12. Броненосцы вступают в строй

 

На Черноморском флоте в 80-х годах прошлого ве­ка для обучения личного состава ежегодно в плавание назначалась Практическая эскадра. В зимнее время тс немногочисленные корабли разоружали, выводя их в вооруженный резерв. По назначенным в Практичес­кую эскадру кораблям можно было судить о силе фло­та. Как правило весь флот составляли две "поповки", крейсер "Память Меркурия" и несколько номерных ми­ноносцев. Основная же ударная сила флота — броненосцы — достраивались. Во время их строитель­ства внешнеполитическая обстановка в целом была спокойной. Только однажды, в 1885 году, когда корпуса всех трех кораблей еще находились на стапе­лях, в очередной раз возникла угроза войны с Англией,

В том году, 18 марта, в Азии в районе Кушки произошло вооруженное столкновение русских и аф­ганских войск. Наши войска под командованием ге­нерала Комарова разбили передовые части афганской армии, которыми руководили советники из Англии. Возник конфликт, грозивший перерасти в войну.

На этот раз Турция заняла враждебную Англии позицию, и мощь английского Средиземноморского флота грозила обрушиться как на Россию, так и на Турцию.

"Готовьте немедленно "Память Меркурия" и "Го­нец" с полным вооружением и приспособлениями для забрасывания минами. Вооружайте все миноносцы," — приказал 30 марта 1885 г. главный командир Черноморского флота и портов вице-адмирал Н. М. Чихачев. В Николаеве начали срочно готовить к плава­нию обе"поповки",

2 апреля все боевые корабли начали кампанию. Полным ходом шла подготовка к постановке минных заграждений у Севастополя, Керчи, Очакова и Батуми.

Некоторые корабли стояли в готовности к переходу к Босфору для минной постановки. Готовились к мобили­зации и пароходы РОПиТ.

Одновременно турецкий султан, не простившим Англии бомбардировку Александрии и захват Египта, также приказал укреплять Дарданелльские батареи. Воевать с двумя странами Англия не решилась, и на этот раз все обошлось.

Спустя два года, в октябре 1887 г., Севастополь встречал буксируемую из Николаева "Екатерину II". В неестественно высоком корпусе, как бы лежавшем на водной глади и медленно двигавшемся в гавань, стояли только две трубы да множество деревянных навесов и тамбуров. Лишь моряки да большие знатоки боевых кораблей могли угадать, каковым же будет силуэт это­го грозного исполина. В глубине гавани, у достроечной стенки РОПиТ, стоял другой однотипный броненосец "Чесма".

Через год, в 1888 г., оба этих корабля вышли на хо­довые испытания. Тогда же для них в Англии известной фирме Буливанта заказали противоторпедные сети и шесты, которые изготовили быстро и в том же году ус­тановили на броненосцах.

В этом же году кораблям выпала почетная "обязан­ность"— сопровождать Александра III, шедшего на пароходе "Эриклик" из Новороссийска в Батум. Эта "обязанность" затем будет представляться броненосцам ежегодно.

В 1889 г. к испытаниям приступил и "Синоп", на котором также установили противоторпедные сети.

Теперь флот имел полноправную броненосную эс­кадру, которой еще предстояло пройти много доработок, испытаний и боевую учебу, прежде чем все три броненосца превратятся как бы в одно целое, способное по команде произво­дить любые перестроения и поражать металлом указан­ные цели.

На испытаниях в 1889 г. выяснилось то, что корабли имеют неплохую скорость: "Синоп" — 16.5, "Екатерина II"— 15,1 узла. Только "Чесма" "недобрала до проектной" (0,5 узла), и ее скорость со­ставила 13,5 узлов. Корабли провели и несколько пробных артиллерийских стрельб, ог­лашая гулом своих орудий Крымское побережье. Этот гул впоследствии станет привычным для обывателей.

В конце августа 1889 г. на флоте начали проведение ежегодных учений по высадке десанта у Очакова. В ночной "бомбардировке" побережья приняли участие "Екатери­на II" и "Чесма" ("Синоп" проходил ходовые испыта­ния).

Участвовать во втором этапе учения — прорыве Очаковского фарватера, соединяющего Черное и Азов­ское моря, кораблям не разрешили из-за "весьма бла­горазумного расчета, того, что фарватер узок". Прорыв осуществляли канонерские лодки "Кубанец", "Уралец", "Терец", "Запорожец" и 3 миноносца.

После учений Практическая эскадра из 9 вымпе­лов под командой контр-адмирала К. П. Пилкина прибыла на Одесский рейд. На этом боевая подготовка для броненосцев окончилась.

По окончании постройки броненосцев типа "Ека­терина II" Черноморский флот по своей боевой мощи несоизмеримо превзошел турецкий, который в тот период не располагал ни одним кораблем, сравнимым с "Екатериной II». В составе флотов сильнейших морских держав "ровесниками" "Екатерины II" являлись барбетные броненосцы в Англии, шесть кораблей типа "адмиралов", спущенных на воду в период с 1882 по 1886 гг., во Франции — "Адмирал Воден" и "Формидабль". При их постройке западным кораблестроителям удалось добиться меньшей перегрузки, которая состав­ляла на первом броненосце типа "адмиралов" "Колингвуд" только 500 т, и более высокой скорости хода. Кроме того, в Англии добились более выгодного отно­шения веса корпуса к водоизмещению. Уменьшенный, но сравнению с зарубежными аналогами, запас угля на "Екатерине II" обуславливался ограниченным районом действий в пределах Черного моря. В отношении бронирования, французские корабли, имевшие пояс по всей длине ватерлинии, состоявший из 550-мм и 400-мм броневых плит, имели перед русскими кораблями некоторые преимущества, но при этом надо иметь в ви­ду, что столь толстые плиты были железными и приблизительно соответствовали сталежелезной броне толщиной 420 и 300 мм. Наличие более толстого броневого пояса у "Колингвуда" достигалось главным образом тем, что он занимал всего 46% длины корабля по ватерлинии, оставляя совершенно незащищенными носовую и кормовую оконечности. Несравнимо выгод­но от западных кораблей в отношении площади забронированного борта выделялась "Екатерина II", а вес ее залпа на нос составлял 230% от носового залпа "Колингвуда" и 217% от соответствующего залпа одно­го из французских кораблей. Бортовые залпы "Ека­терины II" и "Колингвуда" приблизительно равнялись между собой, но составили только 78% бортового залпа "Формидабля". Залп русского броненосца на корму превосходил соответственно на 23% и 15% залпы анг­лийского и французского кораблей.

Большее число орудий главного и среднего калибра позволяло "Екатерине II» достигать в бою и большей скорострельности. Более выгодное для русского броненосца ведение боя на носовых курсовых углах по­зволяло ему иметь больше шансов и на осуществление рокового таранного удара, считавшегося в то время морскими теоретиками весьма вероятным.