Проектирование

 

В апреле 1898 года французские заводы Нормана и общества "Форж и Шантье де ла Медитерранне" получили предложение постро­ить несколько миноносцев для русского флота.

Дополнительно, в записке МТК к "Про­грамме для составления проектов эскадренного миноносца", указывалось, что в связи с ростом водоизмещения истребителей (Необходимо отметить (для соблюде­ния "точной терминологии"), что вплоть до кон­ца первой мировой войны часто использова­лось устаревшее ныне наименование класса эскадренных миноносцев-"истребитель" или "контрминоносец". Они предназначались для "истребления миноносцев", и это считалось их основным назначением как кораблей этого класса. В документах же и в обиходной речи — все три наименования использовались па­раллельно, и только с 1907 года повсеместно используемый в документации российского флота термин "эскадренный миноносец" был принят официально) до 300 тонн и более необходимо ускорить принятие лучшего типа кораблей и "заказать истребители на тех верфях, которые сами занимаются их построй­кой и создают типы истребителей с полным ус­пехом в отношении их морских качеств". В чис­ле ряда таких верфей назывались и упомянутые выше французские заводы, получившие оконча­тельный заказ на постройку.

Норману предлагалось сделать заказ "По тем же условиям, что для французского флота, но с артиллерийским орудием калибром не ме­нее 75 миллиметров". "Форж и Шантье де ла Медитерранне" было предложено использовать в основе проекта "Про­грамму..." МТК. За разработку обоих проектов взялся в итоге завод Нормана. За основу проекта были взяты французс­кие миноносцы типа "Пик" и "Эпз". Кон­структоры изменили планировку ряда внутренних помещений и состав минно­го вооружения. Предварительно ходовые качества миноносца оценивались, соглас­но пояснительной записке, как "превыша­ющие 26 узлов". Особое внимание уделя­лось устойчивости и "большему погружению винтов в воду".

В июне 1898 года МТК рассмотрело пре­доставленные чертежи и спецификации истреби­телей. Было отмечено, что проекты почти оди­наковы и "в основном соответствуют заданиям МТК". Однако комитет предложил заводам уни­фицировать два проекта в один, "чтобы недо­стающее у одной фирмы было пополнено у дру­гой". Решение этого, казалось бы, немудреного вопроса тем не менее затянулось до сентября. Не менее трудно шло и согласование статей кон­тракта: в ходе долгих переговоров заводчики до­бились отмены пункта о штрафах за несвоевре­менную сдачу кораблей по причине рабочих стачек. Не было принято и предложение МТК об испытании на водонепроницаемость перебо­рок "наливом воды до верхней палубы".

В ходе "продолжительных и упорных" об­суждений русская сторона вынуждена была от­ступить и от своих первоначальных требований о возможном отсутствии дерева во внутренних помещениях". Жертвой обсуждений пало и столь необходимое в нашем северном климате внутреннее паровое отопление корабля. Пользу­ясь расплывчатостью формулировок, "исполни­тель" добился и сокращения главнейшего ком­понента боевого корабля — вооружения. Уменьшением штатного вооружения на одно 75-мм орудие ещё на стадии проектирования япон­ские миноносцы, оснащенные двумя орудиями аналогичного калибра получили заведомый ог­невой перевес над "русскими французами". На такую жертву пришлось пойти ради удержания строительной перегрузки в разумных пределах, так как по первоначальному проекту водоизме­щение не должно было превышать 300 тонн.

Небрежность и рас­плывчатость требований МТК, буквально потопивше­го французскую сторону в противоречивых уточнениях и дополнениях, не позволили отделить главное от второ­степенного и зачастую топи­ли первое во втором. Поте­рявший терпение Ожюстин Норман настоял на личной встрече с генерал-адмиралом великим князем Алексеем Александровичем и высказал свое недоумение по этому поводу. Только после этого дело наконец сдвинулось и в начале ноября русский воен­но-морской атташе во Фран­ции, капитан 2-го ранга С.П. Шеин получает разрешение на заключение контракта с обоими заводами. Подписанный 5 декабря 1898 года, он предус­матривал постройку двух истребителей мино­носцев по цене 1 520 тысяч франков заводом Нормана и трех, по 1 510 тысяч франков, со­ответственно, заводом "Форж и Шантье". Их спецификации были полностью идентичны. В июне 1898 года завод Нормана приступил к работам.

Десятого ноября 1898 года капитан 2 ран­га Лебедев получил приказ о назначении наблю­дающим за постройкой эсминцев. Его помощ­никами были назначены старшие инженер-механики: в Гавре — Боровский, а на завод Лерда и в Гавре — старший инженер-ме­ханик Боклевский.