Тип "J", "К" и "N". 24 ед.

 

Название

Завод-строитель

Заложен

Спущен

Вступил в строй

Судьба

F00

«Jervis»

(Флагман)

Hawthorn Leslie, Newcastle

26 августа 1937

9 сентября 1938

5 августа 1939

Продан на слом 3 января 1949

F22

«Jackal»

J. Brown & Co., Clydebank

24 сентября 1937

25 октября 1938

13 апреля 1939

Тяжело поврежден авиацией, затоплен 12 мая 1942

F34

«Jaguar»

Denne & Brothers, Dumbarton

Ноябрь 1937

22 ноября 1938

12 сентября 1939

Потоплен ПЛ U 652 26 марта 1942

F53

«Janus»

Swan Hunter, Newcastle

29 сентября 1937

10 ноября 1938

5 августа 1939

Потоплен авиацией 23 января 1944

F61

«Javelin»

(б ."Kashmir")

J. Brown & Co., Clydebank

11 октября 1937

21 декабря 1938

10 июня 1939

Продан на слом 17 июля 1949

F72

«Jersey»

S. White & Co., Ltd., Cowes

28 сентября 1937

26 сентября 1938

28 апреля 1939

Погиб на мине 4 мая 1941

F46

«Juno»

(б. "Jamaica")

Fairfield, Glasgow

5 октября 1937

8 декабря 1938

24 августа 1939

Потоплен авиацией 20 мая 1941

F85

«Jupiter»

Yarrow & Co. Ltd, Glasgow

20 сентября 1937

27 октября 1938

16 июня 1939

Погиб на мине 28 февраля 1942

...

«Jubilant»

Заказ отменен

F01

«Kelly»

(Флагман)

Hawthorn Leslie, Newcastle

26 августа 1937

25 октября 1938

23 августа 1939

Потоплен авиацией 23 мая 1941

F28

«Kandahar»

Denne & Brothers, Dumbarton

Январь 1938

21 марта 1939

10 октября 1939

Подорвался на мине. Затоплен 20 декабря 1941

F12

«Kashmir»

(б. "Javelin")

Thornycroft, Southampton

Октябрь 1937

4 апреля 1939

26 октября 1939

Потоплен авиацией 23 мая 1941

F37

«Kelvin»

Fairfield, Glasgow

5 октября 1937

19 января 1939

27 ноября 1939

Продан на слом 6 июня 1949

F45

«Khartoum»

Swan Hunter, Newcastle

27 октября 1937

6 февраля 1939

6 ноября 1939

Тяж. поврежден арт. ПЛ, 23 июня 1940 выбр. на берег

F50

«Kimberley»

Thornycroft, Southampton

Январь 1938

1 июня 1939

21 декабря 1939

Продан на слом 30 марта 1949

F64

«Kingston»

S. White & Co., Ltd., Cowes

6 октября 1937

9 января 1939

14 сентября 1939

Уничтожен в доке авиацией 11 апреля 1942

F91

«Kipling»

Yarrow & Co, Ltd., Glasgow

20 октября 1937

19 января 1939

12 декабря 1939

Тяжело поврежден авиацией 11 мая 1942

G97

(D13)

«Napier»

(Флагман)

Fairfield, Glasgow

26 июля 1937

22 мая 1940

11 декабря 1940

Передан ВМФ Канады в 1941. Сдан на слом в 1950-х гг

G25

«Nepal»

(б. "Norseman")

Thornycroft, Southampton

9 сентября 1937

4 декабря 1941

29 мая 1942

Передан ВМФ Канады в 1941. Сдан на слом в 1950-х гг

G65

«Nerissa»

J. Brown & Co., Clydebank

26 июля 1939

7 мая 1940

4 ноября 1940

Передан ВМФ Польши в октябре 1 940

G02

«Nestor»

Fairfield, Glasgow

26 июля 1939

9 июля 1940

12 февраля 1941

Тяжело поврежден авиацией. Затоплен 15 июня 1942

G38

«Nizam»

J. Brown & Co., Clydebank

27 июля 1939

4 июля 1940

8 января 1941

Передан ВМФ Канады в 1941. Возвращен Англии в 1945 г.

G84

«Noble»

Denny & Brothers,

Dumbarton

10 июля 1939

17 апреля 1941

20 февраля 1942

Передан ВМФ Нидерландов 11 февраля 1942

G16

«Nonpareil»

To же

22 мая 1940

26 мая 1941

30 октября 1942

То же 11 февраля 1942

G49

«Norman»

Thornycroft, Southampton

27 июля 1936

30 октября 1940

29 сентября 1941

Передан ВМФ Австралии в 1941

В 1940 г. литер F в бортовом номере заменили на G.

В 1945 г. эсминцы взаимодействовашие с ВМФ США на Тихом океане получили литер D.

 

Водоизмещение: 1717 т (стандартное), у лидеров 1996 т (стандартное), 2367 т (в пол­ном грузу).

Размерения: длина 108,6 м (наибольшая), 106 м (по КВЛ). 103,4 м (между перпендикуляра­ми), ширина 10,8 м, осадка 2,7 м (средняя).

Механизмы: 2 Адмиралтейских котла, 2 турбины Парсонса с зубчатой передачей. Мощ­ность механизмов 40 000 л.с. Скорость хода 36 узлов. Запас топлива 492 тонны. Дальность пла­вания 5500 миль со скоростью 15 узлов.

Вооружение: 6 120-мм орудий МК XII (3 спаренных установки), 4 40-мм (1 четырехствольная установка), 8 12,7-мм пулеметов (2 четырехствольных на крыльях мостика), 10 533-мм торпедных аппаратов (2 5-трубных), 2 бомбомета, 1 бомбосбрасыватель, 20 глубин­ных бомб.

Экипаж: 183 человека, (218 для лидера флотилии).

 

Модернизации.

В 1941 году с эсминцев сняли кормовой торпедный аппарат, а вместо него установили 102-мм зенитное орудие MKV. Установлена ра­диолокационная станция тип 286 (антенный пост на топе фок-мачты), потом ее сменили на стан­цию 286М, а затем на 286Р. В 1942 году на остав­шихся в строю кораблях установили радиолока­ционные станции типа 291 и 285. Произвели изменения в системе управления огнем — она по­лучила возможность корректировать огонь по самолетам. Изменения коснулись и мелкокали­берной зенитной артиллерии. На вооружение эс­минцев поступило 4 20-мм "Эрликона", из них 2 заняли место пулеметов на крыше мостика. Поз­же на крыше мостика были установлены спарен­ные 20-мм "Эрликоны". Эсминцы типа "N" всту­пали в строй с 20-мм зенитными автоматами. Единственным исключением стал "Norman" он вступил в состав флота с пулеметами. В кон­це войны уцелевшие корабли получили на воору­жение радиопеленгаторы HF/DF (их антенна на­ходилась на грот-мачте). В 1944 году на "Jervis" и "Javelin" была установлена новая решетчатая фок-мачта, а на антенне радио­локационной станции типа 295 радиопеленгатор HF/DF. На грот-мачте установили антенну радиолокационной станции типа 291. Переданные в состав Коро­левского голландского флота после модернизации эсминцы типа "N" были примерно такими же. В конце войны малокалибер­ная зенитная артиллерия эсмин­ца "Nizam" включала 1 40-мм и 6 20-мм автоматов. Кормовой торпедный аппарат с этого корабля сняли.

 

"Jervis". Был оборудован как флагманский корабль (лидер) флотилии. Изменения не косну­лись его боевых качеств, но увеличился объем надстройки и численность экипажа. После окончания испытаний "Jervis" стал флагманом формируемой 7-й флотилии эсминцев флота Метрополии. После начала войны флотилия ба­зировалась в устье реки Хамбер и выполняла различные боевые задания . В апреле 1940 года эсминец в составе флотилии участвовал в Нор­вежской операции, затем в боях за Западную Европу. В июне 1940 года его перевели в состав Средиземноморского флота. "Jervis" принимал активное участие в боевых действиях против итальянского флота. Самыми яркими страница­ми его службы стало участие в сражении у мыса Матапан и в Критской операции. В декабре 1941 года во время стоянки в Александрии нахо­дился у борта норвежского танкера, который был заминирован итальянскими боевыми плов­цами. От взрыва эсминец получил сильные по­вреждения. После возвращения в строй он до 1944 года служил на Средиземном море. В янва­ре 1944 года был задействован в десанте у Анцио. Получил попадание радиоуправляемой бомбой "HS-293". После ремонта переведен в состав флота Метрополии, участвовал в опера­ции "Оверлорд". В конце войны действовал в Эгейском море. В 1949 году продан на слом.

"Jackal". После подъема военно-морского флага вошел в состав 7-й флотилии. В первый период войны выполнял различные боевые за­дания в Северном море. В апреле 1940 года уча­ствовал в Норвежской операции, затем переве­ден в состав Средиземноморского флота. В декабре 1941 года был поврежден итальянским самолетом-торпедоносцем в районе Дерны. Эс­минец удалось довести до базы, и после ремон­та он вернулся в строй. В мае 1942 года вышел в море в составе флотилии. Перед британскими кораблями была поставлена задача поиска ита­льянских конвоев в Бенгази. Никого не обнару­жив, эсминцы пошли в базу. На переходе немец­кая авиация обнаружила и атаковала соединение. Вечером 11 мая, находившийся в 80 милях северо-западнее Мерса-Матрух эсминец был тяжело поврежден немецкими бомбарди­ровщиками Ю-88. Всю ночь его пытались бук­сировать, но в 4 часа утра было принято реше­ние снять экипаж и затопить корабль. Эту "работу" выполнил "Jervis". Всего во время это­го выхода Королевский флот потерял три эсминца. Место гибели "Jackal" в точке с коорди­натами 32°20'N/26°30'Ost.

"Jaguar". После вступления в строй зачис­лен в состав 7-й флотилии эсминцев флота Мет­рополии. Базировался в устье реки Хамбер, вы­полнял различные боевые задания. В апреле 1940 года принимал участие в Норвежской операции. Во время операции получил повреждение от не­мецкой бомбы, после ремонта переведен в состав Средиземноморского флота. Выполнял различ­ные боевые задания. 26 марта 1942 года эсминец находился в охранении танкера, шедшего в Тоб­рук. Немецкая подводная лодка "U 652" вышла в атаку, и две торпеды поразили эсминец, который быстро затонул. Такая же участь постигла и тан­кер. Потери экипажа "Jaguar" составили 3 офи­цера, 191 матросов. Место гибели эсминца и тан­кера в районе Сиди Барани, в точке с координатами 31°53'N/26°18'Ost.

"Janus". Короткая месячная мирная служ­ба прошла в рядах 7-й флотилии эсминцев фло­та Метрополии. После 3 сентября 1939 года вы­полнял различные боевые задания в Северном море. В апреле 1940 года участвовал в Норвеж­ской операции. В июне 1941 года отправлен в Средиземное море, принимал активное участие в боевых действиях против Италии. В июне 1941 года участвовал в сирийских событиях. Провел короткий бой с французскими лидерами "Valmy" и "Guepard" у Сидопа и был тяжело поврежден. После ремонта вернулся в состав флота. Остался на Средиземном море. Во время высадки стратегического десанта у Анцио 23 ян­варя 1944 года был атакован немецким самоле­том-торпедоносцем "Не-111". От взрыва эсми­нец затонул, при этом погибло 194 человека. Это произошло в точке с координатами 41°26'N/12°38'Ost.

"Javelin". Корабль заложили под названи­ем "Kashmir", но вскоре переименовали. Зачис­лен в состав 7-й флотилии эсминцев. После на­чала войны базировался в устье реки Хамбер, выполнял различные боевые задания в Север­ном море. В апреле 1940 года участвовал в Нор­вежской операции. После ее завершения остал­ся в английских водах. 29 ноября 1940 года участвовал в бою с немецкими эсминцами у мыса Лизард. В "Javelin" попали две торпеды с эсминца Z-10 "Hans Lody". Повреждения оказа­лись весьма серьезными — оторвало обе око­нечности корпуса. Потери экипажа составили 3 офицера и 45 матросов. Но поврежденный ко­рабль удалось довести до базы. Этот случай стал образцом борьбы за живучесть. После ре­монта корабль отправлен в Средиземное море и принимал активное участие в боевых действиях. Последняя операция на этом театре — десант у Анцио, затем возвращен в воды Метрополии и зачислен в состав 10-й флотилии эсминцев. В ночь с 8 на 9 июня участвовал в бою у острова Ушант. Продан на слом в июне 1949 года.

"Jersey". В мае-сентябре 1939 года входил в состав 7-й флотилии эсминцев флота Метро­полии. После начала войны выполнял различ­ные боевые задания. Во время патрулирования в ночь на 7 декабря 1939 года внезапно атакован немецкими эсминцами. В эсминец попала торпе­да с эсминца Z-12 "Erich Giese". Несмотря на тя­желые повреждения, британский корабль дошел до базы. После ремонта эсминец перевели в Средиземное море, и он вошел в состав Маль­тийского ударного соединения. 1 мая во время возвращения в Ла-Валетту эсминец подорвался на немецкой магнитной мине. "Jersey" остался на плаву, но крайне неудачно приткнулся к от­мели, перекрыв фарватер, и командование при­няло решение взорвать корабль. Оно было вы­полнено крайне неудачно, эсминец затонул, но надстройки представляли опасность для судо­ходства. Поэтому пришлось "разбить" эсминец на части глубинными бомбами. Только 7 мая корабли Королевского флота получили воз­можность использовать гавань Ла-Валетты. По официальным данным, потери экипажа состави­ли 3 офицера и 35 матросов. По неофициаль­ным данным, жертв было гораздо больше, так как часть моряков утром 4 мая отправилась на корабль за личными вещами и их забыли предупредить о намечавшемся взрыве корпуса. Так или иначе, дело о гибели эсминца засекретили до 2041 года. Стоит заметить, что примерно до этого периода засекречена часть дел, касающих­ся перелета заместителя А. Гитлера Р. Гесса в Англию. Подобное "поведение" в случае с обычным эпизодом морской войны наводит на размышление о том, что даже по прошествии более чем 60 лет с тайной, связанной с этим ко­раблем, в Англии ни при каких условиях не хо­тят расставаться.

"Juno". Заложен под названием "Jamaika", но вскоре это имя передали легкому крейсеру. Эсминец был зачислен в состав 7-й флотилии эс­минцев флота Метрополии. После начала вой­ны выполнял различные боевые задания в Се­верном море. В апреле-мае 1940 года участвовал в Норвежской операции. В июне 1940 года пере­веден в состав Средиземноморского флота. Последней операцией для "Juno" стала Критс­кая операция. 21 мая в 21 час. 50 мин. потоплен итальянскими бомбардировщиками (по другим данным, немецкими бомбардировщиками). Эс­минец стал первой потерей Королевского фло­та в этой операции. Место гибели корабля юго-восточнее Крита, в точке с координатами 34°35'N/26°34'Ost.

"Jupiter". Очень короткая предвоенная служба прошла в рядах 7-й флотилии эсминцев флота Метрополии. После начала войны опера­ции в Северном море. В апреле-мае 1940 года участвовал в Норвежской операции. В ноябре 1941 года ушел на Дальний Восток в охранение линкора "Prince of Wales" и линейного крейсера "Repulse". На новом месте службы зачислен в состав кораблей китайской станции. После 7 декабря зачислен в состав международного соединения ABDA. 17 января 1942 года потопил японскую подводную лодку "1-160". Участвовал в бою в Японском море. Погиб 27 февраля на голландском минном заграждении. Мины были поставлены заградителем "Gouden Leeuw". Ме­сто гибели корабля — точка с координатами 06°45'N/112°06'Ost.

"Jubilant". Планировался к постройке, но заказ отменили.

"Kelly". Последний эсминец Королевского флота, поднявший флаг перед второй мировой войной. Он стал флагманом 5-й флотилии эс­минцев. Первым командиром корабля и флоти­лии стал капитан 1 ранга Льюис Маунтбэттен. После начала войны эсминец выполнял различ­ные боевые задания в Северном море. 14 декаб­ря 1939 года подорвался на немецкой донной магнитной мине в устье реки Тайн. Чудом ос­тался на плаву и был отбуксирован в ближай­ший порт. После завершения ремонта эсминец вернулся в строй, как раз для того, чтобы успеть принять участие в Норвежской операции. В ночь с 9 на 10 мая 1940 года он, находив­шийся в западной части пролива Скагер­рак, был торпедирован немецким торпед­ным катером "S-31". Через пробоину вода затопила оба котельных отделения, "Kelly" потерял ход, и его снова пришлось буксировать на базу. Потери экипажа со­ставили 23 человека. Ремонт корабля за­вершили в декабре 1940 года. К апрелю 1941 года эсминец перевели на Средизем­ное море. Последней его операцией стала Критская — 23 мая в 9 час. 30 мин. "Kelly" потопили немецкие пикирующие бомбар­дировщики Ю-87. Потери экипажа соста­вили 130 человек (остальные были спасе­ны эсминцем "Kelvin"). Место гибели корабля южнее острова Гавдос в точке с координатами 34°30'N/24°10'Ost.

"Kandahar". После вступления в строй зачислен в состав 5-й флотилии эс­минцев. В первые месяцы войны выполнял различные задания в Северном море. В апреле-мае 1940 года участвовал в Нор­вежской компании. После ее окончания переведен в Красное море. Самым приме­чательным событием в жизни корабля ста­ло участие в артиллерийском бою с италь­янской подводной лодкой "Torricelli". С апреля 1941 года эсминец в составе Среди­земноморского флота. Принимал актив­ное участие в боевых действиях и ходил с конвоями на Мальту. В конце 1941 года зачислен в состав ударного соединения "Force". 19 декабря, оказывая помощь поврежденному крейсеру "Neptune", подорвался на мине (заг­раждение было выставлено итальянскими крей­серами и эсминцами летом 1941 года). Взрывом у "Kandahar" оторвало корму. Погибло 72 че­ловека. Буксировка оказалась невозможной, с "Jaguar" сняли экипаж и добили торпедой. Ме­сто гибели эсминца — в 15 милях севернее ли­вийского побережья. В точке с координатами 32°57'N/14°18'Ost.

"Kashmir". Заложен под названием "Javelin". Переименован во время строительства. После вступления в строй зачислен в состав 5-й флотилии эсминцев. Участвовал в боевых дей­ствиях в Северном море. 25 ноября участвовал в потоплении немецкой подводной лодки "U 35". Апрель-май 1940 года — Норвежская операция. В апреле 1941 зачислен в состав Средиземномор­ского флота. Участвовал в Критской операции. 23 мая в 7 час. 15 мин. был потоплен немецкими пикирующими бомбардировщиками Ю-87. Место гибели корабля южнее Гавдос, в точке с координатами 34°40'N/24°00'Ost. Потери экипажа составили 82 человека. Остальных подобрал эсминец "Kelvin".

"Kelvin". В составе 5-й флоти­лии эсминцев участвовал в боевых действиях в Северном море и Нор­вежской операции. В начале 1941 года переведен на Средиземное море, участвовал в Критской опе­рации, а после ее завершения эскор­тировал мальтийские и тобрукские конвои. В марте 1942 года участво­вал во втором бою в заливе Сырт. В конце 1942 года эсминец задей­ствован в операции "Торч" — вы­садке десанта в северной Африке. Следующей крупной операцией эс­минца стала операция "Оверлорд". После ее завершения "Kelvin" вер­нулся на Средиземное море, где и встретил день Победы. Продан на слом 6 июля 1949 года.

"Khartoum". Первые военные месяцы про­вел в рядах 5-й флотилии эсминцев, затем боевые действия в Северном море и Норвежская опера­ция. В июне 1940 года переведен в Красное море, 23 июня в составе флотилии участвовал в артил­лерийском бою с итальянской подводной лодкой "Torricelli". Был тяжело поврежден ее артилле­рийским огнем, охвачен пожаром, выбросился на берег и взорвался. По официальным данным, потерь среди экипажа не было, что маловероят­но. Место гибели корабля — точка с координа­тами 12°38'N/43°24'Ost.

"Kimberly". После вступления в строй за­числен в состав 5-й флотилии эсминцев. Прини­мал участие в боевых действиях в Северном море. Апрель-май 1940 года Норвежская опера­ция, 13 апреля 1940 года второй бой у Нарвика. Летом 1940 года переведен в Красное море, где занимался обеспечением безопасности комму­никаций. Действовал против итальянской коло­нии в Эритреи. 21 октября 1940 года тяжело по­вредил итальянский миноносец "Nullo", который выбросился на берег и позже был до­бит авиацией. Сам "Kimberly" увлекся преследо­ванием, попал под огонь береговых батарей и был поврежден. В апреле 1941 года переведен в состав Средиземноморского флота. Участвовал в Греческой и Критской операциях, ходил с кон­воями на Мальту. В июне 1941 года был задействован в операциях против Вишистской Си­рии. 12 января 1942 года "Kimberly" торпедиро­вала немецкая подводная лодка "U 77". После попадания торпеды эсминцу оторвало кормо­вую часть, и его отправили в Бомбей на ремонт. Работы завершили в начале 1944 года. Летом 1944 года "Kimberly" посетил пример-министр У. Черчилль, осмотрел корабль и сфотографи­ровался на память с моряками корабля. В даль­нейшем эсминец участвовал в операциях "Овер­лорд" и "Драгун" (высадка в южной Франции). Остаток войны провел в Средиземное море. Продан на слом 30 марта 1942 года.

"Kingston". Первые военные месяцы про­вел в составе 5-й флотилии, действовал в Се­верном море. 29 ноября 1939 года участвовал в потоплении немецкой подводной лодки "U 35", в апреле 1940 года в Норвежской операции. В июне 1940 года переведен в Красное море, где участвовал в бою с итальянской подводной лодкой "Toricelli". В начале 1941 года переве­ден в Средиземное море. Участвовал в Гречес­кой и Критской операциях, в июне 1941 года в операции против Вишистской Сирии, в охране­нии мальтийских конвоев, в марте 1942 года во втором бою в заливе Сырт, был поврежден по­паданием снаряда Главного калибра с итальян­ского линкора "Littorio". Самостоятельно при­был на Мальту, поставлен в док в Ла-Валетте. 11 апреля, будучи в доке, уничтожен немецкой авиацией.

"Kipling". Первые месяцы службы провел в составе 5-й флотилии эсминцев. Участвовал в боевых действиях в Северном море и в Норвеж­ской операции. В начале 1941 года переведен на Средиземное море. Участвовал в Греческой и Критской операциях, а после их окончания в ох­ранении мальтийских конвоев. 28 декабря 1941 года потопил немецкую подводную лодку "U 75". В марте 1942 года участвовал во втором бою в заливе Сырт. В мае выходил в рейд на вражеские коммуникации. При возвращении на базу соединения было перехвачено немецкой авиацией. "Kipling" погиб 11 мая 1942 года в 20 час. 7 мин. Место гибели корабля в 80 милях северо-западнее Мерса-Матрух, в точке с коор­динатами 32°38'N/26°20'Ost. Потери экипажа составили 25 человек.

 

Ни один эсминец серии "N" не вошел в со­став Королевского флота, все они были переда­ны Австралии и союзникам.

"Napier" (Австралия). Передан в 1941 году, в ноябре 1945 года возвращен Великобритании, разобран в 1956 году.

"Nepal", быв. "Norseman", (Австралия). Передан в 1941 году, возвращен Великобрита­нии в декабре 1945 года, разобран в 1956 году.

"Nerissa" (Польша). Передан в ноябре 1940 года и переименован в "Piorun". Возвращен Англии в сентябре 1946 года, переименован в "Noble". Разобран в 1955 году.

"Nestor" (Австралия). Передан в 1941 году. Тяжело поврежден немецкой авиацией во время проводки мальтийского конвоя "Вигорэс" 15 июня 1942 года. На следующий день добит сво­ими кораблями в точке с координатами 33°36'N/ 24°27'Ost.

"Nizam" (Австралия). Передан в 1941 году, в декабре 1945 года возвращен Англии. Разоб­ран в 1955 году.

"Noble" (Голландия). Передан в феврале 1942 года и переименован в "Van Galen". 1 мар­та 1957 года исключен из списков голландского флота, передан Индонезии и переименован в "Gadjah Mada". Сдан на слом в 1961 году.

"Nonpareil" (Голландия). Передан в февра­ле 1942 года и переименован в "Tjerk Hiddes". Исключен из списков флота в 1956 году, в 1957 году продан на слом.

"Norman" (Австралия). Передан в 1941 году, в ноябре 1945 года возвращен Англии. Продан на слом в мае 1958 года.

 

Повреждение английского эсминца "Джевелин" 29 ноября 1940 г.

(Из книги И.М. Короткина "Боевые повреждения надводных кораблей". Судпромгиз. 1960)

 

ЭМ "Джевелин" со скоростью 28 узлов шел головным кораблем отряда (за ним следовали еще 2 корабля) в районе мыса Лизард. Неожиданно ко­рабль подвергся атаке и почти одновременно был поражен с правого борта 2 торпедами, одна из ко­торых попала в носовую часть у 15 шп., а другая в кормовую у 70 шп.

Взрывы приподняли корабль и сильно накре­нили на левый борт; затем эсминец почти выпрямил­ся (остался крен 5° на левый борт). Торпедными взры­вами были оторваны носовая оконечность корабля протяжением 8-9 м и кормовая часть на длине около 25 м вместе с рулями, винтами и валами.

Некоторые из помещений в оконечностях ос­тавшейся средней части корабля были затоплены, однако корабль остался на плаву, имея дифферент на нос около 1,5 м. Концевые части оставшегося кор­пуса были повреждены на протяжении 8-10 м. В кор­ме возник пожар. Электромеханическая установка и вооружение корабля вышли из строя либо от непос­редственного действия взрыва и ударных сотрясе­ний, либо от затопления помещений и пожара. По­гибло около 50 чел., несколько человек было ранено.

Личный состав вел энергичную борьбу с водой, используя для осушения отсеков оставшиеся водоот­ливные средства корабля; на переборки ставились подпоры с целью предупреждения распространения воды по кораблю. Для борьбы с пожарами использо­вались пар и пеногенераторы. Благодаря принятым мерам эсминец остался на плаву, хотя и в очень тя­желом положении. Подошедший английский эсминец снял с поврежденного корабля команду, после чего "Джевелин" был отбуксирован в базу и поставлен в док (ремонт длился около года).

Выводы.

1. От взрывов 2 торпед ЭМ "Джеве­лин" полностью вышел из строя, потеряв способность двигаться, управляться и действовать оружием, но ос­тался на плаву.

2. Рассмотренный случай при всей своей ис­ключительности свидетельствует, с одной стороны, о том, что даже при двух попаданиях торпед в оконеч­ности эсминец может остаться на плаву, и с другой стороны, о том, что хорошо натренированный личный состав при хорошей организации борьбы за живучесть может принять действенные меры по спасению ко­рабля даже при самых тяжелых его повреждениях.