Тип "Е". 8 ед.
№ |
Название |
Завод-строитель |
Заложен |
Спущен |
Вступил в строй |
Судьба |
Н23 |
«Echo» |
Denny & Brothers, Dumbarton |
20 марта 1933 |
16 февраля 1934 |
25 октября 1934 |
Передан Греции 5 апреля 1944. Возвр. в 1955 г. и продан на слом |
Н08 |
«Eclipse» |
To же |
22 марта 1933 |
12 апреля 1934 |
29 ноября 1934 |
Погиб на мине 23 октября 1943 г. |
Н27 |
«Electra» |
Hawthorn Leslie, Newcastle |
15 марта 1933 |
15 февраля 1934 |
15 сентября 1934 |
Погиб от артиллерии 27 февраля 1942 г. |
Н10 |
«Encounter» |
Тоже |
15 марта 1933 |
29 марта 1934 |
2 ноября 1934 |
То же 1 марта 1942 г. |
Н17 |
«Escapade» |
Scott's, Greenock |
30 марта 1933 |
30 января 1934 |
30 августа 1934 |
Продан на слом в 1946 г. |
Н66 |
«Escort» |
To же |
30 марта 1933 |
29 марта 1934 |
6 ноября 1934 |
Торпедирован итал. ПЛ Затонул 11 июля 1 940 г. |
H15 |
«Esk» |
Swan Hunter, Newcastle |
23 марта 1933 |
19 марта 1934 |
26 сентября 1934 |
Подорвался на мине. Затонул 1 сентября 1940 г. |
Н61 |
«Express» |
To же |
23 марта 1933 |
29 марта 1934 |
31 октября 1934 |
Передан Канаде в 1 943 г. Продан на слом в 1946 г. |
Строились по программе 1931 года. Конструктивно повторяли предшествующий тип, но с несколько измененной формой корпуса и увеличенным водоизмещением. Усилено противолодочное вооружение, но основным недостатком оказалась слабость зенитной артиллерии.
Водоизмещение: 1427 т (стандартное), 1971 т (в полном грузу).
Размерения: длина 100,28 м (наибольшая), 99,3 (по КВЛ), 97 м (между перпендикулярами); ширина 10,13 м; осадка 3,81 м (средняя).
Механизмы: 3 Адмиралтейских котла, 2 турбины Парсонса. Мощность механизмов 36 000 л.с. Скорость хода 36 уз. Запас топлива 477 т (на "Esk" и "Express" 488 т). Дальность плавания 6350 миль со скоростью 15 уз.
Вооружение: 4 120-мм орудия, 8 12,7-мм пулеметов (2 счетверенных), 2 четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата, 2 бомбомета, 20 глубинных бомб. "Esk" и "Express" были оборудованы для постановки минных заграждений. В литературе можно встретить их название как эсминцы-минзаги, так как их вооружение могло быть дополнено 60 минами.
Экипаж: 145 человек.
Модернизации.
До войны эсминцы не модернизировались. Первой военной модернизацией стала установка 76-мм зенитного орудия (на некоторых эсминцах со щитами). Оно заняло место кормового торпедного аппарата. При этом была также срезана часть грот-мачты. В то же время провели замену находившегося в командно-дальномерном посту дальномера с базой 4 м на 3 м. В 1940 году на "Express" между трубами установили дополнительную надстройку, но вскоре ее убрали. Усиливалась и мелкокалиберная зенитная артиллерия. С эсминцев сняли 12,7-мм пулеметы — их сменили 20-мм автоматы. Следует отметить, что они не только заняли их штатные места, но и были установлены на крыльях мостика. В 1942-1943 годах "Escapade" был перестроен для охранения конвоев. С корабля сняли 120-мм орудие "А" и вместо него установили бомбомет "Хеджехог". Такая же участь постигла и орудие "Y" — вместо него был установлен бомбомет. С эсминца также демонтировали 76-мм орудия и носовой торпедный аппарат. С "Escapade" полностью демонтировали систему управления огнем, а вместо нее установили радиолокационную станцию типа 271 и радиопеленгатор HF/DF. Мелкокалиберная зенитная артиллерия состояла из 6 20-мм автоматов. В 1945 году сняли "Хеджехог" и вместо него установили спаренный автомат системы "Скунд". Радиолокационная станция получила новую более компактную антенну.
"Echo". После вступления в строй эсминцы типа "Е" служили в составе 5-й флотилии эсминцев флота Метрополии. В 1939 году он вместе с однотипными кораблями должен был войти в состав резервного флота. После начала войны действовал в британских водах. В 1942 году зачислен в состав 8-й флотилии эсминцев, находившиеся в Средиземном море. "Echo" принимал участие в десантных операциях на Сицилии и у Салерно, а также в боях за Эгейское море. 5 апреля 1944 года передан военно-морскому флоту Греции. В последний год войны он действовал в Эгейском море в составе 12-й греческой флотилии эсминцев. В 1946 году возвращен английскому флоту. В середине 50-х годов отбуксирован в Англию и в 1956 году разобран на металл.
"Eclipse". Предвоенная служба прошла в рядах 5-й флотилии эсминцев флота Метрополии. В апреле 1940 года корабль участвовал в Норвежской операции и был тяжело поврежден немецкой авиацией. Сначала экипаж покинул корабль, но потом вернулся на него. "Eclipse" удалось привести в состояние, годное для буксировки, затем его взял на буксир однотипный эсминец "Escort". Переход занял пять с половиной дней, затем на корабле провели значительный ремонт, и он вернулся в состав флота. В дальнейшем эсминец использовался очень активно. В марте 1942 года "Eclipse" находился вместе с британскими и советскими кораблями в охранении конвоя "PQ-13", участвовал в отражении нападения немецких эсминцев. В 1943 году его передали в распоряжение "Командования Западных подходов". "Eclipse" участвовал в решающей фазе "Битвы за Атлантику". В конце первого полугодия корабль перевели в Средиземное море для участия в десантных операциях на Сицилию и у Салерно, а осенью 1943 года для участия в Эгейской операции. 23 октября "Eclipse" находился в море, перевозя войска на Лерос (200 человек). На следующий день 24 октября в 0 час. 50 мин. "Eclipse" подорвался на мине немецкого заграждения. Эсминец затонул почти мгновенно. Потери экипажа точно неизвестны, погибло 140 солдат. Место гибели восточнее Калимноса, в точке с координатами 37°01'N/27°11'Ost.
"Electra". Предвоенная служба прошла в составе 5-й флотилии эсминцев. После начала войны эсминец участвовал в Норвежской операции. В мае 1941 года сопровождал линейный крейсер "Hood", а после его гибели подбирал уцелевших. В конце 1941 года совершил переход на Дальний Восток. 10 декабря 1941 года "Electra" был одним из эсминцев в сопровождении тяжелых кораблей английского "Соединения Z", разгромленного японской авиацией. "Electra" спасал экипаж тонущего линкора "Prince of Wales". Затем эсминец участвовал в Яванской кампании. 27 февраля 1942 г. в составе международного соединения участвовал в бою с японской эскадрой. Получил приказ выйти в торпедную атаку на противника, но был встречен японским крейсером "Нака" и эсминцами. "Electra" удалось повредить эсминец "Асагумо". Вскоре "Electra" погиб от массированного артиллерийского огня японского соединения. Место гибели корабля с координатами 06°45'S/112°06'Ost, юго-западнее острова Бавеан. 54 человека были спасены американской подводной лодкой "S-38".
"Encounter". Довоенная служба была такая же, как и остальных кораблей серии. В 1940-1941 году служба на Средиземном море. В конце 1941 года переход на Дальний Восток в охранении линейного крейсера "Repulse". В феврале 1942 года участие в кампании в Голландской Ост-Индии. После разгрома главных сил союзной эскадры уцелевшие корабли начали стратегический отход. "Encounter" вместе с американским эсминцем "Pope" (DD-225) сопровождали поврежденный тяжелый крейсер "Exeter". 1 марта соединение перехватили превосходящие силы японского флота, и оно было полностью уничтожено. "Encounter" был потоплен японскими тяжелыми крейсерами "Миоко" и "Асигара". Это произошло у острова Бавеан в точке с координатами 05°00'S/111°00'Ost.
"Escapade". До войны служил в составе 5-й флотилии эсминцев флота Метрополии. После начала войны выполнял различные боевые задания в британских водах. Единственный уход из этих вод состоялся летом 1940 года, когда эсминец находился в составе соединения "Н" и участвовал в операции против французского флота в Мэре Эль Кебир и у Дакара. В 1943-1945 годах сопровождал многочисленные атлантические конвои. Выведен из состава флота в 1946 г.
"Escort". Предвоенная служба прошла в составе 5-й флотилии эсминцев флота Метрополии. После начала войны остался в британских водах. Участвовал в Норвежской операции. Самая яркая страница — буксировка поврежденного "Eclipse". Вскоре после завершения операции переведен в Гибралтар. 11 июля 1940 года эсминец был торпедирован итальянской подводной лодкой "Marconi". Торпеда взорвалась в носовом котельном отделении. Почти 6 часов эсминец буксировали, но потом буксировавший его эсминец "Forester" снял с него экипаж и добил торпедой. Это произошло в точке с координатами 36°11'N/03°36'Ost.
"Esk". Предвоенная служба прошла в составе 5-й флотилии эсминцев флота Метрополии. После начала войны переведен в состав 20-й флотилии эсминцев. В основном занимался минными постановками. 30 августа 1940 года в • 23 час. 25 мин. подорвался на немецкой мине у голландского побережья. Затонул менее чем за 2 минуты. Это произошло в точке с координатами 53°30'N/03°47'Ost.
"Express". До 3 сентября 1939 года в составе 5-й флотилии эсминцев флота Метрополии. После начала войны переведен в состав 20-й флотилии эсминцев. Ставил мины у вражеского побережья. 30 августа 1940 года подорвался на мине, получив серьезные разрушения в носовой части, но остался на плаву. Ремонт занял год. В ноябре 1940 года вошел в состав соединения, базирующегося на Сингапур. Участвовал в последнем выходе "Prince of Wales" и "Repulse". 3 июня 1943 года передан канадскому военно-морскому флоту, переименован в "Gatiney" и вошел в состав эскортной группы "С-3" для охраны атлантических конвоев. 5 марта 1944 года потопил немецкую подводную лодку "U 744" в северной Атлантике. Потери немецкого экипажа составили 12 убитых, 40 раненых. После этого эпизода зачислен в состав 11 -и группы поддержки. В 1956 году продан на слом.