Приложения

 

С получением сведений из Александрии управляющий Морским министерством предложил корабельным инженерам независимо от МТК "составить в общих чертах предложения для составле­ния проекта безрангоутного броненосца для Черного моря". В условиях оговаривалось то, что броня по ватерлинии не должна быть менее 450 мм, барбетов или бруствера — 356 мм, палубы — 76 мм. Вооружить корабль планировалось тремя-четырьмя 381 -мм 85-тонными орудиями на снижающихся станках внутри барбетов или бруствера и не менее чем шестью орудиями в 152 мм, расположив их без брони в батарейной палубе. Особый упор делался на силу огня в носовом секторе.

В задании говорилось, что "для однообразия и простоты Кораблестроительное отделение предлагает вес корпуса принять в 0,38 от водоизмещения без брони, а при расчете веса машин следу­ет принимать не менее 7 сил на тонну".

На составление эскизных чертежей отводилось всего шесть дней. В результате этого 6 сентября 1882 г. в МТК поступило 11 проектов.

Несомненно, самым оригинальным и сильным являлся проект Э. В. Гуляева. Его броненосец имел развитую систему противоминной защиты, благодаря чему ширина корпуса достигала 47,2 м. Это позволяло иметь устойчивую артиллерийскую платформу, на которой разместили шесть 381 -мм орудий (два в носовой установке и четыре по бортам — одно в каземате, другое над ним на палубе в отдельной установке) и шесть 152-мм орудий.

В нос стреляли все шесть орудий, а общий вес носового залпа достигал рекордной величины — 4128кг.

Инженеры Глазырин и Левицкий разместили 381 -мм орудия по диагонали у бортов подобно тому, как это было на "Дуилио" и "Инфлексибле". В проектах Торопова и Арцеулова по одному Орудию стояло в носу, корме и диагонально у бортов. В практике кораблестроения подобное расположение главного калибра стали применять лишь спустя двадцать пять лет на первых англий­ских и германских линейных крейсерах.

В проекте инженера Субботина три орудия располагались в треугольном бруствере (два в носу и одно в корме).

Только в проектах инженеров Грехнева и Леонтьева орудия устанавливались "классическим" образом, то есть по два в носу и корме и по три (152-мм) с каждого борта в каземате подобно тому, как это сделали на строившихся в Англии броненосцах типа "Колингвуд".

В остальных проектах орудия главного калибра не имели своей отдельной броневой защиты, а располагались за броней брустверов различной формы.

Но все эти проекты под 15-дюймовое орудие длиной 11,4м (вес снаряда 671 кг, заряда 340 кг) так и остались на бумаге. Артиллерийский отдел МТК считал нереальным изготовление такого ство­ла в обозримое время. Основным калибром для флота на долгое время остался калибр в 12 дюймов.

 

Тактико-технические характеристики броненосцев (под 15-дюймовые орудия) для Черноморского флота. Представлены в МТК 6 сентября 1882 г.

 

ТТД

Фамилия составителя проекта

Грехнев

Торопов

Левицкий

1-й проект

2-й проект

Водоизмещение, т

8463

8852

9600

9050

Длина по ватерлинии, м

91,4

86.9

88,3

87.1

Наибольшая ширина, м

19,5

20,7

21,9

21,3

Средняя осадка, м

7,6

7,3

7.3

7,2

Мощность машины, л. с.

6000

8200

9000

8256

Наибольшая скорость, узл.

15

15

15

15

Бронирование:

 

 

 

 

по ватерлинии, мм

457

457

457

457

каземата, мм

356

356

356

356

башен, мм

356

356

356

356

Длина броневого пояса по ватерлинии, м

42,7

48,7

45,7

39,6

Число башен, шт.

2

Число 357-мм орудий, шт.

4

4

4

4

Число 152-мм орудий, шт.

6

4

7

8

Вес залпа:

 

 

 

 

в нос, кг

1540

2015

2113

2882

в корму, кг

1441

2015

2064

2882

на траверз, кг

2834

2785

2834

2882

 

Фамилия составителя проекта

Субботин

Арцеулов

Леонтьев

Глазырин

Гуляев

Прохоров

Самойлов

10268

10300

10500

10644

10670

10866

10540

88,3

100,6

103.6

102.4

86.6

90,8

107,9

23

21,9

20,6

20,1

45,7

24.3

20

7,5

7,3

7,3

7,3

7,3

7,3

7,3

10000

10000

9500

10500

14000

10500

10000

15,2,

16

15

16

15

15

15

 

 

 

 

 

 

 

457

457

457

457

457

457

457

305

406

457

305

457

457

457

356

356

356

356

356

356

356

52.7

47,5

103.6

50

 

 

 

2

3

4

4

4

6

4

4

10

6

6

6

6

6

6

 

 

 

 

 

 

 

1441

2113

1441

2686

4128

 

 

770

2113

1441

2686

2784

 

 

2260

2834

2834

2686

2834

 

 

 

Фрагменты из отчета МТК по кораблестроению за 1882 г.

 

Броненосные корабли для Черного моря "Екатерина II", "Чесьма" и "Синопъ".

Въ Кораблестроительном Отделенiи были составлены практические чертежи сь расположенiемъ артиллерии и механизмовъ сь котлами броненосца для Черного моря, теоретически чертежъ, поперечныя ссченiя и спесификацiя котораго были одобрены Отделенiемъ въ 1882 году. Бронсносецъ этоть, согласно сделанному на чертежахь его внутреннему размещенiю, можетъ брать снарядовъ и зарядовъ по 85-ти на каждое 12-ти дюймовое дальнобойное орудiе и по 125-ти на каждое таковое же 6-ти дюймовое орудiе. Шесть 12-ти дюймовых оруд!й поставлено въ каземате на трехъ вращаю­щихся столахъ, по два на каждомъ, на гидравлических, снижающихся станкахъ. Подъемъ снаря­довъ и зарядовъ къ казеннымъ частямъ орудiй и самое заряжанiе—гидравлическiе. Семь 6-ти дюй­мовых орудiй расположены следующимъ, образомъ: четыре впереди каземата, по дна сь каждаго бор­та и три позади его, изъ которыхъ два поставлены по бортамъ и одно въ корме, с переводомъ на оба борта. Кроме означенной артиллерiи, имеется место на мостике для постановки оть восьми до десяти пушекъ Готчкисса. Возвышенiе осей 12-ти дюймовых орудiй над грузовою ватерлинiей 22 фута 6 дюймовъ, при чемъ снаряды будутъ пролетать надъ палубою, при горизонтальных выстрелахъ, въ разстоянiи 4-х-ь футь, считая отъ поверхности снаряда. Число команды на броненосце предположено 500 человекъ, провизии на два месяца и воды на две недели. Угля помещается 872 тонна, достаточна-то для перехода:

въ 4 сутокъ, со скорости 14 узловь, 1350 миль

— 6 1/3 — 12 — 1836 —

— 11 — 10 — 2640 —

 —21 1/3 — 8 — 4096 —

На мостике расположены следующая гребныя и паровыя суда: два миноносныхъ катера, дли­ною по 55 футъ, два паровые катера, два 18-ти весельные барказа, два легкiе 12-ти весельные кате­ра, два 6-ти весельные ала и два вельбота. Броненосцецъ назначено снабдить паровыми: шпилемъ браш-шпилемъ и рулевымъ аппаратомъ, штурвалы для котораго помещены на мостике и вгь казема­те. Кроме паровыхъ штурваловъ, положено иметь два ручные, одинъ на мостике и другой въ корме, подъ броневою палубою.

По разсмотренiи вышеоэначенныхъ чертежей. Кораблестроительное Отделенiе, совместно сь Артиллерiйскимъ Отделенiемъ и Главнымъ Инженеръ-Механикомъ флота, одобрило ихъ, о чемъ и предоставило Управляющему Морскимъ Министерством, положившему на журнале этого заселят следующую резолюцию: "Утверждаю, но прошу разработывать всесторонне вопросъ объ артиллерiи и продолжать проверять чертежи, чтобы заказавши уже, можно было во время производить нужныя перемены".

 

Из отчета МТК по кораблестроению за 1883 г.

 

Управляющий Морскимъ Министерствомъ приказалъ составить въ Кораблестроитсльномъ Отделенiи чертежи и соображенiя къ измененiю проекта Черноморскихъ броненосцевъ въ томъ смысле, чтобы бортовая броня по грузовой ватерлинiи была продолжена до оконечностей судна и чтобы расположенiе орудiй и защита ихъ бронею оставались прежнiя.

Вследствiе такого приказанiя Его Превосходительства, въ Кораблестронтельномъ Отделенiи был составлет, эскизный чертежъ Черноморскихъ броненосцевъ. Существенный особенности, отличающiя его отъ первоначально утвержденная проекта, следуюшiя:

Протяженiе нижнаго каземата уменьшено на столько, что бортовая броня подъ верхнимъ казематомъ защищатъ только дымовыя трубы, подачу зарядовъ къ орудiямъ и все механическiя устройства для вращенiя орудiйныхъ столовъ.

Нижняя кромка верхнего каземата приподнята, съ целью уменьшены высоты его до 8 1/2 фугь, сь сохраненiемъ при этом прежняго возвышенiя орудiй надъ верхнею палубою.

3) Толщина броневаго пояса по грузовой ватерлинiи уменьшена съ 18 дюйм, до 16 дм., толщи­на же брони выше этого пояса, бывшая на прежнемъ проекте 14 и 12 д. сделана следующая:

а) на передней и частью на боковых сторонахъ верхняго каземата 14 дюймовъ, а на остальномъ протижеши 12 дюймовъ;

б) на переднемъ траверзе нижняго каземата 10 дюймовъ,

в) по борту нижняго каземата 12 дюймовъ, и

г) на заднемъ траверзе нижнего каземата 9 дюймовъ.

4) Палубная броня вне каземата поднята въ уровень съ верхнимъ броневымъ шельфомъ и тол­щина ея уменьшена съ 3 д. до 2 1/4 дм.

и 5) Запасъ снарядовъ и зарядовъ для 12 дюймовыхъ дальнобойныхъ оруд!й уменьшенъ до 50 на каждое оруд!е, вместо проектированнаго прежде по 85 на орудие.

Сь такими облегчениями въ грузахъ получилась возможность, при незначительномъ увеличены углубленiя броненосцевъ, сохранить на нихъ без измененiй число и расположенiе орудiй и систему бронировки ихъ, силу машины и запасъ топлива.

Водоизмещенiе броненосцевъ по проекту, одобренному въ 1882 году, журналомъ Отделенiя № 184, составляло 9990 тоннъ. Последовавшее затеъ увеличенiе высоты каземата, сделанное съ целью поднятiя оси орудiй надъ верхнею палубой, увеличило весь брони на каземате, а следовательно и водоизмещенiе броненосцевъ на 120 тоннъ. Распространение поясной брони по всему обводу грузовой ватерлинiи вызвало новую, хотя и незначительную, перегрузку въ 70 тоннъ. Такъ что вся перегрузка противъ первоначально утвержденнаго водоизмещенiя 9990 составляеть 191 тоннъ, отчего углубленiе броненосцевъ увеличилось противъ утвержденнаго по журналу Отделенiя № 184 на 5 дюймовъ.

На основаны вышеизложенныхъ данныхъ въ Кораблестроительномъ Отделенiи составленъ но­вый теоретический чертежъ Черноморскихъ броненосцев, и чертежи двухъ поперечныхъ сеченiй.

По представлены этихъ вновь составленныхъ чертежей Черноморскихъ броненосцевъ Управляющему Морскимъ Министерствомъ, Его Превосходительство утвердить ихъ, но съ темь, чтобы мостика надъ орудiями не делать. После чего теоретнчекiй чертежъ двухъ поперечныхъ сеченiй Черноморскихъ броненосцевъ были препровождены для руководства при постройке Главному Командиру Черноморскаго флота и портовъ.

 

Из отчета Кораблестроительного отделения МТК за 1884 г.

 

Разсмотренъ вопрось о помещены минныхъ пушекъ и миннаго имущества на корабле "Ека­терина II".

При обсуждены этого вопроса было выражено Заведующимъ Минною частью на флоте мненiе, что какъ ни жаль разслаблять бортовую броню вырезкою порта для минной пушки, но другого средства онъ не видить, чтобы сохранить минную пушку оть поврежденiя артиллерию къ тому времени, когда придется сблизиться cь непрiгелемъ на 2 кабельтова, — разстоянiе отъ котораго мож­но действовать минами. Въ Англiи для достижения этой цели обратились къ подводной траверзной стрельбе, но она сопряжена съ чрезвычайными затрудненiями, и какъ обошли эти затруднен!я въ Англiи и обошли ли ихъ совершенно, намъ мало известно, хотя и знаем, что такiе подводные ап­параты ставятся на некоторыхъ новыхъ англiйскихъ крейсерахъ. Производить у насъ испытанiя та­кой стрельбы, не имея пока более точныхъ указаний, как именно устраиваются такiя приспособления въ Англiи и действительно ли они оказались пригодными при большихъ скоростяхъ, немыслимо вследствiи большихъ затрать, и наконецъ такiе устройства потребуютъ отделенiя значительнаго пространства въ подводной части судовъ, что также трудно выполнимо, а потому надо выждать даль­нейших результатовъ применения этой системы въ акглiйском флоте и принять ее для нашихъ, судовъ только въ том случае, когда устранимость недостатковъ системы будеть вполне доказана. При будущемъ проектированы броненосцевъ, можетъ быть окажется возможнымъ, чтобы чинным пушки, по­мещаемым вне каземата, были защищены каждая отдельно бронею. Что касается размеровъ отверстiя въ броневомъ борте для минной пушки, то отверстiе собственно въ броне должно иметь около 3 1/2 футъ въ высоту и ширину, подкладка же позади брони перерезывается въ горизонтальномъ направлены, на разстоянiи около 6 1/2 футъ, для возможности дать минной пушке надлежащий уголь обстрела.

Въ виду вышеизложенныхъ заявленiи Заведующаго Минною частью на флоте, вопрось о размещенiи минныхъ пушекъ на строющихся Черноморскихъ броненосцахъ представленъ быль на благоусмотрение Управляющему Морскимъ Министерствомъ при докладе, что если решенiе Его Превосходительства последуеть въ томь смысле, чтобы минныхъ пушекъ не ставить в броневомъ борте, то къ размещенiю семи минных пушек, согласно составленнаго строителемъ чертежа. Кораблестроительное Отделенiе и Заведующей Минною часть на флоте препятствий не имеютъ. При этомъ пушка, расположенная въ самой корме по диаметральной плоскости, должна быть приспособлена для метанiя порохомъ. Если же решено будеть поставить две минныя пушки въ казе­мате, то остальныя пять пушекъ разместить: две — впереди каземата, две — позади его и одну — въ корме для действiя порохомъ. Въ случае разрешены прорезать въ броне отверст для минной пушки, необходимо Полковнику Мордвинову и Капитану Торопову разработать чертежъ укрепленiя броневаго борта въ томъ месте, где онъ ослабится вырезами, и чертежъ этотъ представить на разсмотренiе Отделенiя.

Мины Уайтхеда, по три на орудiе, иметь: для первыхъ выстреловъ вблизи минныхъ пушекъ, подвешенными подъ бимсы, а остальныя — въ особомъ помещены въ трюме.

Что касается предлагаемаго размещенiя минь Уайтхеда, головныхъ частей ихъ, электрическихъ машинокъ, нагнетательныхъ насосовъ и станковъ, то оно находится въ связи съ общимъ внутреннимъ размещенiемъ на корабляхъ, чертежи котораго должны быть представлены на разсмотренiе Отделенiя установленнымъ порядкомъ, по разработке ихъ строителемъ и наблюдающимъ за постройкою Черноморскихъ кораблей.

Управляющий Морскимъ Министерствомъ приказалъ ограничиться четырьмя пушками и трубою по корме.

 

Отчет МТК по кораблестроению за 1884 г.

 

Разсмотрены, вновь разработанные практически чертежи корабля "Чесьма" (съ приблизительным, расчетомъ нагрузки по длине судна), которые составлены вследствие приказанiя Упрааляющаго Морскимъ Министерствомъ о томъ, чтобы бортовая броня на строющихся Черноморскихъ корабляхъ "Екатерина II", "Чесьма" и "Синопъ" простиралась по всему обводу грузовой ватерлинiи. Означенные практические чертежи разработаны, придерживаясь эскизнаго чертежа Черноморскихъ броненосцевъ, утвержденнаго Управляющими Морскимъ Министерствомъ въ 1883 году. При этомъ, радiусъ закругленiя верхняго каземата, согласно журнала Артиллерiйскаго Отлеленiя въ видахъ достиженiя большего удобства при действiи 12 дюйм. орудiй, увеличенъ на 6 дюймовъ; а для сохраненiя утвержденнаго водоизмещенiя броненосцевъ 10181 тоннъ и углубления на ровный киль 26 ф. 5 д. оказалось необходимыми

а) Казематъ передвинуть въ корму на 10 футь, для надлежащаго уравновешанiя носовыхъ и кормовыхъ моментовъ, по длине судна.

б) Толщину брони на верхнемъ каземате сделать 12 дюйм., по всему обводу его; на эскизномъ же чертеже броня на переднемъ закруглены каземата 14 дюйм. Толщина брони на нижнемъ казема­те оставлена прежняя, а именно: на бортахъ 12", на переднемъ траверзе 10" и на заднемъ траверзе 9". Подкладка подъ бронею на казематахъ 12".

в) Настилку верхней палубы надъ верхнимъ казематомъ, а также батарейной палубы между обводами верхняго и нижняго казематовъ сделать изъ одного ряда стальных листовъ въ 1 1/2" тол­щиною. Настилку же нижней палубы, вне каземата, оставить прежнюю, т. е. изъ двухъ слоевъ — нижнiй въ 3/4", а верхнiй въ 1 1/2" толщиною.

Руководствуясь вышеозначенными практическими чертежами при постройке броненосныхъ кораблей "Екатерина II", "Чесьма" и "Синопъ", необходимо иметь въ виду:

а) Что чертежи эти съ приблизительнымъ расчетомъ нагрузки, по длине судна, относятся соб­ственно къ кораблю "Чесьма". Внутреннее размещенiе кораблей "Екатерина II" и "Синопь" должно быть такое же, за исключенiем техъ изменений, который могуть быть вызваны расположешемъ паровыхъ механизмовъ на двухъ последние судах.

б) Броневыя плиты по грузовой ватерлинiи и лиственичная подкладка подъ ними приняты, при расчете нагрузки, следующей толщины:

 

Оть форъштевня до 9 шпангоута . . .

Толщина брони.

Толщина листов, подкладки

Вверху.

Внизу.

Вверху.

Внизу.

8

6

8

10

— 9 шпангоута до 15 — ...

10

7

10

13

— 15 — —24 — ...

12

8

12

16

— 24 — —66 — ...

16

8

12

20

— 66 — — 72 - ...

12

8

12

16

— 72 — — 78

— ... — 78 до кормоваго подзора ....

10

8

7

6

10

8

13

10

На самомъ подзоре толщина брони можеть быть сделана 5 дюймовъ.

 

Толщина броневыхъ плить между 24 и 66 шпангоутами на протяжении пяти футь отъ верхней кромки плиты сохраняется равною 16 дюйм., а далее, на протяженiи 3 футь, постепенно сбавляется до 8 дюйм, при нижней кромке. Толщина же остальныхъ плить, по грузовой ватерлинiи, сбавляется согласно прямой лиши, идущей от верхней кромки плиты къ нижней.

 

Из отчета Кораблестроительного отделения МТК за 1885 г.

 

Член Кораблестроительнаго Отделенiя Капитанъ Гуляевъ сообщить Отделенiю приказанiе Управляющего Морскимъ Министерствомъ о томъ, чтобы въ Соединенном Собранiи Кораблестроительнаго и Артиллерiйскаго Отделенiй быль разсмотренъ въ возможно скорейшемъ времени вопрось о расположены артиллерiи на строющихся Черноморских кораблях, т. е. можно ли расположить 12-ти дюйм. орудiя на этихъ корабляхъ въ закрытых вращающихся башняхъ, или же следуеть оставить ихъ по прежнему въ треугольныхъ казематахъ: вместе съ темь решить, какую систему станковъ принять для кораблей: систему ли Андерсона для снижающихся орудiй, систему ли Армстронга, или же Французскую систему.

К обсужденiю вышеупомянутаго предмета въ заседание Отделенiя были приглашены Председатель и Члены Артиллерiйскаго Отделенiя, Контръ-Адмиралъ Колокольцовъ, Лейтенантъ Разсказовъ, управляющей Балтийскимъ заводомъ г. Казн и Корпуса Морской Артиллерiи Поручикъ Алексеевъ.

Обсудив вопрось о размещенiи орудiй на строющихся Черноморскихъ корабляхъ, соединенное собрание представило на благоусмотренiе Управляющая Морскимъ Министерством, что если на Черноморскихъ корабляхъ 12-ти дюймовый орудiя установить въ закрытыхъ башняхъ, то суда эти перегрузятся из 450 тоннъ, отчего углубленiе ихъ увеличится почти на одинъ фугь. Вместе съ темь изменится и дифферентъ кораблей, такъ какъ при замене верхняго ихъ каземата вращающимися башнями, перевесь останется на стороне косовыхъ грузовъ, и суда будут сидеть носомъ. Для исправленiя этого недостатка придется кормовую часть кораблей загружать балластомъ, отчего перегрузка ихъ еще более увеличится: а такъ какъ и при настоящемъ расположены орудiй въ казе­мате уже предвидится перегрузка около 5 дюймовъ, то Собранiе не нашло возможными, допустить еще новую значительную перегрузку, оть которой морскiя качества кораблей не могутъ не изменить­ся въ значительной степени къ худшему. Собранiе не могло также не принять во вниманiе и того об­стоятельства, что вращающееся закрытым башни неудовлетворительны еще и в томъ отношенiи, что стрельба из нихъ не столь удобна и верна, какъ изъ башень или казематовъ открытыхъ. По сему Собраше того мнешя, что закрытыхъ башень на Черноморсихъ корабляхъ иметь не следует, а расположить 12 д. орудiя по прежнему въ верхнемъ каземате для стрельбы черезь барбетъ. Что каса­ется системы станковъ для 12 дюйм, орудIй, то Собранiе разделяеть мненiе Председателя Артиллерiйскаго Отделенiя относительно возможности проектирования у насъ такой системы стан­ковъ, въ которой были бы соединены все выгоды гидравлическихъ приспособленiй, безь техъ неудобствъ, какiя эти приспособленiя представляютъ въ станкахъ Андерсона и Амстронга, и что такiе станки могутъ быть изготовлены на наших заводахъ. Но при этом Собрате не может однако не принять въ соображенiе того обстоятельства, что проектированiе новыхъ станковъ, въ виду близости срока окончательнаго изготовленiя кораблей "Екатерина II" и "Чесьма", может задержать сво­евременное изготовленiе этихъ судовъ къ службе. А потому, въ виду заявленного въ Собраны Делопроизводителемъ Канцелярiи Министерства Полковникомъ Кококотинымъ категорическаго приказанiя Управляющего Морскимъ Министерствомъ, чтобы вопрось о станкахъ для строющихся бронекосцевъ ни коимъ образомъ не могъ помешать современному снабженiю ихъ артиллерию, Собранiе полагало бы более правильным решить вопрось о станкахъ следующим образомъ: а) для корабля "Екатерина II" оставить станки Андерсона для снижающихся орудiй расположенных въ верхнемъ треугольном каземате, устройство котораго оставить без измененiй; б) для корабля "Чесь­ма" выждать присылки чертежа станка французской системы (съ фрегата Marceau), полученiе ко­тораго ожидается на дняхъ, и тогда уже сделать выбор между станками системъ Армстронга и Французской, и решить: кому заказать станки для "Чесьмы"; и в) для корабля "Синопъ", который предполагается окончить позднее другихъ, имеется еще времени, чтобъ выждать решенiе вопроса о станкахъ согласно мненiя Генералъ-Лейтенанта Пестича, а потому вопрось о станкахъ какъ для названнаго корабля, такъ и для строющихся Балтiйскихъ броненосцевъ разсмотреть отдельно въ Артиллерiйскомъ Отделенiи.

По мненiю же Председателя Артиллерiйскаго Отделинiя, "станки для кораблей "Чесьма" и "Си­нопъ" следовало бы изготовить въ России, приступивъ къ разработке чертежа для этихъ станковъ не­медленно и воспользовавшись при этомъ выгодными сторонами станковъ Армстронга и французских, такъ какъ и времени на это будеть достаточно".

И такъ, какъ при этомъ, съ принятiем для кораблей "Чесьма" и "Сикопь" станковъ менее сложныхь и требующих меньше места, чемъ станки Андерсона, представится возможными уменьшить несколько верхнiй каземать и уничтожить боковые его свесы, то Собранiе признало полезнымъ ко­мандировать въ Севастополь Члена Кораблестроительнаго Отделенiя Капитана Гуляева для обсужденiя на месте, совместно съ Инженеромъ наблюдающимъ за постройкою кораблей "Чесьма" и "Синопъ", возможнаго уменьшены верхнего каземата, въ виду того, что при настоящемъ устройстве это­го каземата для постановки орудiй на станкахъ Андерсона предвидится перегрузка кораблей до 5дюймовъ.

Затемъ, вполне разделяя мненiе Генералъ-Лейтенанта Пестича о необходимости защиты гидравлическихъ приводовъ и людей у орудiй отъ выстреловъ скорострельной артиллерiи, Собранiе нашло полезным поручить Лейтенанту Разсказову разработать детальный чертежъ проектированнаго имъ прикрыты для открытыхъ башень, но с темь чтобы толщина стальныхъ листовъ, образующихъ прикрытие, была не менее 2 1/2 дюймовъ.

На журнале Отделенiя Управляющiй Морскимъ Министерствомъ положилъ резолюцию: "на "Екатериiну II" делать станки Андерсона. "Чесьма" должна быть готова одновременно Съ "Екатериной II" и если по присылке французскаго чертежа окажется возможнымъ выработать и сделать стайки наши вовремя, то такъ и сделать. Въ противномъ случае заказать станки на "Чесьму" заграницею, а будущие наши назначить на "Синопъ".

 

Из отчета Кораблестроительного отделенiя МТК за 1887 г.

 

Отделенiе разсмотрело чертежъ устройства стальной мачты съ двумя марсами для корабля "Синопъ", составленный въ чертежной Техническаго Комитета, взаменъ чертежа мачтъ для черноморскихъ, кораблей одобреннаго по журналу Техническаго Комитета 1886 года № 200, ут­вержденному Управляющимъ Морскимъ Министерствомъ. На вновь составленномъ чертеже нижнiй марсь сделанъ закрытымъ, по системе фрацзэскаго броненосца "Hoche", и расположенъ ниже трубы, верхнiй же марсь помещенъ на 12 фугь выше трубы. На нижнемъ марсе предполагается поставить четыре 37 мм. револьверныхъ пушки Гочкисса, и на верхнемъ марсе две такихь же пушки. Дiаметръ мачты увеличенъ противу дiаметра мачтъ, установленныхъ на корабле "Екатерина II" и "Чесьма", и сделанъ равнымъ 3 ф. 10 д. въ шпоре и 3 ф. 4 д. при верхнемъ конце, вместо соответственныхъ размсровъ 3 фута и 2 ф. 8 д. на "Екатерине II" и "Чесьме".

Представлено на благоусмотренiе Управляющего Морскимъ Министерствомъ, что Технически Комитетъ полагалъ бы принять вышеупомянутый чертежъ къ руководству при изготовленiи мачты для названнаго корабля, взамень утвержденнаго чертежа мачтъ для черноморскихъ кораблей по журналу Комитета № 200, въ виду того, что при большемъ диаметре мачты по новому чертежу облег­чается какъ подача ящиковъ съ патронами Гочкисса, такъ и входа, людей на марсь.

Съ заключенiемъ Комитета Управляющего Морскимъ Министерствомъ согласился.

 

Сравнительная таблица ТТД броненосцев "Екатерина II", "Колингвуд" и "Формидабль"

 

Тактико-технические характеристики

Название корабля, страна и год спуска на воду

"Екатерина II" Россия, 1886 г.

"Колингвуд" Англия. 1882 г.

"Формидабль" Франция, 1885 г.

1. Полное водоизмещение (т)

11 050

9500

11 441

2. Вес корпуса (т)

3373

2770

 

3. Вес корпуса в % от водоизмещения

33,3

29.2

 

4, Вес брони (т)

3102

3130

 

5. Вес брони в % от водоизмещения

30,5

33

 

6. Наибольшая толщина брони (мм): — борт

— барбетные установки

406

305

456

305—356

550 450

7. Площадь надводного борта, защищенная броней (%)

45

8

14

8. Наибольший запас угля (т)

700

900

 

9. Наибольшая скорость хода (уз.)

15,25

16,6

16

10. Артиллерийское вооружение (число — ка­либр орудий в мм)

6—305 7—152

4—305 6-152

3—370 4—160

11. Вес залпа (кг): — нос — борт — корма

1510 1460 800

650 1430 650

695 1880 695

 

ЗАКЛЮЧЕНIЯ

 

Проекгь

Совершенно секретно.

 

ВЫСОЧАЙШЕ назначенного Особого Совещания, подь председательствомъ ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЫСОЧЕСТВА Великого Князя Генералъ-Адмирала АЛЕКСЕЯ АЛЕКСАНДРОВИ­ЧА, по вопросу о соответствiи установленныхъ въ 1881 г. главныхь основами развитая флота съ настоящими общеполитическими и военными требовашями.

 

Заседание 19 Ноября 1895 г.

 

По заявленiи АВГУСТЕЙШАГО Председателя о причинахъ и цели Совещанiя, преступлено было къ пересмотру заключенiя 1881 г. въ томъ же порядке, въ какомъ они и тогда обсуждались. Относительно Черного моря было принято во внимание следующее:

Боевые силы Черноморского флота, въ особенности по окончанiи постройки восьмого броненосца, двухъ крейсеровъ, двухъ посыльныхъ судовъ и 30 миноносцевъ — можно признать до­статочными,— темь более, что Черноморские броненосцы по своему типу и артиллерiискому вооруженiю вполне пригодны къ действiямъ противъ береговыхъ батарей. Но эти силы со­держатся в зимнiе месяцы не въ достаточной степени готовности. Для Россiи, вопросъ заключа­ется теперь уже не въ преобладали надъ Турецкимъ флотомъ: а въ томъ, чтобы не допустить Англичанъ овладеть выходомъ изъ Босфора въ Черное море. Къ возможности какихъ либо действiи нашихь съ этой стороны. Англiя теперь относится съ чрезвычайной подозрительностью, и съ наступленiемъ осени сосредоточиваеть у входа въ Дарданеллы сильную броненосную эскадру. Противъ каждого судна, высылаемою нами въ Средиземное море, она систематически выставляетъ два. Соперничать съ Англией на море мы не можемъ; но мы можемъ и должны оградить себя отъ вторжетя Англiискаго флота въ Черное море. Разстоянiе оть Бизикской бухты, въ окрестностяхъ которой обыкновенно держится Англiйская эскадра, до выхода изъ Босфора гораздо ближе, чемъ отъ Севастополя, и потому, чтобы не опоздать, и такимъ образомъ не ли­шиться возможности осуществить крайне важный для нас планъ действiй, намъ необходимо держать нашу Черноморскую эскадру, съ Ноября по Мартъ, въ полной, ежеминутной готовно­сти, т. е. не въ состоянiи вооруженного резерва, какъ она теперь содержится, а подъ флагомъ. Те­перешнее крайне натянутое положенiе можно, конечно, считать временнымъ; но и после его прекращения мы не имеемъ права ослабевать в нашей бдительности: такъ какъ, при известныхъ случайностяхъ, событiя могутъ развиться съ поразительной быстротой.

Конечно, содержанiе Черноморской боевой эскадры въ плаванiи лишнiе 4 месяца въ году потребуетъ значительного расхода, но въ виду крайне важной, государственной цели, которая при этомъ имеется въ виду, расходъ этотъ представляется безусловно необходимыми.

Менее успешно, чемъ созданiе боевого флота, выполнено постановленiе 1881 г., относящееся къ подготовке перевозочныхъ средствъ для десантного отряда. При десанте, боевые суда служатъ только конвоемь — и затемъ, въ случае надобности, подготовляютъ своимъ огнемъ успехъ самой высадки; а десантный отрядь весь располагается на перевозочныхъ судахъ, снабженныхъ приспособленный для быстрой посадки и высадки. Главнымъ средствомъ для этого долженъ слу­жить Добровольный флотъ, который очень развился въ последнее годы, какъ въ количественному такъ и вь каяественномъ отношети. Кроме того. Морское Министерство само располагаетъ тремя купленными у него пароходами, которые теперь служатъ учебными судами; но легко могутъ снова превратиться въ транспорты. Русское Общество Пароходства и Торговли также имеешь теперь большiе пароходы, удобные для перевозки войскъ. Къ сожаленiю, большая часть этихъ средствъ находится значительную часть года вне Черного моря; такъ что, въ первый же день по полученiи приказанiя нельзя надеяться собрать средства для посадки более чемъ 8000 чел. Следующий эшалонъ могъ бы быть отправленъ лишь спустя некоторое время. Если отправка де­санта будетъ совершаться при условiяхъ подобныхъ темъ, которыми мы пользовались въ 1833 г.. т. е. при согласiи на это Турецкого правительства, то такое промедление не повредит делу су­щественно.

Зъ противномъ случае, оно можешь оказаться пагубнымъ. Съ своей стороны Одесскiй воен­ный округъ содержать въ усиленномъ составе 2 дивизiи и стрелковую бригаду, и могъ бы выделить въ первый же день по полученiи приказания до 25.000 чел. Представители Военного ведомства признаютъ указанный въ 1881 г. составь единовременного десанта въ 30.000 чел действительно необходимымъ для осуществления предположенного плана. Кроме того, такъ какъ въ составъ этого десанта обязательно должны входить части, кавалерiи и полевой артиллерiи, а также осадныя орудiа и большое количество артиллерiйскихъ запасовъ, и для быстрой посадки, удобнаго размещенiя на судахъ и погрузки означенныхъ войсковыхъ частей и грузовъ требуются суда съ специальными, приспособленiями, — то, независимо отъ подготовки частныхъ перевозочныхъ средствъ достаточные для принятия во всякое время десанта указанной численности, выясня­ется необходимость иметь казенные транспорты съ специальными приспособлениями для кавалерiи, полевой артиллерiи и, осаднаго парка, — причемъ вопросъ о такихь транспортахъ уже намеченъ къ обсуждению въ Особомъ Совещанiи, падь председательствомъ Действительного Тайнаго Советника Сольскаго.

По вышеизложеннымъ соображениями относительно развиты нашихъ морскихъ силъ въ Черномъ море, Совешанiе считало бы необходимыми

1. Боевыя суда Черноморского флота ежегодно держать подъ флагомъ, сверхь срока определенного для нихъ обычною программою плаванiя, еще въ теченiи 4-хъ зимнихъ месяцевъ, съ 1 Ноября по 1 Марта.

2. Безотлагательно снабдить Черноморский флотъ транспортами специально приспособленными для перевозки кавалерiи, полевой артиллерiи и осаднаго парка.

3. Принять соответственных меры для развитая частныхъ перевозочныхъ средствъ въ Черномъ море до размера необходимого для посадки во всякое время, въ течеши 24 часовъ, не ме­нее 25.000 чел.

4. Въ устьяхъ Дуная ограничиться высылкою средствъ, требующиеся, для преграждения вы­хода въ море неприятельскимъ мелкимъ судамъ.

 

Броненосцы класса "адмиралов"

 

Первым кораблем новой серии, получившей название класс "адмиралов", стал "Колингвуд".

Его строительство началось в 1880 г. Через два года корпус спустили на воду и только в 1887 г. броненосец вступил в строй.

В 1880 г. Адмиралтейство заложило еще пять подобных кораблей, которые вошли в строй в течение последующих шести—семи лет, и до окончания строительства очередной серии барбетных броненосцев ти­па "Роял Соверин" ("Royal Sovereign") являлись основой британского флота в Средиземном море.

 

"Колингвуд" ("Collingwood")

 

Заложен в Пемброке 12 июля 1880 г., спущен 22 ноября 1882г., вступил в строй в июле 1887г.

Размеры: длина между перпендикулярами 99 м, наибольшая ширина 20,8 м, осадка 7,9 м. Водоизме­щение 9500 т (корпус с броней — 5980 т, механизмы и оборудование — 3520 т).

Вооружение: 4 — 305-мм, 45-тонных, 6 —152-мм, 12 — 6-фунтовых, 14 малокалиберных орудий и 4 торпедных аппарата.

Оси стволов 305-мм орудий отстояли на 6,7 м от поверхности воды. При боевом заряде 134 кг, снаряд весом 324 кг, (начальной скорости 576м/сек.) на расстоянии 914,4 м пробивал плиту в 521 мм.

Броня: nose 456 мм, траверзные переборки 203 мм, барбеты 282—254 мм, боевая рубка 305 мм (крыша 50,8 мм), палуба от 50,8 до 127 мм (в оконечностях). Подкладка под броню имела толщину от 254 до 508 мм. Барбеты (длина 18,3 м, ширина 13,7 м) образовывали 11 наклонных плит на 350-мм тиковой под­кладке. Вес брони с подкладкой 2575 т.

Механизмы: 2 машины системы "компаунд" по 3500 л. с, (общая мощность 7000 л. с.) изготовлены на заводе Хомфрейза, имели три цилиндра (ЦВД — 1320 мм, 2ЦНД — 1880 мм) и ход поршней в 1060 мм. При максимальной мощности корабль развивал 15,5 уз., а при форсированной тяге (9600л. с.) 16,8 уз. 12 цилиндрических котлов, 2 винта диаметром 5,64 м (шаг 5,3). Запас угля 900/1200 т. Дальность плава­ния 10-узловым ходом 7000 (?) миль.

Мореходные качества кораблей класса "адмиралов" желали оставлять лучшего. При умеренной погоде их скорость заметно падала и волны легко входили на бак. Идя же к волне бортом, они имели качку до 20° на борт.

Причиной этого явилась большая, чем на других кораблях такого ранга, "впалость" носовых и кормовых очертаний корпусов.

В 1888 г. "Колингвуд" участвует в маневрах, затем непродолжительное время стоит в резерве и в но­ябре 1889 г. уходит в Средиземное море, где и находится до марта 1897 г. За это время (1896 г.) он прошел ремонт на Мальте. После возвращения из Средиземного моря броненосец до 1903 г. в составе сил береговой охраны, после чего разоружен в Девонпорте. В январе 1905 г. корпус "Колингвуда" отбуксировали в Ист-Кайл, где он простоял до продажи 11 марта 1909 г. на слом.

 

Ансон ("Anson"), "Кампердоун" ("Camperdown"), "Хоув" ("Howe") и "Родней" ("Rodney").

 

Водоизмещение: "Ансон " и "Кампердоун" 10 600 т (корпус 6650 т, оборудование 3950 т). Длина меж­ду перпендикулярами 100,3 м, наибольшая ширина 20,9 м, осадка 8,5 м.

Водоизмещение: "Хоув" и "Родней" 10 300 т. Размерения: длина между перпендикулярами 99,1 м, на­ибольшая ширина 20,8 м, осадка 8,9 м. Их осадка увеличилась на 1 м, по сравнению с "Колингвудом", из-за более тяжелой артиллерии и более мощных (на 500 л. с.) механизмов.

Все это вызвало переуглубление броневого пояса, который при небольшом крене уходил в воду.

Корабли вооружили 4 — 343-мм, 67-тонными (длина ствола 11 м), 6 — 152-мм, 12 — 6-фунтовыми, 17 малокалиберными орудиями и 5 торпедными аппаратами (на "Роднее" — 4).

343-мм орудия (вес снаряда 566 кг) пробивали с дистанции 914,4 м плиту в 686 мм. Оси стволов отсто­яли от воды на 6,1 м. Сектор обстрела каждой установки 270°.

Пояс 457—203 мм, траверзы 406—178, барбеты 293—354 мм, (на "Хоув" и "Родней") и 356—305 мм (на "Ансоне" и "Кампердоуне"). Боевая рубка 305 мм, (крыша 50,8 мм), верхняя палуба 76 мм в центре, 63,5 мм у оконечностей. Общий вес брони 2880 т (28 %), запас угля 900/1200 т. Экипаж от 525 до 536 чело­век.

Механизмы: на "Кампердоуне" — Моделей, на остальных — Хомфрейза. Все имели по две вертикальные трехцилиндровые машины двойного расширения.

На "Роднее" в начале службы был один боевой марс, позже установили второй. В 1896—1897 гг. на всех броненосцах (кроме "Роднея") установили вместо короткой фок-мачты более высокую — сигнальную, со стеньгой.

"Ансон". В марте 1887 г. прибыл из Пемброка в Портсмут, где стоял два года в ожидании орудий глав­ного калибра. 28 мая 1889 г. вошел в состав флота и сразу же стал флагманом флота Метрополии. С сен­тября 1893 г. до января 1900 г. служба в Средиземном море (в 1896 г. ремонт на Мальте). С января 1900 г. в резерве в Девонпорте, в 1901 г. в составе флота Метрополии и в мае 1904 г. введен в резерв в Чатаме. Продан на слом 13 июля 1909 г.

"Кампердоун". Вступил в строй 18 июля 1889 г. С декабря 1889 г. флагман на Средиземном море, в 1890 г. переведен в состав эскадры Канала, в 1892 г. после участия в маневрах вновь в Средиземном море. На очередных маневрах 22 июня 1893 г. протаранил броненосец "Виктория", который затонул. С 1896 по 1897 гг. ремонт, с сентября 1899 г. в резерве, в 1900 г. в береговой охране. В 1903 г. поставлен в резерв в Ча­таме, В период с 1908 по 1911 гг. использовался в Гарвиче как плавбаза подводных лодок.

"Хоув". 15 ноября 1885 г. прибыл в Портсмут для достройки. В строй вступил 18 июля 1889 г. В мае 1890 г. начал службу в Канале, заменив устаревший броненосец "Айрон Дюк", а затем проходил службу в Средиземном море. 2 ноября 1892 г. "Хоув" потерпел аварию, наскочив на скалы. Только спустя пять меся­цев с огромными трудностями спасен шведской спасательной фирмой. Затем ремонт в Чатаме. В октябре 1893 г. сменил в Средиземном море броненосец "Эдинбург". В 1896 г, вернулся в Метрополию и проходил службу в береговой охране, участвуя периодически в маневрах флота Метрополии. С октября 1901 г. по сен­тябрь 1904 г. в резерве в Девонпорте, а затем в Хамъюзе. Продан на слом 10 октября 1910 г.

"Родней". До вступления в строй 20 июля 1889 г. находился в Чатаме. Затем в течение года был флаг­маном флота Метрополии, после чего поставлен в резерв. В мае 1890 г. сменил броненосец "Монарх" во фло­те Метрополии, оставаясь там до мая 1894 г. До 1897 г. прохождение службы в Средиземном море. После возвращения в 1901 г. корабль в береговой охране. С 1906 г. в резерве. Продан на слом 11 мая 1909 г.

 

"Бенбоу" ("Benbow").

 

Единственный корабль в серии вооруженный двумя 110-тонными (413-мм) орудиями. Выигрыш в ве­се использовали для увеличения числа 152-мм орудий с 6 до 10. В дальнейшем оказалось, что 110-тонные орудия, а ими вооружили еще два корабля — "Викторию" и "Сан-Спарейль", не могли выдержать более 75 выстрелов. Для их заряжания требовалось не менее 5 минут, а замена выгоревшего лейнера оказалась весь­ма трудоемкой и долгой. Из всех кораблей серии "Бенбоу" оказался лучшим "ходоком", хотя и брал много воды на бак.

Водоизмещение: 10 600 т (корпус с броней 6580 т, оборудование 4020 т), длина, между перпендикулярами 100,3 м, наибольшая ширина 20,9 м, осадка 8,9 м.

Вооружение: 2 — 413-мм орудия по одному в барбете, 10 — 152-мм, 12 — 6-фунтовых, 20 малокали­берных и 5 торпедных аппаратов.

Броня: пояс 457—203 мм, траверзы 406—178 мм, барбеты 356—305 мм, траверзы для защиты 152-мм батареи — 152мм, палуба в центре 76 мм, в оконечностях 63,5 мм. Вес брони 2880т (27,1%),

Механизмы: 2 вертикальные трехцилиндровые машины двойного расширения изготовлены на заводе Модслея. (диаметры ЦВД — 1320 мм, 2ЦНД — 1882 мм, ход поршня 1067 мм.). Мощность обеих машин 7500 л. с. (при 100 об/мин.). Скорость 15,7 уз, при форсированной тяге (11 500 л. с.) 17,4 уз. 12 ци­линдрических котлов, 2 винта, запас угля 900/1200 т. Экипаж 523 человека.

После спуска на воду "Бенбоу" до 14 июля 1888 г. достраивался в Чатаме. С 1891 по 1894 гг служба в Средиземном море, после чего введен в резерв в Чатаме. С 1894 до 1904 гг. корабль береговой охраны в Гриноке. С 1904 г. в резерве в Девонпорте. Продан на слом 13 июля 1909 г.

 

Несомненно, все шесть кораблей класса "адмиралов" — это особая веха в истории мирового су­достроения. В течение почти целого десятилетия они, являвшие собой силу британской мощи в Средиземном море, не раз восхищали своим грозным видом как жителей Мальты и Гибралтара, так и жите­лей многих портов, куда им приходилось заходить. А будучи в море, "адмиралы", осыпаемые радужными водяными каскадами, останавливали на себе взоры моряков всех стран с проходивших мимо кораблей.

Вот что писал о них в 1935 г. Оскар Парке — классик истории британского линейного судостроения: "В наши дни наблюдения за парусными учениями Средиземноморского флота или за идущим под всеми парусами линейным флотом являются памятью привилегированного меньшинства. Сегодня мы можем счи­тать счастливцами тех, кто может сказать: "Я видел "адмиралов" в море"."

 

Французские броненосцы: "Адмирал Воден" ("Amiral Baudin") и "Формидабль" ("Formidable")

 

Из спущенных на воду во Франции в начале 80-х годов XIX века наиболее выделяются однотипные броненосцы "Адмирал Боден" и "Формидабль". Их строительство началось в 1878 г. Первый строился в Бресте. На воду корабль спустили в 1883 г. Второй был построен в Лориане. Его спустили в 1885 г. Оба всту­пили в строй в 1889 г.

Эти корабли представляли броненосцы совершенно другого типа, чем те, что были построены в других странах. Сильно выдающийся вперед таран (водорез), заваленные внутрь борта со сплошь устроенными ка­зематами, срезами и спонсонами, высоко поднятый бак, стройный рангоут из двух—трех мачт, с множест­вом марсов, оснащенных прожекторами и артиллерией — все это делало их более мореходными, но менее удобными как артиллерийские платформы и являлось характерной особенностью французского су­достроения того периода. Их тип настолько отличался от классического типа английских кораблей, что все построенные на французских верфях боевые корабли выделялись своим силуэтом, едва показавшись на горизонте.

Среди моряков бытовало мнение, что французские броненосцы создавались для моря, а английские для боя.

Водоизмещение: "Адмирал Боден" — 11 380т, "Формидабль" — 11 441 т.

Размерения: длина по грузовой ватерлинии 100,4 м, наибольшая ширина 21,3 м, осадка 8 м. Корпус имел 11 поперечных и одну продольную водонепроницаемую переборки.

Вооружение: 3 — 370-мм орудия в барбетных установках а диаметральной плоскости (длина ствола 10,4 м, вес 76 т, вес заряда 210 кг, снаряда 550 кг, начальная скорость снаряда 620 м/сек,), 4 — 160-мм, 8 — 140-мм, 18 малокалиберных орудий и 6 торпедных аппаратов.

Бронирование: пояс по ватерлинии шириной 2,15 м состоял из железных плит толщиной на миделе 550 мм, в носу — 400 мм, корме — 350 мм, барбетные установки — 420 мм, палуба — 80 мм.

Механизмы: 2 вертикальные трехцилиндровые машины системы "компаунд" мощностью при естест­венной тяге 6500 л. с., форсированной 8300 л. с. На испытаниях "Формидабль" достиг 15,2 узла (при форсированной тяге 16,2 узла), "Адмирал Воден" — 15,2 узла. Запас угля 800 т. Дальность плавания (10 узл.) 3000 миль.

Оба корабля исключили из состава флота до первой мировой войны.