Трехбашенные броненосные фрегаты «Адмирал Лазарев» и «Адмирал Грейг»

 

Первые в русском флоте трехбашенные фрегаты "Адмирал Лазарев" и "Адми­рал Грейг" относились ко второй серии броненосных кораблей русского флота. Они должны были превосходить своих предшественников "мониторной програм­мы" по мореходности, вооружению и бро­нированию. Кроме того, ставилась задача строить их исключительно на отечествен­ных верфях и с применением железа толь­ко русского производства. В связи с этим путь их создания оказался более сложным и длительным.

В августе 1864 г. четыре из восьми ко­раблей, утвержденных программой, окон­чательно решили строить по "улучшенному чертежу плавучих батарей".

Чертежи и спецификации Корабле­строительный технический комитет разра­ботал уже через три месяца. К постройке утвердили вариант, в котором нарицатель­ную мощность механизмов увеличили с 350 до 400 л.с., а вместо батарейного приняли башенное расположение артиллерии. Так в результате длительных поисков появил­ся тип трехбашенных броненосных кораб­лей. Их основные характеристики, соглас­но модификации Е-3. составили: длина по ватерлинии 75,6, ширина 13.1. осадка 4,72 м. водоизмещение 3007 англ. т. Корабли модификации Е-2 отличались более заост­ренными обводами и при тех же главных размерениях имели увеличенную до 4.9 м осадку и уменьшенное водоизмещение — 3196 англ. т.

Один корабль модификации Е-3 пору­чили строить казенному Невскому адми­ралтейству (подготовительные работы на­чались 20 апреля 1865 г.): другой - частному заводу Карра и Макферсона (позже Балтийский завод) по контракту от 12 мая 1865 г. Два корабля модификации Е-2 заказали заводу П.Ф. Семянникова и В.А. Полетики (позже Невский завод) по кон­тракту от 17 мая 1865 г. Их отнесли к ран­гу трехбашенных броненосных батарей и присвоили имена "Грейг", "Лазарев", "Спиридов". "Чичагов". Конструктивно они являлись развитием монитора типа "Смерч", по образцу которого и выполня­лись двойное дно и борта, башни системы Кольза, узлы крепления бортовой брони в уступе заподлицо с наружной обшивкой.

Строительство в России большой се­рии кораблей потребовало преодоления целого ряда организационных и техноло­гических трудностей. Приходилось коррек­тировать состав поставок и ассортимент заказываемого металла, не всегда соответ­ствующий производственным возможнос­тям предприятий. Некоторые виды прока­та приходилось осваивать заново.

Броню и поковки для всех восьми ко­раблей серии поставлял Ижорский завод. часть брони (до 820 т) заказали Камскому железоделательному заводу горного ведом­ства. Обуховский завод, налаживающий выпуск стальных нарезных орудий, постав­лял инструментальную сталь. На Невском заводе успешно работало собственное "железопрокатное заведение". Приемщики Морского министерства тщательно наблю­дали за тем, чтобы подрядчики не применя­ли железо, полученное из-за границы. По­нятно, что все эти трудности развития отечественного железного броненосного судостроения не могли не сказываться на сроках постройки.

Постройка кораблей значительно за­держивалась из-за неоднократных измене­ний в проектах. Уже при разработке проекта-задания в декабре 1864 г. по предложению контр-адмирала Г.И. Бутакова решили предусмотреть двойную наруж­ную обшивку в носовой части. Как на анг­лийском броненосце "Беллерофон", эта обшивка предназначалась для усиления корпуса при нанесении таранного удара и для защиты обшивки при подъеме якоря в штормовую погоду.

С учетом опыта аварий мониторов "Латник" и "Смерч", в сентябре 1865 г. ре­шили отказаться от традиционной про­кладки магистралей вентиляционных труб в трюме и располагать их под бимсами. У каждой главной переборки предусмотрели клинкеты для перекрытия вентиляционной магистрали, "чтобы переборки были дей­ствительно непроницаемы для воды в слу­чае пролома или течи в судне".

По предложению председателя кораб­лестроительного технического комитета генерал-майора С.И. Чернявского решили увеличить толщину бортовой брони фрега­тов со 114 до 152 мм, однако изготовление таких плит вызвало трудности на Ижорском заводе.

Было решено применить считавшую­ся в то время равной по сопротивляемости "слоеную" конструкцию: прилегавшие к об­шивке уступа под броню горизонтальные 229-мм тиковые брусья, 25,4-мм железные листы, вертикальные 203-мм тиковые бру­сья с установленными между ними железны­ми угольниками той же высоты и 114-мм наружные броневые плиты. 203-мм угольни­ки под плиты должны были препятствовать их прогибу при ударе снаряда, устраняя опасность разрыва броневых болтов, мас­сивный слой тиковой подкладки — смягчить удар снаряда, предотвращая разрывы зак­лепок обшивки и набора уступа корпуса, а слой внутренней брони (25.4 мм) — задержи­вать снаряды, пробившие наружную плиту.

Обшивка уступа (14.3 мм) обеспечи­вала водонепроницаемость корпуса и представляла собой последний рубеж за­щиты. Такая конструкция, по мнению С'.И. Чернявского, обеспечивала лучшую сопротивляемость ударам снарядов, чем на "Беллерофоне". Важными считались и технологические преимущества двухслой­ной брони, более высокого качества и меньшей стоимости. Толщина лобовой бро­ни башен увеличилась до 165, а боевой руб­ки осталась прежней — 127 мм.

Перегрузка в 240 т потребовала уве­личения средней осадки на 0.3, а кормой до 5,6 м. Это считалось допустимым "без осо­бенных неудобств к плаванию". Для сохра­нения прежней высоты надводного борта (1,52 м) и положения броневого уступа в корпусе относительно ватерлинии при­шлось на 0,3 м увеличить и высоту борта.

Вместо двухлопастных подъемных винтов применили более эффективные трехлопастные диаметром 4,57 м. что уменьшало потерю скорости, вызванную увеличением водоизмещения. С той же це­лью решили еще раз изменить теоретичес­кие чертежи. Вместо обычных применили балансирные рули, необходимость кото­рых начальник эскадры броненосных судов контр-адмирал И.Ф. Лихачев обосновал в докладной записке от 26 октября 1865 г. Его предложение было поддержано, при этом подчеркивалось достоинство новых рулей — возможность поворачивать "ма­лой силой", что позволяло резко повысить надежность рулевых приводов, избежать перегрузок, от которых нередко выходили из строя рулевые устройства на батареях "Первенец" и "Не тронь меня". Увеличи­вались углы перекладки рулей, и. следова­тельно, сокращалось время поворота ко­рабля, и улучшалась его маневренность.

В декабре 1865 г. изменения коснулись и энергетических установок, заказанных заводу Карра и Макферсона. Для достиже­ния оговоренного контрактом пятикратного повышения индикаторной мощности над нарицательной (400 л. с.) решили на 25%, по сравнению с английскими нормами, уве­личить площадь колосниковой решетки и нагревательную поверхность котлов, а ди­аметры цилиндров машин увеличить до 1730 мм, предусмотрев приспособления для отсечки пара. Для выработки пара давле­нием 1.76 атм для горизонтальных двухци­линдровых машин прямого действия системы Гомфрейса предусматривалось пять огнетрубных котлов (коробчатого типа) с го­ризонтальными трубками диаметром 64 мм и обратным ходом дыма. Запас угля (око­ло 260 т) обеспечивал бы дальность плава­ния 1200-1500 миль при скорости 9 уз.

В связи с запросом в январе 1865 г. строителя Н.Г. Коршикова, приступавше­го к разработке чертежей внутреннего расположения помещений и артиллерийских погребов "Грейга". выяснилось, что вместо ранее предполагавшихся 381-мм гладкоствольных орудий будут постав­ляться 229-мм стальные нарезные орудия, производство которых еще только нала­живалось Обуховским заводом с помощью завода Круппа.

В марте следующего года на кораблях решили внедрить еще одно новшество по примеру броненосца "Беллерофон" — проложить под вторым дном водоотливную тру­бу, предназначавшуюся для откачки скапли­вающейся там воды. Существовало мнение, что так можно обеспечить "сухость" на всем протяжении междудонного простран­ства. Однако строитель "Грейга" Х.В. Про­хоров считал, что такое решение было бы приемлемым в начале постройки корабля, теперь же его осуществление вызывало крайне трудоемкую и не безопасную для прочности корпуса работу по вырубанию во флорах прохода для труб. В связи с этим решили установить трубы не по всей длине корабля, а только в тех местах двойного дна, где вода может застаиваться.

Учитывая опыт пострадавшего в бурю 1862 г. английского фрегата "Принц Консорт", решили увеличить высоту ко­мингсов люков на верхней палубе до 400 мм; кроме того, по примеру итальянского корвета "Аффондаторе", в крышах ба­шен предусматривались отверстия для прицелов, защищенные гласисами (невы­сокие броневые плиты), "для выхода дыма и протравки запалов". На "Лазаре­ве" применили упрощенную конструкцию форштевня -- из листового железа. На "Грейге" штевни установили кованые.

По примеру корвета "Минин", одно­слойные броневые палубы (25,4-мм) всех строившихся кораблей решили заменить двухслойными. Между слоями (верхний тол­щиной 15,9 и нижний 9,5 мм) прокладывал­ся слой толстого сукна или тонкого плот­ного войлока "с окраской по положению". Считалось, что такая конструкция, более технологичная за счет применения малых толщин, позволит (благодаря устранению верхних планок по стыкам) лучше отра­жать удары снарядов.

В августе 1866 г. "Адмирал Спиридов" и "Адмирал Чичагов" решили переделать в двухбашенные. "Адмирал Лазарев" и "Ад­мирал Грейг" продолжали достраивать трехбашенными.

Официальная закладка "Грейга" со­стоялась 28 апреля 1866 г., "Адмирала Ла­зарева" — 17 мая 1867 г. И. хотя построй­ка первого из них шла "неимоверно быстро", опоздания кованых штевней и другие неурядицы казенной постройки за­держали спуск. Первым 9 сентября 1867 г. сошел на воду "Адмирал Лазарев" (осадка с полозьями кормой 2,74, носом 1,52 м, стрелка перегиба 4.76 мм). С июля 1866 г. в названиях обоих кораблей добавилось сло­во "адмирал", 8 ноября их перечислили в ранг броненосных фрегатов.

"Адмирал Грейг" был спущен 18 октяб­ря 1868 г. (осадка с полозьями с кормой 3.2. носом 2.29 м). С марта 1867 г. строителем "Адмирала Грейга" стал капитан Н.Г. Коршиков. а наблюдающим за постройкой "Ад­мирала Лазарева" поручик В.Я. Дмитриев.

Задержки поставок и проектные изме­нения продолжали тормозить достроечные работы, различные изменения (увеличение диаметра башен, установка продольных мостиков) вызвали перегрузку кораблей, что вынудило, по предложению С.И. Чернявского, ограничиться меньшей площа­дью парусов, чем предполагалось. Их заме­нили на косое вооружение с топселями и триселями с ограниченными задачами -уменьшить боковую качку и дать возмож­ность спуститься по ветру в случае повреж­дения машин.

В октябре 1867 г. кораблестроительное отделение МТК по инициативе Г.И. Бутакова решило снабдить каждый броненосец паровым брашпилем, расположив его под верхней палубой. Их заказали в Англии по чертежу, выполненному строителем "Адми­рала Грейга" капитаном Н.Г. Коршиковым, который в январе 1868 г. разработал чертеж румпеля "с подвижными муфтами", одоб­ренный МТК для всех четырех фрегатов.

Менялось и якорное устройство; так. для "Адмирала Лазарева" в Англии заказа­ли якоря Мартина. В мае 1868 г. этот ко­рабль начали готовить к переходу в Крон­штадт. Из-за мелководья Невского бара его пришлось удифферентовать на ровный киль с осадкой 3,16 м. Снятые броневые плиты устанавливали уже зимой в Петров­ском доке Кронштадта.

На "Адмирале Грейге" для ускорения работ плиты подгоняли по месту уже на стапеле. С завода Карра и Макферсона, где устанавливались машины, корабль уже в сплошном ноябрьском льду вернули в Но­вое адмиралтейство, а для удобства зимних работ над фрегатом соорудили крышу с зас­текленными рамами. 26 сентября 1869 г. его с помощью специальных подъемных ботов и буксирных судов привели в Кронштадт.

Достройку продолжила группа коман­дированных из Петербурга рабочих под руководством подполковника Н.Г. Коршикова и его помощников подпоручика К.М. Алексеева, прапорщиков Н.Г. Михайлова, П.Д. Ерофеева, К.Н. Арцеулова.

Вынужденный отрыв от своих предприятий, нехватка различных деталей, ма­териалов, инструментов сильно осложнили и еще более замедлили работы. По целому ряду причин готовность башен опоздала на 2 года. Поэтому для башен "Лазарева" использовали часть плит, заказанных для бортовой брони фрегата "Минин", а на Грейте" недостающие плиты временно даже заменили деревом. Деревянными пер­воначально были и крыши башен, что не помешало одной из них в 1870 г. провести испытательную стрельбу боевыми заряда­ми. Установку боевой рубка на "Лазареве" завершили только в марте 1871 г.

Одновременно с достройкой на "Адмирале Грейге" устанавливались в поряд­ке эксперимента разработанные по идее мичмана С.О. Макарова глухие крышки на люки нижней палубы и платформ, с также водомерные трубки в трюмах.

На ходовых испытаниях в октябре 1871 г. водоизмещение "Адмирала Грей-га" при осадке носом 4.72 и кормой 6,4 (проектная соответственно 4,64 и 5,56 м) составило 3881 т (включая 250 т угля) вме­сто 5305 т по проекту; индикаторная мощ­ность 2031 л.с. (давление пара 1,76 атм), средняя скорость четырех пробегов на мерной линии у Толбухина маяка 9,54 уз. При перегрузке 190 т (угля лишь 64 т) и индикаторной мощности 2004 л.с. "Адми­рал Лазарев" развил 10,4 уз. Его испытания 10 октября прервались из-за аварии на Кронштадтском рейде: шедший с моря бро­неносный фрегат "Адмирал Спиридов" не успел полностью погасить инерцию и про­бил тараном правый борт "Лазарева". Вода через пробоину площадью 0,65 м2 по­падала в смежные отсеки, крен достиг 8°. Лишь с помощью своевременно подоспевших водоотливных ботов и пожарных баркасов удалось предотвратить катастрофу. Важной мерой после этого происше­ствия явилось решение об обязательной проверке водонепроницаемости отсеков строящихся кораблей наливом в них воды, усилении контроля за качеством клепки и чеканки. Члены расследовавшей аварию комиссии под председательством вице-ад­мирала А.А. Попова и генерал-лейтенанта И.С. Дмитриева предложили для выравнивания крена затапливать противополож­ные отсеки двойного дна.

Опыт плаваний 1872 г. показал, что для обеспечения непотопляемости трехбашенных фрегатов необходимы дополни­тельные переборки в бортовых коридорах и у входа в коридор гребного вала. Кроме того, под руководством лейтенанта С.О. Макарова па "Адмирале Лазареве" уста­новили одну из первых, внедрявшихся по его инициативе магистральных труб водо­отливной системы с надежными железными клапанными коробками. Тогда же устано­вили чрезмерный кормовой дифферент (на "Грейге", например, осадка носом 4,71, кор­мой 6,45 м), так как орудия не могли стрелять по ходу корабля в горизонтальной плоско­сти; по предложению Г.И. Бутакова при­шлось перераспределить некоторые грузы. Проверив летом 1873 г. частично вы­полненные работы, вице-адмирал А.А. По­пов признал мореходность "Адмирала Ла­зарева" "превосходной". В течение 8 часов пути от Кронштадта до Ревеля при десятибалльном ветре, большой зыби, различных курсах относительно волны и ветра фрегат держался на воде, "как утка".

В целях повышения надежности ар­тиллерии адмирал предлагал разгрузить корабли, заменив на каждом из них кормо­вую башню 305-мм орудием с барбетной ус­тановкой, стреляющим через бруствер. Од­нако из-за недостатка таких орудий осуществить это предложение не удалось. Зато было реализовано другое предложе­ние А.А. Попова — замена в каждой баш­не двух 229-мм одним 280-мм орудием; в ре­зультате вплоть до 90-х годов прошлого столетия трехбашенные фрегаты остава­лись после "Петра Великого" самыми мощ­ными в артиллерийском отношении кораб­лями русского флота. Бортовой залп каждого составлял 750 кг металла.

Из-за угрозы войны с Англией (1878 г.) башенные фрегаты предполагалось исполь­зовать в первой линии обороны, прикрывая минные поля впереди кронштадтских фор­тов. Чтобы поражать корабли противника со слабо бронированными палубами, вооружение фрегатов усилили 229-мм мортирами, а для защиты от миноносцев на каждом ус­тановили по четыре 87- и одной 44-мм ско­рострельной пушке Энгстрема.

В 1881-1992 гг. на кораблях заменили котлы, а в 1887 г. по примеру крейсеров "Память Меркурия" и "Адмирал Нахимов" установили хорошо зарекомендовавшие себя паровые рулевые приводы системы Стапфер-Дюкло. На каждом фрегате по­явилось и минное вооружение: подводный минный аппарат и 12-15 мин заграждения.

В соответствии с классификацией 1892 г. корабли перевели в броненосцы берего­вой обороны. Обследовав состояние корпу­са "Адмирала Лазарева" в 1893 г.. комиссия установила, что деревянная подкладка под броней сохранилась хорошо и замены не требует, а корпус после исправления вмятин в днище мог прослужить еще не менее 20 лет.

В 1900 и 1903 гг. на броненосцах сно­ва заменили котлы. По состоянию на 1904 г. вооружение каждого корабля насчитыва­ло три 280-мм орудия образца 1877 г., 64-мм пушку Барановского и три револьверные (пятиствольные) пушки. Экипаж "Адмира­ла Лазарева" составлял в то время 12 офи­церов и 260 матросов. В составе учебных отрядов Балтийского флота броненосцы прослужили до 1911 г.: затем их корпуса продали на разборку.

Корпус "Адмирала Лазарева" затонул во время шторма в декабре 1912 г. при бук­сировке на слом в Германию. "Адмирал Грейг" был разобран в Петербурге в 1912 г.

В заключение следует подчеркнуть, что в историю отечественного кораблестро­ения эти корабли вошли как первые круп­ные башенные броненосные фрегаты.