудом...............................445 мм.

Ход поршня................................ 990 мм.

Наибольшее число оборотов (мин.) ... 96

Шаг гребного винта........................7,0 м.

Длина ступицы винта............... 875 мм.

Углубление верхней кромки

винта от ватерлинии ..................... 1,96 м.

 

Поршни, шатуны, коленчатые и гребные валы отливались из стали. Остальные части из чугуна, меди или латуни. В каждом ма­шинном отделении, согласно спецификации, находились часы с восьмидневным зарядом. Каждый цилиндр снабжался индикатором давления системы Ричардса.

Для обеспечения всех механизмов паром на броненосце стояло 4 одинарных и 4 двой­ных цилиндрических котла, рассчитанных на рабочее давление 130 ф.дм . (максимальное давление 205 ф.дм .).

 

Котлы имели следующие ТТД:

Число котлов

(4 двойные, 4 одинарных) ...................... 12 шт.

Рабочее давление ........................... 130 ф.дм .

Максимальное давление..................205 ф.дм .

Диаметр котлов.................................... 4,58 м.

Длина котлов.........................................4,95 м.

Общая площадь

нагревательной поверхности.............20320 ф2.

Площадь колосниковых решеток.........815 ф2.

 

Вспомогательные механизмы

Для обеспечения повседневных нужд на корабле имелось:

2 двухцилиндровых машинных привода для пе­ремены хода машин мощностью по 4 л.с.

2 одноцилиндровых машины мощностью в 60 л.с.

6 одноцилиндровых машинок мощностью в 15 л.с. для подъема мусора.

2 циркуляционные помпы с машинами мощнос­тью по 75 л.с.

2 циркуляционные помпы с машинами мощнос­тью по 25 л.с.

1 машина при вспомогательном холодильнике.

1 машина при трюмно-пожарных насосах.

4 машины при трюмно-отливных насосах.

2 машины при трюмных донках.

1 машина для пожарного насоса с отдельным котлом.

20 паровых ма­шин для лебедок и гидравлических на­сосов.

8 машин для вен­тиляции котлов.

 

Для обеспечения корабля паром во время якорной стоян­ки имелись 3 вспомо­гательных котла, а для обеспечения ко­манды кипяченой во­дой 3 кипятильника и 2 опреснителя систе­мы Зотова, произво­дительностью до 40 ведер в час.

Полная вместимость угольных ям составляла 530 т. Нормальный запас угля равнялся 32 000 пу­дов (около 525 т). В случае же крайней необходи­мости на палубы в мешках смогли бы принять еще 10 000 пудов (около 164 т). Весь запас угля, при условии слаженной работы команды, на корабль с барказов и барж грузили в течение 20 часов. Из холодного состояния пар в котлах и первые оборо­ты винта могли давать спустя 12 часов.

 

Водоотливная система

 

Была типичной, как и для всех пер­вых броненосцев. Она состояла из глав­ной осушительной трубы по всей длине с отростками непос­редственно в каждый трюм. Для выкачивания из трюмов воды имелись:

2 циркуляционные помпы мощностью по 750 т в час.

3 турбины мощностью каждая по 750 т в час.

3 турбины мощностью каждая по 250 т в час. 2 эжектора мощностью по 280 ведер в минуту.

1 трюмно-пожарная помпа мощностью 170 ве­дер в минуту.

2 помпы системы Вартингтона мощностью по 170 ведер в минуту.

4 брандспойта системы Даутона мощностью каждая по 600 ведер в час.

 

Мореходные и маневренные качества

 

Дальность плавания полным ходом при нормаль­ной загрузке углем равнялась 1400 милям, при мак­симальной 1860 миль. Соответствующие показатели при экономическом ходе равнялись 3200 и 4200 милям.

Имея 84 оборота вин­та, корабль шел со ско­ростью 16 узлов, 64 — 12 узлов, 54 — 10 узлов, 45 — 8 узлов и 35 — б узлов. При обрастании подводной части, ско­рость уменьшалась в среднем на 13/4узла. На обеспечение повседнев­ных нужд (отопление, ос­вещение, работа вспомо­гательных механизмов) в сутки затрачивалось от 3,6 до 3,9 т угля.

После подачи в ма­шины команды "задний ход" на скорости 8,5 уз­лов корабль останавли­вался и шел назад спус­тя 90 секунд. При команде "лево"("право") на борт (скорость 8,5 уз­лов) и повороте руля на 30° корабль имел диа­метр циркуляции 265 са­женей, при 10-узловой скорости 640 м.

Полный поворот про­исходил за 4 минуты. Скорость положения руля паровой машиной на максимальный угол в 35° составляла 20 секунд. Для положения руля вручную на максималь­ный угол требовалось 8 человек.

Запас сухой и мок­рой провизии позволял кораблю находиться в море 3 месяца, запасов пресной воды хватало на две недели.

 

Шлюпки и дельные вещи

 

На корабле на рост­рах и верхней палубе на­ходились 2 барказа, 1 полубарказ, 2 катера, 2 вельбота, 2 шестивесель­ных яла, 2 паровых кате­ра и 1 рабочий катер. На них одновременно могли разместиться около 600 человек. На борт в течение суток (на срок от 2 до 9 дней) броненосец мог принять 550 человек, на бо­лее продолжительное время 495. Корабль в случае необходимости мог выделить в десант роту из 36 рядовых и офицера, и 2-х десантных пушек Бара­новского.

Для заделки пробоин в подводной части име­лись 2 пластыря, разработанных С.О. Макаровым в то время, когда он был еще лейтенантом. Они име­ли размерения 4,26x4,26 м, и в случае тревоги их должны были подводить к пробоине в течение 20 минут. В добавление к шлюпкам и катерам на бро­неносце имелись 2 стальных спасательных буя, 12 пробковых кругов и 51 спасательный пояс.

Броненосец мог находиться в море при лю­бом состоянии погоды.

 

Приложение № 2: «Двенадцать Апостолов»

С.М. Эйзенштейн

 

Достаточно известна "непонятная" история рож­дения фильма "Броненосец Потемкин". История о том, как он родился из полстранички необъятного сценария "Пятый год", который был нами написан в совместной работе с Ниной Фердинандовной Агаджановой летом 1925 года.

Для того чтобы сделать картину вокруг броне­носца, нужен ... броненосец.

А для воссоздания истории броненосца в 1905 году надо, чтобы он был еще именно такого типа, какие существовали в девятьсот пятом году.

За двадцать лет — а дело было летом 1925 года — облики военных кораблей категорически изменились. Ни в Лужской губе Финского залива — в Балтфлоте, ни во флоте Черного моря летом 1925 года броненосцев старого типа уже не было. Особенно в Черном море, откуда военные суда даже старого типа были уведены Врангелем и в боль­шом количестве были затоплены.

Весело покачивается на водах Севастопольс­кого рейда крейсер "Коминтерн". Но он вовсе не то, что нам надо. У него нет площадки юта — плацдарма знаменитой "драмы на Тендре", которую нам надо воссоздать.

Сам "Потемкин" много лет тому назад разоб­ран, и даже не проследить, куда листопад истории разнес и разметал листы тяжелой брони, когда-то покрывавшей его мощные бока.

Однако "разведка" — киноразведка — доно­сит, что если не стало самого "Князя Потемкина Таврического", то жив еще его друг и однотипный сородич — когда-то мощный и славный бронено­сец "Двенадцать Апостолов". В цепях, прикован­ный к скалистому берегу, притянутый железными якорями к неподвижному песчаному морскому дну, стоит его когда-то героический остов в одной из самых дальних извилин так называемой Сухарной балки. Именно здесь, в глубоких подземельях, про­должающих извилины залива в недрах гор, хранят­ся сотни и тысячи мин. У входа к ним, как бдитель­ный цербер в цепях, лежит продолговатое ржаво-серое тело "Двенадцати Апостолов".

Не видно ни орудийных башен, ни мачт, ни флагштоков, ни капитанского мостика на громад­ной широкой спине этого дремлющего сторожево­го кита. Их унесло время. И только многоярусное железное его брюхо иногда грохотом отзывается на стук вагонеток, перекатывающих тяжелое и смер­тоносное содержимое его металлических сводов: мины, мины, мины.

Серое тело "Двенадцати Апостолов" тоже ста­ло минным пакгаузом. И потому-то оно так тща­тельно приковано, притянуто и прикручено к твер­ди: мина не любит толчков, мина избегает сотрясе­ния, мина требует неподвижности и покоя.

Казалось, навеки застыли в неподвижности "Двенадцать Апостолов", как недвижно стоят две­надцать каменных изваяний сподвижников Христа по бокам романовских порталов.

Но железному киту суждено еще раз пробудить­ся, еще раз двинуть боками, еще раз повернуть в сторону открытого моря свой нос, казалось, навсег­да упершийся в утесы. Броненосец стоит около са­мого скалистого берега, параллельно ему. А "дра­ма на Тендре" происходит в открытом море. Ни сбо­ку, ни с носа броненосца никак не "взять" кинока­мерой таким образом, чтобы фоном не врывались в объектив тяжелые отвесные черные скалы.

Однако зоркий глаз помощника режиссера Крю­кова, разыскавшего великого железного старца в извилинах Севастопольского рейда, разглядел воз­можность преодоления и этой трудности. Поворо­том своего мощного тела на девяносто градусов корабль становится к берегу перпендикулярно; та­ким образом он фасом своим, взятым с носа, по­падает точно против расщелины окружающих скал и рисуется во всю ширину своих боков на чистом небесном фоне! И кажется, что броненосец в от­крытом море. Вокруг него носятся удивленные чай­ки, привыкшие считать его за горный уступ. И по­лет их еще усугубляет иллюзию.

В тревожной тишине ворочается железный кит. Особое распоряжение командования Черноморс­кого флота снова, в последний раз, поставило же­лезного гиганта носом к морю. И кажется, что но­сом этим он втягивает соленый воздух открытой глади после застойного запаха тины у берегов. Дремлющие в его чреве мины, вероятно, не заме­тили, пока свершался этот плавный оборот его груз­ного тела.

Но стук топоров не мог не тревожить его сон: это на палубе подлинного броненосца собирают верхнюю часть броненосца фанерного. Из реек балок и фанеры по старым чертежам, хранящимся в Адмиралтействе, был воссоздан точный внешний облик броненосца "Потемкина".

В этом почти символ самого фильма: на базе подлинной истории воссоздать средствами искус­ства прошлое.

Но ни единого рывка ни вправо ни влево, ни одного сантиметра вбок! Иначе погибнет иллюзия открытого моря, иначе в объектив станут лукаво заглядывать седые скалы (Правда, в картине есть вид сбоку. Но этот вид снят в мавританских хоромах Сандуновских бань в Москве. В теп­ловатой воде бассейна покачивается серое тельце малень­кой модели броненосца. (Прим. С.М. Эйзенштейна)).

Жесткие пространственные шоры держат нас в узде. Не менее жесткие шоры времени: строгие сроки необходимости сдачи картины в день юби­лея не дают разбегаться замыслам. Цепи и якоря держат в узде старое тело броненосца, рвущего­ся в море.

Мины, мины, мины.

Под знаком мин идет работа. Курить нельзя, бегать нельзя, даже быть на палубе без особой нужды и то нельзя!

Страшнее мин специально к нам представлен­ный их хранитель — товарищ Глазастиков!

Глазастиков!

Это не игра слов. Но зато полная характерис­тика внутреннего содержания носителя этого не­дреманного ока, этого аргуса, охранявшего ярусы мин под нашими ногами от вспышек, от излишней тряски, от детонации. На выгрузку мин потребова­лись бы месяцы, а у нас всего две недели сроку, чтобы успеть окончить фильм к юбилею.

Попробуйте в таких условиях снимать вос­стание!

Однако "тщетны россам все препоны": восста­ние было снято!

Не напрасно ворочались мины в брюхе старо­го броненосца и вздрагивали от грохота воссоз­данных событий истории, проносившихся по его палубам. Что-то от их взрывной силы захватил с собой в свое плавание и экранный его образ.