Тип "Tribal". 16 ед.

 

Название

Завод-строитель

Заложен

Спущен

Вступил в строй

Судьба

F07

«Afridi»

Vickers-Armstrong, Newcastle

9 июня 1936

8 июня 1937

3 мая 1938

Потоплен авиацией 3 мая 1940

F51

«Ashanti»

Denne & Brothers, Dumbarton

23 ноября 1936

5 ноября 1937

21 декабря 1938

Продан на слом 12 апреля 1949

F67

«Bedouin»

To же

Январь 1937

21 декабря 1937

15 марта 1938

Потоплен авиацией 3 июля 1942

F03

«Cossack»

Vickers-Armstrong, Newcastle

9 июня 1936

8 июня 1937

7 июня 1938

Потоплен ПЛ U 563 27 октября 1941

F75

«Eskimo»

Parsons M.S.T. Co., Wallsend-on-Tyne

5 августа 1936

3 сентября 1937

30 декабря 1938

Продан на слом 27 июня 1949

F20

«Gurkha»

Fairfield, Glasgow

6 июля 1936

7 июля 1937

21 октября 1938

Потоплен авиацией 9 апреля 1940

F24

«Maori»

Тоже

6 июля 1936

2 сентября 1937

2 января 1939

Потоплен авиацией 12 февраля 1942

F59

«Mashona»

Parsons M.S.T. Co., Wallsend-on-Tyne

5 августа 1936

3 сентября 1937

28 марта 1939

Потоплен авиацией 28 мая 1941

F26

«Matabele»

Sott's, Greenock

1 октября 1936

6 октября 1937

25 января 1939

Потоплен ПЛ U 454 1 7 января 1 942

F31

«Mohawk»

Thornycroft, Southampton

16 июля 1936

15 октября 1937

7 сентября 1938

Торпедирован ЭМ Италии. Затоплен 16 апреля 1941

F36

«Nubian»

To же

10 августа 1936

21 декабря 1937

6 декабря 1938

Продан на слом 11 июня 1949

F21

«Punjabi»

Scott's, Greenock

1 октября 1936

18 декабря 1937

29 марта 1939

Погиб от столкновения с ЛК 1 мая 1942

F82

«Sikh»

A.Stephen & Sons, Glasgow

24 сентября 1936

17 декабря 1937

12 октября 1938

Потоплен артиллерией 14 сентября 1942

F33

«Somali»

Swan Hunth, Newcastle

26 августа 1936

24 августа 1937

12 декабря 1939

Торпедирован ПЛ U 703. Затонул 24 сентября 1942

F43

«Tartar»

Тоже

26 августа 1936

21 октября 1937

10 марта 1939

Продан на слом 6 января 1 948

F18

«Zulu»

A.Stephen & Sons, Glasgow

10 августа 1936

23 сентября 1937

7 сентября 1938

Тяж. повр. авиацией. Затонул 14 сентября 1942

 

Все ранее описанные эсминцы ведут свою родословную от эсминцев времен первой миро­вой войны типа "V" и "W" — удачных, крепких и добротных кораблей среднего водоизмеще­ния. Но в это время в иностранных флотах по­явился новый подкласс эсминцев, в отечествен­ной литературе их именуют лидерами, а в зарубежной — суперэсминцы. Типичными их представителями были японские эсминцы "Специального типа" ("Фубуки"). (1750 т, 6 127-мм, 9 610-мм торпедных аппаратов), итальянс­кие "Навигатори" (1870 т, 6 120-мм, 4 533 тор­педных аппаратов), а также французские "contre-torpilleurs" (2400 т, 5 138-мм, 6-9 533-мм торпедных аппаратов. Английские верфи строили подобные корабли для иностранных заказчиков. Для Юго­славии был спроектирован и постро­ен "Дубровник" (1910 т, 4 140-мм, 6 533-мм торпедных аппаратов). Бри­танские конструкторы работали так­же над польским заказом и консуль­тировали голландцев. Все предпосылки к созданию британско­го суперэсминца были налицо. В но­ябре 1934 года появился список задач для этих кораблей. Тактико-техничес­кое задание разработал Морской штаб, при этом были учтены и пожелания ко­мандующих флотами. Новые корабли должны были выполнять следующие задачи: а) защита тяжелых кораблей от торпедных атак, б) патру­лирование и разведка, в) поддержка флотилий эсминцев. Исходя из этого задания были выра­ботаны требования к новому проекту: водоиз­мещение около 1850 тонн, вооружение 10 120-мм орудий, скорость хода 36 узлов, дальность плавания 5500 миль со скоростью 15 узлов, обя­зательное наличие торпедного вооружения. Конструкторы проработали пять различных ва­риантов. В результате получился проект мощ­ного артиллерийско-торпедного корабля. Заказ на первые 7 кораблей выдали в марте 1936 года, в рамках дополнительной программы 1935 года. Проект оказался удачным, и эти корабли были заказаны канадским и австралийским флотами.

Водоизмещение: 1883 т (стандартное), 2559 т (в полном грузу).

Размерения: длина 114,9 м (наибольшая), 111,1 м (по КВЛ), 108,3 м (между перпендикуля­рами), ширина 11,12 м, осадка 2,75 м (средняя).

Механизмы: 3 Адмиралтейских котла, 2 турбины Парсонса с зубчатой передачей, мощ­ность 44 000 л.с. Скорость хода 36 узлов. Запас топлива 532 т. Дальность плавания 5700 миль со скоростью 15 узлов.

Вооружение: 8 120-мм (MK-XIII) в 4-х двухствольных установках, 4 40-мм (1 четырехствольный автомат системы "Пом-Пом"), 8 12,7-мм (2 четырехствольных пулемета), 4 533-мм торпедных аппарата (1 четырехтрубный), 2 бомбомета, 1 бомбосбрасыватель и 20 глубин­ных бомб.

Экипаж: 190 (во время службы в качестве лидера флотилии 219) человек. В середине 1940 года экипаж увеличился до 260 человек, а к кон­цу войны до 300.

 

Модернизации.

Первая военная модернизация состоялась в конце 1940 года. Со всех эсминцев сняли 120-мм орудия "X", вместо них была установлена 1 спаренная 102-мм установка. Эти работы завер­шили к весне 1941 года. В середине 1941 года произвели усиление мелкокалиберной зенитной артиллерии — на крыльях мостика установили 2 20-мм автомата фирмы "Эрликон". На "Zulu" и "Sikh" установили два одноствольных 40-мм "Пом-Пома" (но вскоре вооружение "подтяну­ли" до уровня остальной серии). На всех ко­раблях серии на кормовой надстройке устано­вили еще 2 20-мм автомата, бомбометы при этом перенесли на верхнюю палубу. В начале 1941 года на эсминцах появилось радиоэлект­ронное вооружение РЛС типа 286, а потом 291. В середине 1941 года на вооружение кораблей поступила станция 285 (управления артилле­рийским огнем), а в середине 1942 года радио­пеленгаторы HF/DF. В конце этого года с уце­левших эсминцев демонтировали пулеметы, на их месте были установлены еще 2 20-мм "Эрликона" (доведя их общее число до 6). В конце 1943-начале 1944 года были проведены обшир­ные модернизационные работы, с эсминцев де­монтировали одноствольные 20-мм автоматы, вместо них появились двуствольные. На всех эсминцах была установлена радиолокационная станция типа 296 для обнаружения подводных целей. В 1945 году на "Nubian" были установлены 2 40-мм Бофорса, вместо "Эрликонов" на площадке между трубами.

 

"Afridi". До войны находился в составе 4-й флотилии эсминцев Средиземноморского флота. После начала войны переведен в состав флота Метрополии. Участвовал в Норвежской операции, 3 мая принимал участие в эвакуации войск из Франции. Союзное соединение было атаковано немецкими пикирующими бомбарди­ровщиками Ю-87. Сначала был потоплен фран­цузский лидер "Bison". "Afridi" принял на борт уцелевших и добил "Bison", но сам не пережил следующей атаки. Корабль затонул в точке с ко­ординатами 66°14'N/05°45'Ost. Потери в людях оказались велики: 93 моряка, из них 13 солдат и 31 спасенных с "Bisona".

"Ashanti". После подъема Военно-морс­кого флага зачислен в состав 6-й флотилии эсминцев флота Метрополии. В мае 1939 года сопровождал лайнер с королем Британии во время визита в Канаду. В начале июня уча­ствовал в спасательной операции на потер­певшей аварию подводной лодке "Thetis". После начала войны выполнял многочислен­ные боевые задачи. В апреле 1940 года уча­ствовал в Норвежской операции. В ноябре 1940 года выскочил на мель вместе с эсмин­цем "Fame". После завершения ремонта ос­тался в составе флота Метрополии. В 1941-1943 годах действовал в северных водах. Принимал участие в проводке арктических конвоев: "PQ-12", "PQ-8", "PQ-13", "PQ-9", "PQ-16", "PQ-18" (весна-лето 1942 года). В ноябре-декабре 1943 года эсминец принимал участие в конвойных операциях (конвой "JW-54А", RA-54B", "JW-55A", "RA-55A" и в опе­рации "Оверлорд". 8 июня "Ashanti" прини­мал участие в бою эсминцев у острова Ушант. Потопил немецкий эсминец "Zh-1" (бывший голландский "Gerard Callenburgh"). После окончания войны 24 июня 1945 года отправлен в резерв. В 1949 году исключен из списков флота и продан на слом.

"Bedouin". До начала войны проходил службу в составе 6-й флотилии эсминцев флота Метрополии. В мае 1939 г. участвовал в обес­печении визита британского короля в Канаду, оказывал помощь затонувшей подводной лод­ке "Thetis". После начала войны участвовал в Норвежской операции. В 1940-1941 году дей­ствовал в северных водах. Стал первым эсмин­цем типа "Tribal", пришедшим в СССР, в эс­корте конвоя "PQ-3". 25-25 ноября "Bedouin" в составе англо-советской эскадры произвел поиск у норвежского побе­режья и обстрелял воен­но-морскую базу Варде. Весной 1942 года эскор­тировал конвои "PQ-12", "PQ-8", "PQ-13", "PQ-9". В июне 1942 года откомандирован в Средиземное море для участия в проводке мальтийского конвоя (операция "Гарпун"). 15 июня конвой был атако­ван итальянским соеди­нением (2 крейсера, 5 эс­минцев). "Bedouin" был тяжело поврежден и по­терял ход. Его пытались буксировать, но после вторичного появления противника буксировку прекратили. В 14 час. 25 мин. эсминец был атако­ван итальянскими само­летами-торпедоносцами "SM-79" и от попадания одной торпеды затонул. Место гибели корабля южнее острова Пантеллерия в точке с координа­тами 36°12'N/11°38'Ost. Потери экипажа соста­вили 28 человек.

"Cossack". После завершения испытаний вошел в состав 4-й флотилии эсминцев Среди­земноморского флота. После 3 сентября переве­ден в состав флота Метрополии. 16 февраля эс­минец освободил 330 британских торговых моряков из немецкого плена, атаковав в нор­вежских территориальных водах судно снабже­ния "Altmark". Участвовал в Норвежской опера­ции и втором бое у Нарвика. Тяжело поврежден немецким артиллерийским огнем. После ремон­та выполнял различные боевые задачи. 13 октяб­ря повредил немецкий сетевой заградитель у нор­вежского побережья. В конце мая 1941 года был отозван из эскорта конвоев для преследования немецкого линкора "Bismarck". После его обна­ружения находился рядом, несколько раз выхо­дил в торпедные атаки. В октябре 1941 года на­ходился в охранении конвоя "HG-74". В ночь с 23 на 24 октября торпедирован немецкой под­водной лодкой "U 563", западнее Гибралтара в точке с координатами 35°36'N/10°04'Ost. Ко­рабль затонул 27 октября. Потери экипажа со­ставили 159 человек.

"Eskimo". Предвоенную службу прошел в составе 6-й флотилии эсминцев флота Метропо­лии. После начала войны выполнял различные боевые задачи. В апреле 1940 года участвовал в Норвежской операции. 13 апреля участвовал во втором бою у Нарвика. Тяжело поврежден по­паданием торпеды с эсминца "Z-2" ("Georg Thiele"). У "Eskimo" оторвало нос по орудие "В". Ремонт длился долго, и после его заверше­ния эсминец действовал в северных водах, вы­полняя различные боевые задачи. В апреле 1942 года участвовал в охранении конвоя "PQ-14", в августе переведен в Средиземное море для уча­стия в проводке Мальтийского конвоя "Пьеде­стал", в сентябре 1942 года в проводке конвоя "PQ-18", в июне 1944 года в операции "Овер-лорд". 21 июня вместе с канадским эсминцем "Haida" потопил немецкую подлодку "U 971". В конце 1944-начале 1945 года отправлен на Даль­ний Восток. Действовал в Ост Индии и у побе­режья Малайи. В январе 1948 года исключен из списков флота, в 1949 году продан на слом.

"Gurkha". До 3 сентября 1939 года служил в составе 4-й флотилии эсминцев Средиземного флота. После начала войны переведен в состав флота Метрополии. 23 февраля 1940 года потопил немецкую подводную лодку "U 35" в райо­не Фарерских островов. В апреле 1944 года уча­ствовал в Норвежской операции. 9 апреля за­паднее Бергена атакован немецкой авиацией, был тяжело поврежден и вечером затонул. По­тери экипажа составили 15 человек.

"Maori". Довоенная служба прошла в Средиземноморском флоте в 4-й флотилии эс­минцев. После начала войны переведен в со­став флота Метрополии. В апреле 1940 года участвовал в Норвежской операции. В мае 1941 года выходил в торпедную атаку на лин­кор "Bismarck". После его потопления англий­ские корабли были атакованы немецкой авиа­цией, "Maori" был тяжело поврежден. После ремонта эсминец становится частью соедине­ния "Н". Выполняет различные боевые зада­ния в Атлантическом океане и Средиземном море. В декабре 1941 года во время перехода Гибралтар-Александрия, в составе флотилии, обнаружил и участвовал в потоплении 2 италь­янских легких крейсера. Зачислен в состав Средиземноморского флота. В составе этого соединения прослужил недолго. 27 января 1942 года эсминец прибыл на Мальту в охра­нении транспорта "Breconshire" и 13 февраля должен был уйти с обратным конвоем. В ночь с 12 на 13 февраля в очередной налет немецкой авиации одна из парашютных осветительных ракет повисла на мачте, осветив корабль. По подсвеченной цели произвел атаку Ю-88. На борту эсминца вспыхнули пожары. Остано­вить распространение огня не удалось, и эки­паж покинул корабль. В 2 час. 10 мин. взор­вался кормовой погреб боеприпасов. Некоторое время на поверхности оставалась носовая часть, но вскоре и она затонула. По­тери экипажа составили 7 (по другим данным, 1) человек.

"Mashona". Предвоенная служба проходи­ла в составе 6-й флотилии эсминцев флота Мет­рополии. В мае 1939 года сопровождал лайнер с английским королем во время его визита в Ка­наду. В начале июня оказывал помощь потер­певшей аварию подводной лодки "Thetis". В ап­реле 1940 года участвовал в Норвежской операции. В мае 1941 года участвовал в поиске линкора "Bismarck". 28 мая во время возвраще­ния на базу был обнаружен и атакован немец­кой авиацией и от полученных повреждений пе­ревернулся. Потери экипажа составили 1 офицер, 45 матросов. Место гибели корабля в 100 милях западнее Ирландии, в точке с коорди­натами 52°58'N/11°36'Ost.

"Matabele". Предвоенная служба проходи­ла в составе 6-й флотилии эсминцев флота Мет­рополии. В апреле 1940 года участвовал в Нор­вежской операции. 17 мая сел на мель вместе с крейсером "Effingem". "Matabele" удалось сняться с мели, но крейсер пришлось добить. Эсминец прошел ремонт на одном из заводов и практически сразу же после завершения работ вновь сел на мель. В строй вернулся в середине августа 1940 г. В составе флота Метрополии выполнял многочисленные боевые задания. Последней операцией стала проводка арктичес­кого конвоя "PQ-6". 17 января эсминец погиб почти со всем экипажем от торпеды подводной лодки "U 454". Спасли только двоих моряков. Место гибели корабля в 8 милях от побережья Кольского полуострова, в точке с координатами 69°21'N/ 35°34'Ost.

"Mohawk". Предвоенная служ­ба прошла в 4-й флотилии эсмин­цев Средиземноморского флота. После начала войны переведен в Северное море. В ночь на 17 ок­тября находился на рейде Ферт-оф-Форт, где был атакован немецкой авиацией, в результате двух разры­вов бомб у борта погибло 14 и ра­нено 30 моряков. Ремонт до сере­дины декабря. В апреле 1940 года эсминец принимал участие в Нор­вежской операции, 11 мая участво­вал в эвакуации британской ди­пломатической миссии из Нидерландов, а в июне переведен в восточное Средиземноморье. Эс­минец принимал активное участие в боевых действиях. Весной 1941 года входил в состав Мальтийско­го ударного соединения. В ночь с 16 на 17 апреля оно атаковало и разгромило итальянский конвой. С борта тяжело поврежденного итальянского эсминца "Tarigo" были выпущены торпеды, которые поразили "Mohawk". Чуть позже оба противника затонули. "Mohawk" попытался буксировать эсминец "Janus", но неудачно. Это произошло в точке с координата­ми 34°56'N/11°42'Ost. Потери эки­пажа: погибли 2 офицера и 39 мат­росов и 39 ранило.

"Nubian". После вступления в строй про­ходил службу в составе 4-й флотилии эсминцев Средиземноморского флота. После 3 сентября 1939 года переведен в состав флота Метропо­лии. Участвовал в Норвежской операции. Пос­ле ее завершения возвращен на Средиземное море. Эсминец принимал участие в операциях: первый бой у Пунта Стило/Калабрия, авианос­ный рейд на Таранто в ноябре, перевозка бри­танских войск в Грецию, бой у мыса Матапан. В мае 1941 года корабль участвовал в боях за ос­тров Крит. 26 мая 1941 года находясь в составе авианосного соединения "Nubian", получил по­падание бомбы с пикирующего бомбардиров­щика. Кораблю оторвало корму. Поврежден­ный эсминец довели до базы, затем отправили на ремонт в США. Работы завершили в октяб­ре 1942 года, после чего он вернулся в Среди­земное море и принимал участие в завершаю­щих боях на африканском континенте. Затем "Nubian" участвует в операциях против Италии и блокаде острова Пантеллерия. 11 июня 1943 года потопил итальянскую быстроходную де­сантную баржу "MZ-708". В начале 1944 года возвращен в воды Метрополии. Июнь-июль 1944 года, участвует в операции "Оверлорд". Затем началась подготовка и переход на Даль­ний Восток — эсминец активно включился в войну против императорской Японии. Он уча­ствует в десантных операциях. 12 июня 1945 года "Nubian" потопил японский охотник за подводными лодками "№ 57" (по другим данным, он был потоплен эсминцем "Tartar"). Эс­минец за войну получил 12 "Боевых благодар­ностей" — больше было только у линкора "Warspite". В декабре 1947 года исключен из списков флота, продан на слом и разобран в 1949 году.

"Punjabi". Предвоенная служба прошла в рядах 6-й флотилии эсминцев флота Метропо­лии. На этом этапе службы произошли два при­мечательных события: обеспечение визита анг­лийского короля в Канаду и неудачная операция по спасению экипажа подводной лод­ки "Thetis". В апреле 1940 года участвовал в Норвежской операции, 13 апреля во втором бою у Нарвика. В июне эсминец участвовал в эвакуации из Сен-Назера. Остался в составе флота Метрополии. В мае 1941 года принимал участие в поиске линкора "Bismarck", затем в серии операций у норвежского побережья. В начале 1942 года участвует в проводке арктических конвоев "PQ-12"/"QP-8" (1-12 марта), "PQ-14"/"QP-10" (8-27 апреля). Последней операцией стала проводка конвоя "PQ-15". 1 мая в 13 час. 45 мин. был протаранен линкором "King George V". Эсминец затонул, а линкор был поврежден взрывом его глубинных бомб. Это произошло восточнее Исландии, в точке с координатами 66°00'N/08°00'W. Потери экипажа 21 человек (спасено 206).

"Sikh". Предвоенная служба прошла в ря­дах 4-й флотилии эсминцев Средиземноморско­го флота. После начала войны переведен в со­став флота Метрополии. В апреле 1940 года участие в Норвежской операции. В мае 1941 года отозван для эскорта конвоя "WS8B" и для действия против линкора "Bismarck". Вместе с остальными кораблями флотилии обнаружил линкор и выходил на него в торпедную атаку. Второе полугодие 1941 года "Sikh" базировался на Гибралтар. В начале декабря приняли реше­ние о переводе его в состав флотилии в Алексан­дрию. Во время перехода 13 декабря были по­топлены два итальянских легких крейсера. В 1942 году эсминец принимал активное участие в операции против порта Тобрук (кодовое назва­ние "Эгримент"). По плану два эсминца типа "Tribal" должны были высадить десант прямо на причалы порта. 14 сентября 1942 года опера­ция провалилась и "Sikh" был потоплен. Все ос­тавшиеся в живых попали в плен.

"Somali". До войны проходил службу в со­ставе 6-й флотилии эсминцев флота Метропо­лии. Сопровождал лайнер с королем Англии в Канаду и оказывал помощь потерпевшей ава­рию подводной лодке "Thetis". В апреле 1940 года участвовал в Норвежской операции. Оставлен в составе флота Метрополии, действовал в северных водах. 1 марта 1941 года во время рейда на Лофонтенские острова захватил сторо­жевой корабль "NH-04" (бывший траулер "Krebs"). На его борту были захвачены роторы от шифровальной машины и таблицы шифров. Английская разведка была заинтересована в по­лучении немецкой шифровальной машины, по­этому была спланирована специальная опера­ция. 7 мая в районе норвежского острова Ян-Майен эсминец захватил вражеский разведчик погоды "WBS-6". "Улов" превзошел все ожидания — была захвачена вся шифровальная документация, правда, шифровальная машина в английские руки не попала. В конце мая эсми­нец участвовал в поиске линкора ''Bismarck". Остаток 1941 г. провел в северных водах. В 1942 году находился в охранении следующих аркти­ческих конвоев "PQ-8" (8-17 января). "QP-6" (24 января-2 февраля) "PQ-14"/"QP-10" (8-27 апре­ля), "PQ-17". (27 июня-4 июля). С 2 по 20 сентяб­ря — в охранении конвоев "PQ-16"/"QP-14". 20 сентября западнее острова Медвежий "Somali" торпедировала немецкая подводная лодка "U 703" . Корабль взял на буксир однотипный "Ashanti". Буксировка проходила в штормовых условиях. 24 сентября в 2 час. 30 мин. "Somali" разломился и затонул. Потери составили 7 офи­церов, 74 матроса.

"Tartar". Предвоенная служба прошла в составе 6-й флотилии эсминцев флота Метропо­лии. В апреле 1940 года участвовал в Норвежс­кой операции и поиске и уничтожении немецко­го линкора "Bismarck", в мае 1941 года. При возвращении на базу немецкая авиация потопи­ла эсминец "Mashona". "Tartar" принял на борт уцелевших. 28 июня эсминец захватил немец­кое метеорологическое судно "WBS-2" "Lauenburg". Почти всю войну "Tartar" провел в составе флота Метрополии. В 1942 году нахо­дился в охранении следующих арктических кон­воев "QP-5" (13-24 января). "PQ-12"/"QP-8" (1-13 марта), "PQ-14"/"QP-10". (8-27 апреля). "PQ-18"/"QP-14" (2-26 сентября). В августе пере­веден в Средиземное море для участия в провод­ке Мальтийского конвоя "Пьедестал", в ноябре задействован в операции "Торч" (высадка в Северной Африке). Летом 1943 года "Tartar" при­нимал участие в десантах на Сицилию и Италию. В конце 1943 года возвра­щен в воды Метрополии. Прошел напряженный курс боевой подготовки. После его завершения стал флагманским кораб­лем 10-й флотилии эс­минцев и был задейство­ван в операции "Оверлорд" (открытие второго фронта). 8 июня участвовал а бою с не­мецкими эсминцами у острова Ушант. Был поврежден. После окон­чания войны в марте 1946 года выведен в ре­зерв. В 1948 году продан на слом и разобран в 1949 году.

"Zulu". Предвоен­ная служба прошла в со­ставе 6-й флотилии эсминцев Средиземно­морского флота. После начала войны переве­ден в состав флота Метрополии. В апреле 1940 года участвовал в Норвежской операции. Пос­ле ее завершения выполнял различные боевые задания. В конце мая 1941 года отозван из эс­корта конвоев для участия в операции по поис­ку и уничтожению линкора "Bismarck". Эсми­нец выходил на линкор в торпедные атаки. После одной из них на баке "Zulu" была обна­ружена неразорвавшаяся головная часть 381-мм снаряда немецкого линкора. После этой операции корабль базировался на Гибралтар, затем переведен в состав Средиземноморского флота. В сентябре 1942 года участвовал в опе­рации против Тобрука. В отличие от "Sikh", ему удалось вырваться из гавани. 14 сентября в 16 час. 15 мин. "Zulu" был тяжело поврежден немецкими пикирующими бомбардировщика­ми "Ю-87". Его пытались буксировать, но в 21 час. 55 мин. эсминец затонул. Это произошло в 80 милях северо-западнее Александрии, в точке с координатами 32°00'N/28°56'Ost.

В 1939-1945 годах эсминцами типа "Tribal" были уничтожены 34 грузовых и вспо­могательных судна (38 тыс. БТР), 2 эсминца, 2 миноносца, 4 подводных лодки, 5 тральщиков и 18 мелких судов.

Эти корабли вынесли на своих плечах са­мый трудный начальный период второй миро­вой войны. В их жизни было много славных и трагических эпизодов. Их история началась при рассмотрении важного в то время вопроса: "Ка­кими должны были быть эсминцы программы 1937 года?" От продолжения строительства эс­минцев типа "Трайбл" Совет Адмиралтейства отказался, было признано, что они перегруже­ны, а торпедное вооружение оказалось слишком слабым. Была еще одна причина, и видимо, ос­новная — эти "суперэсминцы" были слишком дороги. Каждый из них стоил 340 тыс. фунтов стерлингов, а эсминец типа "I" стоил на 80 ты­сяч дешевле. Требовались более дешевые кораб­ли, продолжать строительство классических "алфавитов" оказалось невозможным — все они морально устарели. В Адмиралтействе при­няли решение начать разрабатывать новый про­ект, и британские конструкторы успешно спра­вились с этой задачей. Проект очень сильно отличался от предшественников — впервые эс­минцы Королевского флота были однотрубны­ми. Для изготовления корпуса использовались новые марки стали. Новинкой была и продоль­ная система набора корпуса. Также впервые на этих эсминцах появились спаренные артилле­рийские установки. Параллельно усилили мел­кокалиберную зенитную артиллерию. Факти­чески, на базе этого проекта строились английские эсминцы до конца второй мировой войны. Эти три серии соединены в один тип потому, что они имели одинаковые тактико-тех­нические элементы.

 

Из книги "Полярные конвои"

(С.Пб.; Пер. с англ.А.Г. Больных. "Издательство ACT", 2003.)

 

Как только "Сцилла" и "Авенджер" скрылись за горизонтом, U 703 сумела торпедировать эсминец "Сомали" капитан-лейтенанта К.Д. Мода, который вре­менно замещал заболевшего капитана. Так как пого­да была тихой, шансы на спасение эсминца казались довольно высокими. Эсминец "Ашанти" (капитан 1 ранга Онслоу) взял его на буксир. Еще 3 эсминца и траулер "Лорд Миддлтон" были выделены для его со­провождения. В результате с конвоем остались 12 эс­минцев и 9 кораблей эскорта. На следующее утро появился самолет "Каталина" берегового командова­ния, и адмирал мог подумать, что его просьба услы­шана. Однако через пару часов подводная лодка сби­ла гидросамолет, когда тот попытался ее атаковать. Замену никто не прислал.

На рассвете 22 сентября, убедившись, что бук­сировка "Сомали" идет успешно, адмирал Барнетт пе­редал командование капитану 1 ранга Скотт-Монкрифу, находящемуся на эсминце "Фолкнер", и ушел в Скапа Флоу. Через час после его ухода, в 6 ч. 30 мин., подводная лодка U 435 проникла сквозь завесу эсмин­цев и торпедировала 3 корабля в течение 5 минут. Это были танкер "Грей Рейнджер", транспорт "Беллингем" (тоже переживший трагедию PQ-17) и судно коммодо­ра "Оушн Войс". В очередной раз коммодору Даудингу пришлось ждать, пока его выудят из ледяного моря. К счастью, спасательные суда появились довольно бы­стро, и большинство офицеров и матросов было спа­сено. Это была последняя атака, и вскоре подводные лодки получили приказ уходить. Но теперь над конво­ем нависла новая опасность в виде северного штор­ма. Транспорты шли в балласте, сидели неглубоко, и потому попытки сохранить строй превратились в на­стоящее мучение. Все искренне обрадовались, когда конвой вошел в закрытые воды пролива Минч, а потом в Лох-Ю, где бросили якорь 26 сентября.

А что творится с поврежденным "Сомали", ко­торый ползет на юг на буксире? Торпеда попала в машинное отделение, один из самых крупных отсе­ков. Оно было затоплено, как и соседнее котельное отделение, и эсминец потерял большую часть запаса плавучести. Эсминец медленно двигался со скорос­тью 5 узлов, и оба капитана понимали, что все зави­сит от одного — сохранится тихая погода или нет. Несмотря на все усилия моряков, вода продолжала медленно просачиваться в другие отсеки, и затопле­ние удавалось пока сдерживать только непрерывной работой помп. Поэтому, когда отказал дизель-гене­ратор, обеспечивавший энергией помпы, ситуация сразу стала критической. Положение удалось спасти, перебросив силовой кабель с "Ашанти". Это удалось сделать с огромным трудом, экипажу шлюпки при­шлось работать в ледяной воде, подвязывая кабель к буксировочному концу. Тем временем экипаж "Сома­ли" старался облегчить корабль, передавая грузы на траулер "Лорд Миддлтон" и выбрасывая все что мож­но за борт. За два дня удалось достигнуть опреде­ленного прогресса, надежды начали крепнуть. Все полагали, что поврежденный эсминец удастся довес­ти до порта. 22 сентября танкер "Блю Рейнджер", возвращающийся со Шпицбергена, появился именно тогда, когда капитан 1 ранга Онслоу начал размыш­лять над тем, хватит ли у него топлива. Проде­монстрировав великолепную морскую выучку, он су­мел пристроиться за кормой танкера, не отдавая бук­сирный конец. По его собственным словам, "мы представляли несколько необычное зрелище, так как во время заправки три корабля шли цепочкой".

К вечеру следующего дня барометр начал па­дать, по небу побежали облака, предупреждая о при­ближении шторма, о котором мы уже упоминали. С поврежденного "Сомали" была снята вся команда, кроме 2 офицеров, одним из которых был капитан-лейтенант Мод, и 80 матросов. Чтобы сохранить эс­минец на плаву, было сделано все возможное, но ве­тер усиливался, и волны сделали буксировку очень тяжелой. Буксирный трос то появлялся из воды, то снова нырял обратно. Командиры двух кораблей пе­реговорили по телефону, так как между эсминцами был протянут провод. Однако вода начала побеждать, и капитан-лейтенант Мод приказал остаткам экипажа подняться на палубу. Он сделал это очень кстати, по­тому что конец наступил совершенно внезапно. Рано утром 24 сентября с резким металлическим треском корпус эсминца разломился пополам. За этим после­довал глухой грохот лопающихся переборок, и две части корпуса медленно разошлись. Вскоре они пе­ревернулись и затонули. Из 80 человек, находившихся на борту "Сомали", удалось подобрать только 35. Сре­ди спасенных оказался капитан-лейтенант Мод, ко­торого подняли из воды без сознания. Оправившись, он смог пробормотать, что смерть от замерзания очень милосердна, так как человек сначала теряет созна­ние и ничего не чувствует.