Тип "Tribal". 16 ед.
№ |
Название |
Завод-строитель |
Заложен |
Спущен |
Вступил в строй |
Судьба |
F07 |
«Afridi» |
Vickers-Armstrong, Newcastle |
9 июня 1936 |
8 июня 1937 |
3 мая 1938 |
Потоплен авиацией 3 мая 1940 |
F51 |
«Ashanti» |
Denne & Brothers, Dumbarton |
23 ноября 1936 |
5 ноября 1937 |
21 декабря 1938 |
Продан на слом 12 апреля 1949 |
F67 |
«Bedouin» |
To же |
Январь 1937 |
21 декабря 1937 |
15 марта 1938 |
Потоплен авиацией 3 июля 1942 |
F03 |
«Cossack» |
Vickers-Armstrong, Newcastle |
9 июня 1936 |
8 июня 1937 |
7 июня 1938 |
Потоплен ПЛ U 563 27 октября 1941 |
F75 |
«Eskimo» |
Parsons M.S.T. Co., Wallsend-on-Tyne |
5 августа 1936 |
3 сентября 1937 |
30 декабря 1938 |
Продан на слом 27 июня 1949 |
F20 |
«Gurkha» |
Fairfield, Glasgow |
6 июля 1936 |
7 июля 1937 |
21 октября 1938 |
Потоплен авиацией 9 апреля 1940 |
F24 |
«Maori» |
Тоже |
6 июля 1936 |
2 сентября 1937 |
2 января 1939 |
Потоплен авиацией 12 февраля 1942 |
F59 |
«Mashona» |
Parsons M.S.T. Co., Wallsend-on-Tyne |
5 августа 1936 |
3 сентября 1937 |
28 марта 1939 |
Потоплен авиацией 28 мая 1941 |
F26 |
«Matabele» |
Sott's, Greenock |
1 октября 1936 |
6 октября 1937 |
25 января 1939 |
Потоплен ПЛ U 454 1 7 января 1 942 |
F31 |
«Mohawk» |
Thornycroft, Southampton |
16 июля 1936 |
15 октября 1937 |
7 сентября 1938 |
Торпедирован ЭМ Италии. Затоплен 16 апреля 1941 |
F36 |
«Nubian» |
To же |
10 августа 1936 |
21 декабря 1937 |
6 декабря 1938 |
Продан на слом 11 июня 1949 |
F21 |
«Punjabi» |
Scott's, Greenock |
1 октября 1936 |
18 декабря 1937 |
29 марта 1939 |
Погиб от столкновения с ЛК 1 мая 1942 |
F82 |
«Sikh» |
A.Stephen & Sons, Glasgow |
24 сентября 1936 |
17 декабря 1937 |
12 октября 1938 |
Потоплен артиллерией 14 сентября 1942 |
F33 |
«Somali» |
Swan Hunth, Newcastle |
26 августа 1936 |
24 августа 1937 |
12 декабря 1939 |
Торпедирован ПЛ U 703. Затонул 24 сентября 1942 |
F43 |
«Tartar» |
Тоже |
26 августа 1936 |
21 октября 1937 |
10 марта 1939 |
Продан на слом 6 января 1 948 |
F18 |
«Zulu» |
A.Stephen & Sons, Glasgow |
10 августа 1936 |
23 сентября 1937 |
7 сентября 1938 |
Тяж. повр. авиацией. Затонул 14 сентября 1942 |
Все ранее описанные эсминцы ведут свою родословную от эсминцев времен первой мировой войны типа "V" и "W" — удачных, крепких и добротных кораблей среднего водоизмещения. Но в это время в иностранных флотах появился новый подкласс эсминцев, в отечественной литературе их именуют лидерами, а в зарубежной — суперэсминцы. Типичными их представителями были японские эсминцы "Специального типа" ("Фубуки"). (1750 т, 6 127-мм, 9 610-мм торпедных аппаратов), итальянские "Навигатори" (1870 т, 6 120-мм, 4 533 торпедных аппаратов), а также французские "contre-torpilleurs" (2400 т, 5 138-мм, 6-9 533-мм торпедных аппаратов. Английские верфи строили подобные корабли для иностранных заказчиков. Для Югославии был спроектирован и построен "Дубровник" (1910 т, 4 140-мм, 6 533-мм торпедных аппаратов). Британские конструкторы работали также над польским заказом и консультировали голландцев. Все предпосылки к созданию британского суперэсминца были налицо. В ноябре 1934 года появился список задач для этих кораблей. Тактико-техническое задание разработал Морской штаб, при этом были учтены и пожелания командующих флотами. Новые корабли должны были выполнять следующие задачи: а) защита тяжелых кораблей от торпедных атак, б) патрулирование и разведка, в) поддержка флотилий эсминцев. Исходя из этого задания были выработаны требования к новому проекту: водоизмещение около 1850 тонн, вооружение 10 120-мм орудий, скорость хода 36 узлов, дальность плавания 5500 миль со скоростью 15 узлов, обязательное наличие торпедного вооружения. Конструкторы проработали пять различных вариантов. В результате получился проект мощного артиллерийско-торпедного корабля. Заказ на первые 7 кораблей выдали в марте 1936 года, в рамках дополнительной программы 1935 года. Проект оказался удачным, и эти корабли были заказаны канадским и австралийским флотами.
Водоизмещение: 1883 т (стандартное), 2559 т (в полном грузу).
Размерения: длина 114,9 м (наибольшая), 111,1 м (по КВЛ), 108,3 м (между перпендикулярами), ширина 11,12 м, осадка 2,75 м (средняя).
Механизмы: 3 Адмиралтейских котла, 2 турбины Парсонса с зубчатой передачей, мощность 44 000 л.с. Скорость хода 36 узлов. Запас топлива 532 т. Дальность плавания 5700 миль со скоростью 15 узлов.
Вооружение: 8 120-мм (MK-XIII) в 4-х двухствольных установках, 4 40-мм (1 четырехствольный автомат системы "Пом-Пом"), 8 12,7-мм (2 четырехствольных пулемета), 4 533-мм торпедных аппарата (1 четырехтрубный), 2 бомбомета, 1 бомбосбрасыватель и 20 глубинных бомб.
Экипаж: 190 (во время службы в качестве лидера флотилии 219) человек. В середине 1940 года экипаж увеличился до 260 человек, а к концу войны до 300.
Модернизации.
Первая военная модернизация состоялась в конце 1940 года. Со всех эсминцев сняли 120-мм орудия "X", вместо них была установлена 1 спаренная 102-мм установка. Эти работы завершили к весне 1941 года. В середине 1941 года произвели усиление мелкокалиберной зенитной артиллерии — на крыльях мостика установили 2 20-мм автомата фирмы "Эрликон". На "Zulu" и "Sikh" установили два одноствольных 40-мм "Пом-Пома" (но вскоре вооружение "подтянули" до уровня остальной серии). На всех кораблях серии на кормовой надстройке установили еще 2 20-мм автомата, бомбометы при этом перенесли на верхнюю палубу. В начале 1941 года на эсминцах появилось радиоэлектронное вооружение РЛС типа 286, а потом 291. В середине 1941 года на вооружение кораблей поступила станция 285 (управления артиллерийским огнем), а в середине 1942 года радиопеленгаторы HF/DF. В конце этого года с уцелевших эсминцев демонтировали пулеметы, на их месте были установлены еще 2 20-мм "Эрликона" (доведя их общее число до 6). В конце 1943-начале 1944 года были проведены обширные модернизационные работы, с эсминцев демонтировали одноствольные 20-мм автоматы, вместо них появились двуствольные. На всех эсминцах была установлена радиолокационная станция типа 296 для обнаружения подводных целей. В 1945 году на "Nubian" были установлены 2 40-мм Бофорса, вместо "Эрликонов" на площадке между трубами.
"Afridi". До войны находился в составе 4-й флотилии эсминцев Средиземноморского флота. После начала войны переведен в состав флота Метрополии. Участвовал в Норвежской операции, 3 мая принимал участие в эвакуации войск из Франции. Союзное соединение было атаковано немецкими пикирующими бомбардировщиками Ю-87. Сначала был потоплен французский лидер "Bison". "Afridi" принял на борт уцелевших и добил "Bison", но сам не пережил следующей атаки. Корабль затонул в точке с координатами 66°14'N/05°45'Ost. Потери в людях оказались велики: 93 моряка, из них 13 солдат и 31 спасенных с "Bisona".
"Ashanti". После подъема Военно-морского флага зачислен в состав 6-й флотилии эсминцев флота Метрополии. В мае 1939 года сопровождал лайнер с королем Британии во время визита в Канаду. В начале июня участвовал в спасательной операции на потерпевшей аварию подводной лодке "Thetis". После начала войны выполнял многочисленные боевые задачи. В апреле 1940 года участвовал в Норвежской операции. В ноябре 1940 года выскочил на мель вместе с эсминцем "Fame". После завершения ремонта остался в составе флота Метрополии. В 1941-1943 годах действовал в северных водах. Принимал участие в проводке арктических конвоев: "PQ-12", "PQ-8", "PQ-13", "PQ-9", "PQ-16", "PQ-18" (весна-лето 1942 года). В ноябре-декабре 1943 года эсминец принимал участие в конвойных операциях (конвой "JW-54А", RA-54B", "JW-55A", "RA-55A" и в операции "Оверлорд". 8 июня "Ashanti" принимал участие в бою эсминцев у острова Ушант. Потопил немецкий эсминец "Zh-1" (бывший голландский "Gerard Callenburgh"). После окончания войны 24 июня 1945 года отправлен в резерв. В 1949 году исключен из списков флота и продан на слом.
"Bedouin". До начала войны проходил службу в составе 6-й флотилии эсминцев флота Метрополии. В мае 1939 г. участвовал в обеспечении визита британского короля в Канаду, оказывал помощь затонувшей подводной лодке "Thetis". После начала войны участвовал в Норвежской операции. В 1940-1941 году действовал в северных водах. Стал первым эсминцем типа "Tribal", пришедшим в СССР, в эскорте конвоя "PQ-3". 25-25 ноября "Bedouin" в составе англо-советской эскадры произвел поиск у норвежского побережья и обстрелял военно-морскую базу Варде. Весной 1942 года эскортировал конвои "PQ-12", "PQ-8", "PQ-13", "PQ-9". В июне 1942 года откомандирован в Средиземное море для участия в проводке мальтийского конвоя (операция "Гарпун"). 15 июня конвой был атакован итальянским соединением (2 крейсера, 5 эсминцев). "Bedouin" был тяжело поврежден и потерял ход. Его пытались буксировать, но после вторичного появления противника буксировку прекратили. В 14 час. 25 мин. эсминец был атакован итальянскими самолетами-торпедоносцами "SM-79" и от попадания одной торпеды затонул. Место гибели корабля южнее острова Пантеллерия в точке с координатами 36°12'N/11°38'Ost. Потери экипажа составили 28 человек.
"Cossack". После завершения испытаний вошел в состав 4-й флотилии эсминцев Средиземноморского флота. После 3 сентября переведен в состав флота Метрополии. 16 февраля эсминец освободил 330 британских торговых моряков из немецкого плена, атаковав в норвежских территориальных водах судно снабжения "Altmark". Участвовал в Норвежской операции и втором бое у Нарвика. Тяжело поврежден немецким артиллерийским огнем. После ремонта выполнял различные боевые задачи. 13 октября повредил немецкий сетевой заградитель у норвежского побережья. В конце мая 1941 года был отозван из эскорта конвоев для преследования немецкого линкора "Bismarck". После его обнаружения находился рядом, несколько раз выходил в торпедные атаки. В октябре 1941 года находился в охранении конвоя "HG-74". В ночь с 23 на 24 октября торпедирован немецкой подводной лодкой "U 563", западнее Гибралтара в точке с координатами 35°36'N/10°04'Ost. Корабль затонул 27 октября. Потери экипажа составили 159 человек.
"Eskimo". Предвоенную службу прошел в составе 6-й флотилии эсминцев флота Метрополии. После начала войны выполнял различные боевые задачи. В апреле 1940 года участвовал в Норвежской операции. 13 апреля участвовал во втором бою у Нарвика. Тяжело поврежден попаданием торпеды с эсминца "Z-2" ("Georg Thiele"). У "Eskimo" оторвало нос по орудие "В". Ремонт длился долго, и после его завершения эсминец действовал в северных водах, выполняя различные боевые задачи. В апреле 1942 года участвовал в охранении конвоя "PQ-14", в августе переведен в Средиземное море для участия в проводке Мальтийского конвоя "Пьедестал", в сентябре 1942 года в проводке конвоя "PQ-18", в июне 1944 года в операции "Овер-лорд". 21 июня вместе с канадским эсминцем "Haida" потопил немецкую подлодку "U 971". В конце 1944-начале 1945 года отправлен на Дальний Восток. Действовал в Ост Индии и у побережья Малайи. В январе 1948 года исключен из списков флота, в 1949 году продан на слом.
"Gurkha". До 3 сентября 1939 года служил в составе 4-й флотилии эсминцев Средиземного флота. После начала войны переведен в состав флота Метрополии. 23 февраля 1940 года потопил немецкую подводную лодку "U 35" в районе Фарерских островов. В апреле 1944 года участвовал в Норвежской операции. 9 апреля западнее Бергена атакован немецкой авиацией, был тяжело поврежден и вечером затонул. Потери экипажа составили 15 человек.
"Maori". Довоенная служба прошла в Средиземноморском флоте в 4-й флотилии эсминцев. После начала войны переведен в состав флота Метрополии. В апреле 1940 года участвовал в Норвежской операции. В мае 1941 года выходил в торпедную атаку на линкор "Bismarck". После его потопления английские корабли были атакованы немецкой авиацией, "Maori" был тяжело поврежден. После ремонта эсминец становится частью соединения "Н". Выполняет различные боевые задания в Атлантическом океане и Средиземном море. В декабре 1941 года во время перехода Гибралтар-Александрия, в составе флотилии, обнаружил и участвовал в потоплении 2 итальянских легких крейсера. Зачислен в состав Средиземноморского флота. В составе этого соединения прослужил недолго. 27 января 1942 года эсминец прибыл на Мальту в охранении транспорта "Breconshire" и 13 февраля должен был уйти с обратным конвоем. В ночь с 12 на 13 февраля в очередной налет немецкой авиации одна из парашютных осветительных ракет повисла на мачте, осветив корабль. По подсвеченной цели произвел атаку Ю-88. На борту эсминца вспыхнули пожары. Остановить распространение огня не удалось, и экипаж покинул корабль. В 2 час. 10 мин. взорвался кормовой погреб боеприпасов. Некоторое время на поверхности оставалась носовая часть, но вскоре и она затонула. Потери экипажа составили 7 (по другим данным, 1) человек.
"Mashona". Предвоенная служба проходила в составе 6-й флотилии эсминцев флота Метрополии. В мае 1939 года сопровождал лайнер с английским королем во время его визита в Канаду. В начале июня оказывал помощь потерпевшей аварию подводной лодки "Thetis". В апреле 1940 года участвовал в Норвежской операции. В мае 1941 года участвовал в поиске линкора "Bismarck". 28 мая во время возвращения на базу был обнаружен и атакован немецкой авиацией и от полученных повреждений перевернулся. Потери экипажа составили 1 офицер, 45 матросов. Место гибели корабля в 100 милях западнее Ирландии, в точке с координатами 52°58'N/11°36'Ost.
"Matabele". Предвоенная служба проходила в составе 6-й флотилии эсминцев флота Метрополии. В апреле 1940 года участвовал в Норвежской операции. 17 мая сел на мель вместе с крейсером "Effingem". "Matabele" удалось сняться с мели, но крейсер пришлось добить. Эсминец прошел ремонт на одном из заводов и практически сразу же после завершения работ вновь сел на мель. В строй вернулся в середине августа 1940 г. В составе флота Метрополии выполнял многочисленные боевые задания. Последней операцией стала проводка арктического конвоя "PQ-6". 17 января эсминец погиб почти со всем экипажем от торпеды подводной лодки "U 454". Спасли только двоих моряков. Место гибели корабля в 8 милях от побережья Кольского полуострова, в точке с координатами 69°21'N/ 35°34'Ost.
"Mohawk". Предвоенная служба прошла в 4-й флотилии эсминцев Средиземноморского флота. После начала войны переведен в Северное море. В ночь на 17 октября находился на рейде Ферт-оф-Форт, где был атакован немецкой авиацией, в результате двух разрывов бомб у борта погибло 14 и ранено 30 моряков. Ремонт до середины декабря. В апреле 1940 года эсминец принимал участие в Норвежской операции, 11 мая участвовал в эвакуации британской дипломатической миссии из Нидерландов, а в июне переведен в восточное Средиземноморье. Эсминец принимал активное участие в боевых действиях. Весной 1941 года входил в состав Мальтийского ударного соединения. В ночь с 16 на 17 апреля оно атаковало и разгромило итальянский конвой. С борта тяжело поврежденного итальянского эсминца "Tarigo" были выпущены торпеды, которые поразили "Mohawk". Чуть позже оба противника затонули. "Mohawk" попытался буксировать эсминец "Janus", но неудачно. Это произошло в точке с координатами 34°56'N/11°42'Ost. Потери экипажа: погибли 2 офицера и 39 матросов и 39 ранило.
"Nubian". После вступления в строй проходил службу в составе 4-й флотилии эсминцев Средиземноморского флота. После 3 сентября 1939 года переведен в состав флота Метрополии. Участвовал в Норвежской операции. После ее завершения возвращен на Средиземное море. Эсминец принимал участие в операциях: первый бой у Пунта Стило/Калабрия, авианосный рейд на Таранто в ноябре, перевозка британских войск в Грецию, бой у мыса Матапан. В мае 1941 года корабль участвовал в боях за остров Крит. 26 мая 1941 года находясь в составе авианосного соединения "Nubian", получил попадание бомбы с пикирующего бомбардировщика. Кораблю оторвало корму. Поврежденный эсминец довели до базы, затем отправили на ремонт в США. Работы завершили в октябре 1942 года, после чего он вернулся в Средиземное море и принимал участие в завершающих боях на африканском континенте. Затем "Nubian" участвует в операциях против Италии и блокаде острова Пантеллерия. 11 июня 1943 года потопил итальянскую быстроходную десантную баржу "MZ-708". В начале 1944 года возвращен в воды Метрополии. Июнь-июль 1944 года, участвует в операции "Оверлорд". Затем началась подготовка и переход на Дальний Восток — эсминец активно включился в войну против императорской Японии. Он участвует в десантных операциях. 12 июня 1945 года "Nubian" потопил японский охотник за подводными лодками "№ 57" (по другим данным, он был потоплен эсминцем "Tartar"). Эсминец за войну получил 12 "Боевых благодарностей" — больше было только у линкора "Warspite". В декабре 1947 года исключен из списков флота, продан на слом и разобран в 1949 году.
"Punjabi". Предвоенная служба прошла в рядах 6-й флотилии эсминцев флота Метрополии. На этом этапе службы произошли два примечательных события: обеспечение визита английского короля в Канаду и неудачная операция по спасению экипажа подводной лодки "Thetis". В апреле 1940 года участвовал в Норвежской операции, 13 апреля во втором бою у Нарвика. В июне эсминец участвовал в эвакуации из Сен-Назера. Остался в составе флота Метрополии. В мае 1941 года принимал участие в поиске линкора "Bismarck", затем в серии операций у норвежского побережья. В начале 1942 года участвует в проводке арктических конвоев "PQ-12"/"QP-8" (1-12 марта), "PQ-14"/"QP-10" (8-27 апреля). Последней операцией стала проводка конвоя "PQ-15". 1 мая в 13 час. 45 мин. был протаранен линкором "King George V". Эсминец затонул, а линкор был поврежден взрывом его глубинных бомб. Это произошло восточнее Исландии, в точке с координатами 66°00'N/08°00'W. Потери экипажа 21 человек (спасено 206).
"Sikh". Предвоенная служба прошла в рядах 4-й флотилии эсминцев Средиземноморского флота. После начала войны переведен в состав флота Метрополии. В апреле 1940 года участие в Норвежской операции. В мае 1941 года отозван для эскорта конвоя "WS8B" и для действия против линкора "Bismarck". Вместе с остальными кораблями флотилии обнаружил линкор и выходил на него в торпедную атаку. Второе полугодие 1941 года "Sikh" базировался на Гибралтар. В начале декабря приняли решение о переводе его в состав флотилии в Александрию. Во время перехода 13 декабря были потоплены два итальянских легких крейсера. В 1942 году эсминец принимал активное участие в операции против порта Тобрук (кодовое название "Эгримент"). По плану два эсминца типа "Tribal" должны были высадить десант прямо на причалы порта. 14 сентября 1942 года операция провалилась и "Sikh" был потоплен. Все оставшиеся в живых попали в плен.
"Somali". До войны проходил службу в составе 6-й флотилии эсминцев флота Метрополии. Сопровождал лайнер с королем Англии в Канаду и оказывал помощь потерпевшей аварию подводной лодке "Thetis". В апреле 1940 года участвовал в Норвежской операции. Оставлен в составе флота Метрополии, действовал в северных водах. 1 марта 1941 года во время рейда на Лофонтенские острова захватил сторожевой корабль "NH-04" (бывший траулер "Krebs"). На его борту были захвачены роторы от шифровальной машины и таблицы шифров. Английская разведка была заинтересована в получении немецкой шифровальной машины, поэтому была спланирована специальная операция. 7 мая в районе норвежского острова Ян-Майен эсминец захватил вражеский разведчик погоды "WBS-6". "Улов" превзошел все ожидания — была захвачена вся шифровальная документация, правда, шифровальная машина в английские руки не попала. В конце мая эсминец участвовал в поиске линкора ''Bismarck". Остаток 1941 г. провел в северных водах. В 1942 году находился в охранении следующих арктических конвоев "PQ-8" (8-17 января). "QP-6" (24 января-2 февраля) "PQ-14"/"QP-10" (8-27 апреля), "PQ-17". (27 июня-4 июля). С 2 по 20 сентября — в охранении конвоев "PQ-16"/"QP-14". 20 сентября западнее острова Медвежий "Somali" торпедировала немецкая подводная лодка "U 703" . Корабль взял на буксир однотипный "Ashanti". Буксировка проходила в штормовых условиях. 24 сентября в 2 час. 30 мин. "Somali" разломился и затонул. Потери составили 7 офицеров, 74 матроса.
"Tartar". Предвоенная служба прошла в составе 6-й флотилии эсминцев флота Метрополии. В апреле 1940 года участвовал в Норвежской операции и поиске и уничтожении немецкого линкора "Bismarck", в мае 1941 года. При возвращении на базу немецкая авиация потопила эсминец "Mashona". "Tartar" принял на борт уцелевших. 28 июня эсминец захватил немецкое метеорологическое судно "WBS-2" "Lauenburg". Почти всю войну "Tartar" провел в составе флота Метрополии. В 1942 году находился в охранении следующих арктических конвоев "QP-5" (13-24 января). "PQ-12"/"QP-8" (1-13 марта), "PQ-14"/"QP-10". (8-27 апреля). "PQ-18"/"QP-14" (2-26 сентября). В августе переведен в Средиземное море для участия в проводке Мальтийского конвоя "Пьедестал", в ноябре задействован в операции "Торч" (высадка в Северной Африке). Летом 1943 года "Tartar" принимал участие в десантах на Сицилию и Италию. В конце 1943 года возвращен в воды Метрополии. Прошел напряженный курс боевой подготовки. После его завершения стал флагманским кораблем 10-й флотилии эсминцев и был задействован в операции "Оверлорд" (открытие второго фронта). 8 июня участвовал а бою с немецкими эсминцами у острова Ушант. Был поврежден. После окончания войны в марте 1946 года выведен в резерв. В 1948 году продан на слом и разобран в 1949 году.
"Zulu". Предвоенная служба прошла в составе 6-й флотилии эсминцев Средиземноморского флота. После начала войны переведен в состав флота Метрополии. В апреле 1940 года участвовал в Норвежской операции. После ее завершения выполнял различные боевые задания. В конце мая 1941 года отозван из эскорта конвоев для участия в операции по поиску и уничтожению линкора "Bismarck". Эсминец выходил на линкор в торпедные атаки. После одной из них на баке "Zulu" была обнаружена неразорвавшаяся головная часть 381-мм снаряда немецкого линкора. После этой операции корабль базировался на Гибралтар, затем переведен в состав Средиземноморского флота. В сентябре 1942 года участвовал в операции против Тобрука. В отличие от "Sikh", ему удалось вырваться из гавани. 14 сентября в 16 час. 15 мин. "Zulu" был тяжело поврежден немецкими пикирующими бомбардировщиками "Ю-87". Его пытались буксировать, но в 21 час. 55 мин. эсминец затонул. Это произошло в 80 милях северо-западнее Александрии, в точке с координатами 32°00'N/28°56'Ost.
В 1939-1945 годах эсминцами типа "Tribal" были уничтожены 34 грузовых и вспомогательных судна (38 тыс. БТР), 2 эсминца, 2 миноносца, 4 подводных лодки, 5 тральщиков и 18 мелких судов.
Эти корабли вынесли на своих плечах самый трудный начальный период второй мировой войны. В их жизни было много славных и трагических эпизодов. Их история началась при рассмотрении важного в то время вопроса: "Какими должны были быть эсминцы программы 1937 года?" От продолжения строительства эсминцев типа "Трайбл" Совет Адмиралтейства отказался, было признано, что они перегружены, а торпедное вооружение оказалось слишком слабым. Была еще одна причина, и видимо, основная — эти "суперэсминцы" были слишком дороги. Каждый из них стоил 340 тыс. фунтов стерлингов, а эсминец типа "I" стоил на 80 тысяч дешевле. Требовались более дешевые корабли, продолжать строительство классических "алфавитов" оказалось невозможным — все они морально устарели. В Адмиралтействе приняли решение начать разрабатывать новый проект, и британские конструкторы успешно справились с этой задачей. Проект очень сильно отличался от предшественников — впервые эсминцы Королевского флота были однотрубными. Для изготовления корпуса использовались новые марки стали. Новинкой была и продольная система набора корпуса. Также впервые на этих эсминцах появились спаренные артиллерийские установки. Параллельно усилили мелкокалиберную зенитную артиллерию. Фактически, на базе этого проекта строились английские эсминцы до конца второй мировой войны. Эти три серии соединены в один тип потому, что они имели одинаковые тактико-технические элементы.
Из книги "Полярные конвои"
(С.Пб.; Пер. с англ.А.Г. Больных. "Издательство ACT", 2003.)
Как только "Сцилла" и "Авенджер" скрылись за горизонтом, U 703 сумела торпедировать эсминец "Сомали" капитан-лейтенанта К.Д. Мода, который временно замещал заболевшего капитана. Так как погода была тихой, шансы на спасение эсминца казались довольно высокими. Эсминец "Ашанти" (капитан 1 ранга Онслоу) взял его на буксир. Еще 3 эсминца и траулер "Лорд Миддлтон" были выделены для его сопровождения. В результате с конвоем остались 12 эсминцев и 9 кораблей эскорта. На следующее утро появился самолет "Каталина" берегового командования, и адмирал мог подумать, что его просьба услышана. Однако через пару часов подводная лодка сбила гидросамолет, когда тот попытался ее атаковать. Замену никто не прислал.
На рассвете 22 сентября, убедившись, что буксировка "Сомали" идет успешно, адмирал Барнетт передал командование капитану 1 ранга Скотт-Монкрифу, находящемуся на эсминце "Фолкнер", и ушел в Скапа Флоу. Через час после его ухода, в 6 ч. 30 мин., подводная лодка U 435 проникла сквозь завесу эсминцев и торпедировала 3 корабля в течение 5 минут. Это были танкер "Грей Рейнджер", транспорт "Беллингем" (тоже переживший трагедию PQ-17) и судно коммодора "Оушн Войс". В очередной раз коммодору Даудингу пришлось ждать, пока его выудят из ледяного моря. К счастью, спасательные суда появились довольно быстро, и большинство офицеров и матросов было спасено. Это была последняя атака, и вскоре подводные лодки получили приказ уходить. Но теперь над конвоем нависла новая опасность в виде северного шторма. Транспорты шли в балласте, сидели неглубоко, и потому попытки сохранить строй превратились в настоящее мучение. Все искренне обрадовались, когда конвой вошел в закрытые воды пролива Минч, а потом в Лох-Ю, где бросили якорь 26 сентября.
А что творится с поврежденным "Сомали", который ползет на юг на буксире? Торпеда попала в машинное отделение, один из самых крупных отсеков. Оно было затоплено, как и соседнее котельное отделение, и эсминец потерял большую часть запаса плавучести. Эсминец медленно двигался со скоростью 5 узлов, и оба капитана понимали, что все зависит от одного — сохранится тихая погода или нет. Несмотря на все усилия моряков, вода продолжала медленно просачиваться в другие отсеки, и затопление удавалось пока сдерживать только непрерывной работой помп. Поэтому, когда отказал дизель-генератор, обеспечивавший энергией помпы, ситуация сразу стала критической. Положение удалось спасти, перебросив силовой кабель с "Ашанти". Это удалось сделать с огромным трудом, экипажу шлюпки пришлось работать в ледяной воде, подвязывая кабель к буксировочному концу. Тем временем экипаж "Сомали" старался облегчить корабль, передавая грузы на траулер "Лорд Миддлтон" и выбрасывая все что можно за борт. За два дня удалось достигнуть определенного прогресса, надежды начали крепнуть. Все полагали, что поврежденный эсминец удастся довести до порта. 22 сентября танкер "Блю Рейнджер", возвращающийся со Шпицбергена, появился именно тогда, когда капитан 1 ранга Онслоу начал размышлять над тем, хватит ли у него топлива. Продемонстрировав великолепную морскую выучку, он сумел пристроиться за кормой танкера, не отдавая буксирный конец. По его собственным словам, "мы представляли несколько необычное зрелище, так как во время заправки три корабля шли цепочкой".
К вечеру следующего дня барометр начал падать, по небу побежали облака, предупреждая о приближении шторма, о котором мы уже упоминали. С поврежденного "Сомали" была снята вся команда, кроме 2 офицеров, одним из которых был капитан-лейтенант Мод, и 80 матросов. Чтобы сохранить эсминец на плаву, было сделано все возможное, но ветер усиливался, и волны сделали буксировку очень тяжелой. Буксирный трос то появлялся из воды, то снова нырял обратно. Командиры двух кораблей переговорили по телефону, так как между эсминцами был протянут провод. Однако вода начала побеждать, и капитан-лейтенант Мод приказал остаткам экипажа подняться на палубу. Он сделал это очень кстати, потому что конец наступил совершенно внезапно. Рано утром 24 сентября с резким металлическим треском корпус эсминца разломился пополам. За этим последовал глухой грохот лопающихся переборок, и две части корпуса медленно разошлись. Вскоре они перевернулись и затонули. Из 80 человек, находившихся на борту "Сомали", удалось подобрать только 35. Среди спасенных оказался капитан-лейтенант Мод, которого подняли из воды без сознания. Оправившись, он смог пробормотать, что смерть от замерзания очень милосердна, так как человек сначала теряет сознание и ничего не чувствует.