Тип "Н". 6 ед.

(бывшие бразильские)

 

Название

Завод-строитель

Заложен

Спущен

Вступил в строй

Судьба

Н44

«Highlander»

Thornycroft, & Co., Southampton

28 сентября 1938

16 октября 1939

18 марта 1940

Прод. на слом 27 мая 1946

Н06

«Hurricane»

Vickers-Armstrong, Barrow/Furness

30 июня 1938

29 сентября 1939

21 июня 1940

Погиб от торпеды 25 декабря 1943

Н32

«Havant»

S. White & Co, Ltd., Cowes

30 марта 1938

17 июля 1939

19 декабря 1939

Тяжело поврежден авиацией, погиб 1 июня 1940

Н19

«Handy»

Vickers-Armstrong, Barrow/Furness

3 июня 1938

29 сентября 1939

23 мая 1940

Погиб от торпеды 11 марта 1943

Н57

«Hearty»

Thornycroft, & Co., Southampton

6 июля 1938

1 августа 1939

22 января 1940

Прод. на слом 26 ноября 1946

Н88

«Havelock»

S. White & Co, Ltd., Cowes

31 мая 1938

16 октября 1939

10 февраля 1940

Продан на слом 31 октября 1946

 

В середине 30-х руководству бразильского военно-морского флота стала ясна слабость, а точнее, полное отсутствие миноносных сил. Для изменения этого положения Бразилия заказала в Англии 6 эскадренных миноносцев.

Английские конструкторы взяли за обра­зец тип "Н", несколько адаптировав его к тре­бованиям заказчика. Основное отличие их ан­глийских "одноклассников" было следующее: отсутствие КДП (вместо него имелся дально­мер), схема управления огнем не в британской (футовой), а в метрической системе измерения: в заказанных для кораблей торпедах не име­лось предохранителей, взводящих ее в боевое положение.

4 сентября 1939 г. все шесть кораблей рек­визировали, и они вошли в состав английского флота. Тактико-технические элементы этих ко­раблей были такие же, как и у английских эс­минцев типа "Н", за исключением вооружения — на них имелось только 3 120-мм орудия.

 

Модернизации.

Во время службы на части кораблей была изменена система управления огнем, установили КДП. Кроме этого, сняли кормовой торпедный аппарат, а вместо него установили 76-мм зенит­ное орудие. В середине войны для эскортной службы были перестроены "Havelock" и "Highlander". С этих эсминцев сняли орудие "А", а вместо него установили бомбомет "Хеджехог". Мелкокалиберная зенитная артиллерия была усилена 6 20-мм автоматами "Эрликон". Их радиоэлектронное вооружение включало: радиолокационные станции типа 270 (антенна в виде башенки маяка на мостике) и радиопелен­гатор HF/DF ( антенна на грот-мачте).

 

"Highlander" (быв. "Jaguaribe"). После подъема военно-морского флага вошел в состав 6-й флотилии эсминцев. Весной 1940 года уча­ствовал в Норвежской операции и в эвакуации из Франции, после чего был переведен на Арк­тическую конвойную трассу, где и прослужил до конца войны. Передан на слом в 1946 году.

"Hurricane" (быв. "Jarua"). Практически сразу же после начала войны поставлен на севе­роатлантическую трассу. В ночь с 7 на 8 мая 1941 года потоплен немецкой авиацией. Поднят и от­ремонтирован. В начале 1943 года возвращен на североатлантическую трассу. 23 декабря эсминец получил попадание акустической торпеды с не­мецкой подводной лодкой "U 454". Корабль по­терял ход, но гибель кораблю не угрожала. Но из-за невозможности буксировки командующий Западными подходами адмирал М. Хортон при­казал добить "Hurricane". Приказ был выполнен эсминцем "Watchman" 25 декабря в 13 часов. Место гибели корабля Северная Атлантика, точ­ка с координатами 45°10'N/22°05'W.

"Havant" (быв. "Javary"). После прохожде­ния курса боевой подготовки зачислен в 6-ю флотилию эсминцев. Принимал участие в эваку­ации из Франции. 1 июня 1940 года, когда эсми­нец находился в районе Дюнкерка, был ата­кован немецкими пикирующими бомбардиров­щиками Ю-87. Корабль был поврежден, через час он перевернулся. Потери экипажа составили 9 человек. Место гибели корабля, точка с коор­динатами 51°08'N/02°35'Ost.

"Handy" (быв. "Jurua"). 27 февраля 1940 года переименован в "Harvester". Числился в со­ставе 6-й флотилии эсминцев. В течение всей службы эскортировал североатлантические кон­вои. 11 марта протаранил немецкую подводную лодку "U 444". При этом эсминец потерял ход. В полдень "Harvester" был потоплен немецкой подводной лодкой "U 432", которая затем была потоплена кораблем Свободной Франции "Aconit". На "Harvester" погиб почти весь эки­паж. Потоплен в точке с координатами 51°23'N/ 28°40'W.

"Hearty" (быв. "Juruena"). 27 февраля 1940 года переименован "Hesperus". После подъема военно-морского флага зачислен в состав 6-й флотилии эсминцев. Во время одного из налетов эсминец был поврежден. До 1944 года эсминцем командовал Д. Макинтаир, один из лучших британских офицеров-противолодочников. В апреле 1940 года "Hesperus" участвовал в Нор­вежской операции, затем всю войну эскортиро­вал атлантические конвои. На его счету потоп­ление немецких подводных лодок "U 357" (26 декабря 1942 года тараном. При этом от по­вреждения корпуса в носовых отсеках эсминца погиб груз рождественских индеек, который перевозился из США.), "U 191" (23 октября 1943 года), "U 186" (12 мая 1943 года) и, возможно, "U 242", не вернувшаяся из похода в апреле 1945 года (по другим данным, она погибла на ми­нах). Исключен из списков флота в 1946 году.

"Havelock" (быв. "Jutahy"). После вступле­ния в строй находился в составе 6-й флотилии эсминцев. Почти всю войну участвовал в морс­ких конвоях, названных историками "Битвой за Атлантику". 30 октября 1940 года потопил "U 32", в ноябре итальянскую подводную лодку "Comandante Faa di Bruno". В июле 1944 года принимал участие в операции "Оверлорд". 19 июня 1944 года потопил немецкую подводную лодку "U 767". После окончания войны в 1946 году исключен из списков флота.