13. Кампания 1890г.

 

До апреля весь Черноморский флот "зимовал" в Севастополе. Только минный крейсер "Капитан Сакен" находился в Николаеве. "Зимовали" корабли по-старинному, как и 50 лет назад. На них оставляли только вахту, а команда жила в казармах флотских экипажей. Там же и проходило все обучение моряков.

Сами же корабли стояли в бухте со снятым на зиму рангоутом, без боезапаса.

В мае на кораблях все оживало. Начиналась подго­товка флота к очередной кампании.

Кампания 1890 г, выделялась из всех предыдущих тем, что полный курс боевой подготовки должны были проходить и три новейших броненосца. И хотя все они в основном уже прошли испытания, на них еще предстояло устранить массу недоделок и замечаний.

Эти броненосцы теперь являлись надежным щитом черноморского побережья и сильным "тараном" для прорыва или захвата Босфора, и в случае начала войны с Англией или Турцией Россия уже не оказалась бы в том положении, в котором она находилась тринадцать лет назад.

Весь май флот обстоятельно готовился к плавани­ям. Только один "Синоп" в течение этого месяца чуть ли не ежедневно выходил на пробу машин.

30 мая пришел приказ главного командира Черноморского флота и портов вице-адмирала А. А. Пещурова. В состав Практической эскадры назнача­лись броненосные корабли "Екатерина II", "Чесма" и "Синоп", крейсер "Память Меркурия", канонерские лодки "Терец", "Уралец" и "Кубанец", минный крейсер "Капитан Сакен" и миноносцы "Геленджик", "Гагры" и "Килия".

Эскадра делилась на два отряда. Первый состоял из трех броненосцев под командованием адмирала О. К. Кремера. Во второй входили крейсер "Память Меркурия" под флагом командира отряда контр-ад­мирала И. М. Дикова и остальные корабли.

Флагманом эскадры являлся "Синоп", командиром которого был капитан I ранга В. А. Развозов. "Чесмой" и "Екатериной II" командовали капитаны I ранга Лавров и Л. К. Кологерас. Численность экипажа на броненосцах колебалась от 519 человек на "Екатерине II" до 561 на "Чесме". Недокомплект нижних чинов по­стоянно составлял 50—92 человека на корабль. Начало кампании, кроме того, совпало с отправкой с броне­носцев 142 матросов для обучения в Кронштадтскую школу строевых квартирмейстеров с последующим их плаванием на фрегате "Минин".

Чтобы восполнить нехватку офицерского состава, с Балтики на броненосцы прибыли 10 мичманов.

3 июня в 10 часов утра корабли эскадры, подняв флаги и вымпелы, начали кампанию.

Первой утром 7 июня в море вышла "Чесма". Имея во всех четырнадцати котлах пар, доведя обороты вин­та до 86, броненосец на мерной миле достиг 13,2 узла. Этот однодневный выход показал, что котлы и машины "Чесмы" самые "прожорливые", по сравнению с други­ми кораблями. Вечером корабль вернулся на рейд.

На следующий день в морс ушел "Синоп". В тече­ние трех часов на нем также испытывали машины. Вы­ход омрачился несчастным случаем. Машинисту I статьи Ивану Гонченко размозжило руку, которую за­тем пришлось ампутировать.

10 июня на испытания вышла "Екатерина II". До­ведя работу машин до 90 оборотов, броненосец легко шел 14-узловой скоростью.

Последующие двадцать дней эскадра простояла на рейде. Это время посвятили рейдовым учениям, осо­бенно важным для команд броненосцев. На этих слож­нейших по устройству плавучих сооружениях весьма сложными были и расписания, и взаимодействие лич­ного состава по тревогам. Требовались немалые практические навыки в освоении новых механизмов, башенных установок, котлов, машин, минного и другого оборудования. Для их приобретения необходи­мо было время, а слаженности действий всего экипажа в походе и на стрельбах можно было достигнуть только напряженными тренировками. Этим и занимались броненосцы, застыв на якорях.

Одновременно с рейдовыми учениями на эскадре тренировались устанавливать мины со стрел и плотов. Не бездействовали и корабельные минные катера — они ходили для стрельб в Инкерман.

В течение этих трех недель лишь миноносцы на короткое время уходили в море.

К 5 июля окончилось пребывание на "Чесме" рабочих Петербургского Металлического завода. Они в который раз проверили систему заряжания орудий и наведения установок, сданных в "казну". При этом под­твердились давние опасения проектировщиков. При наведении двух установок на один борт "Чесма" полу­чала крен в 6,5°, что сильно усложняло наведение орудий и управление стрельбой.

Планируемый выход эскадры в море задержал приезд в Крым королевы Эллинов (Греции) великой княгини Ольги Александровны, возвращавшейся из Петербурга в Афины. 7 июля королева прибыла в Сева­стополь. Императорский поезд остановился у пристани в Южной бухте, и она под гром салюта перешла из ва­гона на пароход "Эриклик", который доставил ее со свитой на флагманский "Синоп".

В честь королевы на "Синопе" состоялся обед с уча­стием офицеров корабля и высших должностных лиц Севастопольского гарнизона. Затем королева на гребном катере, где гребцами были офицеры с "Синопа", отправилась сначала на канлодку "Черноморец", пришедшую несколько дней назад из Пирея, и вечером на "Эриклике" отбыла в Грецию. Весь день пребывания королевы Ольги Александровны эскадра простояла, украсившись флагами.

10 июля представители Металлического завода сдали в "казну" и артиллерию "Синопа", и в этот же день броненосец ушел для испытаний.

Сделав из каждого 305-мм ствола по 15 выстрелов, представители завода убедились в полной их исправности. С этого момента в обслуживание артиллерии броненосца вступила команда.

На следующий день на стрельбы вышли "Ека­терина II" и "Чесма". Стреляли по буксируемым щи­там. Для этого и для повседневного обеспечения к каж­дому броненосцу прикрепляли по миноносцу (к "Синопу" — "Килию", к "Чесме" — "Геленджик", к "Ека­терине II" — "Гагры"),

14 июня эскадра пополнилась новыми кораблями. В кампанию вступили минный крейсер "Казарский" и миноносцы "Адлер" и "Анакрия", На следующий день, загрузившись углем, все 14 вымпелов эскадры вечером вышли в плавание вдоль черноморского побережья.

Около 20 часов 15 июля корабли, обогнув Херсонесский маяк, повернули на юг и пошли вдоль погружающегося в сумерки крымского побережья.

В два часа ночи на "Памяти Меркурия" вышла из строя центральная помпа, питающая котлы. Крейсер лег в дрейф. С ним осталась канлодка "Уралец". Эс­кадра же продолжила плавание.

Как только начало светать, 16 июля на траверзе маяка и мыса Меганом в медленно тающей утренней дымке стали появляться силуэты сначала больших, а затем и малых кораблей Черноморской Практической эскадры.

Когда утренний туман рассеялся, редким прохожим на набережной и рыбакам на лодках или не­больших парусных барказах открылось невиданное до той поры зрелище. Их взору предстали боевые корабли, уверенно идущие десятиузловым ходом двумя колон­нами в строгом расстоянии друг от друга, будто связан­ные невидимыми нитями. В первых проблесках солнца стали отчетливо выделяться три черных массивных корпуса.

Это в кильватерном строю шли, олицетворяя собой мощь возрожденного Черноморского флота, броненос­цы "Екатерина II", "Чесма" и "Синоп". У каждого из них в носовой части, разделяя сине-зеленый цвет черноморской воды и черный корпусов, просмат­ривалась полоса струящейся белой пены от воды, рассекаемой форштевнями. Отброшенные в сторону во­дяные каскады, как бы вскипая, продолжали биться и плясать у высоких отвесных бортов броненосцев, и, переходя затем в корму, соединяясь за ахтерштевнем, образовывали вместе с бурлящими потоками от винтов широкую кильватерную полосу.

Перед случайными восторженными зрителями, выделяясь огромными размерами, вставали один за другим корабли, на каждом из которых в средней части отчетливо виднелась высокая мачта белого цвета с выстреленной в небо деревянной стеньгой, две массив­ные трубы с черными козырьками, из которых густой полосой тянулся черно-бурый шлейф дыма, видимый за десятки миль, и объемный белоснежный мостик. На мостике хорошо различались желтые раструбы для ес­тественной вентиляции машин и котельных отделений, а на кильблоках покоились шлюпки и катера, заботли­во, как впрочем и все остальное на кораблях, ухожен­ные матросами.

Черные корабельные борта ощетинились стволами орудий различных калибров, смотревших сквозь пу­шечные порты. А в полутора метрах от верхней палубы неподвижно застыли в своих станках самые мощные орудия главного калибра. Сейчас тихо стоящие, они в любой момент, будь на то воля командира, могли бы "заговорить", извергая из себя огненные смерчи с мас­сой металла.

В то утро эскадра шла в район боевой подготовки. В левой колонне шли три броненосца, в правой — мин­ный крейсер "Капитан Сакен" и миноносцы "Килия", "Гагры" и "Геленджик". Часть же других кораблей уш­ла на стрельбы.

Около 10 часов миноносцы по команде с флагмана прибавили ход и, обогнув броненосцы, ушли в Феодо­сию. Те же в свою очередь, отойдя от берега, начали эволюции. На эскадре следовало "опробовать" новый свод военно-морских сигналов, введенный в Русском флоте. С началом маневров сигнальные фалы броненосцев запестрели различными флагами. Сперва шли строем "пеленга", затем "фронта". После поворота "все вдруг" броненосцы, как по команде, вновь выстроились в кильватерную колонну. Так повторялось по несколько раз.

Эволюции окончили во второй половине дня, и около 16 часов корабли стали на якорь у Феодосии. Через час к ним присоединились и "Память Меркурия" с "Уральцем".

Обширная Феодосийская бухта с небольшой глуби­ной представляла хорошее место для минных стрельб, поэтому эскадра простояла там неделю.

Сначала все броненосцы пристреливали мины, стоя на якоре. Затем, отойдя от берега на 7—8 миль, произвели стрельбы на ходу. Испытывали мины, определяя угол отклонения (учет поправки на движе­ние корабля — цели и своего корабля) на различных скоростях хода. Для экономии времени каждый броненосец стрелял только одним из аппаратов. "Си­ноп" провел стрельбы только из кормового аппарата, "Чесма" определила углы поправок при 11-узловом хо­де, а "Екатерина II" — на полном.

18 июля на полном ходу стреляли "Чесма" и "Си­ноп". "Чесма", благополучно окончив занятия, ушла в Феодосию, "Синоп" же, потеряв одну из мин образца 1886 г., приступил к ее поиску. На следующий день ми­ну нашли. Корабль вернулся на рейд. Одновременно на плановую минную стрельбу в море ушла "Екатери­на II". Всего на ней произвели шесть выстрелов левым бортом.

Из выпущенных мин одна не всплыла, вторая, всплыв на несколько секунд, тут же утонула. Поиск обеих мин затянулся на три дня. Пришлось спустить всех штатных корабельных водолазов эскадры. Одну из мин все же удалось найти. Поиск другой прекратили — видимо, ее сигарообразный корпус при погружении ушел глубоко в песок.

Отпраздновав 22 июля на Феодосийском рейде день тезоименитства (рождения) императрицы Марии Фе­доровны, корабли снялись с якоря и вечером направились в Одессу.

Следуя, как и ранее, в строю двух кильватерных колонн, эскадра растворилась в быстро спустившихся сумерках. На следующий день, находясь на траверзе маяка Меганом, миноносцы по команде адмирала О. К. Кремера ушли в Севастополь, а к эскадре присоединился минный крейсер "Капитан Сакен" с почтой для Одесского гарнизона.

Ранним утром 24 июля, заранее оповещенные через газеты, жители Одессы увидели сначала дымы, а затем и саму эскадру в составе трех броненосцев, канлодки "Уралец" и минного крейсера "Капитан Сакен". Поравнявшись с Одесским маяком, корабли в строгой очередности медленно вошли на внутренний, защи­щенный молом, Одесский рейд.

Простояв два дня, сделав ряд визитов городским властям и командованию Одесского гарнизона, ад­мирал О. К. Кремер отдал приказ об уходе в Севасто­поль.

Обратный переход омрачился несчастьем. "Синоп", испытывая механизмы и определяя расход угля, шел отдельно от эскадры последовательно под 6,8, а за­тем и 10 котлами. Во время испытаний лопнула донная паропроводная труба, соединявшая один из котлов с главной паровой магистралью. Котельное отделение мгновенно заполнилось паром, и все находившиеся в нем получили сильные ожоги. Через несколько часов первыми в лазарете скончались механик мичман князь Хилков и кочегар Москаленко. Затем умерли еще шесть кочегаров, и десять человек находились в тяже­лом состоянии.

Утром 27 июля Севастополь отмечал годовщину Гангутской победы. Эскадра, оставив на внешнем рейде "Синоп", вошла на рейд, украсившись затем флагами. К вечеру, когда все торжества окончились, вошел в га­вань с приспущенным флагом и "Синоп", оповестив город о происшедшей накануне трагедии.

Назначенная для расследования комиссия с ужа­сом пришла к заключению, что многие паровые тру­бы "Синопа" имели серьезные дефекты. Пришлось проделывать огромную работу, снимая со всех трубопроводов теплоизоляцию и затем внимательней­шим образом осматривая их. "Синоп" поставили на ремонт.

До 11 августа корабли, грузившись углем, стояли в Севастополе. Впереди предстояли новые учения по высадке и отражению десанта, защите побережья от на­шествия "противника".

По плану учения предполагалось, что с началом войны в Черное море внезапно вошла численно превосходящая вражеская эскадра (все, естественно, считали, что это английский Средиземноморский флот) и начала десантную операцию в районе Судака.

11 августа, перенеся флаг с "Синопа" на "Чесму", адмирал О. К. Крамер повел корабли к Судаку — не­большому поселку близ Феодосии. С приходом в назна­ченную точку эскадра открыла "огонь" по побережью. Стреляли холостыми зарядами в течение часа. Мино­носцы "Гагры" и "Геленджик" тем временем "про­траливали" фарватер.

Изображая "вражеские" корабли, эскадра, кроме того, выступала и в роли, отведенной ей самой, в слу­чае захвата Босфора.

После окончания "обстрела" с пароходов "Яро­славль" и "Новгород" на плотах и шлюпках к берегу по­тянулись войска. К 12 часам для, высадив 748 человек с артиллерией и лошадьми, "операцию" окончили.

Вечером приняли десант обратно на пароходы и отправили в Севастополь. "Чесма", "Память Меркурия" и миноносцы ушли в Новороссийск. На опустевшем Феодосийском рейде одиноко осталась стоять только "Екатерина II". На ней произошел, пожалуй, уникаль­ный и весьма курьезный случай.

Один из матросов, работая на юте, сквозь прозрачную воду увидел, что один из гребных винтов, медленно вращаясь, не имеет одной лопасти. Матрос немедленно доложил об этом.

Созданная комиссия, опросив почти весь экипаж, установила, что однажды, в середине июля, многие ус­лышали небольшой удар в районе кормы. Оказалось, что именно тогда при ударе лопасти о бревно, видимо, появилась трещина у ступицы винта. Надломленная лопасть потом при работе на малом ходу (на большом это, наверняка, бы заметили) отвалилась. Но удивительным было то, что машина в течение более чем двух месяцев работала равномерно, и "Екатерина II" легко держала свое место в строю. Броненосец затем вернули в Севастополь. Через несколько дней на рейд прибыла и эскадра.

До 1 сентября все корабли простояли в Севастопо­ле. 22 августа их посетил бывший командир Черноморского флота и портов вице-адмирал А. А. Пе­щуров — один из организаторов воссоздания флота. А 29 августа в Николаев для празднования 100-летия за­кладки города ушли "Память Меркурия", "Кубанец", "Казарский" и "Капитан Сакен". На пароходе "Эриклик" туда же прибыл и управляющий Морским мини­стерством адмирал Н. М. Чихачев.

Праздник города совпадал с тезоименитством им­ператора Александра III, что делало проходящие там торжества более пышными. Во время праздника в Ни­колаевском Адмиралтействе в торжественной обстанов­ке на воду спустили корпус четвертого черноморского броненосца "Двенадцать Апостолов".

В Севастополе броненосцы простояли до середины сентября. 15-го вышли в море для обучения вновь прибывших кочегаров "Екатерина И" и "Чесма". На следующий день оба корабля пришли в Ялту, затем в

Новороссийск. Из Новороссийска "Чесма" ушла в Сева­стополь, а "Екатерина II» с "Кубанцем" прошла вдоль всего кавказского побережья и, дойдя до Батума, вернулась обратно. Весь переход проходил в дождли­вую и туманную погоду. На юге началась осень.

Собрав всю эскадру, командир 24 сентября произ­вел экзамены по специальности для нижних чинов. Ре­зультаты оказались хорошими. Отмечалось только то, "... что большой помехой в деле обучения специалистов является незначительный процент (17%) грамотных в их среде". Затем на эскадре провели тренировки по опусканию и подъему противоторпедных сетей и отражению минных атак. На учении все иллюмина­торы закрывались, выключалось палубное освещение, и корабли как бы растворялись в темной южной ночи.

Затем по команде ночь пронизывали лучи прожекторов, вырывая из темноты нападавшие на корабли минные катера "противника", и по ним "стреляли" все малокалиберные орудия броненосцев.

После ночных учений командир отряда произвел смотр кораблей. 24 сентября адмирал "смотрел" "Па­мять Меркурия" и "Капитан Сакен", 25 — "Синоп", 27 — "Чесму", 28 — "Екатерину II» и 29 — "Казарский" с миноносцами. Тогда же, 29 сентября, "Синоп", стоявший в ремонте, вышел на ходовые испытания, которые показали хорошие результаты. Опасность разрыва труб устранили, и "Синоп" 30 сентября окончил кампанию. 2 октября вывели из кампании всю эскадру. Броненос­цы перешли в Корабельную бухту, а "Синоп" стал против адмиралтейства РОПиТ. Слева от него на мертвые якоря стали "Чесма" и "Екатерина II».

Уже тогда Корабельная бухта для стоянки трех кораблей оказалась тесной, и им приходилось зимовать оторванными от берега, что было нежелательно — сильно изнашивались вспомогательные котлы и меха­низмы. Положение осложнялось еще и тем, что в скором времени к ним должны присоединиться броненосцы "Двенадцать Апостолов" и строившийся в Николаеве "Георгий Победоносец", стоявший на стапе­ле РОПиТ (в его корпус к тому времени набрали около 1400 т металла).

Руководству Севастопольского порта пришлось го­товить для броненосной эскадры более обширную Юж­ную бухту, установив в ней надежные мертвые якоря и палы.

В кампанию 1890 г. выяснилось, что на броненос­цах стальные мачты высотой с клотиком 36 м с их артиллерийскими марсами имели слабый рангоут. Кроме того, ванты по тревогам приходилось убирать, что заметно ослабляло их крепление, и мачта весом в 16 т могла быть легко сбита в бою или же просто рухнуть во время шторма. По указанию МТК мачты укоротили и опустили марсовые площадки.

На "Чесме" и "Синопе" это сделали сразу после окончания кампании, на "Екатерине II" — зимой 1890—1891 гг. Кроме того, командиры кораблей просили снять и стрелы у мачт, считая их бесполезны­ми, так как каждый катер или шлюпка имели свои бал­ки. Но в МТК это не утвердили. Командование кораблей предполагало также установить на защитных колпаках 305-мм орудий "башенки" для командиров орудий для большего удобства наведения орудий и ус­тановить бортовые ставни, по образцу ставень на "Ека­терине И", для минных аппаратов, яблочные шарниры которых постоянно пропускали воду.

Плавания показали, что много беспокойства до­ставляла уборка адмиралтейских якорей. Особенно тя­жело во время даже небольшого волнения на них за­кладывались снасти за кат и фиш. Лучшими для кораблей командиры считали якоря системы Мартина.

Но в МТК отвергли это предложение, классиче­ские адмиралтейские якоря с их распростертыми деревянными штоками считались тогда образцом на­дежности, даже при столь сложной работе с ними.

Весь октябрь от броненосцев к берегу по­стоянно ходили катера и шлюпки. Они свозили корабельное имущество, такелаж, снаряды и заряды. В конце месяца в казармы съехала и ко­манда.

Черноморский флот вступил в зимний резерв.

 

Итоги плавания Практической эскадры в кампанию 1890 г.

Название кораблей

Число пройденных миль

Расход угля (тонн)

Сколько раз снимался с якоря

Название кораблей

Число пройденных миль

Расход угля (тонн)

Сколько раз снимался с якоря

"Синоп"

909

863,7

11

"Геленджик"

1392

65

37

"Чесма"

1507

2196

15

"Килия"

1240

44

34

"Екатерина II»

1550

1395

16

"Адлер"

5398

с учетом перехода из Германии

"Память Меркурия"

2570

889

31

"Анакрия"

5112

 

"Капитан Сакен"

2520

359

30

"Казарский"

5625

 

"Гагры"

1800

57

39