14. "Боевые силы Черноморского флота можно признать достаточными"

 

В 1890 г. Практическая эскадра провела в плавани­ях четыре месяца. С вступлением кораблей в вооруженный резерв готовность флота к отражению нападения и к бою резко снижалась. Это хорошо пони­мали в Главном Морском штабе. 24 декабря 1890 г. на флот пришел приказ, согласно которому в виде "опыта" на два года для эскадры составили следующую программу плавания. Ежегодно четыре месяца эскадра находилась в кампании, совершая интенсивные плава­ния и проводя боевые учения. Оставшиеся же восемь месяцев корабли находились в вооруженном резерве с трехдневной готовностью к выходу в море. Этих дней вполне хватало, чтобы узнать о намерении английского Средиземноморского флота пройти Дарданеллы и Бос­фор.

Во время нахождения в резерве на кораблях остав­ляли боезапас, а команда сокращалась на 30% (до это­го оставляли только вахту). В плавательный ценз — основной показатель прохождения службы морского офицера в то время — зачислялся только один день из шести.

Подготовка к кампании заметно сокращалась. В 1891 г. ее начали раньше обычного — 18 мая. Эскадру теперь возглавил старший флагман Черноморского флота вице-адмирал Новиков, сменивший О. К. Кремера, ушедшего в отставку по выслуге лет. На "Ека­терину II" прибыл новый командир капитан I ранга М. Реунов. Кампанию начали три броненосца, канлодка "Терец" и шесть миноносцев.

22 мая корабли сопровождали отдыхавшую на юге императрицу Марию Федоровну. Она на вновь при­бывшем из Франции крейсере "Адмирал Корнилов" отправилась из Севастополя в Ялту.

После почетного конвоирования началась буднич­ная работа. С 4 июня для пробы машин в море несколь­ко раз выходил "Синоп". Сама же эскадра последую­щие три недели стояла на якорях на Севастопольском рейде. 7 июня вернувшаяся из Ялты императрица посетила флагманский "Синоп", подарив тем самым коман­де один праздничный день.

Спустя неделю эскадра ушла в крейсерство вдоль побережья. Севастопольский рейд опустел.

В море провели очередные испытания машин. Са­мым быстроходным вновь оказался "Синоп", он имел скорость 14,3 уз, "Екатерина II» развила 14,25 уз, а "Чесма" достигла только 13 уз. На сопровождавшем их миноносце "Батум" во время плавания приступили к пробному отоплению котлов нефтью, и он, неестест­венно сильно дымя, заметно выделялся из стремитель­ной колонны миноносцев.

21 июня эскадра бросила якорь у Тендровской косы — здесь теперь долгое время будет основной полигон флота. Штаб посчитал, что это место являлось более удобным для рейдовых учений, чем Севастопольская бухта.

У косы провели стрельбы из малокалиберных ору­дий. 30 июня эскадра ушла сначала в Севастополь для погрузки угля, а затем к мысу Айя, близ Ялты, где все три броненосца начали стрельбы из тяжелых орудий.

После стрельб следующим местом нахождения эс­кадры стала Феодосия. С 6 по 14 июля там проводили минные стрельбы. У Феодосии 7 июля при внезапно на­летевшем порывистом ветре миноносец "Измаил" сорвало с якоря и выбросило на берег. К счастью, силь­ных повреждений он не получил, и через день его выве­ла на воду канлодка "Донец".

Затем эскадра ушла в крейсерство вдоль кавказ­ского побережья — 20 июля пришла в Новороссийск, 3 августа вернулась в Севастополь.

После погрузки угля кораблям вновь предстоял переход. На этот раз в Одессу для приема и кон­воирования десанта к Очакову. Высадка десанта проводилась ежегодно и являлась неотъемлемой частью боевой подготовки.

После этого у Тендры приступили к отработке со­вместного плавания и перестроений в различные ордеры. 3 сентября эскадра прибыла в Севастополь. 9 сентября кампанию 1891 г. окончили.

Плавания броненосцев в 1892 и 1893 гг. весьма схожи с плаваниями предыдущих трех лет. Броненосцы обязаны были проходить мерную милю, отрабатывать стрельбы, совместные плавания, постановку мин и отражение атак миноносцев. Ежегодными стали их участие в высадке десанта и переходы вдоль побережья с заходом почти во все черноморские порты империи. Ежегодно жители приморских городов видели или сто­ящие на якоре, или идущие вдали величественные си­луэты трех броненосцев, стройные мачты канонерских лодок и узкие, готовые к стремительному броску корпуса миноносцев.

В апреле 1892 г. в Севастополь на достройку пришел броненосец "Двенадцать Апостолов". Через год на нем начались ходовые испытания.

По просьбе главного командира Черноморского флота и портов Черного моря адмирала Н, В. Копытова в 1892 г. в Севастополь для испытания "Двенадцати Апостолов" прибыл контр-адмирал С. О. Макаров, быв­ший в то время главным инспектором морской артиллерии, с членами МТК старшим судостроителем Н. Е. Кутейниковым и подполковником А, Ф. Бринком. 11 сентября они на "Чесме" произвели опыты по определению кренящего момента установок, который оказался очень большим. По этой причине при по­вороте правой и кормовой установки на правый траверз, а левой на правый борт на 37° от ДП возникал крен 7,6°. При таком крене затруднялось вращение орудийных платформ. Например, правая установка могла сделать поворот на 30° от траверза и останавли­валась, так как дальнейшее вращение оказалось не под силу механизму горизонтального наведения, но крен при этом уменьшился на 0,4°. Для установки орудий н диаметральную плоскость приходилось поворачивать поочередно носовую и кормовые установки, уменьшая тем самым крен, или же одну из носовых установок противоположного крену борта приводить на траверз. По указанию С. О. Макарова, переместив в каждой ус­тановке ручную лебедку для подъема зарядов из передней части в тыльную и поместив там же по восемь 305-мм снарядов, немного подцентровали их, что уменьшило крен на 0,2°. И все же оставшийся крен представлял еще, кроме затруднений в наведении орудий, неудобство в управлении кораблем и эксплуа­тации котлов из-за оголения части трубок, а это в бою при внезапном наведении орудий на один из бортов привело бы к тяжелым последствиям.

Следует отметить, что еще до работы С. О. Ма­карова и членов МТК на "Чесме" имелось приспособ­ление для выравнивания крена при учебных стрельбах. Для этого в три бортовые коридора между 39 и 54 шпангоутами провели специальные трубы, через ко­торые они заполнялись водой, но на это потребовалось бы два часа, что абсолютно не устраивало ни моряков, ни МТК. На заседании МТК по этому вопросу (в феврале 1893 года) так и не пришли к окончательному решению. Ни один из вариантов устранения крена, а именно: установка в те же станки более легких 254-мм орудий, замена прежних установок на новые уцентрированные с теми же 254-мм орудиями и устройства для заполнения водой противоположных крену отсеков в течение двух минут — не были одобрены; первые два из-за дороговизны, последний как не отличавшийся новизной и в целом не устранявший этого существенного недостатка.

В сентябре 1893 г. под флагом контр-адмирала И. М. Дикова начались испытания на пятом черно­морском броненосце "Георгии Победоносце". Произве­сти весь комплекс испытаний осенью не удалось из-за существенных недоработок, не были закончены работы по устройству мостика, шлюпбалок, и, кроме того, по вине Морского министерства на корабле отсутствовала артиллерия со станками и барбетные установки. Ходо­вые испытания в полном объеме начались летом следу­ющего года. 9 июня 1894 года корабль, имея проектное водоизмещение 10280 т при 87 об/мин, винта и развитой средней мощности машин 9843 л. с., показал отличные результаты — скорость 16,5 уз.

После испытаний в 1892 году на броненосце "Алек­сандр И" противоминных сетей с наклонными выстре­лами МТК принял решение об их установке на других кораблях флота. В 1893 году Кронштадтскому пароходному заводу для броненосцев "Георгий Победо­носец" и "Двенадцать Апостолов" заказали противо­минные выстрелы и сети, которые и установили на них в конце 1895 года.

В том же году на "Георгии Победоносце", в бортах, в районе 39 и 48 шпангоутов, устроили по два лацпорта для погрузки угля через батарейную палубу, а спустя три года для улучшения обзора повысили боевую рубку.

В кампанию 1894 г. вступили уже четыре броненосца. Командовал эскадрой вице-адмирал И. М. Диков, державший свой флаг на "Синопе". За ним в строю шли "Чесма" {командир капитан I ранга К. Вальронд), "Екатерина II» (командир капитан I ранга М. Реунов) и "Двенадцать Апостолов" (командир капитан I ранга Е. Федосьев).

В этом году интенсивность боевой подготовки за­метно возросла. Так, например, в течение кампании на броненосцах произвели 294 выстрела из минных ап­паратов. Освоили на эскадре и новый вид связи. Корабли, направляя в небо лучи прожекторов, могли "переговариваться" на 20-мильном расстоянии.

Каждый броненосец перед итоговой зачетной стрельбой проводил минимум шесть подготовительных артиллерийских и четыре минных.

Совсем по-иному начали "отражать" ночные атаки миноносцев, приблизив условия их проведения к бое­вым. Миноносцы с наступлением сумерек уходили да­леко за горизонт. Затем они с различных направлений "нападали" на эскадру, стоявшую на якоре. Между патрульными катерами с броненосцев и миноносцами завязывались "жаркие" бои, после чего они, освещае­мые прожекторами с броненосцев, засыпались "градом" снарядов из малокалиберных орудий.

Эти учения показали, что отряд, состоящий из 10 миноносцев, представляет большую опасность для эс­кадры при условии, что в ее составе будут отсутство­вать дозорные катера или миноносцы, вооруженные пушками Гочкисса.

19 сентября эскадре устроил смотр посетивший Се­вастополь Александр III.

Через две недели, несмотря на надвигавшийся шторм, корабли ушли к Тендровской косе, а затем, ук­лоняясь от сильного порывистого ветра и волнения, к Одессе. Но в течение нескольких дней шторм неотступ­но преследовал эскадру. И все же на обратном переходе в Севастополь восьмибалльный ветер, нагнавший вол­ны невиданной высоты, не помешал броненосцам ус­пешно провести пробную стрельбу из 305-мм орудий.

После нескольких залпов на наветренный борт оказалось, что ведение эскадренного боя на сильном волнении, используя 305-мм орудия, вполне возможно, хотя при этом возникали затруднения в управлении. Правда, действовать в такую погоду 152-мм орудиями все же оказалось невозможным — в пушечные порты сразу же проникали большие массы воды. В полдень 7 октября ветер еще более усилился, а волнение достигло максимальной девятибалльной отметки. Корабли, осве­щенные ярким солнцем, все более и более начали зава­ливаться то на один, то на другой борт. Их бортовая качка уже достигала 15, а килевая 5. Теперь они ста­ли черпать воду носом и бортами. Огромные водяные каскады, неистово играя, проносились по верхней па­лубе, скатываясь затем основной своей массой вновь в морс и лишь частично сквозь люки и амбразуры проникая внутрь кораблей. Пришлось уменьшить ход до 4,5 узлов. Но и это не помогло. Вода стала проникать сквозь порты и крышки клюзов на батарейную палубу, попадая затем в кубрики.

Лучше всех на волну всходил "Двенадцать Апосто­лов". Но его бортовая качка была большей, из-за чего на нем много воды брали срезы, а брызги легко прони­кали через амбразуры в носовую барбетную устано­вку.

Идущие в строю "Капитан Сакен" и "Казарский" не смогли далее противостоять волне и ветру. Подняв специальные штормовые трисели, они отстали и оста­лись штормовать.

К вечеру эскадре пришлось вновь уменьшить ход. Первые признаки ослабления ветра появились только утром 8 октября. Штормовое испытание показало от­личные мореходные качества броненосцев. Все они, как теперь стало ясно, несмотря на трудности в наведе­нии орудий, могли все же вести стрельбу даже на 7-балльном волнении.

20 октября 1894 года Российскую империю облете­ло известие о кончине Александра III. Император скон­чался во время пребывания на юге. 24 октября крейсер "Память Меркурия" под Императорским штандартом в сопровождении "Двенадцати Апостолов" доставил в Се­вастополь тело усопшего. Весь Черноморский флот, выстроившись в одну линию, встречал этот траурный эскорт.

Как только оба корабля начали входить в гавань, эскадра окуталась дымом прощального салюта. "Па­мять Меркурия", пройдя вдоль линии кораблей, стояв­ших с отопленными реями, зашел в Южную бухту и ошвартовался у Царской пристани, где в ожидании сто­ял императорский поезд. В момент подхода крейсера к пристани эскадра начала салютовать, произведя в об­щей сложности 31 залп. Через трос суток на кораблях выровняли реи, и флот вновь зажил своей повседнев­ной жизнью.

3 ноября днем в морс на мерную милю ушли "Чесма" и "Синоп", а вечером на ночную стрельбу — "Две­надцать Апостолов". На следующий день кампанию окончили. В вооруженный резерв теперь вступили шесть броненосцев. Из них "Георгий Победоносец" за­вершил все испытания, а прибывшему из Николаева броненосцу "Три Святителя" их предстояло начать в будущем году.

В 1894 г. императора Александра III сменил це­саревич Николай Александрович. Россией начал править новый император Николай II.

При Александре III Россия, всегда готовившаяся к войне, волею политиков и обстоятельств не воевала. В царствование же нового императора страна всегда всту­пала в войны, к ним не готовая. Наследником престола стал цесаревич Георгий Александрович — родной брат Николая II.

До начала кампании 1895 г. "Синопу", "Екатерине II" и "Двенадцати Апостолам" пришлось сопровождать цесаревича с вдовствующей императрицей Марией Фе­доровной из Одессы в Батум и обратно. Поэтому в кам­панию этого года корабли вступили позже обычного, 15 июля.

Кампанию начали четыре броненосца, новейшим из которых был "Георгий Победоносец". "Чесму" по ряду причин в кампанию не ввели. Командовал эс­кадрой И. М. Диков, получивший чин вице-адмирала.

Через неделю эскадра прибыла к месту проведения рейдовых учений — Тендровской косе, а "Георгий По­бедоносец", отделившись, продолжал ходовые испыта­ния. Известная во всем мире, английская фирма Модслея, изготовившая для корабля главные механизмы, сдавала их "в казну" в течение двух лет. Поэтому на броненосце постоянно находился их представитель. Его присутствие в разгар боевой подготовки сочли нежела­тельным. "Так как броненосец "Георгий Победоносец" находится в полной боевой готовности и в этом году вступил в строй, то я нахожу его присутствие неудоб­ным, так как он может сообщить своему правительству о состоянии нашего флота сведения, совершенно для нас нежелательные. Однажды во время стрельбы в присутствии контр-адмирала Б. К. Де-Ливрона англи­чане критически отзывались, высказав, что у нас артиллерийское дело поставлено выше, чем у итальян­цев,"— писал командованию эскадры главный коман­дир флота и портов Черного моря вице-адмирал Н. В. Копытов. Англичан сняли с броненосца и отправили в Англию через Одессу.

В 1895 г. на эскадре начали все более и более де­лать упор на артиллерийские стрельбы, которые для броненосцев являлись основой их боевой подготовки. От того, какого уровня совершенства достигнут обслу­живающие оружие офицеры и матросы, и зависел ус­пех в возможном бою. Усиленной подготовкой артилле­ристов занимались во всех флотах мира. Лидировал в этом английский флот.

Обучение артиллеристов на русских броненосцах проводилось согласно составленной программе. Основ­ными слагаемыми успеха являлись подготовительные стрельбы.

Все подготовительные стрельбы, число которых увеличилось, проводили из 37-мм стволов Гочкисса, вставляемых в каналы 152- и 305-мм орудий. Это дава­ло экономию в расходовании боезапаса и сберегало дорогостоящие стволы от выгорания, неизбежного при стрельбе боевыми зарядами. Одну из таких стрельб провели 19 августа у Одессы. На эскадре, шедшей дву­мя колоннами, по команде увеличили дистанцию меж­ду кораблями до 6 кабельтовых (ок. 1120 м), а затем двумя последовательными поворотами "все вдруг" (в морской практике называемой коордонатом) увеличи­ли дистанцию и между колоннами до 16 кабельтовых (ок. 2970 м).

Стрельбу начали в заранее установленные мино­носцами пирамидальные щиты небольших размеров. Тренировались башенные и плутонговые командиры и наводчики орудий. Их цель состояла в том, чтобы по­лучить практические навыки с учетом всех тех факторов (туман, мгла, качка и др.), которые могли поя­виться в настоящем бою.

Важным показателем считалась скорость заряжания 305- и 152-мм орудий, а также правиль­ность и быстрота их наведения. Для достижения хороших результатов задолго до стрельб под руковод­ством офицеров-артиллеристов начинались ежеднев­ные тренировки. Иногда для обучения привозили матросов с транспортов, миноносцев и канлодок, ко­торые являлись резервом в случае начала войны.

На тренировках подавались как правило два снаряда и заряды к ним, которые проходили весь путь от погребов и крюйт-камер до линии заряжания не­посредственно у клинового затвора.

В среднем на эскадре достигали неплохих результатов. Так с момента выстрела до готовности 305-мм орудия к новому залпу на "Екатерине II" проходило 3 мин. 50 сек., "Синопе" — 3 мин. 20 сек., "Георгии Победоносце"— 3 мин. 20 сек. и "Двенадцати Апостолах" — 4 мин. 15 сек.

На последующее затем наведение на цель и готов­ность к выстрелу требовалось соответственно на "Ека­терине II" 80, "Синопе" — 75, "Георгии Победоносце" — 90, "Двенадцати Апостолах" — 60 сек. (Все данные для 6-узл. хода).

152-мм орудия в среднем заряжали в течение 90 сек., а наведение производилось от 45 до 80 сек. в зави­симости от скорости хода.

Интенсивные тренировки позволяли затем сокра­щать эти показатели на 15—20 секунд.

В моменты, когда до щитов оставалось три кабель­това (575 м), в стрельбу включалась малокалиберная артиллерия.

Широко на эскадре начали применять для связи с берегом и голубиную почту. Так на эскадре, стоявшей у Евпатории, с "Георгия Победоносца" выпустили "для тренировки" 50 голубей-"связистов", взятых в Севасто­поле. Проделав 120-километровый путь, голуби приле­тели в Севастополь на специальную голубиную "базу" на форту "Константин". Подобная связь широко применялась и на других флотах. В Англии она практиковалась уже около 10 лет.

11 сентября эскадра вновь прошла штормовое ис­пытание. Для "Георгия Победоносца" оно явилось первым.

При ветре от 9 до 10 баллов и сильном волнении, согласно рапорту командира эскадры, "... броненосцы держались хорошо, хотя размахи качки доходили иног­да на "Георгии Победоносце" до 13° на борт".

Спустя две недели кампанию 1895 г. окончили.

В середине девяностых годов прошлого века соот­ношение сил на морских театрах вновь изменилось и опять не в пользу России. Гонка морских вооружений, в которую теперь включились Северо-Американские Соединенные штаты и Япония, казалось, вот-вот до­стигнет своего апогея и пойдет на убыль, но так не происходило. От одной судостроительной программы все страны приступали к осуществлению другой, и гон­ка начиналась заново.

Не осталась в стороне и Россия. 19 ноября 1895 г. в Петербурге собралось "Особое собрание" под предсе­дательством генерал-адмирала Алексея Александро­вича. Итогом совещания явилась новая программа строительства кораблей для Дальнего Востока.

Уделили внимание и нуждам Черноморского флота. Для его усиления решили заложить два крейсера по 6632 т, которых явно не хватало в составе Практичес­кой эскадры.

Но самым важным для флота было то, что на сове­щании подтвердили его главные стратегические задачи. "Боевые силы Черноморского флота можно признать достаточными", — говорилось в секретном решении со­вещания.

Осенью 1895 г. в Турции начались беспорядки. По­этому с 11 декабря 1895 г. до 25 апреля 1896 г. эскадра находилась в кампании и простояла в полной готовно­сти, совершив несколько выходов в море.

Четыре летних месяца и зиму с 1896 на 1897 г. эс­кадра также провела в плаваниях. В летнюю кампанию 1897 г. Черноморский флот имел в своем составе уже шесть броненосцев. Новейшим из них был "Три Святи­теля", вступивший в строй в 1895 г. На достройке в Ни­колаеве стоял седьмой корабль "Ростислав". Черно­морский флот ежегодно усиливал свою мощь.