Эпилог

 

Пройдя через моонзундскую трагедию и сосре­доточившись для зимовки в Гельсингфорсе и Петрог­раде, "добровольцы" лишь ненадолго обрели покой. Новая смута теперь уже большевистского переворота вовлекла их в очередной водоворот событий. Старые корабли, почти без экипажей, нашли в себе силы со­вершить вместе с флотом великий и героический Ледо­вый поход марта 1918 г.

Окончательно изверившись в справедливое устроение России, покидали корабли и шли в белое движение многие из оставшихся офицеров. Но были и такие, для которых верность Родине была превыше всех классово-клановых понятий. Таким был капитан 2 ранга Л.М. Галлер, принявший 19 октября 1917 г. выборное назначение командиром "Туркменца Ставропольского". Так по очередному капризу команды, потребовавшей смены прежнего командира капитана 2 ранга Г.Е. Чаплина, началась командирская служба недавнего старшего офицера "Славы". Он вместе с А.П. Зеленым, М.А. Петровым и A.M. Щастным, назначен­ным Советской властью начальником морских сил Балтийского моря, разрабатывал план того самого Ледового похода, который в марте-мае 1918 г. сохра­нил для страны свыше 250 кораблей.

Любовь к родине и преданность своему кораб­лю позволили спасти даже те из них, которые находи­лись почти в безнадежном состоянии. Так было на "Стерегущем". Счастливо пережив всю моонзундскую кампанию, он в октябре 1917 г. должен был начать в Гельсингфорсе капитальный ремонт. Забот прибавило и повреждение корпуса от удара винтом входившего в гавань "Туркменца Ставропольского". Корпус и меха­низмы (часть их оказалась разнесенными по цехам завода) отремонтировать к марту 1918 г. не успели. Но экипаж, насчитывающий к тому времени 8 человек, был полон решимости не отдавать корабль немцам.

Моряки сумели договориться о буксировке с экипажем заградителя "Лена". В пути обнаружилась течь через поврежденный льдами пластырь. Воду отка­чивали вручную, но справиться с ее поступлением могли, лишь накренив корабль и заделав пробоину цементом. "Восьмеро спасли эсминец", — так писал об этом героическом подвиге участник плавания П. Стасевич. Разные судьбы выпали кораблям. Лишившись главных баз, они в кампанию 1918 г. оказались рассре­доточенными по гаваням Кронштадта и в Неве.

В составе Морских сил Кронштадта отдельный дивизион миноносцев составляли "Войсковой", "Уссуриец", "Украина", "Москвитянин". В морских си­лах Петрограда в группе "выше мостов" находились "Сибирский стрелок", "Генерал Кондратенко", "По­граничник", "Всадник", "Стерегущий", "Страшный", "Донской казак", "Забайкалец". В Морских силах Невы и Ладожского озера вместе с Минной дивизией отдельную группу "Охраны восточной и средней ча­сти Невы" составляли три канонерские лодки и от­дельный дивизион миноносцев: "Финн", "Гайдамак", "Амурец", "Туркменец-Ставропольский", "Эмир Бу­харский". С началом кампании этот дивизион, бази­руясь на Шлиссельбург, охранял образовавшуюся на Ладоге границу со ставшей самостоятельным государ­ством Финляндией.

В августе 1918 г. "Эмир Бухарский" прикры­вает постановку (по меридиану Шепелевского маяка) большого минного заграждения, которое должно было преградить путь германскому флоту к Петрограду. И Передовое, и Центральное заграждения немцы без хлопот прошли. Все больше людей уходили с кораб­лей на фронты гражданской войны, и к исходу 1918 г. в составе ДОТ (Действующий отряд Балтийского флота) с линкорами "Петропавловск", "Андрей Пер­возванный" и крейсером "Олег" состояли 4 "новика", 7 подводных лодок и три "угольщика": "Амурец", "Гайдамак", "Уссуриец". 13-16 июня 1919 г. "Всадник". "Гайдамак" и "Гавриил" совместно с линейны­ми кораблями ДОТ участвуют в подавлении мятежа на фортах Красная горка и Серая лошадь. Комисса­ром фортов после подавления восстания был назна­чен бывший унтер-офицер Балтийского флота И.Д. Сладкое (1890-1922).

Захватив власть, большевики все материаль­ные средства флота и армии бросили на то, чтобы раз­давить своих противников в начавшейся гражданской войне. С кораблей, что не могли уйти на Волгу и Каспий, снимали пушки и ставили на баржи и другие суда, превращаемые в плавучие батареи и канонерс­кие лодки. Малые корабли отправляли на гражданс­кую войну своим ходом или на буксирах. Первыми уже осенью 1918 г. на Волгу по Мариинской системе пришли четыре миноносца типа "Сокол" (в том числе и основоположник серии "Прыткий", бывший "Со­кол"), за ними миноносцы водоизмещением 350 т типа "Достойный".

В октябре-ноябре 1918 г. в Астрахань пришли тем же путем первые "добровольцы": "Эмир Бухарс­кий" (с апреля 1919 г. "Яков Свердлов"), "Москвитя­нин" и "Финн" (с февраля 1919 г. "Карл Либкнехт"). К ним в 1919 г. присоединились "Туркменец-Ставропольский" (с 15 июня по 28 июля 1920 г. "Мирза Кучук", с 31 декабря 1922 г. "Альтфатер", с 1945 г. "Советский Дагестан"). В 1920 г. на Каспии появились "Войско­вой" (с 15 июня по август 1920 г. "Фридрих Энгельс", с 31 декабря 1922 г. "Маркин") и "Украина" (с 15 нюня по август 1920 г. "Карл Маркс", с 10 декабря 1923 г. "Бакинский рабочий").

Из этих кораблей "Москвитянин" погиб в бою с белыми в Тюб-Караганском заливе 21 мая 1919 г. В январе 1920 г. был ими поднят, восстановлен и 28 марта 1920 г. затоплен при отступлении из Петровска. Особенно отличившийся в гражданской войне "Карл Маркс" в 1920 г. был награжден Почетным революци­онным Красным знаменем ВЦИК. "Карл Либкнехт" (командир "из студентов" А.А. Синицын) под флагом командующего Астрахано-Каспийской военной флоти­лии Ф.Ф. Раскольникова 18 мая 1920 г. возглавлял последнюю операцию гражданской войны на Каспий­ском море. Потеряв здесь главную базу — Баку, белые увели корабли в иранский порт Энзели, где они были интернированы контролировавшими побережье анг­лийскими властями. Но под прикрытием огня с 9 ко­раблей красные высадили десант и принудили англий­ские войска уйти в глубь территории Ирана.

В операции участвовали видные будущие де­ятели советского ВМФ И.К. Кожанов командир де­сантного отряда (1897-1938), И.С. Исаков, (командир "Деятельного", 1894-1967), Б.П. Гаврилов, Н.Ю. Озаровский, В.А. Снежинскпй, К.И. Самойлов, В.Ф. Трибуц. Вместе с кораблями белой флотилии были захва­чены четыре английских торпедных катера с их судном-базой. Они и стали родоначальниками в со­ветском флоте этого нового класса боевых кораблей. Понадобились свержение самодержавия и гражданс­кая война, чтобы эти корабли, предлагавшиеся капи­таном 1 ранга В.А. Лилье еще в 1904 г., получили "гражданство в России (см. И.С. Исаков "Каспий, 1920", М., 1973).

По окончании войны некоторые каспийские "добровольцы" в 1922 и 1923 гг. совершали визиты в порты Ирана, в 1922-1923 служили в качестве стационеров в портах Энзели и Астара. "Карл Либкнехт" и "Яков Свердлов" в 1923 г. сдали на хранение в порт и в 1925 г. разобрали. "Альтфатер", "Бакинский рабо­чий" и "Маркин" поле капитального ремонта 1923-1925 гг. были переклассифицированы в канонерские лодки.

Они участвовали в Великом отечественной войне 1941-1945 гг., обеспечивая на Каспии военные перевозки (их можно узнать и в забытом кинофильме той поры "Подводная лодка Т-9"). В июле 1949 г. их исключили из состава флота и передали создавшимся тогда орга­низациям ДОСФЛОТа: "Альтфатер", переименованный в "Советский Дагестан", стоял в Астрахани, "Бакин­ский рабочий" в Баку, "Маркин" ушел в Сталинград. Свою роль учебных баз ДОСФЛОТа они выполняли до конца 50-x и., а возможно, и дольше.

Из оставшихся на Балтике 11 кораблей первы­ми уже в 1918 г. сдали на хранение и в 1923-1925 гг. разобрали "Пограничник", "Генерал Кондратенко", "Забайкалец", "Донской казак", "Стерегущий". Их история кончилась без сомнительной чести подверг­нуться идейным переименованиям. "Уссуриец" (с декаб­ря 1922 г. "Рошаль") под своим новым названием все время находился на консервации и в 1927 г. был сдан на слом одновременно с "Гайдамаком". В 1929 г. ра­зобрали "Всадник" (с 31 декабря 1922 г. "Сладков"), который до 1926 г. состоял в Онежской флотилии. "Амурец" 27 июня 1919 г. участвовал в Видлицкой десантной операции на Онежском озере. 31 декабря 1922 г. он получил название "Железняков". С 1926 г. состо­ял в классе посыльных судов, в 1933-1938 гг. находился на долговременном хранении, был превращен в плаву­чую казарму и до 1947 года использовался в организациях Осоавиахима. Завидная судьба выпала "Сибир­скому стрелку", который после длительного хранения (с 1918 по 1925 годы) был передан Особому техничес­кому бюро (Остехбюро), которое по замыслу В.И. Ленина (вот когда был сделан действительный шаг вперед от технической косности и лености царизма) должно было заниматься разработкой, созданием и испытанием образцов пионерной (и часто действитель­но опережавшей мировой уровень) военной техники и вооружения. Корабль переклассифицировали в опытовое судно, и в соответствии со своим назначением он получил название "Конструктор".

С февраля 1926 г. по апрель 1931 г. кораблем командовал давний энтузиаст миноносного дела и подводного плавания М.Н. Беклемишев (1858-1936). Выдающийся ученый и патриот своей родины, автор проектов миноносцев, один из создателей первого проекта отечественной подводной лодки "Дельфин", организатор дела подводного флота России в 1904-1910 гг.), он, несмотря на преклонные годы, с увлече­нием занимался доработкой и испытанием новых образцов морской техники. Но в Остехбюро во главе с его начальником В.И. Бекаури добились увольне­ния М.Н. Беклемишева как "социально опасного со­трудника". Это, впрочем, им не помогло — в 1937 г. Остехбюро было буквально опустошено уже "масте­рами" из НКВД. Корабль, переданный в 1939 г. в распоряжение НИМТИ ВМФ, продолжал испытания новых мин, торпед и другой техники. 3 августа 1941 г. был переклассифицирован в сторожевые корабли и включен в состав Балтийского флота. На Ладожском озере участвовал в советско-финской и Великой Оте­чественной войнах, обеспечивал оборону Ленинграда и перевозки по "Дороге жизни".

4 ноября 1941 г. близ Осиновца попаданием авиационной бомбы у корабля оторвало носовую часть. Но уже в апреле 1943 г. его ввели в строй с новой (укороченной против прежней) носовой частью. Затем корабль переклассифицировали в канонерскую лодку, а с января 1945 перевели в класс опытовых судов, в июле 1956 он стал отопителем и в июле 1957 г. сдан на слом. На то, чтобы сохранить корабль в качестве памятника четырех войн, ума хрущевским адмиралам не хватило. Их, ветеранов Моонзундской эпопеи, пе­режить смогла только геройская канонерская лодка "Храбрый" (с 31 декабря 1922 г. "Красное знамя"). Ее разобрали в 1960 г.

Безвозвратно ушедшие от нас корабли и их, уже все покинувшие этот мир, люди остаются с нами не только вошедшими в историю судьбами, но и урока­ми, о которых следует многократно задумываться. Продолжавшаяся ничтожно короткий исторический срок — каких-то 10 с небольшим лет, активная служба "добровольцев" оказалась, как мы могли увидеть, насыщена огромной мудростью уроков прошлого. Тех самых уроков, которые упорно отказывалось видеть 300-летнее российское самодержавие, и, что особенно удивительно, не хотят видеть и современные его пере­строечные поклонники и радетели.

Главнейшее и до сих пор неистребимое порож­дение царизма — кастовый режим рутины и душившая творчество бюрократия, беспредельные цинизм и рав­нодушие к судьбам страны со стороны ее столпов и многослойного чиновничества остались живы и сейчас. Одиночки же, горевшие душой за порученное или ими самими избранное дело, не могли поколебать сложив­шимся порядок. Не под силу было им и убирать с высоких постов все то бесчисленное множество само­надеянных и властолюбивых невежд и откровенных циников, которых вскормил царизм, приученный к полнейшей безнаказанности.

От светлейшего интригана князя Меньшикова до железнодорожного адмирала Посьета, от черного во­рона Цусимы Рожественского до примитивного сади­ста Вирена, от несостоятельного конструктора велико­го князя Александра до бездарного генштабиста А.А. Эбергарда — велика и необъятна вереница типов од­ном лишь флотской части той истории города Глупова. которая по воле самодержавия творилась в России.