Двухбашенные броненосные фрегаты «Адмирал Спиридов» и «Адмирал Чичагов»

 

При одинаковой длине и ширине с "Адмиралом Лазаревым" и "Адмиралом Грейгом" (75,6: 13,1 м) двухбашенные бро­неносные фрегаты отличались лишь более заостренными обводами, увеличенной до 4,9 м осадкой и уменьшенным до 3196 т во­доизмещением. Заказ на их постройку по­лучил завод П.Ф. Семянникова и В.А. Полетики. Контрактная стоимость каждого корабля составляла 796 тыс. руб. Оконча­тельно подготовить их к сдаче требовалось в июле 1868 г.

Вертикальный киль имел по специфи­кации толщину 14.3, высоту 914 мм; гори­зонтальный киль выполнялся из двух лис­тов — верхнего толщиной 15,9 и нижнего 22,2 мм: листы первого пояса днища имели толщину 17,5 мм. Узел киля с обеих сторон крепился угольниками 102x102x15,9 мм на заклепках. Каждый пятый из флоров, расставленных через 1,22 м, выполнялся водо­непроницаемым: предусматривалось шесть главных водонепроницаемых переборок; против железной брони шпангоуты стави­лись через 0.61 м.

Не менее чем на половине длины корпуса в средней части устанавливались скуловые кили по типу батареи "Не тронь меня". Деревянная подкладка под броню выполнялась из двух слоев ост-индского тика суммарной толщиной 457 мм. Поверх подкладки также на сквозных болтах на­вешивались 114-мм броневые плиты, уста­новленные заподлицо с обводом корпуса. Плиты пояса брони по ватерлинии и вер­хнего в средней части выполнялись тол­щиной 114, а с 15 м от оконечностей — 89 мм. Нижний (третий) пояс брони в сред­ней части корпуса имел толщину в 102, а в оконечностях 76-89 мм. Нижнюю палубу набирали из сосновых брусьев толщиной 102 мм. такой же настил шел поверх 25,4-мм железной верхней палубы.

Отсеки крюйт-камер и бомбовых по­гребов выполнялись полностью из желез­ных листьев, обшивались изнутри дере­вом, снабжались клапанами и приводами для затопления и осушения. Потолки крюйт-камер имели снаружи защитный слой из водонепроницаемых спаянных свинцовых листов толщиной 3,1 мм. Для погрузки угля предусматривались чугунные люки с крышками и железными трубами.

В соответствии с контрактом от 23 мая 1866 г. Невский завод изготавливал для обоих кораблей котлы (давление пара 1.76 атм) и главные паровые машины — гори­зонтальные прямого действия с двумя ци­линдрами (диаметр 1730, ход поршня 910 мм, частота вращения 70 об/мин). Для пи­тания четырех главных и одного вспомога­тельного котлов предусматривалась ("пятая вместе с орудиями, механизма­ми и боеприпасами башня облегчила ко­рабль на 126 т, из которых 49 предназна­чались для увеличения брони двух оставшихся башен, а остальные — на бор­товую. В связи со смещением башен к сере­дине корпуса сдвигалось на 2,4 м к носу и машинное отделение, удлинялся гребной вал. менялись расположение и конструкция двух поперечных переборок.

Работы грозили затянуться в связи с несвоевременной поставкой более толстых броневых плит, которые толще 114 мм на Ижорском заводе еще не прокатывались. Однако адмирал И.И. фон Шанц подчерки­вал, что "при современном состоянии дела броненосного судостроения и морской ар­тиллерии" усиление брони необходимо, не­взирая на возможное удорожание и увели­чение сроков готовности кораблей.

В конце концов, перемены коснулись лишь двух кораблей Невского завода. Из­менили чертежи башен и боевой рубки, усовершенствовали крепления броневых плит, применив под болты восьмигранные шайбы с каучуковой прокладкой производства товарищества Российско-американс­кой резиновой мануфактуры (ныне объеди­нение "Красный треугольник").

Целый ряд новых выгородок и пере­борок сооружался в районе дымовой тру­бы, вентиляторов, крюйт-камер, бомбовых погребов, цепных ящиков; удлиненный рум­пель снабдили подвижной муфтой, убрали вагранку, переделали фундаменты под цен­тробежные насосы, упразднили откидной фальшборт, оборудовали навесную палубу (штормовой мостик) и т. д. В итоге сверх­контрактные работы только за 1865-1869 гг. оценивались суммой свыше 270 тыс. руб. Дополнительным заказом стал бронзовый бюст П.В. Чичагова, выполненный за 600 руб. скульптором Эрмитажа Кузнецовым "Адмирал Спиридов" сошел на воду 16 августа, "Адмирал Чичагов" 1 октября 1868 г. Для перехода в Кронштадт после осво­бождения от спусковых полозьев фрегаты удифферентовали до осадки на ровный киль 2,92 м.

В Кронштадте достройку кораблей продолжили: обшивка броней завершилась в июле 1869 г. Работы по сборке башен остановились, задерживалась поставка броневых плит, двутаврового железа для стоек и крыш. По приказанию управляю­щего Морским министерством адмирала Н.К. Краббе пришлось в июле 1870 г. ста­вить плиты, контрольные образцы кото­рых не прошли испытания стрельбой. В следующем году на кораблях установили паровые брашпили производства Кронш­тадтского пароходного завода.

В процессе службы, при известном столкновении с "Адмиралом Лазаревым" в 1871 г., на "Адмирале Спиридове" лопнули от удара два болта в носовом отсеке, но вода в отсек почти не просачивалась. "Слу­чай этот может быть назван полезным сро­ком, ибо он показал, что двойное дно. слу­жа отличным предохранительным средством против затопления судна, вмес­те с тем его большой опасности быть оп­рокинутым, способствуя крену". — так ква­лифицировали специалисты происшедшее.

Действительно, необходимость вы­равнивания крена путем затопления отсе­ков противоположного борта явилась од­ним из важных выводов комиссии адмирала С.С. Лесовского. Рекомендовалось также установить магистральную трубу, необхо­димую для сосредоточения всех водоотлив­ных средств на откачивание воды из любо­го отсека. Особое внимание отводилось разработанным лейтенантом С.О. Макаро­вым предложениям по улучшению непотопляемости кораблей, усиливался надзор за обеспечением плотности заклепочных швов, важной оказалась рекомендация о необходимости проверки водонепроницае­мости отсеков путем налива воды во время постройки кораблей.

Для ослабления силы таранного удара при возможных столкновениях адмирал Г.И. Бутаков предложил снабдить таран обыкновенным шарниром с доской, что позволяло рассредоточить удар на большой площади борта. Натурная модель та­кого приспособления и явилась, по-види­мому, образцом для предложенной позднее С.О. Макаровым защитной конструкции "намордника" таранов для кораблей в мирное время.

Работы но улучшению непотопляемо­сти фрегатов, совершенствованию водоот­ливных средств и системы вентиляции вы­полнялись под руководством адмирала А.А. Попова при непосредственном участии и по чертежам вызванного с эскадры Тихого океана С.О. Макарова. Всесторонне испытывались управляемость и мореходные ка­чества кораблей, в том числе и в штормо­вых условиях, а при качке в походах от Кронштадта до Ревеля выполнялись бое­вые стрельбы.

Тем не менее, перегрузка давала себя знать. Гак. при испытаниях в 1871 г. "Ад­мирала Чичагова" проектной осадки носом 4,63 и кормой 5.44 м удалось добиться лишь после того, как были сняты два кормовых орудия, половина запаса угля (130 т) и прак­тически весь боезапас. Перегруженными вышли корабли и на мерную линию летом 1873 г. Вместо проектных 3196 т водоизмеще­ние "Адмирала Спиридова" возросло до 3587, а "Адмирала Чичагова" — до 3505 т. Мощ­ность механизмов на обоих кораблях соста­вила около 2000 л.с., а средняя скорость во время четырех пробегов достигла соответ­ственно 10,2 и 10,47 уз (трехлопастные винты системы Грифитса имели диаметр 4,5 и шаг 5,3 м). Расход угля составил 2 т/ч, что при запасе около 280 т обеспечивало дальность плавания полной скоростью до 1400 миль.

Для ликвидации перегрузки планиро­валось осенью 1873 г. уменьшить осадку ко­раблей, распилив их корпуса и введя в каж­дый центральную вставку. Проект остался неосуществленным, и тогда А. А. Попов предложил в целях разгрузки снять с фре­гатов боевые рубки, а две 229-мм пушки в каждой башне заменить на одну 280-мм более мощную и более легкую.

"Уменьшить число орудий, но зато увеличить их калибр и цельность выстрелов есть отличительное направление мор­ской техники в настоящее время". — напо­минал адмирал. Такая замена снижала пе­регрузку, причем вес бортового залпа не уменьшался, а точность стрельбы из одно­го орудия, при которой исключалось влия­ние погрешности при наведении двух ору­дий, повышалась. Предложение А. А. Попова удалось осуществить сначала на "Адмирале Спиридове" (к навигации 1874 г-). а затем и на "Адмирале Чичагове" (к осени следующего года).

Эти самые мощные после "Петра Ве­ликого" корабли русского флота совершен­ствовались и в последующие годы. Заменя­лись расслоившиеся броневые плиты, улучшалась водонепроницаемость палуб и переборок, повышались под руководством С.О. Макарова надежность и эффектив­ность водоотливных средств.

Угроза появления на Балтике англий­ского флота заставила в 1877 г. подверг­нуть водонепроницаемые переборки фре­гатов новым испытаниям, довооружить их 229-мм мортирами, а для защиты от мино­носцев установить на крышах башен по две 87-мм пушки.

В 1877 г. фрегаты входили в состав отряда башенных кораблей, затем Практической эскадры Балтийского фло­та и его учебных отрядов. В 1883 г. на "Адмирале Спиридове" успешно прошла испытания разработанная С.О. Макаро­вым система быстрого разведения пара в котлах (вода в них предварительно подо­гревалась паром вспомогательного кот­ла). Уже через 7,5 минуты фрегат мог дать ход, а еще через 4 развивал полную 10-узловую скорость.

По заданию флаг-капитана Практичес­кой эскадры С.О. Макарова "Адмирал Чича­гов" п 1885 г. участвовал в обследовании под­ходов к побережью Рижского залива шла подготовка к обороне от вражеского десан­та. Кстати, в то время на первом из фрега­тов еще сохранялось значительное парусное вооружение (715 м2), которое позволяло в галфинд и бакштаг развивать скорость до 1.5-2 узлов. Гораздо меньшая парусность "Адмирала Чичагова" (265 м2) использова­лась моряками лишь для ослабления качки на волнении и облегчения рулевого управле­ния, так как за штурвалом находилось, как правило, одновременно до 8 матросов.

В связи с возросшей угрозой скорост­рельной артиллерии решили по предложе­нию командующего Практической эскадры вице-адмирала К.П. Пилкина установить на мостиках кораблей новые стальные боевые рубки, применить паровые рулевые маши­ны, прикрыв идущие в рубку приводы трубой с толщиной стенки 25,4 мм. Опытную рубку управляющий Морским министерством адми­рал И.А. Шестаков приказал в 1887 г. уста­новить на "Адмирале Спиридове".

В период кампаний 1896-1898 п "Ад­мирал Чичагов" находился в составе Прак­тической эскадры под командованием контр-адмирала С.О. Макарова, высоко ценившего все четыре "прекрасных", по его словам, башенных фрегата. Планы их перевооружения более дальнобойной ар­тиллерией, а также замены энергетической установки (это, по мнению Степана Осипо­вича, увеличило бы скорость до 13 уз) не осуществились; заменили лишь котлы.

В 1890-1900 гг. в вооружение кораблей добавили скорострельные пушки. На "Спи­ридове" их было четыре 37-мм. одна 47- и одна 64-мм. Благодаря установленной ди­намо-машине он был вооружен и прожекто­ром. Увеличившееся число рубок изменило и внешний вид фрегатов, которые по клас­сификации 1892 г. числились броненосцами береговой обороны, а с 1900 г. использова­лись в качестве "учебно-машинных судов" Кронштадтской машинной школы.

Во время русско-японской войны "Адмирал Чичагов" вместе с "Адмиралом Ла­заревым" использовался для усиления бе­реговой обороны Либавы. Разоружили фрегаты и вывели из строя в 1911 г. Притопленный на отмели у Ревеля "Адмирал Чичагов" использовался в качестве мише­ни для артиллерийских стрельб, а "Адми­рал Спиридов" как угольный склад.

Постройка и служба фрегатов — важ­ный этап в развитии отечественного судо­строения и флота, первый опыт проекти­рования и постройки крупной серии больших броненосных кораблей на отече­ственных верфях, из отечественных мате­риалов. Все это позволило отработать проектную практику, технологию и орга­низацию броненосного судостроения, спо­собствовало широкому развитию и прак­тическому внедрению выдающимся новатором того времени С. О. Макаровым приемов и средств непотопляемости ко­раблей. Они служили не только надежной защитой берегов Балтики, но и многие годы — кузницей кадров российского флота.