Тип "Н". 6 ед.
(бывшие бразильские)
№ |
Название |
Завод-строитель |
Заложен |
Спущен |
Вступил в строй |
Судьба |
Н44 |
«Highlander» |
Thornycroft, & Co., Southampton |
28 сентября 1938 |
16 октября 1939 |
18 марта 1940 |
Прод. на слом 27 мая 1946 |
Н06 |
«Hurricane» |
Vickers-Armstrong, Barrow/Furness |
30 июня 1938 |
29 сентября 1939 |
21 июня 1940 |
Погиб от торпеды 25 декабря 1943 |
Н32 |
«Havant» |
S. White & Co, Ltd., Cowes |
30 марта 1938 |
17 июля 1939 |
19 декабря 1939 |
Тяжело поврежден авиацией, погиб 1 июня 1940 |
Н19 |
«Handy» |
Vickers-Armstrong, Barrow/Furness |
3 июня 1938 |
29 сентября 1939 |
23 мая 1940 |
Погиб от торпеды 11 марта 1943 |
Н57 |
«Hearty» |
Thornycroft, & Co., Southampton |
6 июля 1938 |
1 августа 1939 |
22 января 1940 |
Прод. на слом 26 ноября 1946 |
Н88 |
«Havelock» |
S. White & Co, Ltd., Cowes |
31 мая 1938 |
16 октября 1939 |
10 февраля 1940 |
Продан на слом 31 октября 1946 |
В середине 30-х руководству бразильского военно-морского флота стала ясна слабость, а точнее, полное отсутствие миноносных сил. Для изменения этого положения Бразилия заказала в Англии 6 эскадренных миноносцев.
Английские конструкторы взяли за образец тип "Н", несколько адаптировав его к требованиям заказчика. Основное отличие их английских "одноклассников" было следующее: отсутствие КДП (вместо него имелся дальномер), схема управления огнем не в британской (футовой), а в метрической системе измерения: в заказанных для кораблей торпедах не имелось предохранителей, взводящих ее в боевое положение.
4 сентября 1939 г. все шесть кораблей реквизировали, и они вошли в состав английского флота. Тактико-технические элементы этих кораблей были такие же, как и у английских эсминцев типа "Н", за исключением вооружения — на них имелось только 3 120-мм орудия.
Модернизации.
Во время службы на части кораблей была изменена система управления огнем, установили КДП. Кроме этого, сняли кормовой торпедный аппарат, а вместо него установили 76-мм зенитное орудие. В середине войны для эскортной службы были перестроены "Havelock" и "Highlander". С этих эсминцев сняли орудие "А", а вместо него установили бомбомет "Хеджехог". Мелкокалиберная зенитная артиллерия была усилена 6 20-мм автоматами "Эрликон". Их радиоэлектронное вооружение включало: радиолокационные станции типа 270 (антенна в виде башенки маяка на мостике) и радиопеленгатор HF/DF ( антенна на грот-мачте).
"Highlander" (быв. "Jaguaribe"). После подъема военно-морского флага вошел в состав 6-й флотилии эсминцев. Весной 1940 года участвовал в Норвежской операции и в эвакуации из Франции, после чего был переведен на Арктическую конвойную трассу, где и прослужил до конца войны. Передан на слом в 1946 году.
"Hurricane" (быв. "Jarua"). Практически сразу же после начала войны поставлен на североатлантическую трассу. В ночь с 7 на 8 мая 1941 года потоплен немецкой авиацией. Поднят и отремонтирован. В начале 1943 года возвращен на североатлантическую трассу. 23 декабря эсминец получил попадание акустической торпеды с немецкой подводной лодкой "U 454". Корабль потерял ход, но гибель кораблю не угрожала. Но из-за невозможности буксировки командующий Западными подходами адмирал М. Хортон приказал добить "Hurricane". Приказ был выполнен эсминцем "Watchman" 25 декабря в 13 часов. Место гибели корабля Северная Атлантика, точка с координатами 45°10'N/22°05'W.
"Havant" (быв. "Javary"). После прохождения курса боевой подготовки зачислен в 6-ю флотилию эсминцев. Принимал участие в эвакуации из Франции. 1 июня 1940 года, когда эсминец находился в районе Дюнкерка, был атакован немецкими пикирующими бомбардировщиками Ю-87. Корабль был поврежден, через час он перевернулся. Потери экипажа составили 9 человек. Место гибели корабля, точка с координатами 51°08'N/02°35'Ost.
"Handy" (быв. "Jurua"). 27 февраля 1940 года переименован в "Harvester". Числился в составе 6-й флотилии эсминцев. В течение всей службы эскортировал североатлантические конвои. 11 марта протаранил немецкую подводную лодку "U 444". При этом эсминец потерял ход. В полдень "Harvester" был потоплен немецкой подводной лодкой "U 432", которая затем была потоплена кораблем Свободной Франции "Aconit". На "Harvester" погиб почти весь экипаж. Потоплен в точке с координатами 51°23'N/ 28°40'W.
"Hearty" (быв. "Juruena"). 27 февраля 1940 года переименован "Hesperus". После подъема военно-морского флага зачислен в состав 6-й флотилии эсминцев. Во время одного из налетов эсминец был поврежден. До 1944 года эсминцем командовал Д. Макинтаир, один из лучших британских офицеров-противолодочников. В апреле 1940 года "Hesperus" участвовал в Норвежской операции, затем всю войну эскортировал атлантические конвои. На его счету потопление немецких подводных лодок "U 357" (26 декабря 1942 года тараном. При этом от повреждения корпуса в носовых отсеках эсминца погиб груз рождественских индеек, который перевозился из США.), "U 191" (23 октября 1943 года), "U 186" (12 мая 1943 года) и, возможно, "U 242", не вернувшаяся из похода в апреле 1945 года (по другим данным, она погибла на минах). Исключен из списков флота в 1946 году.
"Havelock" (быв. "Jutahy"). После вступления в строй находился в составе 6-й флотилии эсминцев. Почти всю войну участвовал в морских конвоях, названных историками "Битвой за Атлантику". 30 октября 1940 года потопил "U 32", в ноябре итальянскую подводную лодку "Comandante Faa di Bruno". В июле 1944 года принимал участие в операции "Оверлорд". 19 июня 1944 года потопил немецкую подводную лодку "U 767". После окончания войны в 1946 году исключен из списков флота.