Тип "J", "К" и "N". 24 ед.
№ |
Название |
Завод-строитель |
Заложен |
Спущен |
Вступил в строй |
Судьба |
F00 |
«Jervis» (Флагман) |
Hawthorn Leslie, Newcastle |
26 августа 1937 |
9 сентября 1938 |
5 августа 1939 |
Продан на слом 3 января 1949 |
F22 |
«Jackal» |
J. Brown & Co., Clydebank |
24 сентября 1937 |
25 октября 1938 |
13 апреля 1939 |
Тяжело поврежден авиацией, затоплен 12 мая 1942 |
F34 |
«Jaguar» |
Denne & Brothers, Dumbarton |
Ноябрь 1937 |
22 ноября 1938 |
12 сентября 1939 |
Потоплен ПЛ U 652 26 марта 1942 |
F53 |
«Janus» |
Swan Hunter, Newcastle |
29 сентября 1937 |
10 ноября 1938 |
5 августа 1939 |
Потоплен авиацией 23 января 1944 |
F61 |
«Javelin» (б ."Kashmir") |
J. Brown & Co., Clydebank |
11 октября 1937 |
21 декабря 1938 |
10 июня 1939 |
Продан на слом 17 июля 1949 |
F72 |
«Jersey» |
S. White & Co., Ltd., Cowes |
28 сентября 1937 |
26 сентября 1938 |
28 апреля 1939 |
Погиб на мине 4 мая 1941 |
F46 |
«Juno» (б. "Jamaica") |
Fairfield, Glasgow |
5 октября 1937 |
8 декабря 1938 |
24 августа 1939 |
Потоплен авиацией 20 мая 1941 |
F85 |
«Jupiter» |
Yarrow & Co. Ltd, Glasgow |
20 сентября 1937 |
27 октября 1938 |
16 июня 1939 |
Погиб на мине 28 февраля 1942 |
... |
«Jubilant» |
— |
— |
— |
— |
Заказ отменен |
F01 |
«Kelly» (Флагман) |
Hawthorn Leslie, Newcastle |
26 августа 1937 |
25 октября 1938 |
23 августа 1939 |
Потоплен авиацией 23 мая 1941 |
F28 |
«Kandahar» |
Denne & Brothers, Dumbarton |
Январь 1938 |
21 марта 1939 |
10 октября 1939 |
Подорвался на мине. Затоплен 20 декабря 1941 |
F12 |
«Kashmir» (б. "Javelin") |
Thornycroft, Southampton |
Октябрь 1937 |
4 апреля 1939 |
26 октября 1939 |
Потоплен авиацией 23 мая 1941 |
F37 |
«Kelvin» |
Fairfield, Glasgow |
5 октября 1937 |
19 января 1939 |
27 ноября 1939 |
Продан на слом 6 июня 1949 |
F45 |
«Khartoum» |
Swan Hunter, Newcastle |
27 октября 1937 |
6 февраля 1939 |
6 ноября 1939 |
Тяж. поврежден арт. ПЛ, 23 июня 1940 выбр. на берег |
F50 |
«Kimberley» |
Thornycroft, Southampton |
Январь 1938 |
1 июня 1939 |
21 декабря 1939 |
Продан на слом 30 марта 1949 |
F64 |
«Kingston» |
S. White & Co., Ltd., Cowes |
6 октября 1937 |
9 января 1939 |
14 сентября 1939 |
Уничтожен в доке авиацией 11 апреля 1942 |
F91 |
«Kipling» |
Yarrow & Co, Ltd., Glasgow |
20 октября 1937 |
19 января 1939 |
12 декабря 1939 |
Тяжело поврежден авиацией 11 мая 1942 |
G97 (D13) |
«Napier» (Флагман) |
Fairfield, Glasgow |
26 июля 1937 |
22 мая 1940 |
11 декабря 1940 |
Передан ВМФ Канады в 1941. Сдан на слом в 1950-х гг |
G25 |
«Nepal» (б. "Norseman") |
Thornycroft, Southampton |
9 сентября 1937 |
4 декабря 1941 |
29 мая 1942 |
Передан ВМФ Канады в 1941. Сдан на слом в 1950-х гг |
G65 |
«Nerissa» |
J. Brown & Co., Clydebank |
26 июля 1939 |
7 мая 1940 |
4 ноября 1940 |
Передан ВМФ Польши в октябре 1 940 |
G02 |
«Nestor» |
Fairfield, Glasgow |
26 июля 1939 |
9 июля 1940 |
12 февраля 1941 |
Тяжело поврежден авиацией. Затоплен 15 июня 1942 |
G38 |
«Nizam» |
J. Brown & Co., Clydebank |
27 июля 1939 |
4 июля 1940 |
8 января 1941 |
Передан ВМФ Канады в 1941. Возвращен Англии в 1945 г. |
G84 |
«Noble» |
Denny & Brothers, Dumbarton |
10 июля 1939 |
17 апреля 1941 |
20 февраля 1942 |
Передан ВМФ Нидерландов 11 февраля 1942 |
G16 |
«Nonpareil» |
To же |
22 мая 1940 |
26 мая 1941 |
30 октября 1942 |
То же 11 февраля 1942 |
G49 |
«Norman» |
Thornycroft, Southampton |
27 июля 1936 |
30 октября 1940 |
29 сентября 1941 |
Передан ВМФ Австралии в 1941 |
В 1940 г. литер F в бортовом номере заменили на G.
В 1945 г. эсминцы взаимодействовашие с ВМФ США на Тихом океане получили литер D.
Водоизмещение: 1717 т (стандартное), у лидеров 1996 т (стандартное), 2367 т (в полном грузу).
Размерения: длина 108,6 м (наибольшая), 106 м (по КВЛ). 103,4 м (между перпендикулярами), ширина 10,8 м, осадка 2,7 м (средняя).
Механизмы: 2 Адмиралтейских котла, 2 турбины Парсонса с зубчатой передачей. Мощность механизмов 40 000 л.с. Скорость хода 36 узлов. Запас топлива 492 тонны. Дальность плавания 5500 миль со скоростью 15 узлов.
Вооружение: 6 120-мм орудий МК XII (3 спаренных установки), 4 40-мм (1 четырехствольная установка), 8 12,7-мм пулеметов (2 четырехствольных на крыльях мостика), 10 533-мм торпедных аппаратов (2 5-трубных), 2 бомбомета, 1 бомбосбрасыватель, 20 глубинных бомб.
Экипаж: 183 человека, (218 для лидера флотилии).
Модернизации.
В 1941 году с эсминцев сняли кормовой торпедный аппарат, а вместо него установили 102-мм зенитное орудие MKV. Установлена радиолокационная станция тип 286 (антенный пост на топе фок-мачты), потом ее сменили на станцию 286М, а затем на 286Р. В 1942 году на оставшихся в строю кораблях установили радиолокационные станции типа 291 и 285. Произвели изменения в системе управления огнем — она получила возможность корректировать огонь по самолетам. Изменения коснулись и мелкокалиберной зенитной артиллерии. На вооружение эсминцев поступило 4 20-мм "Эрликона", из них 2 заняли место пулеметов на крыше мостика. Позже на крыше мостика были установлены спаренные 20-мм "Эрликоны". Эсминцы типа "N" вступали в строй с 20-мм зенитными автоматами. Единственным исключением стал "Norman" он вступил в состав флота с пулеметами. В конце войны уцелевшие корабли получили на вооружение радиопеленгаторы HF/DF (их антенна находилась на грот-мачте). В 1944 году на "Jervis" и "Javelin" была установлена новая решетчатая фок-мачта, а на антенне радиолокационной станции типа 295 радиопеленгатор HF/DF. На грот-мачте установили антенну радиолокационной станции типа 291. Переданные в состав Королевского голландского флота после модернизации эсминцы типа "N" были примерно такими же. В конце войны малокалиберная зенитная артиллерия эсминца "Nizam" включала 1 40-мм и 6 20-мм автоматов. Кормовой торпедный аппарат с этого корабля сняли.
"Jervis". Был оборудован как флагманский корабль (лидер) флотилии. Изменения не коснулись его боевых качеств, но увеличился объем надстройки и численность экипажа. После окончания испытаний "Jervis" стал флагманом формируемой 7-й флотилии эсминцев флота Метрополии. После начала войны флотилия базировалась в устье реки Хамбер и выполняла различные боевые задания . В апреле 1940 года эсминец в составе флотилии участвовал в Норвежской операции, затем в боях за Западную Европу. В июне 1940 года его перевели в состав Средиземноморского флота. "Jervis" принимал активное участие в боевых действиях против итальянского флота. Самыми яркими страницами его службы стало участие в сражении у мыса Матапан и в Критской операции. В декабре 1941 года во время стоянки в Александрии находился у борта норвежского танкера, который был заминирован итальянскими боевыми пловцами. От взрыва эсминец получил сильные повреждения. После возвращения в строй он до 1944 года служил на Средиземном море. В январе 1944 года был задействован в десанте у Анцио. Получил попадание радиоуправляемой бомбой "HS-293". После ремонта переведен в состав флота Метрополии, участвовал в операции "Оверлорд". В конце войны действовал в Эгейском море. В 1949 году продан на слом.
"Jackal". После подъема военно-морского флага вошел в состав 7-й флотилии. В первый период войны выполнял различные боевые задания в Северном море. В апреле 1940 года участвовал в Норвежской операции, затем переведен в состав Средиземноморского флота. В декабре 1941 года был поврежден итальянским самолетом-торпедоносцем в районе Дерны. Эсминец удалось довести до базы, и после ремонта он вернулся в строй. В мае 1942 года вышел в море в составе флотилии. Перед британскими кораблями была поставлена задача поиска итальянских конвоев в Бенгази. Никого не обнаружив, эсминцы пошли в базу. На переходе немецкая авиация обнаружила и атаковала соединение. Вечером 11 мая, находившийся в 80 милях северо-западнее Мерса-Матрух эсминец был тяжело поврежден немецкими бомбардировщиками Ю-88. Всю ночь его пытались буксировать, но в 4 часа утра было принято решение снять экипаж и затопить корабль. Эту "работу" выполнил "Jervis". Всего во время этого выхода Королевский флот потерял три эсминца. Место гибели "Jackal" в точке с координатами 32°20'N/26°30'Ost.
"Jaguar". После вступления в строй зачислен в состав 7-й флотилии эсминцев флота Метрополии. Базировался в устье реки Хамбер, выполнял различные боевые задания. В апреле 1940 года принимал участие в Норвежской операции. Во время операции получил повреждение от немецкой бомбы, после ремонта переведен в состав Средиземноморского флота. Выполнял различные боевые задания. 26 марта 1942 года эсминец находился в охранении танкера, шедшего в Тобрук. Немецкая подводная лодка "U 652" вышла в атаку, и две торпеды поразили эсминец, который быстро затонул. Такая же участь постигла и танкер. Потери экипажа "Jaguar" составили 3 офицера, 191 матросов. Место гибели эсминца и танкера в районе Сиди Барани, в точке с координатами 31°53'N/26°18'Ost.
"Janus". Короткая месячная мирная служба прошла в рядах 7-й флотилии эсминцев флота Метрополии. После 3 сентября 1939 года выполнял различные боевые задания в Северном море. В апреле 1940 года участвовал в Норвежской операции. В июне 1941 года отправлен в Средиземное море, принимал активное участие в боевых действиях против Италии. В июне 1941 года участвовал в сирийских событиях. Провел короткий бой с французскими лидерами "Valmy" и "Guepard" у Сидопа и был тяжело поврежден. После ремонта вернулся в состав флота. Остался на Средиземном море. Во время высадки стратегического десанта у Анцио 23 января 1944 года был атакован немецким самолетом-торпедоносцем "Не-111". От взрыва эсминец затонул, при этом погибло 194 человека. Это произошло в точке с координатами 41°26'N/12°38'Ost.
"Javelin". Корабль заложили под названием "Kashmir", но вскоре переименовали. Зачислен в состав 7-й флотилии эсминцев. После начала войны базировался в устье реки Хамбер, выполнял различные боевые задания в Северном море. В апреле 1940 года участвовал в Норвежской операции. После ее завершения остался в английских водах. 29 ноября 1940 года участвовал в бою с немецкими эсминцами у мыса Лизард. В "Javelin" попали две торпеды с эсминца Z-10 "Hans Lody". Повреждения оказались весьма серьезными — оторвало обе оконечности корпуса. Потери экипажа составили 3 офицера и 45 матросов. Но поврежденный корабль удалось довести до базы. Этот случай стал образцом борьбы за живучесть. После ремонта корабль отправлен в Средиземное море и принимал активное участие в боевых действиях. Последняя операция на этом театре — десант у Анцио, затем возвращен в воды Метрополии и зачислен в состав 10-й флотилии эсминцев. В ночь с 8 на 9 июня участвовал в бою у острова Ушант. Продан на слом в июне 1949 года.
"Jersey". В мае-сентябре 1939 года входил в состав 7-й флотилии эсминцев флота Метрополии. После начала войны выполнял различные боевые задания. Во время патрулирования в ночь на 7 декабря 1939 года внезапно атакован немецкими эсминцами. В эсминец попала торпеда с эсминца Z-12 "Erich Giese". Несмотря на тяжелые повреждения, британский корабль дошел до базы. После ремонта эсминец перевели в Средиземное море, и он вошел в состав Мальтийского ударного соединения. 1 мая во время возвращения в Ла-Валетту эсминец подорвался на немецкой магнитной мине. "Jersey" остался на плаву, но крайне неудачно приткнулся к отмели, перекрыв фарватер, и командование приняло решение взорвать корабль. Оно было выполнено крайне неудачно, эсминец затонул, но надстройки представляли опасность для судоходства. Поэтому пришлось "разбить" эсминец на части глубинными бомбами. Только 7 мая корабли Королевского флота получили возможность использовать гавань Ла-Валетты. По официальным данным, потери экипажа составили 3 офицера и 35 матросов. По неофициальным данным, жертв было гораздо больше, так как часть моряков утром 4 мая отправилась на корабль за личными вещами и их забыли предупредить о намечавшемся взрыве корпуса. Так или иначе, дело о гибели эсминца засекретили до 2041 года. Стоит заметить, что примерно до этого периода засекречена часть дел, касающихся перелета заместителя А. Гитлера Р. Гесса в Англию. Подобное "поведение" в случае с обычным эпизодом морской войны наводит на размышление о том, что даже по прошествии более чем 60 лет с тайной, связанной с этим кораблем, в Англии ни при каких условиях не хотят расставаться.
"Juno". Заложен под названием "Jamaika", но вскоре это имя передали легкому крейсеру. Эсминец был зачислен в состав 7-й флотилии эсминцев флота Метрополии. После начала войны выполнял различные боевые задания в Северном море. В апреле-мае 1940 года участвовал в Норвежской операции. В июне 1940 года переведен в состав Средиземноморского флота. Последней операцией для "Juno" стала Критская операция. 21 мая в 21 час. 50 мин. потоплен итальянскими бомбардировщиками (по другим данным, немецкими бомбардировщиками). Эсминец стал первой потерей Королевского флота в этой операции. Место гибели корабля юго-восточнее Крита, в точке с координатами 34°35'N/26°34'Ost.
"Jupiter". Очень короткая предвоенная служба прошла в рядах 7-й флотилии эсминцев флота Метрополии. После начала войны операции в Северном море. В апреле-мае 1940 года участвовал в Норвежской операции. В ноябре 1941 года ушел на Дальний Восток в охранение линкора "Prince of Wales" и линейного крейсера "Repulse". На новом месте службы зачислен в состав кораблей китайской станции. После 7 декабря зачислен в состав международного соединения ABDA. 17 января 1942 года потопил японскую подводную лодку "1-160". Участвовал в бою в Японском море. Погиб 27 февраля на голландском минном заграждении. Мины были поставлены заградителем "Gouden Leeuw". Место гибели корабля — точка с координатами 06°45'N/112°06'Ost.
"Jubilant". Планировался к постройке, но заказ отменили.
"Kelly". Последний эсминец Королевского флота, поднявший флаг перед второй мировой войной. Он стал флагманом 5-й флотилии эсминцев. Первым командиром корабля и флотилии стал капитан 1 ранга Льюис Маунтбэттен. После начала войны эсминец выполнял различные боевые задания в Северном море. 14 декабря 1939 года подорвался на немецкой донной магнитной мине в устье реки Тайн. Чудом остался на плаву и был отбуксирован в ближайший порт. После завершения ремонта эсминец вернулся в строй, как раз для того, чтобы успеть принять участие в Норвежской операции. В ночь с 9 на 10 мая 1940 года он, находившийся в западной части пролива Скагеррак, был торпедирован немецким торпедным катером "S-31". Через пробоину вода затопила оба котельных отделения, "Kelly" потерял ход, и его снова пришлось буксировать на базу. Потери экипажа составили 23 человека. Ремонт корабля завершили в декабре 1940 года. К апрелю 1941 года эсминец перевели на Средиземное море. Последней его операцией стала Критская — 23 мая в 9 час. 30 мин. "Kelly" потопили немецкие пикирующие бомбардировщики Ю-87. Потери экипажа составили 130 человек (остальные были спасены эсминцем "Kelvin"). Место гибели корабля южнее острова Гавдос в точке с координатами 34°30'N/24°10'Ost.
"Kandahar". После вступления в строй зачислен в состав 5-й флотилии эсминцев. В первые месяцы войны выполнял различные задания в Северном море. В апреле-мае 1940 года участвовал в Норвежской компании. После ее окончания переведен в Красное море. Самым примечательным событием в жизни корабля стало участие в артиллерийском бою с итальянской подводной лодкой "Torricelli". С апреля 1941 года эсминец в составе Средиземноморского флота. Принимал активное участие в боевых действиях и ходил с конвоями на Мальту. В конце 1941 года зачислен в состав ударного соединения "Force". 19 декабря, оказывая помощь поврежденному крейсеру "Neptune", подорвался на мине (заграждение было выставлено итальянскими крейсерами и эсминцами летом 1941 года). Взрывом у "Kandahar" оторвало корму. Погибло 72 человека. Буксировка оказалась невозможной, с "Jaguar" сняли экипаж и добили торпедой. Место гибели эсминца — в 15 милях севернее ливийского побережья. В точке с координатами 32°57'N/14°18'Ost.
"Kashmir". Заложен под названием "Javelin". Переименован во время строительства. После вступления в строй зачислен в состав 5-й флотилии эсминцев. Участвовал в боевых действиях в Северном море. 25 ноября участвовал в потоплении немецкой подводной лодки "U 35". Апрель-май 1940 года — Норвежская операция. В апреле 1941 зачислен в состав Средиземноморского флота. Участвовал в Критской операции. 23 мая в 7 час. 15 мин. был потоплен немецкими пикирующими бомбардировщиками Ю-87. Место гибели корабля южнее Гавдос, в точке с координатами 34°40'N/24°00'Ost. Потери экипажа составили 82 человека. Остальных подобрал эсминец "Kelvin".
"Kelvin". В составе 5-й флотилии эсминцев участвовал в боевых действиях в Северном море и Норвежской операции. В начале 1941 года переведен на Средиземное море, участвовал в Критской операции, а после ее завершения эскортировал мальтийские и тобрукские конвои. В марте 1942 года участвовал во втором бою в заливе Сырт. В конце 1942 года эсминец задействован в операции "Торч" — высадке десанта в северной Африке. Следующей крупной операцией эсминца стала операция "Оверлорд". После ее завершения "Kelvin" вернулся на Средиземное море, где и встретил день Победы. Продан на слом 6 июля 1949 года.
"Khartoum". Первые военные месяцы провел в рядах 5-й флотилии эсминцев, затем боевые действия в Северном море и Норвежская операция. В июне 1940 года переведен в Красное море, 23 июня в составе флотилии участвовал в артиллерийском бою с итальянской подводной лодкой "Torricelli". Был тяжело поврежден ее артиллерийским огнем, охвачен пожаром, выбросился на берег и взорвался. По официальным данным, потерь среди экипажа не было, что маловероятно. Место гибели корабля — точка с координатами 12°38'N/43°24'Ost.
"Kimberly". После вступления в строй зачислен в состав 5-й флотилии эсминцев. Принимал участие в боевых действиях в Северном море. Апрель-май 1940 года Норвежская операция, 13 апреля 1940 года второй бой у Нарвика. Летом 1940 года переведен в Красное море, где занимался обеспечением безопасности коммуникаций. Действовал против итальянской колонии в Эритреи. 21 октября 1940 года тяжело повредил итальянский миноносец "Nullo", который выбросился на берег и позже был добит авиацией. Сам "Kimberly" увлекся преследованием, попал под огонь береговых батарей и был поврежден. В апреле 1941 года переведен в состав Средиземноморского флота. Участвовал в Греческой и Критской операциях, ходил с конвоями на Мальту. В июне 1941 года был задействован в операциях против Вишистской Сирии. 12 января 1942 года "Kimberly" торпедировала немецкая подводная лодка "U 77". После попадания торпеды эсминцу оторвало кормовую часть, и его отправили в Бомбей на ремонт. Работы завершили в начале 1944 года. Летом 1944 года "Kimberly" посетил пример-министр У. Черчилль, осмотрел корабль и сфотографировался на память с моряками корабля. В дальнейшем эсминец участвовал в операциях "Оверлорд" и "Драгун" (высадка в южной Франции). Остаток войны провел в Средиземное море. Продан на слом 30 марта 1942 года.
"Kingston". Первые военные месяцы провел в составе 5-й флотилии, действовал в Северном море. 29 ноября 1939 года участвовал в потоплении немецкой подводной лодки "U 35", в апреле 1940 года в Норвежской операции. В июне 1940 года переведен в Красное море, где участвовал в бою с итальянской подводной лодкой "Toricelli". В начале 1941 года переведен в Средиземное море. Участвовал в Греческой и Критской операциях, в июне 1941 года в операции против Вишистской Сирии, в охранении мальтийских конвоев, в марте 1942 года во втором бою в заливе Сырт, был поврежден попаданием снаряда Главного калибра с итальянского линкора "Littorio". Самостоятельно прибыл на Мальту, поставлен в док в Ла-Валетте. 11 апреля, будучи в доке, уничтожен немецкой авиацией.
"Kipling". Первые месяцы службы провел в составе 5-й флотилии эсминцев. Участвовал в боевых действиях в Северном море и в Норвежской операции. В начале 1941 года переведен на Средиземное море. Участвовал в Греческой и Критской операциях, а после их окончания в охранении мальтийских конвоев. 28 декабря 1941 года потопил немецкую подводную лодку "U 75". В марте 1942 года участвовал во втором бою в заливе Сырт. В мае выходил в рейд на вражеские коммуникации. При возвращении на базу соединения было перехвачено немецкой авиацией. "Kipling" погиб 11 мая 1942 года в 20 час. 7 мин. Место гибели корабля в 80 милях северо-западнее Мерса-Матрух, в точке с координатами 32°38'N/26°20'Ost. Потери экипажа составили 25 человек.
Ни один эсминец серии "N" не вошел в состав Королевского флота, все они были переданы Австралии и союзникам.
"Napier" (Австралия). Передан в 1941 году, в ноябре 1945 года возвращен Великобритании, разобран в 1956 году.
"Nepal", быв. "Norseman", (Австралия). Передан в 1941 году, возвращен Великобритании в декабре 1945 года, разобран в 1956 году.
"Nerissa" (Польша). Передан в ноябре 1940 года и переименован в "Piorun". Возвращен Англии в сентябре 1946 года, переименован в "Noble". Разобран в 1955 году.
"Nestor" (Австралия). Передан в 1941 году. Тяжело поврежден немецкой авиацией во время проводки мальтийского конвоя "Вигорэс" 15 июня 1942 года. На следующий день добит своими кораблями в точке с координатами 33°36'N/ 24°27'Ost.
"Nizam" (Австралия). Передан в 1941 году, в декабре 1945 года возвращен Англии. Разобран в 1955 году.
"Noble" (Голландия). Передан в феврале 1942 года и переименован в "Van Galen". 1 марта 1957 года исключен из списков голландского флота, передан Индонезии и переименован в "Gadjah Mada". Сдан на слом в 1961 году.
"Nonpareil" (Голландия). Передан в феврале 1942 года и переименован в "Tjerk Hiddes". Исключен из списков флота в 1956 году, в 1957 году продан на слом.
"Norman" (Австралия). Передан в 1941 году, в ноябре 1945 года возвращен Англии. Продан на слом в мае 1958 года.
Повреждение английского эсминца "Джевелин" 29 ноября 1940 г.
(Из книги И.М. Короткина "Боевые повреждения надводных кораблей". Судпромгиз. 1960)
ЭМ "Джевелин" со скоростью 28 узлов шел головным кораблем отряда (за ним следовали еще 2 корабля) в районе мыса Лизард. Неожиданно корабль подвергся атаке и почти одновременно был поражен с правого борта 2 торпедами, одна из которых попала в носовую часть у 15 шп., а другая в кормовую у 70 шп.
Взрывы приподняли корабль и сильно накренили на левый борт; затем эсминец почти выпрямился (остался крен 5° на левый борт). Торпедными взрывами были оторваны носовая оконечность корабля протяжением 8-9 м и кормовая часть на длине около 25 м вместе с рулями, винтами и валами.
Некоторые из помещений в оконечностях оставшейся средней части корабля были затоплены, однако корабль остался на плаву, имея дифферент на нос около 1,5 м. Концевые части оставшегося корпуса были повреждены на протяжении 8-10 м. В корме возник пожар. Электромеханическая установка и вооружение корабля вышли из строя либо от непосредственного действия взрыва и ударных сотрясений, либо от затопления помещений и пожара. Погибло около 50 чел., несколько человек было ранено.
Личный состав вел энергичную борьбу с водой, используя для осушения отсеков оставшиеся водоотливные средства корабля; на переборки ставились подпоры с целью предупреждения распространения воды по кораблю. Для борьбы с пожарами использовались пар и пеногенераторы. Благодаря принятым мерам эсминец остался на плаву, хотя и в очень тяжелом положении. Подошедший английский эсминец снял с поврежденного корабля команду, после чего "Джевелин" был отбуксирован в базу и поставлен в док (ремонт длился около года).
Выводы.
1. От взрывов 2 торпед ЭМ "Джевелин" полностью вышел из строя, потеряв способность двигаться, управляться и действовать оружием, но остался на плаву.
2. Рассмотренный случай при всей своей исключительности свидетельствует, с одной стороны, о том, что даже при двух попаданиях торпед в оконечности эсминец может остаться на плаву, и с другой стороны, о том, что хорошо натренированный личный состав при хорошей организации борьбы за живучесть может принять действенные меры по спасению корабля даже при самых тяжелых его повреждениях.