Устройство миноносцев типа «Лейтенант Бураков»

 

Главные размерения корпуса оставались прежними (56,6 метра по грузовой ватерлинии, максимальная ширина 6,4 метра, средняя осадка корпуса в 1,97 м. должна была соответствовать 312 тоннам водоизмещения). Однако корпус был значительно усилен конструктивно, с заменой ряда деревянных элементов. Так, нижнюю плат­форму (палубу) набрали из стальных листов тол­щиной 2 миллиметра. В районе световых машин­ных люков (там, где на "Форели" и "Стерляди" крепились палубные "пластины усиления") уве­личили толщину палубной обшивки. Удвоили толщину листов поясьев наружной обшивки. В сочетании с усилением других конструкционных элементов это привело к увеличению водоизме­щения на 13 тонн.

Шпация шпангоутов составляла 600 миллиметров (от оси до оси) во всех 10 отсе­ках, за исключением машинного отделения, где единообразию шпаций мешали машинные фундаменты. Водонепроницаемые переборки довели до уровня верхней палубы. Глубина трюма составляла 4,1 метра (от киля до вер­хней палубы).

Четыре котла системы Нормана (с рабо­чим давлением в 17 атмосфер) были размещены в двух котельных отделениях, линейно-череду­ющихся с машинными. Две машины устанавли­вались со смещением от оси судна (для более компактного размещения) в "шахматном" по­рядке. Со стороны же, противоположной сме­щению машины предусматривались дополни­тельные угольные ямы.

Не оговаривая строго индикаторную мощность машины, спецификация, тем не менее предусматривала её от 3 000 л.с. и выше, при ча­стоте вращения 310 оборотов в минуту. Это, по мнению проектировщиков, должно гарантиро­вать контрактную 26-узловую скорость. Даль­ность планировалось 950 миль при 14 узлах и 1860 при 10 узлах. Расход угля для работы необ­ходимых механизмов при якорной стоянке дол­жен был составлять 1,5 тонны в день.

Продолжала сохраняться популярная во французском судостроении (и на "форелях", в частности) схема размещения рулей впереди и ниже их основной линии гребных винтов. Это решение гарантировало сохранение высокой уп­равляемости при сильном волнении. В то же время оно резко увеличивало опасность повреж­дения рулей при посадке на мель или камни. (Именно это и случилось при посадке на мель "Форели" 14 ноября 1901 года в Куксгафене).

Значительно усовершенствовали водоот­ливную систему. Её составляли: десять эжекто­ров, две циркуляционные помпы, комплект до­нок и трюмных помп. При заполнении любого отсека (кроме концевых и унтер-офицерского) откачка велась соответствующими эжекторами, донками и циркуляционными помпами. Время затопления погребов боекомплекта оценивалось в 15-20 минут (через клинкеты, управлявшиеся с верхней палубы). Циркуляционные помпы, ис­пользуемые для создания вакуума в конденсато­рах силовых установок при малых ходах или стоянке могли быть использованы как дополни­тельные средства откачки воды из трюма.

Кроме того, как водоотливные системы могли быть использованы и средства противо­пожарной системы. Последнюю составляли две донки системы Листа с комплектом переносных брандспойтов.

Электрическое освещение "Бураковых" со­ставили 59 16-свечевых ламп.

Во всех основных отсеках установили "электроколокола" (сигнальные звонки), с об­щей системой включения из боевой рубки. В пол­тора раза (до 60 сантиметров) увеличивался ди­аметр "боевого фонаря" (прожектора).

Все это привело к увеличению массы энер­гетической установки почти на 5 тонн. Увели­чились веса минного вооружения, динамо-ма­шин, прожекторов и многих припасов. В итоге, пришлось пойти даже на некоторое сокращение запаса угля (С 30,4 до 29,6 тонн.)

В сумме, это еще на стадии постройки при­вело к росту водоизмещения до 335,8 тонн. Но, "как обычно", эта величина не стала окончатель­ной: сверх указанного в спецификации, огова­ривалось наличие на борту большого количе­ства запасных частей, общей массой до 6 тонн.

По опыту "форелей" и французских эсмин­цев типа "Catapulte" переделали под ходовой мостик прожекторную площадку. Сюда же вы­несли штурвал, переговорные трубы, машинный телеграф и компас.

Сохранялся характерный для "форелей" и французских миноносцев вообще "решетчатый настил", поднятый на 60 сантиметров над основ­ной верхней палубой.

От дальнейшего развития ходового мос­тика до "выносных крыльев с пулемётами, до самого борта" пришлось отказаться в виду крайней громоздкости подобной "конструк­ции". С палубы на крышу тамбура переместил­ся кормовой ходовой мостик. Место его заня­ла рубка камбуза и радиостанции. Ввиду близости главного компаса в конструкции там­бура пришлось использовать немагнитный сталеникелевый сплав. Те же немагнитные сплавы предполагалось использовать и в лобо­вой части боевой рубки.

Минное вооружение усиливалось уста­новкой более мощных торпедных аппаратов (45-сантиметровых, образца 1904 года). Сектор обстрела минных аппаратов составлял 26° от траверза в нос и корму. По прибытии на Бал­тику корабли планировали сразу перевоору­жить, заменив все 5 орудий калибром 47 мил­лиметров на второе 75-мм орудие и четыре пулемёта, доведя число последних до 6. Прове­сти эту замену во Франции не решились из-за крайней спешки "заказа военного времени". Предусмотренный боекомплект составлял 320 (160 на ствол) снарядов калибра 75 миллимет­ров и по 108 (18x6) ящиков с патронными лен­тами для пулеметов.

Все устанавливаемое во Франции вооруже­ние, как и прежде, поступало из России и про­ходило испытания во Франции. По установке оружие испытывалось стрельбой: пять выстре­лов для артиллерийской установки, два выстрела из минного аппарата и сто выстрелов из пуле­мета. Таким образом, планировалось достиг­нуть равенства или даже некоторого превосход­ства в вооружении японских миноносцев.

Для растяжек "беспроволочного телегра­фа" и производства сигналов в проекте предус­мотрели две мачты высотой 14,4 метра.

Паровые брашпили резко увеличили меха­низацию различных палубных работ, и было устроено паровое отопление, отсутствовавшее на "форелях". Внутреннее же расположение мало чем отличалось от существовавшего ранее на предыдущей серии.

Согласно спецификации при постройке весь корпус подлежал оцинковке, а допуски и толщины принимались по стандартам, приня­тым во французском судостроении. Все внешние металлические поверхности должны быть триж­ды загрунтованы перед окончательной покрас­кой. Для форштевня использовалась кованая сталь, а сам он имел форму шпирона, ахтерштевень отлили из стали. Киль, длиной около 32 метров, сформировали из металлических листов толщи­ной 4,8 миллиметра.

Иллюминаторы открывались (за исключе­нием люковых иллюминаторов) и снабжались крышками на задвижках или шарнирах. Двери в переборках открывались в обе стороны.

Первое отделение (отсек) предназначался для предотвращения распространения воды по кораблю при повреждении форштевня.

Второй являлся жилым помещением ко­манды и имел рундуки для личных вещей по бор­там. Под палубой предусматривалось "помеще­ние для провизии".

Третий отсек помимо жилого помещения вмещал паровой штурвал, погреба для 76 и 47-мм снарядов, водяные цистерны общим объемом 3 000 литров. Дерево в оборудовании снарядных погребов допускалось только для устройства снарядных стеллажей. В погребах размещались все виды патронов (пулеметные, ружейные и ре­вольверные).

Четвертый отсек вмещал: два передних котла, бортовые и поперечные угольные ямы, питательную донку котельного отделения, водя­ные цистерны (4 000 литров).

В пятом и шестом отсеках располагались главные машины, воздухонагнетательный насос и распределители, кипятильники для воспроиз­ведения потери в котлах (производительностью 625 литров в час), циркуляционная помпа, пародинамомашина. Эти отсеки имели открывающи­еся иллюминаторы и вентиляторы и сообщались между собой дверьми, находящимися выше уров­ня ватерлинии.

В седьмом отсеке располагалась кормовая котельная группа, и он был полностью иденти­чен четвертому. Каждое котельное отделение имело "прибор для душа" и "ящики для платья кочегаров".

Восьмой отсек предназначался для разме­щения офицеров и имел, ближе к корме, трап, ведущий в кают-компанию. С левого борта он имел буфет, ватерклозет и каюту для штурманс­ких принадлежностей, на правом борту распо­лагалась каюта командира со входом из прихо­жей. В средней части - кают-компания и две офицерские каюты по бортам от неё.

Ключей от всех помещений изготовили по два комплекта. Установили электрическую сиг­нализацию из командирской каюты к унтер-офи­церским и офицерским каютам.

Каждая офицерская каюта имела кровать с ящиком под ней, шкаф, письменный стол и умывальник с зеркалом. В каюте командира, кроме того, имелся еще один шкаф для карт, биб­лиотека и кресло. На дверях кают и кают-ком­пании располагались шерстяные портьеры, и, кроме того, один шерстяной ковер находился в кают-компании. Палубы в каютах покрывались линолиумом, а столярные изделия изготовили из лакированного тикового дерева. Под палубой офицерской кают-компании находился погреб для снарядов. Погреба имели устройства затоп­ления, освещения и вентиляции. Система затоп­ления погребов обеспечивала их полное затоп­ление (при пустых стеллажах) не более, чем за 15 минут. Вентиляционная система обеспечива­ла 6-тикратную смену воздуха в течение 1 часа и не допускала повышения температуры в ходе ис­пытания корабля выше 35° С.

В девятом отсеке имелось жилое помеще­ние для квартирмейстеров. Оно содержало: стол с раздвижной столешницей, койки с рундуками, шкафы, умывальник с зеркалом, шесть кроватей, каюту машинного квартирмейстера и необходи­мые крючки для четырех дополнительных под­весных коек.

В последнем десятом отсеке располагался погреб, оснащенный принудительной вентиля­цией.

В корме находился гальюн для унтер-офи­церов и команды. В жилом командирском от­секе оборудовали два ватерклозета в закрытых помещениях.

Внутренний объём помещений составил (данные приводятся для эсминца "Лихой", со­гласно спецификации 1913 года): отсек № 1 — 6,25 м3, отсек № 2 — 46.0 м3, отсек № 3 — 104.0 м3, отсек № 4 — 151.0 м3, отсек № 5 — 88.0 м3, отсек № 6 — 86.0 м3, отсек № 7 — 150.0 м3, отсек № 8 — 90.0 м3, отсек № 9 — 32.0 м3, отсек № 10 — 4.5 м3.

На палубе все выходные и вентиляционные отверстия вывели на уровень деревянного решет­чатого настила. Предусматривались желоба для подачи мин к торпедным аппаратам. Подъем мин (торпед) с воды и из кранцев осуществлялся при помощи переносной минбалки.

Крышки машинных и котельных люков были герметичны и легко открывались изнутри. Люки внутренних помещений имели съёмные крышки, чтобы внутреннее освещение не было видно ночью.

В рубке находились штурвал с паровым при­водом, две переговорные трубы, два машинных телеграфа и два манометра, соединенные с котла­ми, складной стол и электрический фонарь для освещения карт. Прожектор установили за рубкой на платформе, устроенной по типу принятой на фран­цузских эсминцах типа "Циклоп". Здесь же имел­ся ряд приборов, дублиру­ющих приборы, разме­щенные в рубке.

Волноотводы из листовой стали имелись перед рубкой с каждого борта. Также на палубе ус­танавливались рубка для команды и офицерского камбуза и радио рубка.

В кормовой рубке, установленной на сходе в командирский отсек, имелся третий штурвал с приводом от рулевой ма­шины (ручной). При каж­дом из штурвалов стоял компас.

 

Механизмы

 

Согласно пункту № 56 заводской специфика­ции эсминец оснащался двумя 3-цилиндровыми вертикальными паровы­ми машинами тройного расширения, прямого действия. Диаметр ци­линдров: ЦВД 464 мм, ЦСД 660 мм, ЦНД 1 000 мм. Ход поршней 300 мм. Предельное число оборо­тов 310 об/ мин.

Испытания машин проводились по оконча­нии испытаний котлов. Коленчатые, гребные валы и все движущиеся части механизмов вы­полнялись из стали высшего качества. На каж­дый гребной вал устанавливался ленточный сто­пор. Гребные винты стальные или бронзовые. Действие машины, согласно контракту доводи­ли до "наивозможной" тишины. Для этого все соединения имели регулируемые "обтяжки". Воздушные насосы устраивались таким обра­зом, чтобы можно было вывести из действия без их разборки.

4 водотрубных котла с рабочим давлени­ем 17 кг./см.кв, системы Нормана установили попарно в двух котельных отделениях. Котлы имели следующие ТТД: площадь колосниковой решетки 14.8 м. кв., поверхность решетки 673 м. кв., объём пара 4 700 литров, объём воды 7 400 литров.

Испытания водой проводились в присут­ствии наблюдающего инженера, давлением 23 килограмма на кв. см. поверхности. Для котель­ных трубок использовалась мягкая цельнотяну­тая сталь.

При необходимости котлы и машины мог­ли работать в различных комбинациях (две ма­шины— один котел, одна машина — два котла и т. д.). Каждый котел имел отдельные водомер­ные приборы. Двери в котельные отделения ус­траивались на пружинах. Сами котельные от­деления имели общую переговорную систему.

Время, необходимое для разведения паров и начала движения при "холодных котлах", оп­ределялось в 1,5 часа при штатной работе и в один час при экстренной разводке паров.

 

Артиллерийское вооружение

(Согласно спецификации на 1913 год, для эскадренного миноносца "Лихой")

 

Сектор обстрела носового 75-мм орудия 200° (по 100° на борт), кормового 75-мм 180° (по 90° на борт). Место и время установки орудий — Обуховский з/д, 25 октября 1913 г.

Углы возвышения +15° ; -5°.

 

Минное вооружение

 

На вооружении эсминцев находились 450-мм торпеды образца 1904 года, проекта Фиумского завода (Австро-Венгрия). В России такие торпеды изготовля­лись Обуховским заводом и заводом Леснера).

Торпеды име­ли следующие ТТД: длина торпеды 5,13 м, общий вес 648 кг, вес боевой части 70 кг, давление сжато­го воздуха 150 атм, дальность хода 0,8-2,0 км, скорость хода 33-25 уз.

 

Якорные и швартовые устрой­ства

 

Якорные при­способления вклю­чали: паровой брашпиль для цеп­ного каната и кран-балка для перекладывания якоря и по одному стопору с каждого борта, два цепных каната по 150 метров и 2 якоря весом 380 килограмм (вместе со штоком), два шварто­вых каната длиной по 50 м., металлический бук­сирный трос длиной 100 м.

Решетчатую палубу окружили стойками закаленного оцинкованного железа, высотой 1 метр над палубой. Через стойки протянули три ряда стального троса и поставили предохрани­тельную сетку. Часть стоек выполнили съёмны­ми или откидными (чтобы не создавать помех стрельбе минами). Установили по два трапа на палубу с каждого борта: для схода с корабля и два для погрузки угля. Для каждого пролагался еще один небольшой съёмный деревянный трап. На корабле имелось несколько спасательных кругов с надписями названий кораблей.

На корабле имелись: один вельбот (7 мет­ров), легкая деревянная гичка (3,5 метра) и две парусные шлюпки (3,6 метра). Вельбот и гичка подвешивались на стальных шлюпбалках.

Грелки системы отопления в жилых поме­щениях распределили из расчета от 0,5 до 1,5 мет­ра квадратных, на одну грелку. Медные грелки имелись в командирских помещениях, железные в унтер-офицерских и кубриках.

В комплект поставки входило и большое число разнообразнейших предметов корабель­ного обихода: начиная от "2 швабр с рукоятка­ми" и "8 медных луженых чайников" до "24-х де­сертных ножей". Не забыли и о духовном здоровье команды. Первой строчкой станицы № 18 спецификации в комплект поставки на кораб­ли включили иконы: Святого Николая Спасите­ля, Казанской Божьей Матери и Александра Не­вского.

 

Ведомость весов

(в килограммах)

 

Корпус 119 000, минные аппараты, обору­дование, мины 5 800, артиллерия и снаряды 14 500, экипажные припасы 8 000, команда и вещи 7 000, питьевая вода 2 000, силовая установка 117 000, вода 3 000, динамо-машины, прожектора, принадлежности электроосвещения 1550, навига­ционные принадлежности и прочее 3 500, уголь 30 450. Всего: 237 550 (по проекту) 74 450 (сверх проекта) 312 000 (фактически). После 1913 года нормальный запас угля для эсминцев типа "Лей­тенант Бураков" составлял 80 тонн, полный 100 и "чрезвычайный" 110 тонн.