11. "Георгий Победоносец" — последний корабль серии

 

После спуска на воду 20 мая 1887 года "Синопа" — третьего черноморского корабля — перед МТК возник вопрос: по какому направлению продолжать строи­тельство броненосцев для Черного моря. Управляющий Морским министерством адмирал И. А. Шестаков на­стаивал на постройке в освободившемся после спуска эллинге корабля по типу "Синопа", но с измененным вооружением, а именно с тремя 305-мм орудиями дли­ной в 30 калибров и в качестве среднего калибра иметь четыре 229-мм и семь 152-мм орудий. Машину нового корабля И. А. Шестаков предлагал изготовить на оте­чественных заводах по чертежам машины "Синопа", построенной в Англии. Вопрос о постройке постоянно откладывался из-за того, что МТК не мог выбрать уста­новки для размещения 305-мм орудий. После решения перейти на строительство башенных броненосцев, вза­мен барбетных, 20 декабря 1888 года МТК обсудил вопрос о постройке корабля по типу "Синопа", но с размещением на нем трех бронированных вращаю­щихся башен, аналогичных башне, спроектированной на Петербургском Металлическом заводе для корабля "Император Николай I". На заседание МТК из Сева­стополя прибыл наблюдающий за постройкой "Синопа" капитан корпуса корабельных инженеров А. П. Торопов, которому поручили переработать проект для за­мены барбетных установок на башенные. В представ­ленной А. П. Тороповым докладной записке предпола­галось снять часть плит броневого пояса по ватерлинии в носу и корме в общей сложности 20% длины, поста­вить носовой и кормовой броневые траверзы, умень­шить ширину поясной брони на 0,304 м (ширина пояса у "Синопа" 2,44 м) и снять грушевидный каземат. Эти изменения в общем давали 660 т сэкономленного веса, необходимого на установку башен. Водоизмещение при этом равнялось 10 556 т, что давало перегрузку около 500 т, из-за чего МТК отклонил проект, решив начать разработку нового.

14 февраля 1889 года Морское министерство объя­вило для лиц Морского ведомства конкурс на "состав­ление чертежей трехбашенного броненосца для Черного моря". В условиях конкурса оговаривались: во­доизмещение 11 000 т, скорость 16 узлов и осадка 8,3 м из расчета постановки корабля в Алексеевский док в Севастополе. Толщина бронирования борта по заданию — не менее 455 мм в районе машин и котлов и 356 мм, 305 мм — для башен и бруствера. Шесть 305-мм орудий должны размещаться в трех закрытых вращающихся башнях. Количество 152-мм орудий не оговаривалось, и, кроме того, проектируемый броне­носец должен иметь от 6 до 7 торпедных аппаратов и запас угля на пять суток полного хода. Ни один из представленных проектов не был одобрен МТК из-за превышения заданного водоизмещения, поэтому строить пятый черноморский броненосец, названный впоследствии "Георгий Победоносец", начали по черте­жам "Синопа".

Решение о строительстве на верфи РОПиТ чет­вертого и последнего в серии корабля Морское мини­стерство приняло в феврале 1889 г. и 15 марта ГУКиС заключил контракт с членом правления РОПиТ Н. Н. Сущевым на постройку "корпуса броненосца в 10 280 т". Условия контракта были анало­гичны условиям заказа двух строившихся ранее на верфи броненосцев. Отличие заключалось лишь в до­бавлении статей на изготовление Обществом мачты и марсовых площадок. Сроки постройки оговаривались: начало работ — немедленно после заключения конт­ракта, спуск на воду и сдача механизмов — к 1 ноября 1892 г. и полное изготовление к плаванию — к 1 марта 1893 г. Стоимость работ определялась в 3 млн. рублей. Строителем корабля от РОПиТ назначался корабель­ный инженер В. X. Оффенберг, а наблюдение от Морского министерства за качеством работ поручалось корабельному инженеру К. Н. Арцеулову.

 

Чуть больше года спустя, 20 мая 1890 года Морское министерство повторно объявило конкурс на проектирование броненосца для Черноморского флота, но с менее жесткими условиями. Условия нового конкурса отличались тем, что снималось ограничение в водоизмещении, допускалось не пол­ное прикрытие броней ватерлинии (но не менее 80% от ее длины). Количество 305-мм орудий в башнях сокращалось до четырех, но взамен прежних необходимо было установить появившиеся на вооружении орудия длиной в 35 калибров. Согласно условиям преимущество отдавалось проектам, имевшим шесть 305-мм орудий. Число 152-мм орудий по заданию не менее десяти. Из восьми представленных проектов ни один не был принят МТК, так как со времени составления программы требования относительно бронирования увеличились, а для новых орудий требовались более просторные башенные установки.

Интересно отметить, что s конкурсе второе место занял проект броненосца под девизом "БОС­ФОР", составителем которого являлся знаменитый русский кораблестроитель П. А. Титов. Не буду­чи лицом морского ведомства, он сопроводил свой проект следующими словами: "... Участвовать в этом конкурсе побудили меня не какие-либо материальные интересы, а единственно профессиональная любовь к делу, и поэтому я не претендую ни на какое-либо вознаграждение, не­измеримо выше которого для меня внимание морского начальства".

 

Спустя неделю, 20 марта, МТК с некоторыми от­ступлениями от спецификации "Синопа" утвердил спе­цификацию корпуса нового броненосца. Так напри­мер, пришлось, в отличие от "Синопа", для уменьше­ния перегрузки "срезать на 0,305 м пояс брони по ва­терлинии, сделав его высоту 2,13 м, для компенсации увеличить высоту нижнего каземата до 2,74 м (у "Синопа" эти величины соответственно составляли 2,6 и 2,53 м) и уменьшить высоту верхнего до 2,28 м. По этой же причине сделали тоньше стальную настилку верхней палубы (до 9,52 м) и деревянную обшивку погребов (до 38,1 мм ) (у "Синопа" соответственно 12,7 и 76,2 мм) и отказались от минных катеров с их тяже­лыми П-образными подъемными устройствами.

В июне 1889 г. Петербургский Металлический за­вод для 305-мм орудий корабля разработал новые барбетные установки уменьшенного диаметра, что по­зволило уменьшить ширину верхнего каземата и сэкономить в итоге 80 т веса. В ноябре того же года после выявленных во время стрельб на "Екатерине II» недо­статков из-за низкого расположения орудий главного калибра управляющий Морским министерством приказал МТК рассмотреть возможность коренного из­менения в расположении артиллерии. К. Н. Арцеулов разработал новый проект, по которому вооружение со­стояло из четырех 305-мм орудий в двух башнях в диа­метральной плоскости и десяти 152-мм орудий, шесть из которых находились в верхнем и четыре в нижнем вновь устраиваемых казематах "по образцу английских броненосцев". Бронирование нижнего каземата состоя­ло из 127-мм плит по бортам и 229-мм — на траверзах, верхнего — только из 127-мм траверзных плит. Изме­нения в корпусе заключались в уменьшении высоты надводного борта так, что батарейная палуба вне казе­матов становилась верхней, но в носу устраивался не­большой полубак уменьшенной высоты. И все же на за­седании комитета 18 ноября 1889 г. проект К. Н. Арцеулова не утвердили, мотивируя это значительным уменьшением артиллерийской мощи корабля, хотя на этом же заседании приняли решение о замене тридцатикалиберных 305-мм орудий на более мощные тридцатипятикалиберные и об усилении креплений верхней палубы.

22 января 1890 г. кораблю присвоили имя "Георгий Победоносец" и 3 февраля зачислили в состав Черно­морского флотского экипажа. Одновременно в Англии фирме "Моделей и сыновья" заказали две трехцилин­дровые паровые машины тройного расширения сум­марной мощностью 10 500 л. с. и общим весом, соглас­но контракту, до 1425 т. В корпусе к тому времени бы­ло набрано 711т металла.

В 1890 г. МТК принял решение о защите всех строившихся кораблей более прочной стальной броней взамен сталежелезной, применявшейся до этого. В мае 1891 г. ввиду загруженности русских бронепрокатных заводов Морское министерство заключило контракт с французской фирмой "Шнейдер и К°" на изготовление для "Георгия Победоносца" 90 стальных плит общим весом 2120 т с условием их готовности через 11 меся­цев.

В октябре 1891 года начались работы по установке дейдвудных труб, кронштейнов, валов и винтов, до­ставленных из Англии, а также и окончательная подго­товка корабля к спуску. 26 февраля 1892 года корпус "Георгия Победоносца" общим весом с копыльями 3757 т спустили на воду. В мае в Севастополь с некоторым опозданием доставили в разобранном виде машины, после чего рабочие и техники фирмы "Моделей и сы­новья" начали усиленные работы по их монтажу, ко­торые окончились лишь в конце года. Не избежал "уча­сти" первых трех кораблей по перегрузке и "Георгий Победоносец". Так например, в процессе установки в корпус механизмов выяснилось, что их вес превысил на 8% контрактный, а последующая установка артилле­рии и брони еще более увеличила перегрузку, в конеч­ном счете оказавшуюся равной после окончания постройки 7,3%.