"Властный" и "Грозовой" на Севере

 

Наиболее вероятным противником северо­морцев считались немецкие подводные лодки. Опасения Адмиралтейства были не напрасны. И сегодняшние североморцы — вчерашние тихоокеанцы не подозревали, как скоро заговорят по-боевому пушки их миноносцев.

Всего через два месяца по прибытии на Север, 24 сентября 1916 года "Властный" под командованием лейтенанта С. А. Бутвиловского и ледокол "Вайгач" несли патрульную служ­бу у входа в Кольский залив. Корабль всё ещё находился под впечатлением от посещения его морским министром адмиралом И.К. Григо­ровичем. Всего три дня назад, 21 сентября, в ходе инспекционной поездки на Север после­дний царский министр осмотрел так памятные ему по "Порт-Артурской страде" "форели". В месте с сопровождавшими его контр-адмира­лом Кербером, вице-адмиралом Угрюмовым (командующим Архангельского и Беломорско­го районов), главным морским начальником в Кольском заливе капитаном 1 ранга Кротковым И.К. Григорович провел смотр и совер­шил короткий выход в море на "Властном". Никогда еще в долгой жизни корабля в его не­широкой рубке не теснилось столько адмира­лов. И каждому матросу было понятно, что внимание министра — знак каких-то близких и важных событий.

В 13 ч 00 мин эти воспоминания были на­рушены докладом берегового радиотелеграфно­го наблюдательного поста, сообщившего о при­ближении противника — пришло время совершить то дело, ради которого корабль про­шел три океана — атаковать врага! Как и в дав­нем 1904 году новый враг превосходил по мощи своей артиллерии пару трехдюймовок "Властно­го" и числом и силой: со стороны мыса Сеть-Наволок к Кольскому заливу приближались гер­манские подводные лодки.

Около 14 ч 30 мин сигнальщики обнару­жили противника визуально — две большие под­водные лодки шли встречным курсом на дистан­ции 50 кабельтовых. Сберегая топливо, они шли под парусами, в надводном положении. Каждая из них несла одну 105- и одну 88- миллиметро­вую пушку.

И так же, как когда-то под Порт-Артуром "Властный" принял артиллерийский бой! Удача сопутствовала нашим морякам: первыми цель на­крыли комендоры "Властного". Один из снарядов поразил вражескую субмарину, на ней загорелись паруса. На лодке прекратили огонь и спешно погрузились. Находясь за тысячи миль от своих баз, "корсары кайзера Вильгельма" не могли по­зволить себе рисковать в открытом бою.

"Властный" же прошел над местом их пред­полагаемого нахождения и сбросил глубинные бомбы, впервые применив новое оружие на рус­ском Севере. Теперь он мог не уходить от опас­ности и не делать "поворот вправо на 16 рум­бов", как три месяца назад!

Не прошло и месяца, как 20 октября заслу­женные "форели" нанесли очередное поражение германским подводникам. Миноносец "Грозо­вой", вместе с посыльным судном "Купава" и тральщиком Т-13, сопровождал шедший из Нор­вегии конвой. Было 12 часов дня. Согласно внут­реннему корабельному распорядку, пришло вре­мя обеда. Но в этот момент! Впрочем, предоставим слово вахтенному журналу "Грозового":

12.10. Застопорил машины. С "Купавы" со­общили о показавшейся подводной лодке. По­ручил "Купаве" охранять караван. Увидел на Ost, в двух милях от меня всплывшую подвод­ную лодку без флага, по типу немецкой U 29.

12.15. Дали ход и пошли на сближение с лодкой.

12.20. Привели лодку на курсовой угол 45° правого борта.

12.25 Легли курсом прямо на лодку. Опоз­нали подводную лодку типа U 29-35, немецкая. Провели лодку на курсовой угол 45° левого борта.

12.30 Открыли огонь с 5 кабельтовых. "Ку­пава" легла в кильватер и открыла огонь. На ди­станции 1,5-2 кабельтовых заметили попадание в рубку. Два попадания в корму, под ватерли­нией вызвали повторный взрыв, произошло по­падание между рубкой и кормовой пушкой. Лодка стала постепенно погружаться кормой вниз и затонула.

12.36. Прекратил огонь.

13.00. "Купава" открыла огонь. Подошли к "Купаве". Стали крейсировать средним ходом, ожидая возвращения судов конвоя.

13.20. Прибыли на место боя и обнаружи­ли большое масляное пятно, площадью около 1 квадратной мили. Обследовали замеченное пятно. Были обнаружены выходящие из воды пузыри, всплывающее масло, сильный запах бензина...

16.00. Отбой боевой тревоги. ...

И только в 16 часов (по отбою боевой тре­воги!) усталая и гордая своей победой команда приступила к запоздавшему обеду.

Так погибла большая подводная лодка U-56, вступившая в строй германского флота все­го четыре месяца назад. Из описания боя можно предполагать, что её командир решил избежать боя и срочно уйти на погружение. Можно пред­полагать и какую-либо неисправность на борту U-56, задержавшую погружение. Но этого мы уже не узнаем.

Возраст "форелей" сказывался всё боль­ше. В феврале 1917 года "Грозовой" и "Власт­ный" ушли на очередной ремонт в Англию. Последовавший вскоре выход России из войны и переговоры с Германией спровоцировали ан­гличан на захват ремонтировавшихся у них рус­ских кораблей.

В ноябре 1917 года на "Грозовом", "Влас­тном", крейсере "Варяг" и других русских кораб­лях были подняты британские военно-морские флаги, а их экипажи арестованы.

В августе 1918 года "форели" прибыли в Архангельск под английским флагом и с англий­ской командой. Здесь они занимались эскорти­рованием транспортов с грузами для Белой ар­мии. С эвакуацией английских сил с Севера они были уведены в Англию, навсегда покинув Рос­сию. Только в ходе частичного возврата русских кораблей в 1921 году "Властный" вернули пред­ставителям Советской России 14 мая того же года, но, как устаревший, в строй он уже не вво­дился и был продан на слом в Германию.

Окончательная судьба "Грозового" точно не известна. По одним сведениям, его разобрали на металл в Англии, по другим — сдали на слом во Франции в 1923-1924 годах.

Так завершилась судьба третьей серии "французских" эсминцев русского флота.