Тип "А". 8 ед.
№ |
Название |
Завод-строитель |
Заложен |
Спущен |
Вступил в строй |
Судьба |
Н09 |
«Acasta» |
John Brown & Co., Clydebank |
13 августа 1928 |
7 августа 1929 |
11 февраля 1930 |
Погиб 8 июня 1940 |
Н12 |
«Achates» |
To же |
11 сентября 1928 |
4 октября 1929 |
27 марта 1930 |
Погиб 31 декабря 1942 |
Н45 |
«Acheron» |
Parsons M.S.T. Co., Wallsend-on-Tyne |
29 октября 1928 |
18 марта 1930 |
13 октября 1931 |
Погиб на мине 8 декабря 1940 |
Н14 |
«Active» |
Hawthorn Leslie, Newcastle |
10 июля 1928 |
9 июля 1929 |
9 февраля 1930 |
Продан на слом 20 мая 1947 |
Н36 |
«Antelope» |
To же |
11 июля 1928 |
27 июля 1929 |
20 марта 1930 |
То же 31 января 1946 |
Н40 |
«Anthony» |
Scott's Greenock |
30 июля 1928 |
24 апреля 1929 |
14 февраля 1930 |
То же 18 августа 1947 |
Н41 |
«Ardent» |
To же |
30 июля 1928 |
26 июня 1929 |
14 апреля 1930 |
Погиб 8 июня 1940 |
Н42 |
«Arrow» |
Vickers-Armstrong, Barrow/Furness |
20 августа 1928 |
22 августа 1929 |
14 апреля 1930 |
Тяжело поврежден 4 августа 1943, сдан на слом в 1949 |
В июле 1926 года начались проектные работы над эсминцами программы 1927 года. Это был чуть увеличенный "Ambuskade". С дальностью плавания 2000 миль, со скоростью 16 уз. Кроме этого, вместо трехтрубных торпедных аппаратов на новых эсминцах должны были установить счетверенные аппараты. 120-мм орудия предполагались с большим углом возвышения. Первые же расчеты показали, что при этом водоизмещение эсминцев будет больше 2000 т, что для того времени было слишком много. Поэтому приняли решение уменьшить дальность плавания до 1500 миль со скоростью 15 уз. По компоновке корабли напоминали прототипов, поэтому часто их объединяют в один класс.
Водоизмещение: 1371 т (стандартное), 1801 т (в полном грузу).
Размерения: 98,4 м (наибольшее), 97,5 (по ГВЛ), 95,1 м (между перпендикулярами); ширина 9,83 м; осадка 3,73 м.
Механизмы: 3 адмиралтейских котла, на "Acheron" котлы Торникрофта с давлением 34 кг/кв.см, и с температурой 400° (на "Acasta" и "Achates" котлы Ярроу с давлением 18,7 кг/ кв.см, и с температурой 316°, на остальных котлы с давлением 20,4 кг/кв.см.). 2 турбины
Парсонса. На "Acasta" и "Achates" 2 турбины Браун Кертисс. Мощность механизмов 34 000 л.с., скорость хода 35,25 уз. Результаты испытаний: "Achates"" мощность механизмов 34 193 л.с., скорость хода 35 уз; "Anthoni" 34 415 л.с., скорость хода 36,3 уз. Запас топлива 386 т. Дальность плавания 4800 миль со скоростью 15 уз.
Вооружение: 4 120-мм орудия MK-IX, 2 40-мм орудия, 1 12-мм пулемет, 2 четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата, параваны, 3 бомбосбрасывателя, 6 глубинных бомб.
Экипаж: 138 человек.
Модернизации.
"Acasta" и "Ardent" из-за ранней гибели не модернизировались. "Acheron" был модернизирован в 1941 году. С эсминца демонтировали комплект параванов, 120-мм орудие "Y" и кормовой торпедный аппарат, уменьшили высоту кормовой трубы на 2,13 м. Вместо торпедного аппарата было установлено 76-мм зенитное орудие. Усилено противолодочное вооружение: добавлены 4 бомбомета, число глубинных бомб увеличили до 70. На "Achates" с корабля демонтировали орудие "А", на его место установили противолодочный бомбомет "Хеджехог". На эсминце смонтировали радиолокационную станцию типа 271 (обнаружение надводных целей). На остальных кораблях серии были установлены радиолокационные станции типа 286F и 290. На всех кораблях серии были демонтированы кормовые торпедные аппараты, вместо них установили 76-мм зенитные орудия. Противовоздушная оборона эсминцев была также усилена установкой 2 20-мм Эрликонов на крыльях мостика. В середине войны с "Antelope" демонтировали 76-мм зенитное орудие. Установлен HF/DF (радиопеленгатор) и радиолокационная станция типа 271. В марте 1943 года "Active" был модернизирован следующим образом. Демонтировано 76-мм зенитное орудие, одиночные автоматы с крыльев мостика и радиолокационная станция типа 286Р. Зенитное вооружение теперь состояло из спаренных 20-мм автоматов вместо 76-мм орудий на крыльях мостика. Установлена радиолокационная станция типа 291 (обнаружение воздушных и морских целей). В 1944 году на "Active", "Anthony" и "Antelope" были произведены работы по демонтажу орудия "В" (главного калибра). На его месте установили двухствольное 76-мм зенитное орудие.
"Acasta". Первоначально входил в состав 3-й флотилии эсминцев Средиземноморского флота. Начало войны застало корабль в составе 18-й флотилии (Ла-Манш). В апреле-мае 1944 года "Acasta" участвовала в Норвежской операции. В начале июня во время эвакуации союзных войск из Норвегии вместе с "Ардентом" находился в охранении авианосца "Glorious". 8 июня небольшое соединение было атаковано немецкими линкорами "Scharnhorst" и "Gneisenau" и полностью уничтожено. "Acasta" незадолго до своей гибели вышел в торпедную атаку. Одна из торпед залпа попала в "Scharnhorst", тяжело его повредив. Из экипажа эсминца спасся 1 человек.
"Achates". Предвоенная служба была такой же, как у "Acasta". В первый период войны эсминец ничем себя не проявил. В начале 1941 года зачислен в состав 3-й флотилии флота Метрополии. В конце мая выходил в море вместе с линейным крейсером "Hood" и линкором "Prince of Wales", на перехват линкора "Bismarck". В июле (по другим данным, в августе 1941 года) эсминец подорвался на мине у Исландии. Повреждение оказалось очень тяжелое — оторвало нос, почти до орудия "В". Благодаря отважной и умелой борьбе за живучесть, "Achates" остался на плаву и был отбуксирован эсминцем "Anthony" в Сейдесфиорд. Буксировка проводилась кормой вперед. В фиорде был проведен первоначальный ремонт повреждений, затем эсминец привели в Англию. Ремонт длился с сентября 1941 по март 1942 года, после чего "Achates" входит в состав охранения арктических конвоев "PQ-16" и "PQ-18". В ноябре 1942 года корабль принимал участие в операции "Торч", высадка в Северной Африке, затем вернулся на север. "Achates" вошел в состав охранения конвоя "JW-51B". Конвой атаковала немецкая эскадра, и "Achates" был потоплен немецким тяжелым крейсером "Admiral Hipper". Из 138 человек, находившихся на борту, спасен — 81.
"Acheron". В апреле 1940 года участвовал в Норвежской операции. 24 августа эсминец был тяжело поврежден во время налета немецкой авиации на Портсмут (разрушена корма). Ремонтные работы завершили в ноябре 1940 года и в то же время корабль зачислили в состав 1-й флотилии эсминцев. После завершения работ провели испытания. 7 декабря во время пробега на полном ходу эсминец подорвался на мине и затонул. Место гибели корабля у Аил оф Уайт в точке с координатами 50°32'N/01°26'W. Погибло 6 офицеров и 45 матросов.
"Active". После вступления в строй в составе 3-й флотилии эсминцев Средиземного флота. Начало войны застало эсминец в составе 13-й флотилии эсминцев, базирующихся на Гибралтар. Затем эсминец зачислен в состав 1-й флотилии эсминцев. В 1942 году "Active" вошел в состав Гибралтарского соединения "Н". В марте 1942 года участвовал в оккупации французской колонии на острове Мадагаскар. Вместе с эсминцем "Panter" потопил вишисткую подводную лодку "Merge". Затем служба в Южной Атлантике. 8 октября 1942 года "Active" потопил немецкую подводную лодку "U 179". В 1943 году он охраняет конвой на трассе Сьерра-Леоне—Великобритания. В мае потопил итальянскую подводную лодку "Leonardo da Vinchi". Продан на слом 20 мая 1948 года.
"Antelope". Первые годы в составе 3-й флотилии эсминцев, на Средиземном море. Войну встретил в составе 18-й флотилии в Ла-Манше. 25 февраля 1940 года потопил немецкую подводную лодку "U 41". В 1940 году охранял многочисленные конвои. В 1941 году вошел в состав 3-й флотилии эсминцев флота Метрополии. В мае 1941 года находился в охранении линейного крейсера "Hood", во время его последнего выхода в море. В августе 1941 года совершил выход в составе соединения к острову Шпицберген, для эвакуации норвежских и советских шахтеров и уничтожения шахт, потом пребывание в водах Южной Атлантики. Летом 1942 года "Antelope" участвовал в проводке конвоев на Мальту (операции "Гарпун" и "Пьедестал"). В июне 1943 года эсминец потопил у Бужи (Алжир) итальянскую подводную лодку "Tritone". В январе 1945 года выведен в резерв. 31 января 1946 года продан на слом.
"Anthony". Предвоенная служба такая же, как и у "Antelope". В 1939-1940 году выполнял различные задания. В 1941 году вошел в состав 3-й флотилии эсминцев флота Метрополии. В мае 1941 года участвовал в последнем выходе линейного крейсера "Hood". Следующим событием в жизни корабля стала буксировка поврежденного эсминца "Achates". В августе 1941 года принимал участие в Шпицбергенской экспедиции. В 1942 году зачислен в состав соединения "Н" (Гибралтар). В марте 1942 года участвовал в захвате французского острова Мадагаскар. Затем операция в водах Индийского океана. В начале 1944 года получил приказ возвращаться в Метрополию. Во время перехода у Танжера потопил немецкую подводную лодку "U 761". С 1945 года в составе 1-й флотилии эсминцев, базировавшихся на Портсмут. Продан на слом 18 августа 1947 года.
"Ardent". История службы такая же, как и у "Acasta". Потоплен 8 июня 1940 года немецкими линкорами "Scharnhorst" и "Gneisenau". Следует отметить, что в XX веке в состав Королевского флота входили три корабля, именуемые "Ardent", и все они погибли: первый в Ютландском сражении 1916 года, второй в Норвежской кампании 1940 года, а третий во время Фолклендского конфликта 1982 года.
"Arrow". В апреле 1940 года участвовал в Норвежской операции. В начале 1941 года вошел в состав 3-й флотилии эсминцев флота Метрополии. В 1942 году действовал в Индийском океане. В 1943 году в составе 13-й флотилии эсминцев Средиземноморского флота принимал участие в операции "Хаски" (высадка на Сицилии). 4 августа 1943 года "Arrow" находился на рейде Алжира, когда на транспорте "Fort la Monti" с грузом боеприпасов начался пожар. "Arrow" подошел ему на помощь. В 15 час. 40 мин. транспорт взорвался, и эсминец был тяжело поврежден. Потери экипажа составили 34 убитых и 70 раненых. В сентябре 1943 года корабль отбуксировали в Таранто. Вскоре от планов его восстановления отказались, из-за значительного объема разрушений. Он был вычеркнут из списков флота. Разобран в 1949 году.