Тип "В". 8 ед.
№ |
Название |
Завод-строитель |
Заложен |
Спущен |
Вступил в строй |
Судьба |
Н11 |
«Basilisk» |
J. Brown & Co., Clydebank |
19 августа 1929 |
6 августа 1930 |
4 марта 1931 |
Тяж. повр. авиацией 1 июня 1940 и затоплен |
H30 |
«Beagle» |
To же |
11 октября 1929 |
26 сентября 1930 |
9 апреля 1931 |
Продан на слом 15 января 1946 |
Н47 |
«Blanche» |
Hawthorn Leslie, Newcastle |
31 июля 1929 |
29 мая 1930 |
19 февраля 1931 |
Погиб на мине 13 ноября 1939 |
H65 |
«Boadicea» |
To же |
12 июля 1929 |
23 сентября 1930 |
7 апреля 1931 |
Потоплен авиацией 13 июня 1944 |
Н77 |
«Boreas» |
Palmers, Jarrow-on-Tyne |
22 июля 1929 |
18 июля 1930 |
20 февраля 1931 |
Продан Греции в апреле 1944, возвращен в 1951 и разобран |
Н80 |
«Brazen» |
To же |
22 июля 1929 |
25 июля 1930 |
8 апреля 1931 |
Тяж. повр. авиацией. Затонул 21 июля 1940 |
Н84 |
«Brilliant» |
Swan Hunter, Newcastle |
9 июля 1929 |
9 октября 1930 |
21 февраля 1931 |
Продан на слом 18 августа 1947 |
Н91 |
«Bulldog» |
To же |
10 августа 1929 |
6 декабря 1930 |
8 апреля 1931 |
То же 15 января 1 946 |
Строились по программе 1928 года и являлись слегка измененной версией эсминца типа "А". Планировалось установить пятитрубные торпедные аппараты и усилить противолодочное вооружение. Но основным отличием от предшественников являлись модернизированные торпедные аппараты.
Водоизмещение: 1381 т (стандартное), 1818 т (в полном грузу).
Размерения: длина 98,4 м (наибольшая), 97,5 м (КВЛ), 95,1 м (между перпендикулярами); ширина 9,83 м; осадка 3,73 м.
Механизмы: 3 Адмиралтейских котла, 2 турбины Парсонса с зубчатой передачей. ("Basilisk" и "Браун Кертисс), мощность механизмов 34 000 л.с., скорость хода 35,25 уз. Запас топлива 396 т. Дальность плавания 4800 миль со скоростью 15 уз.
Вооружение: 4 120-мм орудия МК IX, 2 40-мм орудия, 2 четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата.
Экипаж: 138 человек.
Модернизации.
Первой военной модернизацией эсминцев стала установка 76-мм орудия вместо кормового торпедного аппарата, при этом уменьшалась высота второй дымовой трубы, а грот-мачта демонтировалась. В 1941 году с эсминцев "Boreas", "Brilliant" и "Boadicea" было снято четвертое орудие главного калибра; их места заняли глубинные бомбы, на топе фок-мачты установлена антенна радиолокационной станции 286. На "Beagle" и "Bulldog" было демонтировано первое орудие, его место занял "Хеджехог". С кораблей сняли КДП и вместо него установили антенный пост радиолокационной станции типа 271 (по другим данным 273). Мелкокалиберную зенитную артиллерию усилили 20-мм автоматами фирмы Эрликон, установив 2 на крыльях мостика, 2 вместо 40-мм орудий, а 2 по бортам у надстройки. С части кораблей сняли орудие "Y" и 76-мм зенитное орудие. В 1944 году на "Bulldog" для борьбы с немецкими торпедными катерами установили на баке 40-мм автомат.
"Basilisk". Войну эсминец встретил в составе 19-й флотилии, базирующейся на Дувр. Первые военные месяцы прошли без участия в боях. Апрель — участие в Норвежской операции, в мае в эвакуации союзных войск из Франции. 1 июня 1940 года эсминец находился в Ла Пенме недалеко от Дюккерна. В 8 час. утра "Basilisk" был атакован пикирующими бомбардировщиками "Ю-87" и тяжело поврежден. Эсминец "Whitehall" снял экипаж, и в 12 часов добил эсминец торпедой. ''Basilisk" затонул на мелководье в точке с координатами 51°08'N/ 02°35'Ost.
"Beagle". Почти всю войну занимался охранением многочисленных конвоев. Самой яркой страницей в жизни корабля стало охранение арктического конвоя "QP-H", атакованного немецкими эсминцами. Кораблю повезло, он прошел всю войну и уцелел. Вычеркнут из списков флота в январе 1946 года.
"Blanche". 13 ноября 1939 года, когда эсминец сопровождал минный заградитель "Adventore", подорвался на магнитной мине, поставленной немецкими эсминцами, и затонул в точке с координатами 51°57'N/01°19'Ost. Это был первый эсминец Британии, погибший во второй мировой войне.
"Boadicea". В годы войны эскортировал различные конвои. Участвовал в операции "Торч", поврежден во время боя с французскими лидерами. Затем участвовал в охранении местных конвоев в британских водах, а в июне 1944 года в операции "Оверлорд" (открытие второго фронта). 13 июня в 4 час. 45 мин. утра эсминец был атакован вражеским самолетом-торпедоносцем. В "Boadicea" попали две торпеды, корабль взорвался и затонул. Всего спасли 12 человек. Место гибели корабля в 12 милях юго-западнее Портленд Билл, в точке с координатами 50°26'N/02°46'Ost.
"Boreas". Первые военные месяцы прошли в повседневной службе. В мае 1940 года участвовал в операции "Динамо". Во время ее проведения получил попадание в носовую надстройку, среди экипажа оказались большие потери. После завершения ремонта в 1941 году эсминец отправили в Южную Атлантику. Его основными заданиями стало патрулирование и охранение местных конвоев. В ноябре 1942 года "Boreas" участвует в операции "Торч". Затем служба в составе 13-й флотилии эсминцев, базирующейся на Гибралтар. В октябре 1943 года совершил переход в Англию для ремонта в Ливерпуле. В апреле 1944 года "Boreas" передали Греции и переименовали в "Salamis". Эсминец после освоения его новым экипажем и прохождения курса боевой подготовки отправили в Средиземное море, и он вошел в состав 12-й флотилии эсминцев греческого флота. Действовал в Эгейском море. После войны использовался в качестве учебного корабля. В сентябре 1951 года его на Мальте вернули Англии и в этом же году продали на слом.
"Brazen". В апреле 1940 года участвовал в Норвежской операции. 15 апреля вместе с эсминцем "Fearless" потопил немецкую подводную лодку "U 49", весь экипаж которой, кроме одного погибшего, попал в плен. Это произошло в районе Нарвика. В мае "Brazen" участвовал в эвакуации британских войск из Дюккерна, а потом в эскортировании многочисленных конвоев. 21 июля во время выполнения этой задачи в районе Дувра был атакован немецкой авиацией. Корабль получил бомбовое попадание, потерял ход и был взят на буксир. Несмотря на все усилия, остановить поступление воды не удалось. "Brazen" затонул в точке с координатами 51°01'N/01°17'Ost.
"Brilliant". В мае 1940 года участвовал в операции "Динамо". В 1941 году переведен в Южную Атлантику, где патрулировал, пытаясь перехватить немецкие блокадопрорыватели, охотился на подводные лодки. В ноябре 1942 года участвовал в операции "Торч", 1 ноября потопил французское авизо "La Surpise". Затем корабль вернули в Южную Атлантику. Служба на этом театре закончилась в конце 1944 года. По возвращении в Англию "Brilliant" зачислили в состав 1-й флотилии эсминцев. Вычеркнут из списков флота в 1947 году.
"Bulldog". После вступления Великобритании в войну в основном эскортировал различные конвои. В жизни эсминца были два "звездных" часа. Первый 9 мая 1940 г, когда ему удалось поднять на поверхность немецкую подводную лодку "U 110", которой командовал капитан-лейтенант Лемп, потопивший 3 сентября 1939 года лайнер "Atenia". Англичанам удалось высадиться на подводную лодку. Помимо прочего, была захвачена шифровальная машина "Энигма" и документация к ней. Это позволило англичанам всю войну вскрывать один из немецких шифров под кодовым названием "Гидра". Сначала этот шифр использовали как подводные лодки, так и надводные корабли, но потом только надводные корабли в прибрежных водах. Лодка во время буксировки затонула. Второй эпизод: бой 1 мая 1942 года с немецкими эсминцами во время проводки конвоя QP-11. "Бульдог" в отличие от многих своих братьев благополучно прошел через всю войну и был продан на слом 15 января 1946 года.