Тип "А". 8 ед.

 

Название

Завод-строитель

Заложен

Спущен

Вступил в строй

Судьба

Н09

«Acasta»

John Brown & Co., Clydebank

13 августа 1928

7 августа 1929

11 февраля 1930

Погиб 8 июня 1940

Н12

«Achates»

To же

11 сентября 1928

4 октября 1929

27 марта 1930

Погиб 31 декабря 1942

Н45

«Acheron»

Parsons M.S.T. Co., Wallsend-on-Tyne

29 октября 1928

18 марта 1930

13 октября 1931

Погиб на мине 8 декабря 1940

Н14

«Active»

Hawthorn Leslie, Newcastle

10 июля 1928

9 июля 1929

9 февраля 1930

Продан на слом 20 мая 1947

Н36

«Antelope»

To же

11 июля 1928

27 июля 1929

20 марта 1930

То же 31 января 1946

Н40

«Anthony»

Scott's Greenock

30 июля 1928

24 апреля 1929

14 февраля 1930

То же 18 августа 1947

Н41

«Ardent»

To же

30 июля 1928

26 июня 1929

14 апреля 1930

Погиб 8 июня 1940

Н42

«Arrow»

Vickers-Armstrong, Barrow/Furness

20 августа 1928

22 августа 1929

14 апреля 1930

Тяжело поврежден 4 августа 1943, сдан на слом в 1949

 

В июле 1926 года начались проектные ра­боты над эсминцами программы 1927 года. Это был чуть увеличенный "Ambuskade". С дальностью плавания 2000 миль, со скоростью 16 уз. Кроме этого, вместо трехтрубных тор­педных аппаратов на новых эсминцах должны были установить счетверенные аппараты. 120-мм орудия предполагались с большим углом возвышения. Первые же расчеты показали, что при этом водоизмещение эсминцев будет боль­ше 2000 т, что для того времени было слишком много. Поэтому приняли решение уменьшить дальность плавания до 1500 миль со скоростью 15 уз. По компоновке корабли напоминали прототипов, поэтому часто их объединяют в один класс.

Водоизмещение: 1371 т (стандартное), 1801 т (в полном грузу).

Размерения: 98,4 м (наибольшее), 97,5 (по ГВЛ), 95,1 м (между перпендикулярами); шири­на 9,83 м; осадка 3,73 м.

Механизмы: 3 адмиралтейских котла, на "Acheron" котлы Торникрофта с давлением 34 кг/кв.см, и с температурой 400° (на "Acasta" и "Achates" котлы Ярроу с давлением 18,7 кг/ кв.см, и с температурой 316°, на остальных котлы с давлением 20,4 кг/кв.см.). 2 турбины

Парсонса. На "Acasta" и "Achates" 2 турбины Браун Кертисс. Мощность механизмов 34 000 л.с., скорость хода 35,25 уз. Результаты испы­таний: "Achates"" мощность механизмов 34 193 л.с., скорость хода 35 уз; "Anthoni" 34 415 л.с., скорость хода 36,3 уз. Запас топлива 386 т. Дальность плавания 4800 миль со скорос­тью 15 уз.

Вооружение: 4 120-мм орудия MK-IX, 2 40-мм орудия, 1 12-мм пулемет, 2 четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата, параваны, 3 бомбосбрасывателя, 6 глубинных бомб.

Экипаж: 138 человек.

 

Модернизации.

"Acasta" и "Ardent" из-за ранней гибели не модернизировались. "Acheron" был модернизи­рован в 1941 году. С эсминца демонтировали комплект параванов, 120-мм орудие "Y" и кор­мовой торпедный аппарат, уменьшили высоту кормовой трубы на 2,13 м. Вместо торпедного аппарата было установлено 76-мм зенитное орудие. Усилено противолодочное вооружение: добавлены 4 бомбомета, число глубинных бомб увеличили до 70. На "Achates" с корабля демон­тировали орудие "А", на его место установили противолодочный бомбомет "Хеджехог". На эсминце смонтировали радиолокационную станцию типа 271 (обнаружение надводных це­лей). На остальных кораблях серии были уста­новлены радиолокационные станции типа 286F и 290. На всех кораблях серии были демонти­рованы кормовые торпедные аппараты, вместо них установили 76-мм зенитные орудия. Про­тивовоздушная оборона эсминцев была также усилена установкой 2 20-мм Эрликонов на крыльях мостика. В середине войны с "Antelope" демонтировали 76-мм зенитное ору­дие. Установлен HF/DF (радиопеленгатор) и радиолокационная станция типа 271. В марте 1943 года "Active" был модернизирован следу­ющим образом. Демонтировано 76-мм зенит­ное орудие, одиночные автоматы с крыльев мостика и радиолокационная станция типа 286Р. Зенитное вооружение теперь состояло из спаренных 20-мм автоматов вместо 76-мм ору­дий на крыльях мостика. Установлена радио­локационная станция типа 291 (обнаружение воздушных и морских целей). В 1944 году на "Active", "Anthony" и "Antelope" были произ­ведены работы по демонтажу орудия "В" (главного калибра). На его месте установили двухствольное 76-мм зенитное орудие.

 

"Acasta". Первоначально входил в состав 3-й флотилии эсминцев Средиземноморского флота. Начало войны застало корабль в соста­ве 18-й флотилии (Ла-Манш). В апреле-мае 1944 года "Acasta" участвовала в Норвежской опера­ции. В начале июня во время эвакуации союз­ных войск из Норвегии вместе с "Ардентом" находился в охранении авианосца "Glorious". 8 июня небольшое соединение было атаковано немецкими линкорами "Scharnhorst" и "Gneisenau" и полностью уничтожено. "Acasta" незадолго до своей гибели вышел в торпедную атаку. Одна из торпед залпа попала в "Scharnhorst", тяжело его повредив. Из экипажа эсминца спасся 1 человек.

"Achates". Предвоенная служба была та­кой же, как у "Acasta". В первый период войны эсминец ничем себя не проявил. В начале 1941 года зачислен в состав 3-й флотилии флота Мет­рополии. В конце мая выходил в море вместе с линейным крейсером "Hood" и линкором "Prince of Wales", на перехват линкора "Bismarck". В июле (по другим данным, в авгу­сте 1941 года) эсминец подорвался на мине у Ис­ландии. Повреждение оказалось очень тяжелое — оторвало нос, почти до орудия "В". Благода­ря отважной и умелой борьбе за живучесть, "Achates" остался на плаву и был отбуксирован эсминцем "Anthony" в Сейдесфиорд. Буксиров­ка проводилась кормой вперед. В фиорде был проведен первоначальный ремонт повреждений, затем эсминец привели в Англию. Ремонт длил­ся с сентября 1941 по март 1942 года, после чего "Achates" входит в состав охранения арктичес­ких конвоев "PQ-16" и "PQ-18". В ноябре 1942 года корабль принимал участие в операции "Торч", высадка в Северной Африке, затем вер­нулся на север. "Achates" вошел в состав охра­нения конвоя "JW-51B". Конвой атаковала не­мецкая эскадра, и "Achates" был потоплен немецким тяжелым крейсером "Admiral Hipper". Из 138 человек, находившихся на бор­ту, спасен — 81.

"Acheron". В апреле 1940 года участвовал в Норвежской операции. 24 августа эсминец был тяжело поврежден во время налета немец­кой авиации на Портсмут (разрушена корма). Ремонтные работы завершили в ноябре 1940 года и в то же время корабль зачислили в состав 1-й флотилии эсминцев. После завершения ра­бот провели испытания. 7 декабря во время про­бега на полном ходу эсминец подорвался на мине и затонул. Место гибели корабля у Аил оф Уайт в точке с координатами 50°32'N/01°26'W. Погибло 6 офицеров и 45 матросов.

"Active". После вступления в строй в со­ставе 3-й флотилии эсминцев Средиземного флота. Начало войны застало эсминец в соста­ве 13-й флотилии эсминцев, базирующихся на Гибралтар. Затем эсминец зачислен в состав 1-й флотилии эсминцев. В 1942 году "Active" во­шел в состав Гибралтарского соединения "Н". В марте 1942 года участвовал в оккупации французской колонии на острове Мадагаскар. Вместе с эсминцем "Panter" потопил вишисткую подводную лодку "Merge". Затем служба в Южной Атлантике. 8 октября 1942 года "Active" потопил немецкую подводную лодку "U 179". В 1943 году он охраняет конвой на трассе Сьерра-Леоне—Великобритания. В мае потопил итальянскую подводную лодку "Leonardo da Vinchi". Продан на слом 20 мая 1948 года.

"Antelope". Первые годы в составе 3-й флотилии эсминцев, на Средиземном море. Войну встретил в составе 18-й флотилии в Ла-Манше. 25 февраля 1940 года потопил немец­кую подводную лодку "U 41". В 1940 году ох­ранял многочисленные конвои. В 1941 году вошел в состав 3-й флотилии эсминцев флота Метрополии. В мае 1941 года находился в ох­ранении линейного крейсера "Hood", во вре­мя его последнего выхода в море. В августе 1941 года совершил выход в составе соедине­ния к острову Шпицберген, для эвакуации норвежских и советских шах­теров и уничтожения шахт, потом пребывание в водах Южной Атлантики. Летом 1942 года "Antelope" участво­вал в проводке конвоев на Мальту (операции "Гарпун" и "Пьедестал"). В июне 1943 года эсминец потопил у Бужи (Алжир) итальянскую под­водную лодку "Tritone". В январе 1945 года выведен в резерв. 31 января 1946 года продан на слом.

"Anthony". Предвоенная служба такая же, как и у "Antelope". В 1939-1940 году выполнял различ­ные задания. В 1941 году вошел в состав 3-й флотилии эсминцев флота Метрополии. В мае 1941 года участвовал в последнем выходе линей­ного крейсера "Hood". Следующим событием в жизни корабля стала буксировка поврежденно­го эсминца "Achates". В августе 1941 года при­нимал участие в Шпицбергенской экспедиции. В 1942 году зачислен в состав соединения "Н" (Гибралтар). В марте 1942 года участвовал в захвате французского острова Мадагаскар. За­тем операция в водах Индийского океана. В начале 1944 года получил приказ возвращаться в Метрополию. Во время перехода у Танжера потопил немецкую подводную лодку "U 761". С 1945 года в составе 1-й флотилии эсминцев, ба­зировавшихся на Портсмут. Продан на слом 18 августа 1947 года.

"Ardent". История службы такая же, как и у "Acasta". Потоплен 8 июня 1940 года не­мецкими линкорами "Scharnhorst" и "Gneisenau". Следует отметить, что в XX веке в состав Королевского флота входили три ко­рабля, именуемые "Ardent", и все они погиб­ли: первый в Ютландском сражении 1916 года, второй в Норвежской кампании 1940 года, а третий во время Фолклендского кон­фликта 1982 года.

"Arrow". В апреле 1940 года участвовал в Норвежской операции. В начале 1941 года во­шел в состав 3-й флотилии эсминцев флота Мет­рополии. В 1942 году действовал в Индийском океане. В 1943 году в составе 13-й флотилии эс­минцев Средиземноморского флота принимал участие в операции "Хаски" (высадка на Сици­лии). 4 августа 1943 года "Arrow" находился на рейде Алжира, когда на транспорте "Fort la Monti" с грузом боеприпасов начался пожар. "Arrow" подошел ему на помощь. В 15 час. 40 мин. транспорт взорвался, и эсминец был тяже­ло поврежден. Потери экипажа составили 34 убитых и 70 раненых. В сентябре 1943 года корабль отбуксировали в Таранто. Вскоре от пла­нов его восстановления отказались, из-за значи­тельного объема разрушений. Он был вычерк­нут из списков флота. Разобран в 1949 году.