Тип "G". 8 ед.
№ |
Название |
Завод-строитель |
Заложен |
Спущен |
Вступил в строй |
Судьба |
Н59 |
«Gallant» |
A. Sterhen & Sons, Glasgow |
15 сентября 1934 |
29 сентября 1935 |
25 февраля 1936 |
Тяжело поврежден авиацией 20 января 1941 |
Н37 |
«Garland» |
Fairfield, Glasgow |
22 августа 1934 |
24 октября 1935 |
3 марта 1936 |
Передан ВМФ Польши, затем Нидерландов |
Н89 |
«Graf ton» |
Thornycroft & Co., Southampton |
30 августа 1934 |
18 сентября 1935 |
20 марта 1936 |
Погиб от торпеды 29 мая 1940 |
Н05 |
«Greyhound» |
Vickers-Armstrong, Barrow/Furness |
20 сентября 1934 |
15 августа 1935 |
31 января 1936 |
Погиб от авиации 22 мая 1941 |
Н63 |
«Gipsy» |
Fairfield, Glasgow |
5 сентября 1934 |
7 ноября 1935 |
22 февраля 1936 |
Подорвался на мине. Выбросился на мель 21 ноября 1939 |
Н92 |
«Glowworm» |
Thornycroft & Co., Southampton |
15 августа 1934 |
22 июля 1935 |
22 февраля 1936 |
Погиб от артиллерии 8 апреля 1940 |
Н68 |
«Grenade» |
A. Sterhen & Sons, Glasgow |
3 октября 1934 |
12 ноября 1935 |
28 марта 1936 |
Погиб от авиации 29 мая 1940 |
Н31 |
«Griffin» |
Vickers-Armstrong, Barrow/Furness |
20 сентября 1934 |
15 августа 1935 |
6 июня 1936 |
Передан ВМФ Канады 22 марта 1943 |
Дальнейшее развитие типа "F". В проект были внесены незначительные изменения, на "Gipsy" планировалось установить высокотемпературные котлы, но Адмиралтейство эту идею не поддержало.
Водоизмещение: 1371 т (стандартное), 1883 т (в полном грузу).
Размерения: длина 98,45 м (наибольшая), 97,5 (по КВЛ), 95,09 м (между перпендикулярами); ширина 10,5 м; осадка 3,78 м.
Механизмы: 3 Адмиралтейских котла, 2 турбины Парсонса с зубчатой передачей, мощность механизмов 34 000 л.с. Скорость хода 36 уз. Запас топлива 477 т. Дальность плавания 5530 миль со скоростью 15 уз.
Вооружение: 4 120-мм орудия МК IX, 8 12,7-мм пулеметов 2 четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата (На "Glowworm" 2 пятитрубных 533-мм торпедных аппарата), 2 бомбомета, 1 бомбосбрасыватель, 20 глубинных бомб.
Экипаж: 145 человек.
Модернизация.
Не модернизировались эсминцы, погибшие в начале войны ("Gipsy", "Glowworm", "Grafton", "Grenade"). Первой военной модернизацией стал демонтаж кормового торпедного аппарата. Вместо него установили 76-мм зенитное орудие. Для увеличения угла обстрела грот-мачту среза и уменьшили высоту второй дымовой трубы. В таком виде погибли "Greyhound" и "Gallant".
В строю к середине 1941 года остались два корабля. "Garland" был модернизирован следующим образом. В конце 1940 года с эсминца демонтировали 4-е орудие ("Y"), для увеличения запаса глубинных бомб. На крыльях мостика установили 20-мм "Эрликоны". На топе фок-мачты появилась антенна радиолокационной станции 291. Вместо КДП была установлена антенна артиллерийского радара 285. Еще два "Эрликона" установили вместо пулеметов (4 -х 20-мм). Вновь установили грот-мачту, а на ней антенну радиопеленгатора HF/DF. В 1944 году вместо 2-го орудия "В" был установлен бомбомет "Хеджехог" и добавлено еще 2 20-мм автомата. Второй уцелевший эсминец "Griffin" прошел подобную модернизацию — правда, были и отличия. Бомбомет "Хеджехог" установили вместо 1-го орудия "А", 76-мм орудие сняли. Вместо 4-го орудия "Y" установили 4 бомбомета.
"Gallant". Перед войной служил, как в водах Метрополии, так и в Средиземном море. Участвовал в эвакуации из Франции и Бельгии в мае 1940 года и в боевых действиях против итальянского флота. 20 октября 1940 года вместе с другими эсминцами потопил итальянскую подводную лодку "Lafole". В январе 1941 года участвовал в операции "Эксцесс". 10 января 1941 года подорвался на итальянской мине восточнее острова Пантеллерия. У "Gallant" оторвало носовую оконечность на длину 30 м. Потери экипажа составили 60 (по другим данным, 58) человек. Эсминец отбуксировали на Мальту. 20 января особая комиссия признала невозможность восстановление корабля. По другим данным, "Gallant" все же поставили в док 21 января, и там он был тяжело поврежден немецкой авиацией. Только после этого восстановление признали нецелесообразным. Там же на Мальте 21 января экипаж расформировали, эсминец разоружили. Всю войну он простоял на Мальте и после войны был разобран.
"Garland". До 3 сентября 1939 года служил в составе Средиземноморского флота, а также флота Метрополии. Война застала корабль в водах Метрополии. Правда, очень скоро "Garland" возвращается в Средиземное море. 3 мая 1940 года на рейде Ла-Валетты передан польскому военно-морскому флоту. Название оставлено прежнее. Первые полгода действует в составе Средиземноморского флота, затем в Ла-Манше. С 1941 по 1944 год эскортирует атлантические и арктические конвои. В мае 1942 года находился в охранении конвоя "PQ-16". Был тяжело поврежден немецкой авиацией. Потери экипажа оказались значительными. В апреле 1944 года переведен в Средиземное море. 19 сентября 1944 года вместе с британскими эсминцами типа "Т" потопил немецкую подводную лодку "U 407", позже с нее британские водолазы сняли ценное оборудование. С конца 1944 года и до капитуляции Германии находился в британских водах. Об активности использования британских эсминцев свидетельствует число миль, проделанных "Garland" — 217 000. В 1946 году возвращен Англии, 1948 году продан Голландии. До 1968 года использовался как учебно-артиллерийский корабль, затем продан на слом. "Grafton". Довоенная служба корабля прошла без каких-либо серьезных происшествий. Первой и последней боевой операцией эсминца стала эвакуация британского экспедиционного корпуса из Бельгии и Франции. 29 мая, когда "Grafton" подбирал уцелевших после гибели эсминца "Wakeful", в 2 час. 40 мин. был торпедирован подводной лодкой "U 62". На корабле оказались большие потери среди экипажа и эвакуируемых. В 4 час. 30 мин. эсминец "Ivanhoe" снял с поврежденного эсминца оставшихся в живых и добил его артиллерийским огнем. Это произошло в точке с координатами 51°22'W/02°43'Ost.
"Greyhound". Предвоенная служба проходила в составе Средиземноморского флота и флота Метрополии. Принимал участие в Норвежской операции в апреле 1940 года и в майской эвакуации из Бельгии и Франции. Во время артиллерийского обстрела с берега, эсминец получил попадание в машинное отделение. После ремонта отправлен в Средиземное море. Принимал активное участие в боевых действиях. Самые яркие страницы в жизни корабля: бой у Дакара в составе эскадры с французским лидером "L'Audecieux", 19 января 1941 года потопление итальянской подводной лодки "Neghelli" и 6 марта участие в потоплении еще одной подлодки "Amfitrite". 28 марта эсминец сражался в бою у Матапана. Последней для корабля стала Критская операция. 22 мая "Greyhound" был потоплен в канале Китера немецкими пикирующими бомбардировщиками "Ю-87". Место гибели корабля — точка с координатами 36°00'N/23°10'Ost.
"Gipsy". До войны обычная служба в Средиземноморье и Атлантике. С 3 сентября 1939 года эсминец находился в составе 1-й флотилии флота Метрополии. В ночь с 17 на 18 ноября немецкие эсминцы выставили заграждение у английского побережья. 22 ноября "Gipsy", выходя в море из Гарвича, подорвался на мине и получил сильные разрушения в носовой части. Эсминец выбросился на берег в точке с координатами 51°57'N/01°19'Ost. Экипаж снял польский эсминец "Burza". Восстановление корабля признали нецелесообразным.
"Glowworm". До войны проходил службу в составе флота Метрополии. Первой и последней крупной операцией во второй мировой войне стала Норвежская операция. В первых числах апреля 1940 года эсминец вышел в море в составе эскадры, прикрывающей минные постановки у норвежского побережья. Утром 8 апреля с одного из кораблей был смыт за борт матрос. Флагман приказал "Glowworm" произвести поиск. Британскому эсминцу не .повезло, сначала он встретился с немецкими эсминцами, а потом и с немецким крейсером "Admiral Hipper". Крейсер открыл огонь главным калибром, и британский эсминец был поврежден. Командир "Glowworm" капитан-лейтенант Руп приказал выпустить все торпеды и пошел на таран. Ему удалось выполнить это намерение, немецкий тяжелый крейсер оказался поврежден, но эсминец затонул у его борта. Немцы подобрали 40 уцелевших. Место гибели корабля западнее Тронхейма в точке с координатами 64°27'N/06°28'Ost. Капитан-лейтенант Руп был посмертно награжден высшей британской наградой "Крестом Виктории".
"Grenade". До войны служил в составе Средиземноморского флота и флота Метрополии. Участвовал в Норвежской операции в апреле 1940 года. И в "Великой эвакуации" из Бельгии и Франции. 29 мая эсминец стоял в Дюнкерке, когда его атаковала немецкая авиация, был тяжело поврежден, на его борту вспыхнули пожары и произошла серия взрывов. "Grenade" начал дрейфовать в открытое море, где и затонул.
"Griffin". До войны служил в составе флота Метрополии и на Средиземном море. Участвовал в Норвежской операции, в середине 1940 года переведен в Средиземное море. Участвовал во многих операциях, в том числе в сражении у Матапана. С февраля по май 1942 года служил в составе "Восточного флота", но потом вернулся в Средиземное море. С января по март 1943 года "Griffin" находился в водах Метрополии. 22 марта 1943 года передан Королевскому канадскому флоту, переименован в "Ottawa". Стал флагманом канадской эскортной группы "С-5", потом находился в составе 11-й эскортной группы. Эскортировал атлантические конвои, участвовал в высадке десанта в Нормандии. На счету корабля немецкие подводные лодки "U 678" (6 июля 1944 г.) "U 621" (18 августа 1944 г.) "U 984" (20 августа 1944 г.). В январе 1946 года вычеркнут из списков флота и продан на слом.