Гибель эскадры

 

Не прошло и двух недель, как погибла сле­дующая "форель" — "Внимательный" погиб ещё более нелепо и бездарно, чем "Внушительный".

13 мая командиры девяти миноносцев по­лучили приказ: обогнуть Квантунский полуост­ров с запада и осмотреть остров Мурчисон, по­скольку существовало предположение, что там укрываются японские канонерки, появляющие­ся в заливе Кинчжоу для артиллерийской под­держки своих войск. Миноносцы перешли в Го­лубиную бухту, и в 23 ч 00 мин отправились на задание.

В состав 1-го отряда входили "Вниматель­ный" (брейд-вымпел капитана 2 ранга Е.П. Ели­сеева), "Выносливый", "Властный" и "Бес­страшный".

В 1 ч 10 мин ночи 14 мая 1-й отряд шел 12-узловым ходом у острова Мурчисон, когда с флагманского "Внимательного" прямо по кур­су увидели буруны. Команда: "Полный назад!" запоздала, и корабль налетел на камни. Подо­шедшие миноносцы нашли его сидящим на мели с креном на правый борт. Снять его тросами, поданными на "Властный", не удалось. Ничего не дала и разгрузка носовой части с одновремен­ным затоплением отсека в корме. Крен на пра­вый борт достигал 40°. Примерно в 3 ч 00 мин на горизонте был замечен свет прожектора и начальник 1-го отряда решил, что оставаться даль­ше на этом месте становится опасно.

В 3 ч 15 мин Елисеев отдал приказ оста­вить судно, но предварительно выбросить из пушек замки, вывести из строя торпеды и "вы­пустить из котлов воду, не выгребая жар" (т.е. пережечь их). Дополнительно Елисеев приказал командиру "Выносливого" лейтенанту А.И.Непенину (будущий командующий Балтийским флотом) торпедировать корабль. После двух выпущенных мин от несчастного судна, по сло­вам офицеров, "не осталось никакого следа".

Следственная комиссия пришла к выводу, что аварию следует "приписать несчастной слу­чайности, столь возможной в море". Действия начальника 1 -го отряда и командира минонос­ца признали правильными. Единственная пре­тензия к ним заключалась в утере ряда важных документов, включая вахтенный журнал и свод опознавательных сигналов для переговоров с крепостью. Но комиссия не стала акцентировать внимание на этой "недостаче".

Однако несколько дней спустя начали вы­являться "крайне неприятные" обстоятельства. Среди местных жителей стали появляться "вещи с русского корабля". По рассказам допрошен­ных китайцев, близ одного из островов на кам­нях стоит "брошенный пароход". 27 мая солдаты обошли местные фанзы и обнаружили боль­шое количество продуктов, матросскую и офи­церскую форму, электрические лампочки, про­вода, приемный аппарат радиотелеграфа и даже Андреевский флаг! Все это было снято с "Внимательного", причем судя по тому, что крупа и мука не были подмочены, миноносец даже не затонул. Правда, найти корабль поме­шал разыгравшийся затем шторм. Следствен­ная комиссия была вынуждена продолжить свою работу.

"Почему начальник отряда считал появ­ление на горизонте проблесков электрических фонарей опасным для девяти миноносцев, посланных атаковать неприятеля? Почему требо­валась такая поспешность? Почему начальник отряда не удостоверился лично в уничтожении миноносца, а отдал распоряжение выстрелить миной? Почему он выстрелил миной зная, что глубина мала?.." — вопрошал командующий эскадрой.

Ответ Е. П. Алексеева был долог и неубе­дителен. А из японских источников выяснилось, что замеченный "свет прожектора" в действи­тельности принадлежал отряду под командованием капитана 2 ранга Нисияма в со­ставе старых судов береговой обороны "Цукуба", "Хайен" и канонерок "Акаги" и "Чокай" — то есть как раз тем кораблям, которые и дол­жен был атаковать Алексеев. Командир "Вынос­ливого" лейтенант А. И. Непенин отвечал, что "не видел корабля" после взрыва торпед и, получив тот же ответ от своих офицеров, счел его уничто­женным и последовал в Голубиную бухту.

Но правда, как выяснилось позднее, ока­залась ещё неприглядней. Торпеды взорвались на камнях, не дойдя до цели. К утру начался при­лив, и корабль всплыл сам. Ветром "летучий гол­ландец" отнесло на 10 миль к северу, и он вто­рично сел на мель у мыса Ридж. Здесь его и обнаружил 26 мая японский дозорный миноно­сец № 42. Судно к тому времени было основа­тельно расхищено китайским населением, но по­вреждения корпуса и главных механизмов оказались незначительными (!). 9 июня специаль­ная аварийная партия под командованием ка­питана 2 ранга Фудзимото приступила к спасательным работам. Но к этому времени удары волн разбили днище, обнаружились новые пробоины. Откачать воду из трюмов не удалось, и работы пришлось приостановить. Начался шторм, "Внимательный" вторично сам снялся с камней и затем затонул.

Дело "замяли", к ответственности никто не привлекался. История осталась совершенно непонятной и неестественной. Все "виновники" и до и после имели заслуженную репутацию храбрых и умелых командиров. "Пантелеич", как звали порт-артурцы Е.П.Елисеева, среди моряков пользовался заслуженным авторите­том; мичман (впоследствии контр-адмирал) Б.П. Дудоров называл его "всеобщим любимцем" и характеризовал как одного из самых лучших морских офицеров порт-артурской эскадры. А.И. Непенин прибыл из Шанхая с интер­нированной там канонерской лодки "Манджур", был назначен на "Выносливый" вместо ранено­го мичмана А.Н.Заева, а 10 мая стал командиром этого корабля, и поход к острову Мурчисон стал его первым плаванием в новой должности. Все­го через три месяца — 31 августа 1904 года, ко­мандуя двумя катерами, Непенин атаковал и взял на абордаж большой минный катер флагманс­кого японского броненосца "Микаса", вышед­шего ночью к Порт-Артуру для проведения мин­ной постановки. Катер был захвачен и приведен в Порт-Артур. "Катер можно исправить и при­способить для траления и нужд порта", — док­ладывал по этому поводу в Царское село глав­нокомандующий А.Е. Алексеев .

Сам по себе факт по меньшей мере трёх­кратного, в ходе войны, уничтожения собственных кораблей в отсутствие какой бы то ни было угрозы со стороны противника (крейсер "Боя­рин", эсминец "Внимательный" и, наконец крей­сер "Изумруд" из состава эскадры Рожественского) невероятен настолько, что мог бы быть сочтен, в наши дни, применением некоего "пси­хотропного оружия". Эти таинственные случаи, безусловно, ждут своего тщательного изучения. Во второй половине мая обстановка у Порт-Артура обострилась — с падением Кинчжоуской позиции японские войска начали бло­каду крепости. Сухопутная связь с ней прерва­лась. Теперь к боевым задачам эсминцев добавились прорывы сквозь вражескую блока­ду с депешами и донесениями, так как планируе­мая к установке в Чифу на территории русского консульства радиостанция для прямой связи с Порт-Артуром так и не была введена в действие. Другой задачей порт-артурской эскадры, стала артиллерийская поддержка сухопутных войск и борьба с вражескими канонерскими лодками. При этом наши корабли нередко вступали в пе­рестрелку со своими соперниками, выполня­ющими аналогичные задачи.

Такими были бои 1 и 10 июня. И если в первом из них стороны вели огонь без потерь с обоих сторон, то во втором случае флагманский эсминец "Боевой" под брейд-вымпелом капита­на 2 ранга Е.П. Елисеева почти сразу же полу­чил два серьёзных попадания 76-мм снарядов, начальника отряда ранило, и русские корабли отошли вглубь бухты. В этом же бою незначи­тельное, но "экзотическое" повреждение полу­чил "Выносливый" — трехдюймовый японский снаряд поразил кормовой гальюн и остался там, не взорвавшись.

Днем того же 10 июня состоялся первый выход в море всей русской эскадры, закончив­шей наконец ремонт поврежденных в первый день войны кораблей. Но Витгефт, встретив про­тивника, повернул назад, не решившись на за­думанный прорыв во Владивосток, Миноносцы сопровождали эскадру, но в бой не вступали. Опасным моментом для них было начало операции, когда по шедшим с тралами истребителям открыли огонь япон­ские крейсера. Рядом с "Властным" взорвался 203-мм снаряд, по­вредивший лопасть одного из греб­ных винтов.

В этот период войны корабли 1-го отряда и "форели", в частности, использовались очень интенсивно. При этом корабли продолжали нести сторожевую службу в пределах внеш­него рейда. Но "небоевые" потери продолжали преследовать русские корабли. После ночного боя в бухте Тахэ "Грозовой" при буксировке к берегу тяжело поврежденного "Лей­тенанта Буракова" зацепил винтами за грунт, погнул гребные валы и потерял ход. Ремонт его оказался не слишком долгим, и все три "форели" приняли участие в выходе эскадры 28 июля и последовавшем за ним сраже­нии в Желтом море. Одинаково оже­сточенное для обеих сторон сражение закончилось с наступлением ночи. Его результат остался неопределен­ным, но русские корабли не только не пробились во Владивосток, но и потеряли часть кораблей при возвращении в Порт-Артур. Большая часть их прорвалась в нейтральные порты, где они были интернированы до конца войны.

Японский флот получил решающее превос­ходство над Порт-Артурской эскадрой. К это­му добавилось тяжелое поражение русских крей­серов в Японском море 1 августа 1904 года, выведшее из строя Владивостокский крейсерс­кий отряд до конца войны.

Определив, что основные силы эскадры возвращаются в Порт-Артур, туда же направи­лись "Властный"и "Выносливый". Но "Грозо­вой" же ушел за прорвавшимся на юг крейсером "Диана". Утром на "Грозовом" потекли холо­дильники, упал ход, и командир "Дианы" при­казал ему следовать в Киао-Чао (Циндао). Уйдя от преследования японского крейсера, миноно­сец с трудом добрался до Шанхая. Там уже сто­ял прибывший ранее крейсер " Аскольд" под фла­гом командира крейсерского отряда Н.К. Рейценштейна.

Верный своему характеру Николай Карло­вич Рейценштейн рвался в бой, но Верховное командование, поколебавшись, отдало приказ разоружиться. Выполняя его, "Грозовой" разо­ружился первым.

 

Эскадренный миноносец

командир

Количество выходов в море

"Выносливый"

Лейтенант Непенин А.И. (20.05.-14.07.1904)

23

"Властный"

Лейтенант Карцев Н. В с 12.06.04г.

Вердеревский Д. Н. 12-22.06.1904

Михайлов 2-й 22.06-13.07.1904

22

"Грозовой"

Лейтенант Бровцын А.А.

27

 

Это включало: спуск флага, сдачу орудий­ных замков, прицелов (пушечных и минных), всех винтовок и револьверов, боевых припасов, зарядных отделений торпед, всего пироксилина и некоторые части ходовых машин. Через не­сколько дней разоружился и "Аскольд".

Положение же Порт-Артура становилось всё безнадежней. Восемь оставшихся "в строю" эсминцев эскадры уже почти не рисковали вы­ходить из-под прикрытия батарей береговой обороны. Японцы времени не теряли, и море вокруг крепости буквально кишело минами.

11 августа для охраны тралящего каравана на внешний рейд отправились "Выносливый", "Разящий" и "Расторопный". Примерно в 18 ч 00 мин "Разящий" наткнулся на мину, но остал­ся на плаву. К нему поспешил "Выносливый" — и на циркуляции тоже коснулся бортом мины. От сильнейшего взрыва корабль разломился пополам. Носовая часть затонула через полми­нуты, кормовая же чуть позже встала вертикаль­но и ушла в воду с вращающимися винтами. Погибли командир лейтенант П.А. Рихтер 1-й, вахтенный начальник лейтенант А.А. Кашерининов и 10 матросов.

"Властный" — единственный оставшийся в строю эсминец типа "форель" в последующие ме­сяцы агонии эскадры и крепости практически не принимал участия в боевых действиях из-за из­носа механизмов и нарастающей нехватки угля.

Первого октября корабли фактически разоружились, отдав крепости 5 000 снарядов. Порт уже не мог вести никаких ремонтных ра­бот, превращаясь в братскую могилу эскадры. Выдержав штурм 10-17 октября (в ходе его японская артиллерия выпустила до 30 000 сна­рядов), крепость исчерпала свои последние ре­зервы. Положение не могла спасти даже нала­женная в крепости отливка снарядов, доведенная к 20 ноября до 50 штук в день. Кон­чалось всё: запасы солонины, масла, сухарей, чаю, сахара и пр. С конца ноября дневное дви­жение по Новому городу стало невозможно из-за артобстрелов. По взятии ключевой позиции обороны (горы Высокой) счет пошел на часы. Осадная 11-дм. артиллерия каждый день при­цельно делала по 250 выстрелов.

Поздним вечером 19 декабря командиры эсминцев были собраны для совещания на "Сильном". Здесь они получили приказ на ис­полнение "Секретного предписания от 28 нояб­ря 1904г. за № 589" заведующего морской и мин­ной обороной крепости, предписания о действиях при возможной сдаче крепости.

Совещание утвердило порядок прорыва оставшихся кораблей, опознавательные сигна­лы и порт интернирования (Чифу). Местом на­чала прорыва была выбрана бухта Белого вол­ка. Уходя на прорыв, "Властный" взял на буксир катер (на случай гибели эсминца).

Забрав документы и знамена частей, ма­лым ходом, погасив огни, уходили последние корабли эскадры. За их спиной навсегда таял Порт-Артур — немеркнущая и горькая слава российского оружия. Мешали следить за морем крепостные прожектора. Временами всё осве­щалось громадным заревом подрываемых ко­раблей. "Властный" уже два месяца не разви­вал полного хода. Скрывая демаскирующие факелы пламени из труб, сбавили ход и потеря­ли отряд. До Чифу дошли самостоятельно, не встретив в море ни своих, ни чужих. Здесь ко­рабли разоружились и были "сданы на хране­ние китайскому правительству до окончания военных действий.

Так прошло восемь месяцев.