Тип "Н". 8 ед.
№ |
Название |
Завод-строитель |
Заложен |
Спущен |
Вступил в строй |
Судьба |
Н24 |
«Hasty» |
Denny & Brothers, Dumbarton |
15 апреля 1935 |
5 мая 1936 |
11 ноября 1936 |
Торпедирован герм. ТК. Затоплен 15 июня 1942 |
Н43 |
«Havock» |
To же |
15 мая 1935 |
7 июля 1936 |
8 января 1937 |
Выскочил на камни 5 апреля 1942 |
Н93 |
«Hereward» |
Parsons M.S.T. Co., Wallsend-on-Tyne |
28 февраля 1935 |
10 марта 1936 |
9 декабря 1936 |
Потоплен авиацией 29 мая 1941 |
Н99 |
«Hero» |
To же |
28 февраля 1935 |
10 марта 1936 |
23 октября 1936 |
Передан ВМФ Канады, 15 ноября 1943 |
Н55 |
«Hostile» |
Scott's Greenock |
27 февраля 1935 |
24 января 1936 |
10 сентября 1936 |
Подорвался на мине. Затоплен 23 августа 1940 |
Н01 |
«Hotspur» |
To же |
27 февраля 1935 |
23 марта 1936 |
29 декабря 1936 |
Передан Доминиканской Республике 23 ноября 1948 |
Н35 |
«Hunter» |
Swan Hunter, Newcastle |
26 марта 1935 |
25 февраля 1936 |
20 сентября 1936 |
Погиб от артиллерии 10 апреля 1940 |
Н97 |
«Hyperion» |
To же |
26 марта 1935 |
8 апреля 1936 |
3 декабря 1936 |
Подорвался на мине. Затоплен 22 декабря 1940 |
Эсминцы программы 1934 года. В целом повторяли предшествующий тип. Изменения в артиллерии коснулись увеличения угла возвышения орудий главного калибра.
Водоизмещение: 1361 т (стандартное), 1889 т (в полном грузу).
Размерения: длина 98,45 м (наибольшая), 97,5 (по КВЛ), 95,09 м (между перпендикулярами); ширина 10,5 м; осадка 3,8 м.
Механизмы: 3 Адмиралтейских котла ("Hyperion" 1 котел Джонсона, 2 Адмиралтейских котла), 2 турбины Парсонса с зубчатой передачей, мощность механизмов 34 000 л.с. Скорость хода 36 уз. Запас топлива 477 т. Дальность плавания 5530 миль со скоростью 15 уз.
Вооружение: 4 120-мм орудия МК IX, 8 12,7-мм пулеметов, 2 четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата, 2 бомбомета, 1 бомбосбрасыватель, 20 глубинных бомб.
Экипаж: 145 человек.
Модернизация.
"Hero" и "Hereward" имели более высокие дымовые трубы, но незадолго до начала войны их высоту сократили. "Hunter" из-за ранней гибели не модернизировался. На всех остальных эсминцах были демонтированы кормовой торпедный аппарат и пулеметы. Вместо аппарата установили 76-мм зенитное орудие, а вместо пулеметов 2 20-мм "Эрликона". Еще 2 20-мм автомата были установлены на крыльях мостика. "Hotspur" переоборудовали для охранения конвоев. С эсминца сняли 120-мм орудия "А" и "Y", а также 76-мм зенитное орудие. На баке был установлен бомбомет "Хеджехог", на корме оборудовали дополнительное место для глубинных бомб. Появилось радиоэлектронное вооружение. Вместо оптического дальномера установили радиолокационную станцию типа 271. На топе фок-мачты была установлена антенна радиолокационной станции типа 290, на грот-мачте антенна радиопеленгатора HF/DF. Мелкокалиберная зенитная артиллерия состояла из 6 20-мм автоматов. Позже бомбомет "Хеджехог" сняли и орудие № 1 ("А") вернули на свое место. В 1943 году "Него" переоборудовали для выполнения задач по эскортированию конвоев. На нем установили 2 120-мм орудия ("В" и "X"), 1 57-мм спаренный автомат, 6 20-мм автоматов и устроили помещения для хранения 25 тонн глубинных бомб.
"Hasty". Предвоенная служба прошла в составе 2-й флотилии эсминцев Средиземноморского флота. В 1937-1939 годах эсминец патрулировал у испанского побережья, выполняя поручение "Комитета по невмешательству". После начала второй мировой войны вошел в состав соединения "К", производившего поиск немецких рейдеров в центральной Атлантике. В декабре 1939 года прибыл в устье реки Ла-Платы. Участие в боевых действиях принять не успел, немецкий броненосный корабль "Admiral Graf Spee" был затоплен своим экипажем. В начале 1940 года "Hasty" в составе флотилии переведен в состав флота Метрополии. 10 апреля 1940 года принимал участие в первом бою у Нарвика. Был поврежден, после короткого ремонта отправлен в Средиземное море. Принимал активное участие в боевых действиях. 20 октября 1940 года потопил вместе с эсминцем "Havock" итальянскую подводную лодку "Berillo". 23 декабря 1941 года принимал участие в потоплении немецкой подводной лодки "U 79". В июне 1942 года вошел в охранение конвоя "Вигорес". 15 июня в 5 час. 25 мин. торпедирован немецким торпедным катером "S-55". На счету командира катера капитан-лейтенанта Вебера это был второй военный корабль. В июне 1941 года он потопил советскую подводную лодку "С-3". Британский эсминец какое-то время буксировали, но потом приняли решение затопить. Место гибели "Hasty" юго-восточнее Крита, точка с координатами 34°05'N/ 22°00'Ost.
"Havock". До войны эсминец входил в состав Средиземноморского флота и был приписан ко 2-й флотилии эсминцев. После 3 сентября 1939 года патрулировал центральную и южную Атлантику. В начале 1940 года вошел в состав флота Метрополии. 10 апреля 1940 года участвовал в первом бою у Нарвика. Во время этого боя немецкий флот потерял 2 эсминца. В мае 1940 года "Havock" перевели в Средиземное море. Был задействован во многих операциях против итальянского флота. 2 октября 1940 года принимал участие в потоплении итальянской подводной лодки "Berillo". В марте 1940 года участвовал во втором бою у мыса Сырт. Получил попадание 381-мм снаряда с итальянского линейного корабля "Littorio". Ремонт производился на Мальте. В начале апреля эсминец вышел в море и взял курс на Гибралтар. 6 апреля в 4 час. 15 мин. сел на песчаную банку у Келебии (Тунис). Сняться с нее не удалось, экипаж взорвал корабль и перебрался на побережье, где его и 100 пассажиров интернировали французы. Позднее обломки корабля добила итальянская подводная лодка "Aradarn". Место гибели корабля точка с координатами 36°48'N/11°08'Ost. Потери экипажа 1 человек.
"Hereward". Предвоенная служба прошла в составе 2-й флотилии эсминцев Средиземноморского флота. После начала войны в составе соединения "К" патрулировал в Атлантике. В декабре 1939 года находился у Ла-Платы. В начале 1940 года возвращен в состав флота Метрополии. После ремонта отправлен в Средиземное море, принимал участие во многих операциях. 14 декабря 1940 года вместе с эсминцем "Hyperion" потопил итальянскую подводную лодку "Naiade", принимал участие в Критской операции. Последний выход в море состоялся для эвакуации солдат из Гераклиона. 29 мая британское соединение было атаковано немецкой авиацией и понесло значительные потери. Среди них был и "Hereward", потопленный в 9 милях южнее Крита (на траверзе селения Плака) в точке с координатами 35°20'N/26°20'Ost.
"Hero". До 3 сентября служил на Средиземном море в составе 2-й флотилии эсминцев. После начала войны вошел в состав соединения "К", созданного для поиска немецких рейдеров. В начале 1940 года включен в состав флота Метрополии. В апреле 1940 года участвовал в Норвежской операции, в частности, во втором бою у Нарвика. В мае 1940 года возвращен в состав Средиземноморского флота. Принимал активное участие в боевых действиях, потопил 2 немецкие подводные лодки "U 568" (28 мая 1942 года) и "U 559" (30 октября 1942 года). В апреле 1943 года вернулся в Англию для ремонта. 15 сентября передан канадскому военно-морскому флоту, переименован в "Chaudiere". Во время службы под новым названием потопил в составе соединения еще три немецкие подводные лодки "U 744", "U 621" и "U 984". После войны продан на слом.
"Hostile". Предвоенная служба прошла в составе 2-й флотилии эсминцев Средиземноморского флота. После начала войны в составе соединения "К" производил поиск немецких рейдеров. В декабре 1939 года прибыл к устью Ла-Платы, но участия в боевых действиях не принимал. В начале 1940 года переведен в состав флота Метрополии и 10 апреля принимал участие в первом бою у Нарвика. В мае 1940 года возвращен в Средиземное море. 23 августа в 3 час. 15 мин. подорвался на итальянском минном заграждении. Объем разрушений оказался большим, с корабля сняли экипаж, и эсминец "Него" добил "Hostile". Место гибели корабля в 18 милях юго-восточнее мыса Бон в точке с координатами 36°53'N/11°19'Ost.
"Hotspur". Предвоенная служба прошла в составе 2-й флотилии эсминцев Средиземноморского флота. После начала войны служба в составе соединения "К". В начале 1940 года возвращение в Метрополию и 10 апреля участвовал в первом бою у Нарвика. В мае 1940 года отправлен в Средиземное море, где принимал активное участие в боевых действиях. 20 сентября 1940 года потопил итальянскую подводную лодку "Lafole", a 22 декабря 1941 года вместе с эсминцем "Hasty" немецкую подводную лодку "U 79". В марте 1942 года переведен в состав Восточного флота. В июне 1942 года кратковременное возвращение на Средиземное море, затем снова в Восточный флот. В апреле 1943 года возвращение в Метрополию. Переоборудован для эскортной службы и передан в распоряжение командования Западных подходов. Зачислен в эскортную группу "С-4", а затем 14-ю эскортную группу. Эскортировал североатлантические конвои. В апреле 1947 года вычеркнут из списков флота. 23 ноября 1948 года передан Доминиканской республике, под названием "Trujillo" и "Duarte". В составе флота находился до 1972 года.
"Hunter". После вступления в строй вошел в состав 2-й флотилии эсминцев Средиземноморского флота. Патрулировал у испанского побережья. 13 мая 1937 года у Альмерии подорвался на мине. Отбуксирован в Гибралтар и отремонтирован. Этот случай оказал влияние на проектирование эсминцев в СССР. Проект "7" с линейным расположением энергетической установки был признан вредительским и вместо него был разработан проект "7У"с эшелонным расположением. Программа строительства новых эсминцев в СССР была замедлена. Что касается "Hunter", то он продолжил после ремонта свою службу. После 3 сентября патрулировал в Атлантике (соединение "К") и в начале 1940 года вернулся в Метрополию. 10 апреля 1940 года участвовал в первом бою у Нарвика. Во время отхода был поврежден артиллерийским огнем немецких эсминцев, затем произошло столкновение с "Hotspur". "Hunter" получил тяжелые повреждения и затонул в Отофьорде в точке с координатами 68°20'N/17°04'Ost.
"Hyperion". В первые военные месяцы служба в составе соединения "К", затем флота Метрополии и участие в Норвежской операции. В мае 1940 года переведен в Средиземное море. 19 июля 1940 года участвовал в битве у мыса Спада. Добил поврежденный крейсер "Bartolomeo Colleoni". 14 декабря вместе с эсминцем "Hereward" потопил итальянскую подводную лодку "Neriede". 22 декабря погиб от подводного взрыва. По одним данным, это был подрыв на мине, по другим - атака итальянской подводной лодки "Serpente". Сначала эсминец буксировали, но потом с него сияли экипаж, и эсминец "Janus" добил его. Это произошло в 24 милях восточнее мыса Бон в точке с координатами 37°40'N/11°31'Ost.
Из книги С. Роскилла "Флот и война"
(Воениздат. 1967. Пер. с англ.)
9 апреля 1940 г. в 11 ч. 38 мин. адмиралтейство направило адмиралу Уайтворту сообщение о том, что противник высадился в Нарвике, и приказало воспрепятствовать доставке немцами подкреплений. Однако это сообщение было получено Уайтвортом лишь на следующий день. Адмирал уже имел задачу не допустить высадку противника в Нарвике, и задержка с получением последнего указания адмиралтейства, вероятно, не повлияла на развертывание его сил.
Уайтворту было известно, что командующий флотом послал к Нарвику корабли 2-й флотилии эсминцев. В полдень адмиралтейство сообщило командиру 2-й флотилии, что, по имеющимся данным, противник уже высадился в Нарвике и ему надлежит потопить или захватить немецкие транспортные суда.
Получив, однако, ясный приказ командующего флотом, командир 2-й флотилии эсминцев Уорбертон-Ли решил идти во фьорд с четырьмя эскадренными миноносцами своей флотилии ("Харди", "Хотспер", "Хэвок", "Хантер"), а 20-ю флотилию эскадренных миноносцев оставить для патрулирования в районе минного заграждения. Как только корабли начали движение, к ним присоединился эскадренный миноносец "Хостайл".
В 20 ч. 59 мин. адмиралтейство одобрило решение Уорбертона-Ли атаковать, и только рано утром 10 апреля, осознав, по-видимому, неравенство сил, первый лорд адмиралтейства радировал: "Только Вы можете судить, целесообразно ли при таких условиях атаковать. Мы поддержим любое принятое Вами решение".
Но Уорбертон-Ли уже принял решение. Эскадренные миноносцы прибыли в назначенный пункт вскоре после 04 ч. 00 мин. 10 апреля. Тактическая внезапность была полная. В 04 ч. 30 мин. эскадренные миноносцы "Харди", "Хантер" и "Хэвок" вошли в гавань и торпедными и артиллерийскими залпами потопили немецкий флагманский эскадренный миноносец "Вильгельм Хайдкамп", эскадренный миноносец "Антон Шмидт" и повредили три других эскадренных миноносца. "Хотспер" и "Хостайл" оставались в это время за пределами гавани. Они присоединились к первым трем во второй атаке, которая увенчалась потоплением нескольких торговых судов.
Командир 2-й флотилии Уорбертон-Ли начал отход, имея все основания быть удовлетворенным достигнутыми результатами. Во время отхода он произвел еще одну атаку и пошел вниз по Уфут-фьорду. Однако около 06 ч. 00 мин. из Хорь-янгс-фьорда вышли три эскадренных миноносца противника. Завязался ожесточенный бой. Вскоре впереди по курсу появились еще два немецких эскадренных миноносца, вышедшие из фьорда Балланген. Английские корабли оказались, таким образом, между двумя группами более сильно вооруженных кораблей противника.
Эскадренный миноносец "Харди" вскоре вышел из строя, а его командира Уорбертона-Ли убило. Эскадренный миноносец "Хантер" был потоплен, а "Хотспер" поврежден, причем настолько серьезно, что его нанесло на тонущий "Хантер". Эскадренные миноносцы "Хостайл" и "Хэвок", шедшие в голове колонны, почти не пострадали и теперь повернули обратно для оказания помощи.
Бой кончился в 06 ч. 30 мин., но на обратном пути эскадренный миноносец "Хэвок" потопил немецкое судно боеприпасов "Роэнфелс". Таким образом, каждая сторона потеряла по два эскадренных миноносца. Однако еще пять немецких эскадренных миноносцев были серьезно повреждены. Из английских кораблей выведенным из строя оказался лишь эскадренный миноносец "Хотспер". Английские корабли уничтожили также шесть торговых судов противника. Адмирал Уайтворт получил последнее донесение командира 2-й флотилии около 06 ч. 00 мин. и сразу же направил ему на помощь крейсер "Пенелопа" и четыре эскадренных миноносца. Но уже было слишком поздно.